Одиночество и его особенности у подростков




Быстро меняющиеся социальные, экономические и идеологиче­ские процессы обострили неблагополучие подростка, трудности его взросления стали принимать самые разные формы. Одна из психо­логических причин этих трудностей - дезадаптация, а следствие ­одиночество. Многие годы предполагалось, что одиночество - спут­ник людей зарубежного постиндустриального общества. Но переход нашего государства от одной социальной системы к другой автома­тически не снимает личностные проблемы, а, наоборот, порождает новые, в том числе ощущение потерянности и отчуждения. Сложи­лось мнение о том, что одиночество - удел человека пожилого воз­раста. Но на самом деле одиночество отмечают у дошкольника и млад­шего школьника, юноши и взрослого человека. Однако самыми опас­ными симптомы одиночества и отчуждения являются у подростков, потому что они ищут свой путь в жизни, формируется их идентич­ность, продолжается самовоспитание и поиск идеалов. Эти симп­томы свидетельствуют о невозможности личности быть активной, взросление проходит по лабиринтам изоляции, что отчуждает под­ростка от участия в своем мироустройстве. И если родители ведут неправедный образ жизни или мало занимаются своими прямыми обязанностями, то подростки испытывают сильные фрустрации от непонимания взрослых и сложных отношений со сверстниками. Не­возможность преодолеть одиночество и покинутость приводят к суи­цидальным намерениям.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что не любую ситуацию, где подросток физически находится один, следует рассматривать как ре­зультат неприкаянности, покинутости и отчужденности. Некоторые виды деятельности человек вообще должен выполнять один (творче­ство, решение шахматных задач и задач по программированию). Бо­лее того, разобраться в себе и других помогает именно одиночество, позволяющее путем самоанализа определить, почему совершены ошибки, и принять окончательное решение о будущих действиях.

Ощущение одиночества и покинутости появляется и на более ранних этапах развития личности. С точки зрения В.Г. Казанской, оно - не­удовлетворенная аффилиативная потребность (в присоединении к кому-то). Однако дефицитарность этой потребности проявляется то­гда, когда личность не может или не хочет ее заменить. Например, ребенок хочет играть с тем, у кого есть новая игрушка, а его не при­нимают в игру. Тогда у него возникает досада, печаль из-за того, что им пренебрегли. Но ведь возможна и компенсация, т. е. он начинает играть с другими, у которых тоже есть интересные игрушки. Если же он играет один, у него много незнакомых и интересных игрушек, то дефицит в общении с другими будет восприниматься положительно. Однако если деятельность требует совместных способов ее выполне­ния, невозможность ее выполнить при сильном желании вызовет пе­реживание отвергнутости. Это переживание не исчезает бесследно. В аналогичных ситуациях возникает установка на принятие други­ми. Человек анализирует свой арсенал средств, которыми он распо­лагает для выполнения данной деятельности.

Как о сильном детском переживании в ситуации отвержения пи­шет будущий психолог:

Я позвонила Марине и позвала ее гулять. Она сказала, что гулять не пой­дет. Тогда я пошла к другой подружке и увидела там Марину. Я так расте­рялась... В следующий раз мы договорились отправиться вместе в цирк. Девочки сказали, что не пойдут, потому что не сделали уроки. В цирк мы поехали с мамой, и там все встретились. Я так расстроилась, что плакала. Мама не могла ничего понять, потому что вокруг все смеялись. Я так боялась, что меня бросят девочки, и унижалась. Угощала их фруктами и конфетами, но они все равно меня сторонились. Мне было так одиноко, но я ничего не могла сделать. Потом я поняла, что меня использовали, просили списать контрольную. Они были вежливые. А потом опять ухо­дили вместе, говорили, что торопятся... Я никому не могла об этом рас­сказать, мне было стыдно. Этот горький опыт в 11 лет остался на всю жизнь и помог мне по глазам детей понять, как им бывает плохо, когда их не берут в компанию другие дети. Это ведь так жестоко...

Подобные ситуации сродни предательству, когда попираются ран­ние договоренности или дружба. Девочка-подросток пишет об этом:

Одно из самых неприятных воспоминаний в детстве связано с переходом в другую школу. В новом коллективе меня не приняли, со мной не разго­варивали шесть месяцев. Правда, держалась я очень стойко, но внутри было очень плохо. В эту школу я перешла со своим другом. С ним маль­чишки из класса подружились. Но самое обидное было то, что мой друг в школе ко мне даже не подходил. Он боялся того, что увидят нас вместе, и с ним тоже не будут разговаривать. Но хорошо, что семья у меня хоро­шая. Они меня все время не оставляли одну. Потом все наладилось. А не­которые девочки сказали: «Оказывается, ты не воображуля. Мы решили тебя проучить».

К сожалению, обе эти ситуации разворачивались без контроля со стороны педагога. Правда, в последнем случае одиночество не до­стигло своего пика - помогли родители. А ведь могло быть и не так: появились бы двойки, так как девочка побоялась бы отвечать. Иг­норирование сверстниками могло привести к депрессии и нервному срыву.

Как понятно из приведенных случаев, одиночество подростков негласно санкционируется взрослыми, которые не увидели расст­ройства настроения, не обратили внимания на причины скуки и т. п. Но иногда они сами провоцируют возникновение у подростков чув­ства одиночества и потерянности тем, что что-то не досказали, сдела­ли за спиной нечто гадкое и подлое, коварное. В качестве иллюстра­ции сошлемся на наше исследование психических травм и их значе­ния для взросления подростка.

В семье я поздний ребенок, но родители у меня были любящие, жили не в большом достатке, но все самое необходимое у меня всегда было. У моего отца была и есть сестра, моя тетя. К нашей семье она всегда отно­силась предвзято, пыталась учить мою маму, отца.

И вот однажды моя тетя взяла меня с собой в лес за ягодами. С нами бы­ла еще подруга тети. Ходим, собираем ягоды. И тут я слышу, как моя тетя говорит подруге: «Да что ты хочешь, брошенный ребенок, родители пьют. Я думаю, что возьму ее". Я на всю жизнь запомнила эту черничную поля­ну. У меня внутри до сих пор сидит боль, обида за ту неправду, которую я услышала. С какой простотой она это говорила! Для меня это был гром среди ясного неба. Как могут близкие люди так бесстыдно врать?! Моих родителей уже нет, а тетя здравствует и приходит ко мне. Часто зовет ме­ня в гости, но я не могу прийти к ней, несмотря на то что больше родст­венников нет. Лучше быть одной, чем с этой тетей.

Взрослые отражают то, что чувствует подросток, и наоборот. Вот почему одиночество - это реакция на окружающую жизнь, которая создается и взрослым, и подростком.

Вот как реагирует девочка 12 лет на поступки взрослых, которые ничего не объяснили и поставили ее перед фактом:

Летом меня отправили к бабушке, а старшую сестру родители взяли с со­бой в отпуск. Мне постоянно казалось, что я лишняя, меня любят мень­ше, чем сестру. Я чувствовала одиночество и боялась, что меня оставят у бабушки навсегда. Это было год тому назад. Теперь старшей сестре поку­пают больше вещей, говорят, что ей нужнее. Я же все за ней донашиваю, и опять мне кажется, что я никому не нужна...

Значит, одиночество - такое свойство личности, которое харак­теризует ее со стороны невозможности удовлетворить потребность в принятии другими, быть для них значимой. Как мы видели, пережи­вание одиночества неоднозначно. Наступает период в жизни, когда возникает даже потребность в одиночестве, когда человек хочет по­быть наедине со своими мыслями и чувствами. Вместе с тем ощуще­ние своей ненужности приводит к формированию нигилизма и про­тестных реакций. Последнее часто характерно для подростка. Нераз­решенные им самим и другими негативные стороны одиночества являются деструктивными компонентами личности, которые вместо созидающей направленности приведут к разрушающей. Необходимо научить подростка преодолению потерянности и одиночества. Об этом мы тоже будем говорить.

Прежде чем рассмотреть теоретические подходы к проблеме оди­ночества, остановимся еще на одном примере. О своем одиночестве пишет взрослый человек, осваивающий профессию психолога.

Да, я ощущала одиночество, нехватку любви, внимания в течение всей жизни. Давно не видела отца и поэтому не знала и до сих пор не знаю от­цовской любви.

Живя в одной комнате с мамой, я ощущаю одиночество, так как мама не уделяла мне внимания. Но, несмотря на это, мама одевала, кормила меня. Благодаря ей я понимала, что нужно делать в жизни. Не удивительно, что мы с мамой скандалили почти каждый день по пустякам, но спустя 20 минут разговаривали как ни в чем ни бывало. Я не умею обижать лю­дей, но мои слова могут задеть за живое или обидеть кого-нибудь. Мне было все равно, что подумают люди обо мне. Я научилась прощать всех, но в этом помог психолог нашей школы.

Раньше была замкнутая, ни с кем не разговаривала, меня обижали, уни­жали, но я не страдала, редко плакала. Но была я как тень, которую ни­кто не замечал. Мне было все равно, главное в жизни было учиться, учиться... Это была главная цель.

Я не люблю, когда мне говорят одно и то же. Меня это раздражает. Ино­гда нервничаю, когда что-то не получается или меня выгоняют из каби­нета. Иногда плачу, от чего никак не избавиться...

Этот отрывок характеризует причины одиночества и его послед­ствия, а также связь со всеми другими структурами личности - тем­пераментом, характером, направленностью. Видно, что перед нами натура глубокая, противоречивая, с застревающей и возбудимой ак­центуацией характера. Целеустремленность и самообладание позво­лили этой женщине справляться со многими неприятностями, которые она сама же и провоцировала своей нетерпимостью, категорично­стью и противоречивостью. Одиночество - как бы спутник ее жиз­ни, но, думается, когда она научится отвечать за других, тогда и ста­нет терпимее, мягче, выносливее. Обратим внимание на то, что мать не подготовила девочку к жизни без отца. Неудовлетворенная по­требность привела к дефицитарности - значимость отца высокая, но общей с ним деятельности и общения нет. Возможно, это иллюзия, которая позволяет думать, что с отцом не будет одиночества.

Под одиночеством будем пони мать такое психологическое обра­зование, которое характеризует личность в структуре взаимодейст­вия с другими людьми, наиболее для нее значимыми, а в ситуации изоляции от них приводит к исчезновению некоторых неизменных основных параметров этого взаимодействия.

Как рассматривается одиночество в контексте разных психологических учений?

Анализ психологической литературы позволяет выделить следующие подходы (см. таблицу).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: