Депрессивные состояния и суицидальные намерения подростков




Раньше предполагалось, что подростки не могут, как говорится, впадать в депрессию, потому что у них отсутствуют эмоциональные и когнитивные предпосылки. Причины возникновения депрессив­ных состояний подростков разные - от реакций на стрессовые си­туации до стойких страхов нарушить социальное поведение. Отмече­но, что у девочек-подростков депрессивные состояния проявляются чаще, чем у мальчиков. По сравнению с детским возрастом у подро­стков частота депрессий значительно выше (у детей - от 0,5 до 2,5%, а у подростков - от 2 до 8% всей выборки). [ Психотерапия детей и подростков / Пер. с нем. / Под ред. Х. Ремшмидта. М.: Мир, 2000. – С. 308. ]

Депрессия у подростков может быть обусловлена как наследст­венностью, так и воздействием среды. Ученые отмечают, что у де­прессивных пар (мать - ребенок) сходство в мимике и поведении встречается чаще, чем у недепрессивных, Кроме того, у первых мла­денцев не обнаружили заметных реакций протеста. Развитию де­прессивных состояний часто предшествуют негативные события, такие как развод родителей, смерть одного из них, смерть друга или гибель любимого существа. При этом депрессии усиливаются, если заботы и внимания к подростку становится меньше, если с ним начи­нают обращаться жестоко.

Приведем примеры ситуаций, где проявлялась депрессия подростков.

Когда я была маленькая, примерно лет в 10-11, мой папа сильно пил. По­этому мама всегда с ним ругалась. Это было больно видеть и слышать. Но я всегда убегала в свою комнату и тихонько плакала. Мои слезы были большими и горькими. Я знала, что помочь ни моим родителям, ни себе самой я была неспособна. Об этом я не могла никому рассказать, я была одна-одинёшенька,

Я приходила к ним в комнату и пыталась как-то утихомирить их, но у ме­ня ничего не получалось. Наоборот, становилось еще хуже, так как мама начинала давить на папу тем, что у него есть дочь и ей больно смотреть на меня. Но папа был пьян, и ему было все равно, кто как что восприни­мает. В итоге родители развелись и разъехались.

Когда папа приходил ко мне узнать, как я, скучаю ли по нему, я говорила, что нет. Я была так па него обижена, у меня уже были мысли, что жить незачем. Папы нет, мама мучается, да еще я...

Теперь мне 15 лет, я собираюсь учиться в институте, дома все вместе, па­па не пьет. Я люблю папу. А ведь могло быть большое горе, если бы я что­-нибудь с собой сделала (Марина, 15 лет).

Как видим, причиной возникновения депрессивного состояния, когда каждый новый день подросток воспринимает с ужасом, когда он знает, что повлиять на ситуацию невозможно, является пьянство родителей. Отметим, что пишет девочка: «ужасные мысли», «жить незачем», «что-нибудь с собой сделать».

Депрессивное состояние идет рука об руку со страхом и бессили­ем что-то изменить, а затем развивается ненависть, что в конце кон­цов может привести к делинквентности. Об этом говорил ось выше при описании фрустраций подростков в семье. А вот как об этом пи­шет студентка-первокурсница, будущий психолог.

Мне было примерно лет 11-12. Я жила с бабушкой и дедушкой, так как родители жили в коммуналке и не было возможности жить вместе с ними.

Дедушка сильно пил, приходил каждый вечер с работы пьяным. Мало того, он устраивал скандалы, кричал на меня и на бабушку, матерился. Я очень боялась. Для меня был просто праздник, если он вечером прихо­дил трезвым и вовремя.

С тех пор у меня осталось чувство отвращения к пьяным людям, а чувст­во страха переросло в чувство ненависти и злобы к пьяным, неважно, родственники это или чужие люди.

Значит, депрессивное состояние включает палитру астенических переживаниЙ. К сожалению, негативные чувства не исчезают полно­стью, а оставляют свой след, порой на всю жизнь.

Обратившаяся за помощью женщина 36 лет рассказала о том, что у нее не складывается семейная жизнь, причина которой - постоянная де­прессия в подростковом возрасте. Источником ее было семейное небла­гополучие. История заключалась в следующем.

Она жила в семье, где было шестеро детей, мать - учительница, отец ­милиционер. Денег постоянно не хватало, и ее решили отдать на время тете. Стали проживать в одном большом доме вместе еще с одной теткой и ее мужем. Детей у них не было, и жили они зажиточно. Первая тетя бы­ла бедной, но работящей и заботливой. Не было разносолов, но еда все­гда была. У другой же тетки был полный достаток и много всего вкусно­го. Аля, так звали девочку, иногда открывала комнату, где жили другая тетя с мужем, и воровала конфеты, варенье, фрукты... Когда это обнару­живалось, возникали скандалы. Девочку хотели бить, но за нее всегда за­ступалась бедная тетка. Тогда попадало ей. Девочка так не взлюбила бо­гатую, что постоянно ее обманывала... Так продолжалось до тех пор, пока все не разъехались. Затем умерли мать и отец Али, и она осталась жить с теткой. Училась она хорошо, но эмоциональной и духовной близости у нее ни с одной из теток никогда не было. В четырнадцать лет она ушла из дома и жила у подруги десять дней. Ее не искали, как ей казалось, только однажды классный руководитель подошла к ней и потихоньку сказала: «Аля, иди домой. Тетя тебя везде ищет, ты же умная девочка, понимаешь, как ей тяжело тебя растить». Девочка вернулась к тетке, но потом посто­янно слышала упреки в неблагодарности. Жить было невыносимо. Она хотела броситься под поезд или уехать куда-нибудь на Север.

Так и шла жизнь. Девочка закончила педучилище, вышла замуж. Ей ка­залось, что муж с другой планеты, все у него было легко и беззаботно. Что должна делать дома жена, Аля не знала. Ей казалось, что надо вместе читать стихи, слушать музыку. Мужу такая жена была не нужна. Аля осталась одна. И вновь у нее появились суицидальные мысли, даже поку­пала какие-то таблетки... Потом вышла замуж вторично, появился ребе­нок. Но и второй раз жизнь не заладилась... Алевтина Николаевна жить больше не хочет...

Как видим, подростковый возраст является трудным в том плане, что пересматриваются все ценности, которые исходят от взрослых, формируются нравственные установки, закладываются основы бу­дущей самостоятельной жизни. Как отмечалось ранее, родительские сценарии - это будущая жизнь детей. Алю никто не научил относиться к людям с теплом, создавать домашний уют, заботиться о му­же. Женщина наблюдается у психотерапевта. Когда рассказывает те или иные эпизоды из жизни, постоянно плачет. В работе над ее де­прессией главный аргумент - сын, которому нужна мать, психологи­ческая защита и комфорт.

Значит, депрессия появляется в результате неблагополучных се­мейных факторов.

Источником депрессивных состояний подростка могут быть скла­дывающиеся обстоятельства. Подросток 14 лет пишет, что в детстве у него было все нормально, оп был радостным. Но когда ему испол­нилось 11 лет, умерла бабушка, которую он очень любил. А потом «все понеслось».

В своей жизни я столкнулся со смертью первый раз, и это было ужасно ­видеть любимого человека в таком состоянии. Но через два года трагиче­ски погиб папа - молодой, хороший, добрый. Нет слов, которыми я опи­сал бы, как мне без него плохо, как не хочется мне без него ничего делать. Иногда я вижу, что мама еле сдерживается, чтобы не заплакать. Скажите, как жить, если не за что держаться?

Но не только смерть родителей или близких людей повергает подростка в шок. Гибель животного, близкого существа - не мень­шая для него трагедия. Картины потери долго напоминают о себе, окрашивая все в черный цвет. Мальчик пишет:

Большим потрясением для меня была смерть моей собаки (полтора года тому назад). Он прожил с нами 12 лет. Я был совсем маленький, когда он был щенком. Можно сказать, мы росли вместе. Он был моим «братом», только не говорил. Он воспринимался всей семьей, да и многими знако­мыми, не как собака, а как человек, со всеми качествами, свойственными, как нам казалось, настоящему мужчине. Причем нам пришлось его усы­пить, так как болезнь была неизлечима. Бедный пес очень мучился, не­сколько дней совсем ничего не ел, вскоре с трудом мог ходить. Мы все надеялись на выздоровление. Отвезти его на усыпление не могли ре­шиться, как будто убить своими руками... Но пришлось, выхода не было. Уже после укола, когда жить оставалось одну минуту, он лизнул меня на прощание... Мне так тяжело... Хотя прошло время и мы купили новую со­баку той же породы и окраса, уже очень его полюбили, но все же на фото­графию того, другого, до сих пор смотреть не можем. Сознательно про­пускаем.

Жестокое обращение в детстве и отрочестве также приводит к де­прессии, усугубляет страдания, которые не исчезают, а актуализиру­ются в аналогичных ситуациях.

Меня в детстве била мама ремнем за прогулы. Однажды она меня излуп­цевала так, что я не мог пойти в бассейн. Сначала мне было очень обидно, я хотел рассказать ей, почему я не ходил на уроки. Но у нее лицо было та­кое злое, что мне показалось, что это не мать... Не могут матери так бить больно... А потом я должен был заслужить прощение, потому что она со мной не разговаривала... Говорила: «Иди, куда хочешь, раз не хочешь учиться». А куда я пойду? Одни ребята на уроках, а другие слоняются из угла в угол... Я хотел уехать в другой город к отцу. Как-то уладилось, но я всегда вижу ремень, и мне жутко. Я никого не люблю. Не может мать, ко­торая родила ребенка, его бить до изнеможения. Если мне сейчас стано­вится плохо, в глазах стоит мать с ремнем в руке. Зачем тогда родиться, чтобы тебя избивали? Я боюсь боли, но все равно, если мне на уроке тош­но, я с него ухожу.

Наконец, остановимся на обидах, которые при определенных условиях создают основу для плохого настроения, следствием кото­рого становятся депрессивные состояния.

Сейчас на это событие я смотрю с другой стороны, и мне не так обидно и больно, как тогда, несколько лет тому назад.

Я училась в небольшой сельской школе. Директором этой школы была властная, требовательная и грубая женщина - Г.А. Так как школа бы­ла небольшая, то ребенку, который отличался большими способностями, чем другие, уделялось много внимания. Я не считала и не считаю, что у меня способности больше, чем у других. Но тем не менее так получилось, что среди лучших оказалась я и еще одна девочка.

И. учила Г.А., которая ей покровительствовала. Она приводила ее в при­мер на школьных линейках, поощряла, давала общественные поручения. Меня же Г.А. не учила и контактов со мной не имела. Но ей хотелось, чтобы в школе был один лидер, как она говорила, «звездочка». Однажды учительница русского языка Т.С., которую мы все очень уважали, прове­ла в нашем классе изложение. Не знаю, как мое изложение попало в руки Г.А., но потом случилось следующее.

Меня вызвали в кабинет директора. Я, волнуясь и переживая, что же я натворила, пришла туда. Г.А. предложила мне сесть и начала разговор. Она спросила, думаю ли я учиться дальше. Я ответила, что пойду учить­ся дальше, закончу среднюю школу, а потом буду поступать в институт. На это она ответила, что прочитала мое изложение, но оценки «4» и «5», поставленные Т.С., не соответствуют настоящим. По ее мнению, это оценки «2» и «2». Я спросила, почему она так считает. На это она жестко ответила: «Ты мыслишь на уровне умственно отсталого. Ну, двоечника, как Сашка Б.» На этом разговор закончился, она меня отпустила. Но в моей душе осталась обида и сомнение - неужели это так? Неужели я на самом деле такая глупая? Неужели мне на самом деле завышают оценки? Сейчас страшно представить, что я испытала тогда, будучи тринадцати­летним подростком. Но на этом разговор не закончился. Г.А. все выска­зала Т.С, которая на это очень остро отреагировала: как она, заслуженный учитель, завышает отметки! Мою работу проверили другие учителя­-филологи нашей школы. Они подтвердили оценки, поставленные моей учительницей. Но директор отстаивала свое мнение. Тогда моя учитель­ница Т. С. отвезла мою работу в районный центр, где с ней согласились, но мнение директора не изменилось. У Т. С. было больное сердце, она очень сильно переживала и слегла в больницу на целый месяц. Г. А. дела­ла мне еще много пакостей, которые я старалась не замечать: когда я за­няла первое место в краеведческом конкурсе, она сказала, что это ошиб­ка; когда в нашей школе нужно было выбрать двух лучших учащихся и вручить им самым первым грамоты, она сказала, что я все равно ничего в жизни не добьюсь...

Я еще очень долго переживала и думала, что хуже меня никого нет... Я не верила тому, за что меня хвалили... Я не знала, что хорошо, что плохо.

Во всех описанных историях много общего, несмотря на то что они разные, о разных людях и причинах, вызвавших переживание, расстройство настроения, затем - депрессию. Исключение составля­ет смерть собаки, к которой привязались все. Общее то, что депрес­сивные состояния «родились» и развивались в детстве при участии взрослых людей. Уникальность последней истории в том, что ее «родоначальник» - учитель, призванный сеять разумное, доброе, веч­ное. Если можно было бы собрать в книгу все истории о том, как пе­дагоги и родители наносят вред детям и подросткам, это была бы книга мощнее Книги рекордов Гиннесса. Параллельно цивилизации и прогрессу идут ретардация и регресс, в котором участвуют взрос­лые...

Остановимся на суицидальных намерениях подростка. Суицидальные фантазии и намерения подростков - прямое про­должение их депрессивных состояний.

При обострении депрессии активность подростка резко снижает­ся, а затем наступает полное бездействие. Все вокруг он воспринима­ет в «черном цвете». Вот как говорит подросток о своих переживани­ях при острой депрессии.

Сергей П., 15 лет: Я так много готовился к этим соревнованиям... Я не знаю, что случилось... Я не вошел даже в тройку...

Психолог: Не надо расстраиваться. Будут еще соревнования. Потрениру­ешься побольше и займешь первое место.

Сергей П.: Вы не понимаете меня. Мне уже никогда не быть первым. Я так мечтал... Я неудачник...

Спустя три дня психолог приглашает зайти Сергея к ней в кабинет и по­говорить.

Психолог. Как ты себя чувствуешь, Сергей?

Сергей П. (сидя на самом краешке стула): Не знаю, да мне все равно...

Мальчик с трудом, но справился с подавленным состоянием после проигрыша. Помогли ему взрослые, больше всех - учитель физ­культуры. Он рассказал Сергею о его ошибках и составил график но­вого цикла тренировок. Спустя месяц Сергей вновь пришел к психологу и сообщил, что он помогает тренеру в работе с малышами и много тренируется сам. Сон и аппетит нормализовались. Он стал замкнутым, но, как сказал сам мальчик, он работает над собой и хо­чет быть сосредоточенным.

Далеко не каждая ситуация, вызвавшая переживания, пессимизм и отчаяние, заканчивается так благополучно. В этой, как уже было сказано, на помощь пришли взрослые. Если же подростки остаются один на один со своими неразрешенными проблемами, не могут най­ти выхода, то у них возникают мысли о ненужности и никчемности своей жизни. Особенно часто это происходит тогда, когда самые близкие люди не разделяют мнения подростка или наказывают его за действия, которые он сам осуждает.

Привязанность к родителям и установленные ими порядки смяг­чают переживания и уменьшают депрессию и подавленность. Это происходит потому, что подростку становится все ясно, он понимает, что от него требуется, ради чего родители требуют от него порядка. В противном случае подавленность возрастает, и вновь возникают вопросы: кто я, зачем я живу, кто мне поможет в жизни? Большинст­во людей не совершают в подавленном состоянии самоубийств, но научные данные говорят о том, что от 50 до 80% тех, кто испытывают подобное состояние, пытаются уйти из жизни.

Во всех возрастных группах самоубийства занимают восьмое ме­сто среди причин смерти, а в подростковой - третье. На каждое со­вершенное самоубийство приходится от 8 до 20 попыток самоубий­ства. Примерно 10% людей в те или иные годы своей жизни пыта­лись наложить на себя руки. Поскольку депрессии чаще подвержены женщины, именно они втрое чаще, чем мужчины, пытаются совер­шить самоубийство, но попытки мужчин почти всегда при водят к ги­бели.

Герриг и Зимбардо отмечают, что за последние 10 лет количество суицидальных попыток среди подростков катастрофически возрос­ло. Так, каждые 9 минут у кого-то из них возникают суицидальные намерения, а каждые 90 минут чья-то жизнь трагически обрывается. За неделю 1000 подростков пытаются свести счеты с жизнью, и 125 эта попытка удается (Там же. С. 769).

В России всплеск самоубийств приходится на времена перемен. Он связан с отсутствием стабильного заработка или работы. Непо­нимание со стороны близких, их садистское отношение, арест в ре­зультате отклоняющегося от юридических норм поведения - психо­логические причины самоубийств подростков. В последнее время к самоубийству приводит и нетрадиционная сексуальная ориентация, и употребление подростками психоактивных веществ, и посещение сект, и т.д. Поведение Саши С., пытавшегося покончить жизнь само­убийством, говорит о многом.

Саша С. учится в 7-м классе. Родители пьют, на сына внимания не обра­щают. Он плохо учится, друзей у него нет. Взрослые мужчины обраща­ются к нему с необычной просьбой - «подежурить», а потом «благода­рят» его сладостями или украденным из ларьков спиртным. Однажды они начали заставлять его влезть в форточку квартиры на первом этаже и открыть им дверь. Он отказался. Тогда они стали угрожать ему: говори­ли, что посадят в тюрьму отца, который вроде бы тоже вор, а мать убьют. Подросток написал матери записку: «Я больше так нимагу. Пращайти». Потом встал на подоконник и выпрыгнул с третьего этажа. Сейчас Саша лежит в больнице с переломанным позвоночником.

Выше описывалось поведение подростков из групп риска. Ответ­ственность за их жизнь должны нести либо опекун, либо государст­во. В противном случае множится число не только малолетних пре­ступников, но и суицидальных попыток.

У девочек-подростков желание уйти из жизни часто связано с не­разделенной любовью. Нереальность жизненных намерений и целей, которые ставят подростки, также провоцируют желание свести сче­ты с жизнью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: