3. 1. «СТРУКТУРНАЯ НАУКА» Г. КАШНИЦА И ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕПОДОБИЯ
Концепция Г.Лютцелера как пример эклектического метода современного западного искусствознания.
Г.Кашниц фон Вайнберг — археолог и теоретик изобразительного искусства, «наследник» Ригля и «венской школы» искусствознания. Гуманистические основы концепции истории художественных стилей Кашница. Критика Кашницем современного "суггестивного" искусства, «оптических» теорий Гильдебранда и Вельфлина. Кашниц — противник «плюрализма стилей» в искусстве и «схематизма духа». Критика Кашницем методов Дворжака и Панофского..
История средиземноморской античной пластики в интерпретации Кашница. Пространство и сила тяжести, тектонический конфликт. Структура пространства и структура художественного скульптурного образа. Идол и древняя статуэтка, их принципиальное различие.
Древневосточная пластика, секрет ее наивного жизнеподобия.
Древнеегипетское искусство как ".искусство существования», «мумифицированная жизнь». «Снятие» (и сохранение) опыта силы тяжести в метафизическом, вневременном пространстве древнеегипетского художественного стиля. Секрет высокого художественного совершенства образов древнеегипетского искусства.
Древнегреческая скульптура в интерпретации Кашница. Тайна его жизнеподобия: равноправие свободы и необходимости, выражаемое тектоническим конфликтом. Гармония человека и космоса — реальная основа классики, художественного воссоздания в ней человека в его взаимоотношении с пространством и силой тяжести. Архаика, классика, эллинизм.
Духовные предпосылки переломных моментов в развитии и смене стилей. «Оптичность» эллинистической скульптуры.
Позднеримское искусство — создание «свободного пространства» в архитектуре и «декаденство» римского скульптурного портрета.
Концепция Кашница как критическое переосмысление теорий Гиль-дебранда и Ригля.
3. 2 Г. ЗЕДЛЬМАЙР и его критика современного искусствознания и искусства
Книга Зедльмайра "Искусство и правда. К теории и методу истории искусств» (1959 г.)
Статья «Завещание Дворжака». Внутреннее родство формального и духовно-исторического методов. Проблема «ядра", «середины» художественного произведения.
Зедльмайр о необходимости развития теории изобразительного искусства для преодоления кризиса современного западного искусствознания — и возвращения, до известной степени, концепции Гегеля. Понятие «первого», фактологического и иконографического искусствознания. Его достоинства и фатальные недостатки. Представление об «идеальном искусствознании».
Соотношение «духа времени» и абсолютной истины. Критика Зедль-майром релятивизма теории стилей современного искусствознания. Понятия «вулканизма» и «нептунизма» у него.
Стиль не как «класс», а как «идея», -идеальный тип». Критика иконологии Панофского.
Художественный образ как «звучащее лицо- изобразительного искусства. Непосредственно-чувственное выражение духовного содержания в искусстве. Раскрытие правды истории (абсолютной истины божественного откровения) как ключ к решению проблем стиля и стилистического анализа.
Критика Зедльмайром искусства модернизма. Его книга «Утрата середины». Кризис общества (атеизм) — кризис искусства. Внутренний нигилизм современного человека и общества. Синтетический (целостный) характер подлинного произведения искусства. Храм как целостное произведение искусства, органический синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Ложный синтез искусств — современный музей. Истинная общность людей (христианская община) как основа целостного произведения искусства.
Деградация изобразительного искусства как результат процесса расчленения целостного произведения. Обособление живописи, архитектуры и скульптуры, затем распад каждого из них на элементы формы в модернизме. Утрата стиля в современном искусстве.
Духовные предпосылки переломных моментов в развитии и смене стилей. «Оптичность» эллинистической скульптуры.
Позднеримское искусство — создание «свободного пространства» в архитектуре и «декаденство» римского скульптурного портрета.
Концепция Кашница как критическое переосмысление теорий Гиль-дебранда и Ригля.
«Круг идей» современных западных концепций художественного стиля и необходимость разрыва этого круга, выхода из него.
ТЕМА 4. Античное искусствознание |
Сила и слабость античных учений об изобразительном искусстве: наивность и глубина. Представление об искусстве как мимезисе, выражении истины самой реальности или истинной реальности. Прекрасное в действительности — основа прекрасного в искусстве.
4. 1. Концепция «мимезиса» Платона и Аристотеля
Эйдос и симулякр. Правда и правдоподобие. Мимезис как священный танец. Отличие подражания от обезьянничания. Восхождение к первообразу и проблема жизнеподобия. «Как» в искусстве зависит от «что» изображается. Роль идей Платона для критики авангардизма
Аристотель: искусство изображает невозможное, но вероятное (правдоподобное в высшем смысле). Критика «идей» Платона у Аристотеля. Хорошая фабула по Аристотелю. Роль художественной видимости в искусстве согласно Аристотелю.
4.2. Плиний Старший { 24-79 н.э.) и его "Естественная история» — энциклопедия античного мира. Исторические сочинения Плиния Старшего. Его жизнь и трагическая смерть. XXXIII XXXVII книги "Естественной истории» как основной источник сведений об изобразительном искусстве античного Рима и Греции. Плиний об искусстве Паррасия и Зевксида, Апеллеса, Поликлета, Праксителя, Мирона, Лисиппа и др. Понятие природы как основа искусствоведческой концепции Плиния. Всеобщее отношение вещей по принципу симпатии — антипатии. Роль материала в изобразительном искусстве. Стиль Плиния Старшего.
4. 3. Витрувий (вторая пол. 1 в. до н.э.) и его трактат «Десять книг об архитектуре» как обобщение теоретического и практического опыта зодчества эллинистической Греции и Рима. Витрувий о происхождении класси- ческого ордера — истина и миф. Витрувий о единстве технических, функциональных и эстетических аспектов архитектуры. Сравнение произведения искусства с организмом человека и пропорциями человеческого тела. Роль трактата Витрувия а выработке канонических форм архитектурного ордера в XVII- ХУIII веках.
4. 4. Павсаний (2 в. н.э.) и его «Описание Эллады» { в 10 книгах) — путеводитель по искусству, памятникам архитектуры Средней Греции и Пелопоннеса (многие из которых не дошли до нас). Описание статуи Афины в Акрополе. Слова Дж. Фрезера о Павсании: «без него руины Греции остались бы для нас большей частью лабиринтом без ключа, загадкой без ответа».
Общая характеристика античных учений об изобразительном искусстве: ориентация на природу, идеал человека, подражание реальности, единство материи и формы. Фабула вместо строгой систематики понятий.
ТЕМА 5. Средневековые представление об искусстве
5.1. Св. Августин и Дионисий Ареопагит
Св. Августин, отцы церкви и их критика античного искусства. Отрицание античной культуры как форма ее спасения и сохранения в христианстве. Учение Августина о красоте. Христианская онтологическая гносеология: истина в истинном бытии человека, а не в его субъективных намерениях. Бог как истина и свет у Дионисия Ареопагита. Искусство как зеркало и отражение.
5. 2. Иконоборцы и иконопочитатели. Иоанн Дамаскин и Феодор Студит
Учение Иоанна Дамаскина и Феодора Студита об иконе как изображении преображенной материи, а не как о пустом символе и знаке. Полемика с арианством и иконоборцами. Символические понимание искусства иконоборцами. Идея Феодора Студита о воплощении идеи как возвышении, а не унижении идеи. Значение учения Дамаскина и Студита для современного искусствознания как развитие античной идеи мимезиса
5.3 Исихазм в Византии и на Руси. Григорий Палама и его полемика с Варлаамом. И. Волоцкий и «Послание к иконописцу».
Николая Григорий Палама и его полемика с Варлаамом. Близость Паламы к учению Кузанского, а Варлаама — к средневековому учению номинализма. Идея «фаворского света» и Бога как зеркальности бытия. Исихазм на Руси. "Послание к иконописцу" (XV в.), написанному в ответ на ересь жидовствующих. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.
5.4. Фома Аквинский и его учение о Боге как лице несо-общаемом
Средневековый спор реалистов и номиналистов и его значение для теории искусства. Фома Аквинский и его «Сумма теологии». Проблема изобразимости Бога и ее решение у Фомы Аквинского. Роль этого учения о Боге как ице несо-общаемомля теории изобразительности.