7. 1. ИОГАН ИОАХИМ ВИНКЕЛЬМАН (1717-1768) И ЕГО КОНЦЕПЦИЯ СТИЛЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Тридцатилетняя война и эпоха Винкельмана. Жизнь и смерть Винкельмана. Винкельман и Менгс. Винкельман — теоретик классицизма.
«История искусства древности» (1764 г.)как первая систематическая история изобразительного искусства.
Учение Винкельмана о «высоком стиле» и «изящном стиле» и дихотомическая концепция стилей Вельфлина. Искусство — не просто подражание природе. Красота идеи и красота выражения. Два типа грации. Четыре стиля в истории греческого искусства.
Проблема «внутренней формы» у Винкельмана и Вельфлина. Понятие «внутреннего» и «внешнего» чувства у Винкельмана. Релятивизм Вельфлина и поиск «истинного среднего» у Винкельмана. Идеал искусства, высокий стиль — «как бы еще нерожденное представление о красоте», единство мысли и чувства, формы и идеи.
Проблема аллегории в концепции изобразительного искусства Винкельмана и Панофского. Аллегория как знак, иллюстрация понятия или путь к художественному образу?
Мифологическая основа аллегории в изобразительном искусстве по Винкельману. Мифология истинная (древняя) и ложная (искусственная мифология современности).
Гете о Винкельмане.
7.2. ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ ЛЕССИНГ (1729 - 1781) О ГРАНИЦАХ ЖИВОПИСИ И ПОЭЗИИ
Лессинг — просветитель, писатель, теоретик искусства. Произведения Лессинга «Гамбургская драматургия» и «Лаокоон».
Полемика Лессинга с Винкельманом. О границах живописи и поэзии. Поэзия Как временное искусство (изображение движения) и живопись как искусство пространственное (изображение прекрасного мгновения).
Лессинг и Ригль (анализ последним «Ночного дозора» Рембрандта).
Современная проблема описания и рассказа (Г.Лукач).
Лессинг о естественных и искусственных знаках и знаковая концепция искусства в современном искусствознании. От теорий Гудмена, Пирса и Гомбриха — к Лессингу (группа «Лаокоон» под руководством Т.В.Митчелла в Чикаго).
Диалектика художественной формы у Лессинга; изобразительное искусство как выражение идеала, «сердца природы», путь к решению противоречий цивилизации — попытка превращения -ухи в аквариум».
Трактовка аллегории в изобразительном искусстве у Лессинга.
Зарождение идеи неравномерности развития искусств у Лессинга и проблема историзма в искусствознании. Путь к истинному историзму Лессинга и недостатки истории стилей «венской школы» искусствознания.
7. 3. Спор Гете с Дидро о природе изобразительного искусства
Жизнь и деятельность Дидро (1713 - 1784). Дидро и главное дело его жизни — «Энциклопедия». Дидро и Россия.
Дидро — основатель художественной критики и первый ее великий представитель («Салоны" Дидро). Защита естественности в искусстве против мертвых схем вырождающегося классицизма, Природа — источник жизни и фантазии, ее перехитрить нельзя (ср. с современными концепциями манипуляции человеческим сознанием, в том числе и в искусствозна нии — знаковая концепция искусства).
Дидро и Грез. Дидро и Винкельман.
«Опыт о живописи» Дидро. Дидро и Гете — пример диалога идеалиста с материалистом.
Искусство и природа. Превосходство фантазии природы над фантазией художника согласно Дидро. Превосходство жеста в живописи («естественного знака») над понятием. Относительность этого превосходства: идея первообраза, идеала у Дидро. «Парадокс об актере» — диалектика разума и чувства, непосредственности и опосредования в искусстве.
Дидро о рисунке и колорите. Произведение Дидро «Разрозненные мысли о живописи, скульптуре, архитектуре и поэзии».
Парадоксальность мышления Дидро.
И.-В. Гете (1749-1832) как живописец и теоретик изобразительного искусства. Гете о художественной манере и стиле в изобразительном искусстве.
Гете — переводчик и комментатор «Опыта о живописи» Дидро. Спор Гете с Дидро — что выше, искусство или природа? Природная основа художественного идеала у Дидро — и общественно-историческая у Гете. Важность субъективно-человеческого начала в искусстве. Оценка Гете теории колорита Дидро.
Теория цвета Гете и ее роль для искусствознания. Полемика Гете с Ньютоном. Влияние теории цвета Гете на концепцию света и колорита Шеллинга и Гегеля. Свет как высшее («духовное») проявление материи, а не просто физический феномен.
7.4 Ф. Шиллер как родоначальник дихотомической концепции художественных стилей
Ф.Шиллер (1759 - 1805) как философ и историк, теоретик искусства. Работа Шиллера «О грации и достоинстве»: проблема знака и образа, роли и значении жеста в живописи. жеста естественного и искусственного — развитие идей Винкельмана, Лессинга и Дидро. Взаимные недостатки жеста произвольного и непроизвольного. Идеал искусства — непроизвольное движение, в котором выражается развитая на основе цивилизации и культуры "Прекрасная душа». Теория жеста Шиллера как ключ к решению проблемы соотношения «первичного» и «вторичного" сюжетов иконологии Э.Панофского. Ф.Шиллер о рисунке и жизненности.
Работа Ф.Шиллера «О наивной и сентиментальной поэзии» и дихотомическая концепция стиля в современном искусствознании (Г.Вельфлин). Причины раздвоения искусства на два полярных стиля согласного Шиллеру и Вельфлину. «Наивное" искусство как преобладание непосредственной объективности, природной основы над цивилизацией. «Сентиментальное" искусство как преобладание субъекта над объектом, рефлексии над непосредственным чувством.
Поиски Ф.Шиллером «среднего» состояния человечества — основы великого искусства — в отличие от «способа видения» у Гильдебранда, Вельфлина и Ригля.
Ф.Шиллер как историк тридцатилетней войны: возвышение от ужаса до трагедии — источника художественного творчества.
ТЕМА 8. Классика в век романтики. Ф. Шеллинг и Г. Гегель
8. 1. ФИЛОСОФИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ФРИДРИХА ШЕЛЛИНГА (1775-1854) И ДИХОТОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СТИЛЯ
«Философия искусства» Ф.Шеллинга. Изобразительное искусство как реальная сторона мира искусств. Теория аллегории и символа у Шеллинга (развитие концепции аллегории Винкельмана). Категории живописного и пластического искусств у Шиллера (в сравнении с линейным и пластическим стилем Вельфлина).
Теория цвета и колорита Шеллинга. Свет как звон материи, непосредственно-чувственное явление духовного начала ее. Единство света и тела и три его типа: рисунок (ритм, истинность, контур), светотень {идеальная сторона живописи, сияние, исходящее от телесного) и колорит.
Пластическое искусство как абсолютное взаимопроникновение идеального и реального, конечного и бесконечного.
Теория архитектуры Ф. Шеллинга. Полемика с Витрувием. Что изображает архитектура? Она не может быть изображением конкретных явлений реального мира. Архитектура и музыка. Чтобы стать изобразительным искусством, архитектура должна имитировать саму себя. Современные споры о природе архитектуры {теория архитектуры «раннего» Вельфлина, концепция колонны как «добавления», парергона у Ж.Деррида).
Влияние идей Шеллинга на формирование романтизма. "Поздний» Шеллинг, автор «Введения в философию мифологии» и его влияние на Якоба Буркхардта, культурно-историческую школу в искусствознании.
8. 2. КОНЦЕПЦИЯ АРХИТЕКТУРЫ, СКУЛЬПТУРЫИ ЖИВОПИСИ Г.Ф.ГЕГЕЛЯ (1770-1831)
Три стадии развития мирового искусства Гегеля — символическая (преобладание неразвитого напряженного содержания над формой), классическая (единство развитого содержания и форма) и романтическая (преобладание духовного развитого содержания над формой) Символ, образ и аллегория. Гегель и современные концепции -конца искусства». Историзм Гегеля и историзм теории стилей «венской школы искусствознания».
Архитектура как символический тип искусства. Архите1стура самостоятельная (древняя, символизирующая) и архитектура, выполняющая подчиненную роль (здание). Классическая архитектура как относящаяся ко второму типу. Причины этого — архитектура не может быть изображением предметного мира. История развития архитектуры от античности до Нового времени включительно. Храм античный и храм средневековый.
Скульптура как классический тип (стиль) искусства. История античной скульптуры, упадок скульптуры в Новое время.
Живопись как романтический тип искусства. Два полюса живописи (два полярных стиля) — расширение изображения предметного мира вплоть до подробностей быта (голландская живописи ХУ1 века) и возрастание роли субъективности художника, его индивидуального мастерства. Переход от воспроизведения предметного мира к изображению движений души в живописи. Живопись и музыка, их сходство и принципиальное различие. Почему живопись не может отказаться от изображения предметного мира и стать музыкой в красках? Концепция духовного начала изобразительного искусства у Гегеля и Кандинского.