Подходы | Представители |
Мотивационный | Дж. Эйсендорф |
Экзистенциально-гуманистический | К. Роджерс, К. Мустаскас |
Социологический | Дж. Рисмен |
Бихевиористско-интеракционистский | Р. Вейс |
Когнитивный | Э. Пепло |
Психоаналитический | Х.С. Салливан |
Все эти взгляды роднит то, что они определяют различные причины одиночества. Кроме того, описываются нерешенные вопросы личности, которые приводят ее к одиночеству. (Галигузова Л.Н. Проблемы социальной изоляции детей.// Вопросы психологии. – 1996. - № 3.; Лабиринты одиночества. – М.. 1989.; Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. – М.: Генезис, 1997.)
Представим эти взгляды в таблице, где характеризуются причины одиночества и определяются особенности одинокой личности в контексте различных подходов.
Особенности одиночества
Подходы | Причины одиночества | Характеристика личности |
Мотивационный | Личность боится оценок окружающих и всего нового. Возникает страх отвержения. | Застенчивость, неуверенность в своих начинаниях, тревожность. |
Экзистенциально-гуманистический | Одиночество появляется как страх пред смертью, переменами в жизни, как противоречие между истинным, реальным «Я» и идеальным «Я». | Депрессивность, испытывает чувство вины, имеется несоответствие между социальной ролью и личной свободой. |
Социологический | Ослабление связей в малой группе, изменения семейной и социальной мобильности. | Экстернальность, зависимость от других, постоянно контролирует свои связи. |
Бихевиористско-интеракционистский | Образование связей, не приводящих к полезному научению. В результате возникает эмоциональная и социальная изоляция. | В первом случае нет привязанности к другому человеку, в другом – нет достаточного окружения людей, в результате чего контакты малочисленны или отсутствуют вовсе. |
Когнитивный | Несоответствие желаемого и действительного. | Агрессивность и нетерпимость. Близость с другими невозможна; неумение рассказать о себе откровенно и точно. |
Психоаналитический | Переживания сосредоточены на раннем возрасте, когда формируются доверие и недоверие к миру. Базовая черта – безопасность. Столкновение врожденного с социальным приводит к уходу от реальности. | Самолюбование, эгоцентричность и враждебность к окружающему. |
|
Одиночество можно классифицировать по уровням взаимодействия подростка с окружающим миром, по временной протяженности и происхождению. По первому параметру одиночество может быть физическим (одиночное плавание), коммуникативным (нахождение среди незнакомых людей), эмоциональным (при отсутствии близких людей, при переезде на новое место жительства), духовным (при отсутствии единства взглядов, несмотря на контакты с людьми).
По временной протяженности одиночество может быть эпизодическим и хроническим, а по происхождению - вынужденным и добровольным. Кроме того, одиночество может быть субъективным и объективным.
Например, человек может субъективно считать себя одиноким, хотя внешних показаний к этому нет, и наоборот.
Исследования Г.Р. Шагивалеевой показали, что субъективная мера одиночества определяется тем, насколько значимыми для человека являются те или иные факторы. Например, если предстоит переэкзаменовка, то общение со сверстниками ему только вредит. Было выявлено, что учащиеся техникумов, среди которых были и подростки 15 лет, в большей степени испытывают духовное одиночество, оно отмечено у 56% обследованных, хотя бы один вид одиночества отмечен более чем у 15% респондентов. Но у четвертой части учащихся оно вообще не было отмечено. (Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами ССУЗ. Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Казань, 2003.)
|
Любопытно заметить, что некоторые подростки считали себя одинокими (субъективный фактор), а объективных показаний к этому не было. Иначе говоря, субъективные и объективные факторы одиночества не совпадают. У людей, считавших себя одинокими и не стремившихся избежать одиночества, обнаружились такие чувства: спокойствие - 57%, скука - 52%, тревога - 42%, равнодушие и безразличие - 36%, смирение - 33%. Если же они хотели избежать одиночества, то актуальными были такие чувства: тревога - почти у63%, скука - 50%, жалость и сочувствие к себе - 47%, плохое настроение - почти у 42%, тоска - 35,5%. Как видно, и в том и в другом случае тревога и скука являются главными спутниками одиночества.
«Субъективно одинокие учащиеся по-разному реагируют на одиночество в зависимости от того, как они сами к нему относятся. Для тех, кто стремится его избежать, оно тревожит и пугает гораздо сильнее, чем тех, кто к этому не стремится. Очевидно также, что первые при этом испытывают негативные переживания, связанные с неудовлетворенностью своим положением... Для вторых характерно преобладание спокойствия, смирения, безразличия. Они позитивно переживают одиночество, представляют себе уединение как вполне удовлетворительную ситуацию. Они часто спокойны, расслаблены, а иногда чувствуют прилив творческих сил». (Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами ССУЗ. Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Казань, 2003. – С. 17.)
|
Иными словами, если человек захочет испытать удовольствие от одиночества, он будет наслаждаться покоем и безмятежностью, потому что может ощутить принадлежность самому себе. Если же ему требуются близкие люди, а их нет и не с кем разделить неприятные переживания, одиночество приносит человеку страдания. Однако значимость одиночества должна рассматриваться и в возрастном аспекте: известно, что в раннем юношеском (от 15 лет) возрасте стремление к общению и исповедальность являются главными психическими новообразованиями. Значит, удовлетворение потребности иметь друга, с которым устанавливается взаимопонимание, одновременно решает вопрос о непонятости и одиночестве подростка.
Исследование чувства одиночества у подростков Москвы (Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. – М.: Генезис, 1997. – С. 120) выявило, что почти половина респондентов (48,5%) его не испытывают, а больше трети опрошенных (35;5%) в той или иной степени переживали его. Тех, кто испытывал чувство одиночества, можно было отнести к трем уровням. К первому, критическому, относились 2,3% ребят. у них зафиксировано острое состояние одиночества. Часто возникало состояние одиночества у 7,7% (средний уровень), периодически у 25,5% подростков. Авторы считают, что эта группа ребят наиболее адаптивна. В общем, исследователи обнаружили, что каждый третий подросток испытывает состояние одиночества различной степени, но внимание исследователей привлекли подростки, находящиеся в критической группе, т. е. в группе риска. Связь между полом, возрастом и состоянием одиночества не установлена. Это чувство более характерно для старших подростков, что связано с кризисом идентичности.
В других исследованиях (Долганова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте. Автереф. Дис. … канд. психол. наук. – СПб., 1996.) также получены данные примерно об одинаковом количестве девочек и мальчиков, испытывающих одиночество.
Были определены следующие типы одиночества.
7 У «холодных, аутичных» подростков отмечено низкое стремление к принятию и высокий страх отвержения. Эти подростки уходят от реального общения, не умеют себя выразить.
8 «Застенчивые, робкие» с высоким стремлением к принятию и высоким уровнем отвержения стремятся к общению и боятся его. Эти подростки переживают глубокий внутренний конфликт, они неуверенны в себе, а социальные навыки развиты у них плохо.
9 «Вредные подростки» скрывают свою враждебность.
Отмеченное выше позволяет еще раз подчеркнуть природу одиночества подростков. Оно появляется как ощущение ограниченности и неполноты контактов с другими. Подросток может сам этому способствовать, демонстрируя свою необычность (я - иной). Могут
повлиять на появление одиночества обстоятельства (переход в другую школу). Однако в любом случае оно должно быть в поле внимания взрослых, которые сами иногда и провоцируют его возникновение. Приведем пример зарождения замкнутости и чувства покинутости у подростка.
У нас растет дочь. Ей уже 13 лет, она добрая и отзывчивая, только подруг у нее не стало в одночасье.
Это было поздней осенью. К утру подморозило, и выпал первый снег. Наша девочка надела новую куртку, обула новые сапоги и радостная ушла в школу. Ничего не предвещало беды...
Дети на свежем снегу прокладывали первые следы. Все кругом было покрыто белым снегом. В сторонке от тротуара сантехники оставили открытой канализационную яму. Она была полна вонючими отходами, но сверху вода замерзла и покрылась легким снежком. Наша девочка, не заметив ямы, провалилась, она пыталась выбраться, но тяжелый рюкзак тянул вниз. Играющие рядом дети испугались и убежали о школу. Не растерялась только подруга нашей дочери и стала ее тащить наверх. Но могла держать ее за руки, чтобы наша дочь не провалилась окончательно. Дети позвали учительницу, которая вместе с ребятами вытащила девочку.
Через некоторое время мне позвонили домой и сказали, что дочь провалилась в канализационную яму, что ее надо было воспитывать правильно... Когда я пришла в школу, я увидела такую картину: моя девочка сидела на полу о вестибюле, вокруг нее никого не было. Все проходили мимо, заткнув нос. По-видимому, прошло два урока, как это все случилось. Я схватила девочку, надела на нее свое пальто, кое-как добралась до дома. Отмыла от фекалий, стала вызывать «скорую» - я боялась, что она наглоталась гадости... Мне сказали, что если будет плохо (?), тогда к ним надо будет обращаться. Три дня дочь была в шоке, молчала и не спала. За это время никто не позвонил и не пришел ее проведать. Когда девочка стала ходить в школу, с ней рядом никто не хотел стоять, сидеть, что-то вместе делать. Учителя каждый раз напоминали, что надо окна держать открытыми от вони, что если дети будут бегать где попало, то, как К., попадут в сортир и прославятся... Учителя нам сказали, что девочка сама виновата, не надо было подходить к этому люку.
Никто не стал закрывать люк, грязная вода продолжала сочиться. Через несколько дней после происшествия муж пошел и огородил этот люк. Но кажется, что и это осталось незамеченным, так как ограда стоит уже два года.
Я стала ходить с дочерью в школу вместе, сидела на уроках. Она стала замкнутой и нелюдимой, ей казалось, что все на нее смотрят и отворачиваются, так как от нее воняет. Учителя по поводу и без всякого повода напоминали об этом и всех спрашивали, есть ли запах в классе... Ее ближайшая подруга изредка ей звонит, но разговаривает с ней свысока, как будто К. чего-то недопонимает. Мы хотели перевести дочь в другую школу, но в нашем поселке только одна средняя, другая за несколько десятков километров. Мне не хочется, чтобы дочь из-за этого происшествия стала хуже учиться, но у нее появились тройки.
Анализ этой ситуации приводит к выводу, что взрослые - и в первую очередь педагоги - ответственны за отчужденность и неприкаянность девочки-подростка. Увы, на ее месте мог оказаться любой, даже директор школы. И можно ли было оставлять эту ситуацию без контроля? Думается, девочке надо было посочувствовать и все время ее поддерживать.
Итак, одиночество имеет несколько аспектов (низкий психологический статус, отчуждение, неприкаянность, часто появляющаяся скука и пр.), проявляющихся во времени, содержании и видах (коммуникативный, духовный и пр.). Для каждого подростка одиночество имеет личностную значимость, а иногда и ценность, позволяющую осмыслить свой внутренний мир.