Стандарты ИСО* 13485:1996 «Система качества. Медицинские приборы. Дополнительные требования при применении ИСО 9001» и ИСО 13488:1996 «Система качества. Медицинские приборы. Дополнительные требования при применении ИСО 9002» устанавливают требования к поставщикам медицинских приборов, поскольку их производство настолько специфично, что общих требований к системе качества, содержащихся в стандартах ИСО серии 9000, недостаточно.
Стандарты ИСО 13485 и ИСО 13488 определяют требования к системе качества при проектировании/разработке, производстве, монтаже и обслуживании медицинских приборов. Стандарты могут применяться только совместно с ИСО 9001 и ИСО 9002 соответственно, а также в сочетании с принципами установившейся практики производства (GMP), широко используемой во всем мире.
Медицинские приборы относятся к группам продукции, для которых характерны большая номенклатура и большой разброс требований. В разделах 3 обоих стандартов указывается, на какие виды медицинских приборов они распространяются.
Предусматривается применение стандартов в целях оценки системы качества поставщика. В случае проведения оценки третьей стороной для подтверждения соответствия обязательным требованиям от поставщика может требоваться доступ к конфиденциальным данным. Однако поставщик не обязан предоставлять копии этих данных для формирования файла его дела.
Несмотря на то, что в настоящее время осуществляется пересмотр стандартов ИСО 13485 и ИСО 13488 с целью приведения их в соответствие со стандартами ИСО 9000 версии 2000 года, в отдельных странах введена или вводится обязательная сертификация по этим стандартам.
1.3.3. Методы мониторинга и контроля качества продукции.
|
МОНИТОРИНГ И ИЗМЕРЕНИЯ.
Для определения областей улучшения деятельности СМК руководство предприятия использует результативные и эффективные методы:
-отслеживание удовлетворенности потребителей;
-внутренние аудиты;
Удовлетворенность потребителей
Удовлетворенность потребителей оценивается для определения результативности СМК, а также для определения степени достижения запланированных результатов (целей) по удовлетворению потребности и ожиданий потребителей.
Для получения информации об удовлетворенности потребителя используются различные источники и методы получения информации: поездки к потребителю, электронная связь, сообщения по факсу, жалобы и письма от потребителей и т. д. Любая информация от потребителя анализируется, результаты анализа используются для улучшения деятельности организации.
Для подтверждения степени удовлетворенности потребителя могут использоваться ряд показателей (критериев):
- увеличение объема продаж;
- увеличение доли постоянных потребителей;
- продолжительность работы с потребителями;
- число повторных обращений;
- число новых потребителей, пришедших на предприятие по рекомендации существующих, потребителей (желание рекомендовать продукцию предприятия другим потребителям);
- увеличение ассортимента продукции, приобретаемой одним потребителем;
- награды, дипломы, полученные от потребителя на ярмарках, выставках и т. д;.
Степень удовлетворенности потребителя должна представляться в измеряемых величинах.
Проводится оценка каждого критерия с присвоением ему определенного количества баллов в соответствии с поставленной оценкой.
|
Пример
Критерий | Оценка на предприятии | ||
Удовлетворительно (1 балл) | Хорошо (2 балла) | Отлично (3 балла) | |
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
Итого | |||
В баллах | 1х1=1 | 2х2=4 | 3х3=9 |
Обобщенный показатель:1+4+9=14 баллов
Данный анализ позволяет провести сравнение степени удовлетворенности потребителя в текущем периоде с предыдущим периодом или с запланированной величиной.
Анализ степени удовлетворенности потребителя предоставляется руководству. Результаты этого анализа используются высшим руководством для установления степени достижения запланированных целей СМК. На предприятии определена периодичность обработки и доведения информации об удовлетворенности потребителя до руководства ежеквартально.
Внутренние аудиты
Для подтверждения того, что система менеджмента качества соответствует установленным к ней требованиям на предприятии предусмотрено проведение внутренних аудитов (проверок).
Внутренние проверки проводятся во всех подразделениях ЗАО «Пластик», выполняющий работу в рамках СМК.
Результаты внутренних проверок используются руководством предприятия для анализа СМК, ее совершенствования путем разработки и принятия управленческих решений.
Основными объектами проверок являются:
- качество продукции (на соответствие установленным требованиям);
- процессы производства, хранение, транспортировка сырья, материалов, готовой продукции;
|
- система качества (документация и выполнение установленных требований)
Внутренние проверки проводятся по годовому плану-графику, утвержденному Управляющим.
Разработку плана, организацию и проведение внутренних проверок осуществляет группа обеспечения качества.
Руководитель группы обеспечения качества в соответствии с планом готовит приказ о проведении проверки в конкретном подразделении или службе, назначает главного аудитора, состав аудиторской группы и утверждает программу проверки.
Проверка включает:
- обследование проверяемого объекта путем опроса, экспертизы документов и данных;
- анализ фактического материала;
- подготовку предварительных выводов и рекомендаций.
Результаты опроса при проведении проверки заносятся в контрольный лист.
По завершению проверки составляется отчет, в котором отмечаются выявленные несоответствия и излагаются выводы и рекомендации по их устранению. Отчет подписывает руководитель группы проверки, после чего он направляется:
- руководителю ГОК;
- руководителям соответствующих служб, которые являются исполнителями или соисполнителями корректирующих мероприятий;
- при необходимости, руководителям других подразделений и служб для информации и принятия предупреждающих действий по возможным несоответствиям;
Руководство проверяемого подразделения, в случае выявления несоответствий, составляет план корректирующих и предупреждающих мероприятий, контроль за выполнением которых осуществляет ГОК.