Теоретические подходы к одиночеству




Подходы Представители
Мотивационный Дж. Эйсендорф
Экзистенциально-гуманистический К. Роджерс, К. Мустаскас
Социологический Дж. Рисмен
Бихевиористско-интеракционистский Р. Вейс
Когнитивный Э. Пепло
Психоаналитический Х.С. Салливан

 

Все эти взгляды роднит то, что они определяют различные при­чины одиночества. Кроме того, описываются нерешенные вопросы личности, которые приводят ее к одиночеству. (Галигузова Л.Н. Проблемы социальной изоляции детей.// Вопросы психологии. – 1996. - № 3.; Лабиринты одиночества. – М.. 1989.; Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. – М.: Генезис, 1997.)

Представим эти взгляды в таблице, где характеризуются причи­ны одиночества и определяются особенности одинокой личности в контексте различных подходов.

 

Особенности одиночества

Подходы Причины одиночества Характеристика личности
Мотивационный Личность боится оценок окружающих и всего нового. Возникает страх отвержения. Застенчивость, неуверенность в своих начинаниях, тревожность.
Экзистенциально-гуманистический Одиночество появляется как страх пред смертью, переменами в жизни, как противоречие между истинным, реальным «Я» и идеальным «Я». Депрессивность, испытывает чувство вины, имеется несоответствие между социальной ролью и личной свободой.
Социологический Ослабление связей в малой группе, изменения семейной и социальной мобильности. Экстернальность, зависимость от других, постоянно контролирует свои связи.
Бихевиористско-интеракционистский Образование связей, не приводящих к полезному научению. В результате возникает эмоциональная и социальная изоляция. В первом случае нет привязанности к другому человеку, в другом – нет достаточного окружения людей, в результате чего контакты малочисленны или отсутствуют вовсе.
Когнитивный Несоответствие желаемого и действительного. Агрессивность и нетерпимость. Близость с другими невозможна; неумение рассказать о себе откровенно и точно.
Психоаналитический Переживания сосредоточены на раннем возрасте, когда формируются доверие и недоверие к миру. Базовая черта – безопасность. Столкновение врожденного с социальным приводит к уходу от реальности. Самолюбование, эгоцентричность и враждебность к окружающему.

 

Одиночество можно классифицировать по уровням взаимодейст­вия подростка с окружающим миром, по временной протяженности и происхождению. По первому параметру одиночество может быть физическим (одиночное плавание), коммуникативным (нахождение среди незнакомых людей), эмоциональным (при отсутствии близких людей, при переезде на новое место жительства), духовным (при от­сутствии единства взглядов, несмотря на контакты с людьми).

По временной протяженности одиночество может быть эпизо­дическим и хроническим, а по происхождению - вынужденным и добровольным. Кроме того, одиночество может быть субъективным и объективным.

Например, человек может субъективно считать себя одиноким, хотя внешних показаний к этому нет, и наоборот.

Исследования Г.Р. Шагивалеевой показали, что субъективная мера одиночества определяется тем, насколько значимыми для человека являются те или иные факторы. Например, если предстоит пере­экзаменовка, то общение со сверстниками ему только вредит. Было выявлено, что учащиеся техникумов, среди которых были и подрост­ки 15 лет, в большей степени испытывают духовное одиночество, оно отмечено у 56% обследованных, хотя бы один вид одиночества отме­чен более чем у 15% респондентов. Но у четвертой части учащихся оно вообще не было отмечено. (Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами ССУЗ. Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Казань, 2003.)

Любопытно заметить, что некоторые подростки считали себя оди­нокими (субъективный фактор), а объективных показаний к этому не было. Иначе говоря, субъективные и объективные факторы оди­ночества не совпадают. У людей, считавших себя одинокими и не стремившихся избежать одиночества, обнаружились такие чувства: спокойствие - 57%, скука - 52%, тревога - 42%, равнодушие и без­различие - 36%, смирение - 33%. Если же они хотели избежать одиночества, то актуальными были такие чувства: тревога - почти у63%, скука - 50%, жалость и сочувствие к себе - 47%, плохое на­строение - почти у 42%, тоска - 35,5%. Как видно, и в том и в дру­гом случае тревога и скука являются главными спутниками одино­чества.

«Субъективно одинокие учащиеся по-разному реагируют на оди­ночество в зависимости от того, как они сами к нему относятся. Для тех, кто стремится его избежать, оно тревожит и пугает гораздо силь­нее, чем тех, кто к этому не стремится. Очевидно также, что первые при этом испытывают негативные переживания, связанные с неудов­летворенностью своим положением... Для вторых характерно пре­обладание спокойствия, смирения, безразличия. Они позитивно пе­реживают одиночество, представляют себе уединение как вполне удовлетворительную ситуацию. Они часто спокойны, расслаблены, а иногда чувствуют прилив творческих сил». (Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами ССУЗ. Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Казань, 2003. – С. 17.)

Иными словами, если человек захочет испытать удовольствие от одиночества, он будет наслаждаться покоем и безмятежностью, по­тому что может ощутить принадлежность самому себе. Если же ему требуются близкие люди, а их нет и не с кем разделить неприятные переживания, одиночество приносит человеку страдания. Однако зна­чимость одиночества должна рассматриваться и в возрастном аспек­те: известно, что в раннем юношеском (от 15 лет) возрасте стремле­ние к общению и исповедальность являются главными психически­ми новообразованиями. Значит, удовлетворение потребности иметь друга, с которым устанавливается взаимопонимание, одновременно решает вопрос о непонятости и одиночестве подростка.

Исследование чувства одиночества у подростков Москвы (Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. – М.: Генезис, 1997. – С. 120) выяви­ло, что почти половина респондентов (48,5%) его не испытывают, а больше трети опрошенных (35;5%) в той или иной степени пережи­вали его. Тех, кто испытывал чувство одиночества, можно было отне­сти к трем уровням. К первому, критическому, относились 2,3% ребят. у них зафиксировано острое состояние одиночества. Часто возника­ло состояние одиночества у 7,7% (средний уровень), периодически ­у 25,5% подростков. Авторы считают, что эта группа ребят наиболее адаптивна. В общем, исследователи обнаружили, что каждый третий подросток испытывает состояние одиночества различной степени, но внимание исследователей привлекли подростки, находящиеся в критической группе, т. е. в группе риска. Связь между полом, возрас­том и состоянием одиночества не установлена. Это чувство более ха­рактерно для старших подростков, что связано с кризисом идентич­ности.

В других исследованиях (Долганова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте. Автереф. Дис. … канд. психол. наук. – СПб., 1996.) также получены данные примерно об одинаковом количестве девочек и мальчиков, испытывающих одино­чество.

Были определены следующие типы одиночества.

7 У «холодных, аутичных» подростков отмечено низкое стремле­ние к принятию и высокий страх отвержения. Эти подростки ухо­дят от реального общения, не умеют себя выразить.

8 «Застенчивые, робкие» с высоким стремлением к принятию и вы­соким уровнем отвержения стремятся к общению и боятся его. Эти подростки переживают глубокий внутренний конфликт, они неуверенны в себе, а социальные навыки развиты у них плохо.

9 «Вредные подростки» скрывают свою враждебность.

Отмеченное выше позволяет еще раз подчеркнуть природу оди­ночества подростков. Оно появляется как ощущение ограниченно­сти и неполноты контактов с другими. Подросток может сам этому способствовать, демонстрируя свою необычность (я - иной). Могут

повлиять на появление одиночества обстоятельства (переход в дру­гую школу). Однако в любом случае оно должно быть в поле внима­ния взрослых, которые сами иногда и провоцируют его возникнове­ние. Приведем пример зарождения замкнутости и чувства покинуто­сти у подростка.

У нас растет дочь. Ей уже 13 лет, она добрая и отзывчивая, только подруг у нее не стало в одночасье.

Это было поздней осенью. К утру подморозило, и выпал первый снег. На­ша девочка надела новую куртку, обула новые сапоги и радостная ушла в школу. Ничего не предвещало беды...

Дети на свежем снегу прокладывали первые следы. Все кругом было по­крыто белым снегом. В сторонке от тротуара сантехники оставили от­крытой канализационную яму. Она была полна вонючими отходами, но сверху вода замерзла и покрылась легким снежком. Наша девочка, не за­метив ямы, провалилась, она пыталась выбраться, но тяжелый рюкзак тянул вниз. Играющие рядом дети испугались и убежали о школу. Не растерялась только подруга нашей дочери и стала ее тащить наверх. Но могла держать ее за руки, чтобы наша дочь не провалилась оконча­тельно. Дети позвали учительницу, которая вместе с ребятами вытащила девочку.

Через некоторое время мне позвонили домой и сказали, что дочь прова­лилась в канализационную яму, что ее надо было воспитывать правиль­но... Когда я пришла в школу, я увидела такую картину: моя девочка си­дела на полу о вестибюле, вокруг нее никого не было. Все проходили ми­мо, заткнув нос. По-видимому, прошло два урока, как это все случилось. Я схватила девочку, надела на нее свое пальто, кое-как добралась до дома. Отмыла от фекалий, стала вызывать «скорую» - я боялась, что она на­глоталась гадости... Мне сказали, что если будет плохо (?), тогда к ним надо будет обращаться. Три дня дочь была в шоке, молчала и не спала. За это время никто не позвонил и не пришел ее проведать. Когда девочка стала ходить в школу, с ней рядом никто не хотел стоять, сидеть, что-то вместе делать. Учителя каждый раз напоминали, что надо окна держать открытыми от вони, что если дети будут бегать где попало, то, как К., по­падут в сортир и прославятся... Учителя нам сказали, что девочка сама виновата, не надо было подходить к этому люку.

Никто не стал закрывать люк, грязная вода продолжала сочиться. Через несколько дней после происшествия муж пошел и огородил этот люк. Но кажется, что и это осталось незамеченным, так как ограда стоит уже два года.

Я стала ходить с дочерью в школу вместе, сидела на уроках. Она стала замкнутой и нелюдимой, ей казалось, что все на нее смотрят и отворачи­ваются, так как от нее воняет. Учителя по поводу и без всякого повода напоминали об этом и всех спрашивали, есть ли запах в классе... Ее бли­жайшая подруга изредка ей звонит, но разговаривает с ней свысока, как будто К. чего-то недопонимает. Мы хотели перевести дочь в другую шко­лу, но в нашем поселке только одна средняя, другая за несколько десят­ков километров. Мне не хочется, чтобы дочь из-за этого происшествия стала хуже учиться, но у нее появились тройки.

Анализ этой ситуации приводит к выводу, что взрослые - и в первую очередь педагоги - ответственны за отчужденность и непри­каянность девочки-подростка. Увы, на ее месте мог оказаться любой, даже директор школы. И можно ли было оставлять эту ситуацию без контроля? Думается, девочке надо было посочувствовать и все время ее поддерживать.

Итак, одиночество имеет несколько аспектов (низкий психологи­ческий статус, отчуждение, неприкаянность, часто появляющаяся скука и пр.), проявляющихся во времени, содержании и видах (ком­муникативный, духовный и пр.). Для каждого подростка одиночест­во имеет личностную значимость, а иногда и ценность, позволяю­щую осмыслить свой внутренний мир.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: