Сущность налогов и принципы налогообложения




 

Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивает формирование доходов бюджетной системы, которые используются органами государственной власти и местного самоуправления для финансирования необходимых расходов.

Изъятие государством в пользу общества определённой части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного платежа и составляет сущность налогов. Платежи осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:[4 c34]

- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определённый доход;

- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (в редакции Федерального закона от 9.07.1999г. №154-ФЗ) [3 c. 2].

Необходимо отметить, что Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса РФ №146-ФЗ от 31.06.1998г. (часть I) и №117-ФЗ от 05.08.2002г. (часть II) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Данный Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе:[2 c3]

1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ,

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов,

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов,

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений,

5) формы и методы налогового контроля,

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности, прямо и косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах Российской Федерации товаров или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц или организаций.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке должен платить.

Для того, чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем: [ 10 c5]

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов (принцип равнонапряженности).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации (принцип однократности уплаты налога).

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа (принцип обязательности).

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям (принцип эффективности).

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики (приложение 1).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: