Расстройство настроения подростков




Казанская В.Г.

Формы трудностей взросления подростка.

(Казанская В.Г. Подростки: трудности взросления. – СПб.: Питер, 2006. – С. 122-145.)

Общая характеристика трудностей взросления

Расстройство настроения подростков

Подростки в процессе развития находятся в различных условиях, которые в определенных случаях способствуют трудностям в рас­крытии требуемых окружением свойств личности. Возникают пси­хологические проблемы, которые подростки не могут разрешить са­ми или же делают это деструктивным путем, еще больше усугубляя ход психического формирования личности. Значит, в основе конкрет­ных трудностей лежат психологические проблемы. Психологические проблемы - это сложные вопросы бытия, отраженные в психике. Очень часто «Я» подростка проявляется противоречиво, создается ситуация, не удовлетворяющая личность. Иными словами, возника­ют трудности взросления подростков.

Трудность - отражение в сознании конкретной личности какого-­либо несоответствия, психологического барьера между требуемыми условиями и отсутствием средств для их изменения. Трудности пер­сонализированы. У одних подростков несоответствие между имею­щимся и требуемым становится значимым и вызывает отрицатель­ные переживания; подросток должен собрать всю свою волю, чтобы преодолеть эти трудности. У других подобное несоответствие лишь стимулирует азарт борьбы. Но тем не менее слишком типичным бы­вает несоответствие и слишком распространенными - отрицатель­ные переживания. Кроме того, вне проблем нет человеческого суще­ствования, поэтому разрешение возникающих трудностей конструк­тивным путем переводит личность подростков на новый уровень развития.

Не все психологические проблемы означают аномалии в разви­тии. Психическое отклонение определяется с учетом таких парамет­ров: дистресс, неспособность к действию, неадекватность, иррацио­нальность, непредсказуемость, нетрадиционность или статистическая редкость, нарушение моральных норм и осквернение идеалов. Но од­ного из этих критериев недостаточно, и ни один из них, представлен­ный отдельно, не является необходимым для того, чтобы поставить диагноз психического расстройства.

Обратим внимание на те трудности, которые осознают сами под­ростки, их родители и педагоги. Условиями их появления могут стать социальная ситуация при переходе на новый уровень развития, про­тиворечия при овладении новой деятельностью и др.

Американская психологическая ассоциация в 2000 г. указала на социальные и физические факторы, которые могут иметь отношение к психическому расстройству. К большинству главных расстройств, требующих лечения в клинике, относятся симптомы или повторяю­щиеся формы неадекватного поведения или психических состояний. Они причиняют страдание человеку, нарушают какую-либо психиче­скую функцию. Расстройства личности проявляются в формах дис­функционального восприятия и реакции на события во внешнем мире. По параметру медицинских заболеваний отмечаются и физические отклонения, учет которых помогает понять психические расстрой­ства поведения и нарушения психических функций. Таких наруше­ний, зафиксированных в Международной классификации болезней (МКБ-10), насчитывается более 200. Остальные отличительные осо­бенности психики назвать психическими отклонениями от нормы нельзя. Эти особенности проявляются у каждого человека в резуль­тате сильных переживаний, изменения социальных, семейных, экономических факторов. При этом, естественно, меняются воле­вые, эмоциональные, характерологические, потребностно-ценност­ные и другие сферы личности. Другое дело, что особенности, кото­рые мы назвали трудностями взросления, нужно уметь распознавать, идентифицировать их, вовремя предупреждать. Поэтому ниже мы рассмотрим наиболее часто проявляющиеся трудности взросления подростков: расстройства настроения, ощущение одиночества, де­прессии, тревожные состояния и др.

Настроение - это форма переживания. Чувства в общей психоло­гии определяются как переживаемое отношение к предметам окру­жающего мира и к самому себе. Пережить - это значит вынести, пре­терпеть (Словарь русского языка В. Даля). Человек переживает свое отношение к чему-то, что значимо для него. Явления, далекие от его устремлений и ориентаций, не вызывают переживаний.

Существует несколько форм переживаний: аффект, настроение, страсть, стресс (дистресс). Аффект - это очень сильное, кратковре­менное переживание, настроение - умеренное, неярко окрашенное длительное переживание; страсть - сильное и длительное пережи­вание. Стресс - чрезмерно сильное, интенсивное и часто неожидан­ное переживание, однако оно не вызывает отрицательных воздействий и не снижает работоспособности, интереса к жизни и людям. Дистресс - необыкновенно сильное отрицательное переживание, приво­дящее к дезорганизации и разрушению наиболее важных структур организма. Является источником сильных жизненных потрясений, вследствие чего возникают психосоматические нарушения. Далее рассмотрим лишь некоторые из этих расстройств. По нашему мне­нию, они чаще всего встречаются у подростка и связаны именно с трудностями его взросления.

Под расстройством настроения обычно понимают ощущение по­давленности, уныния и грусти, которое нарушает нормальное тече­ние жизни. По данным некоторых исследований (Герриг Р., Зимбардо Ф. Психология и жизнь. – СПб.: Питер, 2004. - С. 759), приблизительно 19% взрослых людей знают по себе, что та­кое плохое настроение. Ученые связывают расстройства настроения с разными состояниями мозга и генетической обусловленностью. Последнее подтверждают данные о монозиготных близнецах: если у одного близнеца плохое настроение, то у второго оно тоже может возникнуть (вероятность - 67%). У полизиготных близнецов цифра намного меньше - 20% (Герриг Р., Зимбардо Ф. Психология и жизнь. – СПб.: Питер, 2004. - С. 761). При нарушениях психиче­ского развития расстройство настроения принимает в определенное время года форму депрессии.

Однако настроение может измениться не только в худшую, но и в лучшую сторону. И это также становится неожиданным для подрост­ка, вызывает у него удивление, а иногда - отторжение. Семнадцати­летняя студентка-первокурсница пишет:

Когда я была подростком, перепады настроения у меня случались не час­то, зато они были глубокими. Примерно в восьмом классе у меня про­изошла первая любовь. Сейчас, правда, так не считаю. Но на том этапе для меня это были серьезные испытания. Так как человек я очень впечат­лительный, то думать о чем-то другом, кроме моего увлечения, я не мог­ла. Из-за этого у меня снизилась успеваемость в школе, дома начали про­исходить небольшие конфликты. Я очень переживала, считала, что все вокруг меня перевернулось, все хотят мне навредить. Я чувствовала себя самым несчастным человеком на свете, и мне надо преодолеть все пре­грады, уготованные мне судьбой. Тогда я буду навсегда с Антоном. Толь­ко он маячил в глазах. Мы могли говорить часами. События окрашивались в неожиданные краски. Я становилась кем-то другим, похожим на Антона. Ожидание телефонных звонков, его внимание и редко цветы я начинала боготворить. Мы писали друг другу письма, посылали их по почте, хотя каждый день виделись. Я не могла отвечать уроки, казалось, что я не достойна его... В общем, какой-то кошмар был. К счастью, где-то через полтора-два месяца все это закончилось. Я заболела простудой, в школу не ходила, Антон меня не навещал... Я поняла, что все это не было трагедией. После моей первой любви я стала проще относиться к жизни. Она мне помогла понять себя...

Изменчивость настроения в подростковом возрасте – обычное дело. Первое чувство привязанности к другому, увлечение им рожда­ет доверительные отношения, которые кажутся настоящими. Но под­час подростки выстраивают лишь желаемую, а не подлинную карти­ну любви. Поэтому настроение подростка в этот период амбивалент­но и зависит от мелочей: махнуть косой по лицу - это показать свою пристрастность, пройти мимо него с кем-то, к кому совершенно рав­нодушна, - испытать его терпение. А уж продемонстрировать свою необычность тому, кто тебе нравится, - святое дело.

На одной из консультаций мама рассказала следующее. Ее сын-пяти­классник получил красивую открытку с поздравлением по случаю Дня защитника Отечества от девчонок, среди которых была Наташа К. По­здравления они приносили домой одноклассникам. Когда они спустились вниз, мальчишка стал демонстрировать свою смелость, расхаживая по перилам лоджии. Квартира находилась на тринадцатом этаже. Девочки внизу смотрели и аплодировали. Мать спрашивала, что делать ей в этом случае.

Перемены настроения у подростка зависят от физиологических факторов: иначе начинает работать щитовидная железа, происходит много нового в организме. Эти процессы самим ребятам часто ка­жутся непонятными и ненужными. Вот как об этом вспоминает Све­та С., например.

В 12-13 лет меня в основном раздражали учителя и родные. Причина, как я считаю, заключалась в том, что окружающие не воспринимали ме­ня как взрослого человека. Но и ребенком меня тоже назвать было нель­зя. Я очень из-за этого расстраивалась и часто была в плохом настроении: кричала, постоянно ссорилась с родными и в школе. У меня не ладились отношения с учителями и одноклассниками, из-за чего получала плохие отметки по предметам, а отсюда - ссоры с семьей. В душе я считала себя достаточно взрослой, хотя я сейчас понимаю, что это было не так. Но по­степенно я решила для себя, что если уж я решила считать себя взрослой и самостоятельной, то и проблемы надо решать по-серьезному, без лиш­них конфликтов. Я переборола свою внутреннюю злобу, и жизнь моя на­ладилась. Изменились отметки, отношения с учителями и родными.

Став взрослым, человек иначе воспринимает прежние обиды и причины, вызывавшие расстройство настроения. Варя З., студентка­-первокурсница, пишет об этом:

В этом возрасте наблюдается постоянная изменчивость настроения. На настроение влияют как погодные условия, так и отношения окружающих. В этом возрасте я обижалась на учителя из-за плохой отметки, на подру­гу, которая не дала списать, на школу, заставляющую меня учиться, на погоду, небо, дождь и пр. Но однажды утром я проснулась и увидела лу­чик солнца у меня на книжной полке. Настроение поднялось, и что-то внутри поменялось...

Хотя изменение настроения у подростка может происходить в ту или другую сторону, его контроль помогает стабильности. Об этом довольно точно говорит 15-летний подросток Е. К:

Я люблю заниматься творчеством, люблю придумывать что-то новое, фантазировать. Когда я рассказываю о своих идеях и задумках друзьям, знакомым, мне всегда интересно их мнение об этом. Очень обидно, когда они говорят: «Нет, это ерунда, мне не интересно». Одна такая фраза мо­жет испортить мне настроение на целый день, на неделю, а иногда и на несколько месяцев. Я очень долго думаю: «Что было не так?». Наверное, и по жизни у меня такой настрой. Я падаю духом, когда меня критикуют. Настроение сразу портится. Это мой минус, как мне кажется, но я не мо­гу с собой ничего поделать. Когда настроение портится, я стараюсь по­нять, почему, как надо сделать, чтобы исправить положение, где я ошиб­ся. А иногда даже не пытаюсь ничего изменить, а соглашаюсь и начинаю просто сам себя критиковать.

Как видим, у мальчика достаточно высокий уровень рефлексии. Она помогает ему взрослеть, исправлять ошибки, развивать свой со­циальный интеллект. Его идентичность формируется без больших потрясений. Поиск своего места в жизни осознан, а элементы небла­гополучия проявляются в переживаниях несоответствия того, что презентирует другим Е. К, тому, что хотят видеть в нем окружающие. Изменения настроения адекватны деятельности подростка и не на­рушают общего спокойного процесса развития.

В некоторых случаях плохое настроение приводит подростка к появлению положительного психического новообразования. Это спо­собствует благополучию в будущем. В то же время всегда приподня­тое, веселое настроение может быть признаком легкомыслия. Иначе говоря, переживание значимости какого-либо предмета или явления показывает вектор развития подростка: в каком направлении он формируется, что для него становится важным, а что - нет, чему оп радуется, чему огорчается и часто ли происходят эти изменения на­строения. Взрослые выступают в роли «внешних индикаторов» и контролеров этих изменений. Рассмотрим случай Кати Н. (15 лет).

Самое глубокое эмоциональное потрясение было этим летом. Меня ро­дители учили, что если ты дружишь, то никогда нельзя дружить просто так. Если у тебя есть друг, то эта дружба должна быть настоящей. Если быть откровенной, то я себя считаю хорошим другом. Я всегда приду на помощь в любую минуту, никогда не критикую друга. Если я вижу, что она не права, я скажу об этом наедине, не навязчиво. Если любишь или дружишь, то надо в полную силу. Летом я узнала, что моя лучшая подру­га часто говорила при других о моих недостатках и о том, чего не было. Когда я узнала, это было настоящим потрясением. Я плакала 2-3 дня. Потом было безразличие ко всему - к близким, делам. Я начала думать, что никакой дружбы нет. Летом я поехала в палаточный лагерь, и там ме­ня попросили помочь воспитателю. Дети в отряде были десятилетние. Думать о своей проблеме было некогда, надо было помогать детишкам. Обстоятельства изменились... Папа мне сказал, что надо простить ее. О подобных историях мне рассказывали дети. Я подумала, что тоже не идеал. После лагеря я решила наладить с ней отношения. Мы встрети­лись, поговорили. После общения с ней мне стало легче. Я не держу на нее зла. Мне стало спокойнее, немного грустно, но не одиноко. Мои ро­дители все время были рядом и все видели.

Этот случай говорит о том, что девочке-подростку удалось преодо­леть и эмоциональную «сшибку», и угнетенное состояние, а взрос­лые помогли ей не впасть в отчаяние.

Отметим и такой момент. Исследования В.Г. Казанской показали, что эмо­циональные состояния могут передаваться, «транслироваться». Это их свойство лежит в основе механизмов формирования отношений к другому человеку: когда один грустит, другой, замечая это, сочувст­вует ему. Оказывается, подростки хорошо ориентируются в опреде­лении настроения близких, и им не всегда хочется находиться там, где царят скука, уныние и другие негативные настроения. Выше мы отмечали, что страдания (или сильные отрицательные переживания) возникают тогда, когда нарушаются динамизация, стабильность и оптимизация. Подростки не любят, когда стабильно спокойное или радостное состояние резко меняется на злобное отчаяние. На уроках общения подростки задают вопрос психологу: «Как психологам уда­ется помочь многим людям обрести душевное равновесие? Почему в мире столько зла? Как помочь всем несчастным, кого переполняет злоба?»

Как рассматриваются расстройства настроения в разных психо­логических теориях?

Психоаналитики считали, что пережитые в раннем детстве конф­ликты и враждебность впоследствии влияют на возникновение де­прессии, склонности к самокритике и чувства вины. Причина само­порицания - значимые отношения. Потери во взрослой жизни актуа­лизируют враждебность, появившуюся в раннем детстве. Но теперь она направлена на собственное «Я», что проявляется в самопорица­нии, характерном для более тяжелых расстройств поведения.

С точки зрения бихевиористов, расстройство настроения возни­кает тогда, когда человека мало поощряют и он переоценивает отри­цательные события в своей жизни.

По мнению сторонников когнитивного подхода, расстройства на­строения связаны с отрицательными установками: отрицательно вос­принимаются те события, с которыми человеку трудно справиться.

У человека в плохом настроении появляются три негативные уста­новки: отрицательное мнение о себе, отрицательная оценка настоя­щего и отрицательное представление о будущем, которое сулит лишь тяготы и страдания.

Люди в плохом настроении находятся в состоянии выученной бес­помощности: они убеждены, что предпринимаемые ими действия ничего хорошего не принесут. М. Селигман описал три вида выучен­ной беспомощности: мотивационная недостаточность, эмоциональ­ная недостаточность и когнитивная недостаточность.

Если человек испытывал неприятность, которую ожидал, то и в новых ситуациях известные действия вызывали у него отрицательные переживания. Он выглядел измученным, несчастным, скованным и напуганным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: