Тревожные состояния, их типы и особенности




Одно из проявлений эмоционально-волевой деятельности подро­стков - тревоги и страхи, которые они испытывают в определенных жизненных ситуациях. Уровень тревожности и напряженности ха­рактеризует личность невротика - у него отмечается нестабильность настроения, эмоционально неадекватные реакции, страх. Страх – это психическое состояние преувеличенной (иногда адекватной) опас­ности. Страх сопровождается выработкой корой надпочечников но­роадреналина. Как известно, нороадреналин понижает жизненный тонус, приводит к пассивности, оборонительным реакциям и вызы­вает стремление к безопасности. С одной стороны, стремление к без­опасности вырабатывает аксидентальные способности и адаптацию. Человек становится более осторожным в сложных, опасных для су­ществования ситуациях. С другой - необоснованная тревога и страх мешают, приводят к нестабильности, личность дезорганизуется и не­способна контролировать себя. По данным Р. Геррига и Ф. Зимбардо, почти четвертая часть взрослых в своей жизни испытывала тревож­ные состояния. (Герриг Р., Зимбардо Ф. Психология и жизнь. – СПб.: Питер, 2004. – С. 750.) Значит, при страхе происходят изменения в поведе­нии и деятельности.

Традиционно выделяют страх, направленный на определенный объ­ект или определенную ситуацию. Различные формы страхов могут сочетаться друг с другом. В МКБ-l0 выделено 4 вида страхов: фоби­ческие, вызываемые определенными ситуациями или объектами;флюктуирующие (приступы страхов), не связанные с определенны­ми ситуациями и возникающие в виде паники; генерализован­ные - длительные переживания, не связанные с определенными объектами или ситуациями, панические страхи. (Психотерапия детей и подростков. / Под ред. Х. Ремшмидта. – М.: Мир, 2000. – С. 260-261.)

У младшего подростка появляются специфические страхи. Они – продукт воображения (страх перед ведьмами, чертями, привидения­ми, монстрами, кинг-конгами), страх перед животными. У старших подростков на первый план выступает страх перед авторитарными личностями (учителем и директором), социальные страхи (страх несоответствовать стандартам или субкультуре референтной группы), страх в ситуациях с высокими требованиями. Немецкие специали­сты отмечают зависимость страхов детей от страхов их родителей (страх обнищания). На появляющиеся страхи влияют стили взаимо­отношений в семье (гиперопека, симбиоз между матерью и ребен­ком). Конкретное проявление этих состояний рассмотрим на конк­ретных примерах.

В коррекционном классе школы г. Кириши ребята спросили пси­холога, верит ли он в привидения. Обсуждая эту тему, подростки со­общали о «существовании» вампиров, пьющих молодую кровь, о си­туациях, в которых они «видели» вампиров, и о реакциях на это. Вот почему мнение родителей о том, что детей и подростков необходимо готовить к просмотру телепрограмм, заслуживает внимания. У них начинаются галлюцинации, и они с трудом засыпают. Очевидно, что показ убийств, подробностей умирания, крови, льющейся рекой, не добавляет гуманизма подросткам. В связи с этим спросим: «А есть ли на телевидении психолог? Почему для детей и подростков так мало передач, которые учат их, как противостоять рэкету, разбою, учат быть добрым, любить жизнь, а не потусторонний мир?»

У старших подростков также появляются различные страхи. На­пример, тринадцатилетняя девочка-подросток говорит:

Боюсь собак. Страх возникает тогда, когда вижу собаку, бегущую с оска­ленной мордой. Я сразу начинаю думать о том, как она на меня набрасы­вается и кусает, даже если этого нет на самом деле. Меня раньше собаки не кусали. Но я все равно боюсь этого... Возникает состояние, будто меня раньше кусала собака (Кристина П.).

Как видим, страх у девочки появился в результате переживания увиденного и услышанного. Он стабилен, но тем не менее будет ослабевать по мере взросления. Этот страх можно отнести к фобиям.

Старшие подростки начинают размышлять о жизни, поэтому у них появляются экзистенциальные страхи. Марина К. пишет:

Мой самый большой страх - страх предательства. Я доверяю людям и очень ценю отношения с друзьями. Мне очень обидно, когда близкий че­ловек предает меня, не задумываясь о том, как я буду себя чувствовать. Еще я очень боюсь не оправдать надежды моих близких и свои собствен­ные. Я привыкла добиваться желаемого, и страх ударить лицом в грязь заставляет меня сильно волноваться на ответственных мероприятиях. А еще я очень боюсь не найти смысл жизни, потому что я не хочу жить просто так и бесследно исчезнуть после смерти.

Отмеченные страхи являются по своему типу фобическими и ге­нерализованными.

О страхе, проявляющемся в виде паники в школьные годы, пишет студентка-первокурсница, будущий психолог.

Я никак не могла понять, почему у меня возникает страх перед директо­ром и классной (классным руководителем. - В. К). Дело доходило до то­го, что у меня начиналась паника. Я ничего не понимала, у меня дрожали коленки и руки. Если меня о чем-то спрашивали, я ничего не слышали и не понимала. Я могла куда-то бежать, чтобы от Н. М. спрятаться. Я такой бы вопрос задала психологии как науке о жизни: «Что такое чувство страха? Как преодолеть его в нужный момент? Можно ли контролиро­вать это чувство?».

О школьных страхах, их возникновении, причинах, формах про­явления написано очень много. Этот пример лишний раз свидетель­ствует о появляющейся дезорганизованности личности вследствие излишней тревожности, ее неустойчивости и возможных отрица­тельных новообразованиях. О панике, негативно влияющей на всю сферу личности, говорит подросток Игорь П.:

Я живу в М. (район Петербурга. - В. К). До дома мне идти 20 минут по стройке. Я очень боюсь возвращаться мимо бараков. Там много наркома­нов. Им пристать ничего не стоит. Однажды они меня избили, все ото­брали и даже потребовали снять кроссовки. Я езжу заниматься англий­ским языком домой к учителю. Меня встречать некому, бабушка сидит с сестренкой, а мама уходит работать на сутки. Как быть? Помогите.

Эта боязнь хулиганов, которые могут искалечить и нанести вред здоровью, оправдана. Четырнадцатилетний подросток практически не может противостоять разбою, бандитам и хулиганам. Чтобы со­хранить его психическое здоровье, следует перенести занятия анг­лийским языком на светлое время суток Мальчик не хочет сообщать о своем страхе матери и бабушке, а напрасно: близкие должны знать о его состоянии и выбрать удобный вариант занятий.

У подростков, учащихся общеобразовательных школ распространены школьные страхи и страхи разлуки (переход в другую школу, страх потерять одного из родителей, если в семье неблагоприятные отношения). Школьные страхи проявляются как страх оценки зна­ний, страх несоответствия оценке и требованиям окружающих и др.

Ученые указывают, что страх разлуки и школьные фобии возни­кают чаще всего из-за чрезмерных требований учителя или недоста­точной зрелости подростка в связи с привязанностью к значимому лицу. Подростки не любят отвечать у доски, потому что на них смот­рят сверстники, боятся, что скажут глупость, которая вызовет их смех. Оказалось, что школьные страхи - постоянный спутник обуче­ния. Девочка-подросток сообщает, что, как только начинается опрос и проверка домашнего задания, у нее холодеют и становятся мокры­ми руки, потом дрожат колени. Спрашивается, каким же тоном учи­тель сообщает о проверке домашнего задания? Знает ли педагог о том, каким испытаниям подвергаются его ученики в эти минуты? Можно ли обойтись без дифференцированного подхода во время проверки знаний? Как надо опрашивать учеников, чтобы девочка пе­рестала испытывать ужас?

По данным исследования М. В. Оршанской, общая тревожность у девочек достигает 48 баллов, а у мальчиков - почти 46 баллов; страх самовыражения - более 58 баллов у девочек и более 50- у мальчи­ков; страх ситуации проверки знаний у девочек - почти 57 баллов, у мальчиков - 60 с лишним; страх несоответствия ожиданиям окру­жающих - больше 50 - у девочек и 63 - у мальчиков; страхи в от­ношениях с учителями распределились почти поровну: более 45 бал­лов у обеих групп обследованных. (Опрос проводился по методике Б. Филлипса, от 0 до 100 баллов. См.: Оршанская М.В. Влияние фрустраций на социализацию подростков. Дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2004.)

Для таких страхов в обучении характерно уклонение от посеще­ния школы, привязанность к одному из близких людей, уклонение от общественных обязанностей. К примеру, у Карины Б., ученицы8-го класса, три пропуска по алгебре с начала триместра. Объясняет их тем, что она плохо понимает, но просить учителя повторить что-­либо боится: «Засмеют. У нас класс недружный. Сразу выставят на посмешище».

В МКБ-10 не случайно подробно описаны признаки всех стра­хов - они могут спровоцировать расстройство психики. Рассматри­ваются формы проявления различных тревожных расстройств у уче­ников. Уклоняться от школы они могут по-разному, например, полно­стью отказаться от посещения школы из-за боязни обид и унижений(«мальчик для битья»). Ребенок избегает ситуации школьной неус­певаемости путем переключения на способы поведения, доставляю­щие удовольствие.

Наблюдаются вполне обоснованные подростковые страхи быть покинутым, трудности или нарушения процессов обучения, физиче­ская слабость и недостаточно развитая совесть. Результатом всего этого становится девиантное поведение, проявляющееся одновре­менно со страхом наказания. Отмеченный симптомогенез поможет распознать истинную причину прогулов уроков.

В семье страхи нередко возникают дифференцированно: подро­сток боится отца, а мать скрывает истинную картину. В ситуациях с отчимом ситуация несколько меняется: отчим «редко, да метко» про­веряет домашние задания, дневник. Его упреки становятся горше на­казания.

В школе я боялась почти всех учителей, дома - отчима. Он меня за двой­ки не бил, зато постоянно говорил: «Не забывай, чей хлеб ешь и заслужи­ла ли ты его. Я тебя учить не собираюсь. Полы пойдешь мыть как ми­ленькая...» (Оля М., 17 лет, студентка).

Можно предположить, что школьные страхи множатся в случае несогласованных действий родителей подростка и наказания его за неуспеваемость. Приведем такой пример.

Отец ребенка, у которого отмечена школьная фобия, играет второстепен­ную роль в семье, эпизодически занимается воспитанием сына, но проти­востоит матери. По ее настоянию он иногда ходит на родительские со­брания. Из школы приходит злой и устраивает подростку серьезную «проработку». Называет его лентяем и дармоедом. Когда отец хочет уда­рить его, вмешивается мать, встает между ними и заслоняет от ударов. Тогда отец набрасывается на мать, говорит, что она избаловала парня на свою беду. После родительского собрания в доме «траур». В школу под­росток идти не хочет, так как накануне не учил уроки из-за скандала. Мать разрешает остаться дома. Она жалеет мальчика, так как отец сыном занимается изредка, но все-таки «кормит-поит». Нечастые ссоры ини­циирует отец, поскольку требует порядка. Подросток боится гнева отца, но спокойно живет под прикрытием матери. Боится ходить в школу по понедельникам, так как накануне проводит время со сверстниками и ни­чего не учит. Взаимопонимания в доме нет, нет и совместной деятельно­сти, которая помогла бы выяснить причины страхов и, самое главное, причины уклонения от серьезной учебы.

Страхи школьника возникают из-за комплекса причин и пред­ставляют собой довольно сложную структуру, в содержание которой входят испорченное настроение, фобии, иногда - паника, что отец про верит качество выполненных домашних заданий.

Школьная фобия появляется из-за плохих материальных условий жизни, недостаточной интеграции семьи в общество или ближайшее окружение, физического или психического нездоровья родителей, су­пружеских или семейных конфликтов, отклонений в подходах к вос­питанию детей. В итоге дети становятся чрезмерно пугливыми и ис­пытывают трудности в школе. У детей, имеющих страхи, появляют­ся вторичные проблемы-депрессии, нарастает социальная изоляция, подросток начинает отставать в учебе. Многие из них боятся, что од­ноклассники посчитают их прогульщиками, лентяями, больными.

Паническое расстройство заключается в том, что люди испытыва­ют приступы паники, которые длятся несколько минут. Оно начина­ется с мрачных предчувствий, страха или ужаса. Эти состояния со­провождаются физическими симптомами: учащенным сердцебиени­ем, головокружением, обмороками или удушьем.

В отличие от страха фобия - это непрестанный и иррациональ­ный чрезмерный страх, вызванный каким-либо занятием или ситуацией, которые, как представляется, несут реальную угрозу.

Важно отметить социальные фобии. Человек, страдающий ими, боится, что будет вести себя в незнакомом месте несуразно, и это вы­зовет смех или осуждение окружающих. Даже если он понимает не­разумность этого, вести себя по-другому он не может. Под давлением социофобий человек избегает многолюдных мест. Неумение справ­ляться с этим приводит к тому, что он не может как следует выпол­нить деятельность. Страх оказаться под пристальным вниманием окружающих, быть отвергнутым ими мешает выглядеть так, как хо­чется, и тогда опасения начинают сбываться.

Социофобии особенно характерны для подросткового и юноше­ского возраста, так как молодые люди хотят быть значимым в глазах, окружающих и стремятся к принятию сверстниками.

Все виды тревожного расстройства ухудшают работоспособность, потому что беспокойство не поддается контролю, от него нельзя из­бавиться. Сосредоточившись на источнике тревоги, человек не может уделить внимание качественному выполнению учебной или трудо­вой деятельности. Иногда у детей и подростков встречаются элемен­ты обсессивно-компульсивного расстройства: появляются навязчи­вые идеи или действия. Навязчивые состояния (обсессии) – это мысли, образы, желания («Нужно ли идти по этой улице, где мало народа?», «Закрыта ли дверь?» и т. п.). Компульсивное поведение­ - повторение целенаправленных действий, выполняемых в соответст­вии с принятыми правилами (неоднократная проверка ошибок в со­чинении или контрольной работе при неуверенности в правильности выполнения).

Одним из видов тревожного состояния является посттравматиче­ское стрессовое расстройство. Это тревожное состояние характери­зуется упорно повторяющимся переживанием травмирующих со­бытий, которые ярко предстают в воспоминаниях (неудачная сдача экзамена, несчастный случай, свидетелем которого оказался, и т. д.).

Объясним все типы тревоги с позиций различных психологиче­ских концепций.

С точки зрения психоанализа симптомы тревожных состояний скрыты в конфликтах. Приступы паники - следствие прорыва бес­сознательных конфликтов в сознание. Навязчивое поведение - по­пытка вытеснить тревогу, вызванную конфликтом.

Бихевиористы, объясняя беспокойство, ориентируются на реак­ции, прививающие пли закрепляющие симптомы..Компульсивное поведение возникает тогда, когда человек стремится ослабить трево­гу, связанную с навязчивыми мыслями. Они-то и закрепляют такое поведение.

Когнитивный подход позволяет объяснить все причины тревож­ных состояний процессами восприятия и установками, искажающими оценку человеком возникающей опасности. Психологи-когнитиви­сты полагают, что тревожные расстройства психики вызваны мни­тельностью личности (т. е. придуманной картиной последствий ка­кого-либо действия).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: