Глава 1. Артели и округа




Артельная - общинная организация общества характерна для России с самого начала ее существования. В основе артельной социальной структуры, на наш взгляд, лежит архетип древней родовой формы самоорганизации общества восточных славян. Не случайно в большинстве подобных образований, члены групп находятся в ритуальном родстве. Например:

1. Княжея дружина.

Ближние бояре они же огнищане (по А. Е. Преснякову)

Относящиеся к Дому князя, способные усесться вокруг одного

огнища. Старшие дружинники - дядьки. Им подчиняется младшая

дружина — отроки. Князь - глава княжего Дома. Во всех этих

случаях подчиненность и отношения описываются в терминах

родства.

2. Казачий круг.

Глава казачьего общества - атаман-Отаман, он же батька. Этимология слова отаман очевидна - «ота - по-тюркски отец, и корень в русском слове «отец», «тата». «Ман» - человек, мужчина и у индоевропейцев и у тюрок. Получается «отец людей», или «отец мужчин» - батька. Обращение, принятое друг к другу - «братчики», «браты». Широко распространены формы ритуального породнения, кровное братание, обмен крестами, названое братство. Состарившиеся козаки называются «сивоусые диды» (по Яворницькому)19

3. Разбойничьи шайки.

Практически во всем точно повторяют казачью структуру, с той лишь разницей, что обычно отвергаются обществом и объявляются

социально опасным явлением. Что нередко было и с казаками (пример казаки-разбойники, воровские казаки.)20.

4. Церковные приходы.

Глава прихода - батюшка - отец, окормляющий своих чад (детей). Внутри прихода принято обращение друг к другу - братья и сестры, у возрастных - отец и матушка. Само собой подразумевается родство во Христе.

5. Ушкуйники - повольники.

Ушкуйная дружина возглавляется атаманом - батькой (термин старый, еще князь Михаил Ярославич пишет князю Георгию: «Возвращаю свободу супруге твоей, брату и всем новгородским атаманам». 21

Дружинники - братья, внутри коллектива широко распространены ритуальные формы родства.22. Крупные религиозно-военные союзы ушкуйников-повольников так и называются «братчины» (пример «братчина-Николыцина» в Новгороде23. Их дружины возглавляются атаманом, остальные называются братьями (былина Сорок калик со каликою)24. Вероятнее всего эти организации воинов-паломников возникали временно (как например паломничество Василия Буслаева, князя Довмонта и др.) для совершения паломничества и потом распадались.

Не исключено, что они могли быть и постоянными, тогда их составляли «военнослужащие в отставке», позже принимавшие монашеский постриг (Илья Муромец, богатырь Костя Новоторжанин, тверской князь Михаил Александрович и др.). Можно предположить, что эти объединения могли быть постоянно приписанными к тем или иным «братчинам», так как они совершали регулярные паломничества по налаженным маршрутам («Сорок калик со каликою» привычно остановились у князя Владимира, или в былине «Как Василий Буслаев молиться ездил»25 он останавливался на острове Куменском у казаков). Вероятно, каличьи дружины могли быть неким структурным звеном, связывающим воинские и религиозные общины в единую социальную структуру.

6. Скоморошьи ватаги. Например, в былине " Вавила и скоморохи"26.

7. Офицерские собрания.

Подобные объединения сохранились в императорской армии до начала 20 века. В элитных частях, например в полку Лейб-гвардии ее Величества Синих кирасир, воинское братство (офицерское собрание) регулировало все стороны жизни своего члена, - начиная с манеры одеваться и до выбора невесты27. Попасть на службу в полк можно

было только доказав принадлежность к столбовому дворянству, причем собрание само проверяло всю родословную. Вступить в брак можно было только с разрешения офицерского собрания, и только с девушкой, принадлежащей к конкретному социальному слою внутри дворянства, чьи несколько предыдущих поколений ни разу не запятнали женской чести.

Это социальное образование было объединением православных воинов:"Каждая команда, каждый эскадрон имел свою икону. Находилась икона эта в казармах, в специальном киоте, и была убрана серебряной ризой. Перед иконой днем и ночью горела лампада. Богоматерь или святой, изображенный на этой иконе, считался (...) покровителем данного эскадрона "28.

В полку был свой особый праздник - «Но помимо эскадронных праздников, был еще и грандиозный полковой праздник. У нас он праздновался в Николин день - 9 мая, потому что наша полковая церковь была в честь Николая чудотворца, являвшегося таким образом покровителем Синих кирасир на небесах»2.

Полк сохранял целый ряд признаков социальной организации характерных для древнего патриархального рода. 8. Артели кулачных бойцов.

Это социальное образование внутри северо-западной крестьянской общины (села, деревни) также называемое «ватага», «шайка», «галаха», «партия», «шараевка» или «шарага», призванное обеспечивать безопасность и порядок внутри общины. Оно объединялось единой бойцовской этикой и воинской мифологией, в артели сохранялись традиционные формы прикладной и ритуальной воинской подготовки.

Бойцы партии зачастую являлись близкими или дааьними родственниками, прихожанами одного храма.

Боевая артель, как нам кажется, является самой архаичной из сохранившихся форм восточнославянских военных союзов, дожившая к тому же до середины 20 века. Возглавлялась атаманом, имеет сложную социальную и возрастную структуру, наиболее близкую к своему прототипу - боевой славянской родовой дружине.

На сегодняшний день у нас осталась возможность изучать только две живые и действующие структуры мужских союзов: в лучшей степени сохранности находятся церковные приходы и монастырские братства, в худшей сохранности - бойцовские артели, точнее остатки прежних артелей. Целых, не распавшихся, бойцовских артелей на конец 80-х годов мы уже не обнаружили, но вплоть до 2000 года мы имели возможность работать с живыми носителями традиций, состоявших во времена своей молодости в бойцовских артелях.

Территория распространения артелей кулачных бойцов, прежде, на наш взгляд, была шире. В той или иной степени, эта культура свойственна всем восточнославянским народам.

Заметный след такого архаичного социального образования мы встречаем на северо-западе Руси, в Хорошо областях традиционного проживания славянских племен кривичей и новгородских славен.

Московская политика централизации российского государства и экспансия по отношению к северо-западным княжествам постепенно разрушала устоявшийся ушкуйно-поволъничий уклад боевой общинной культуры Тверской, Ногородской, Псковской, Вологодской и части Смоленской территорий.

С продвижением Москвы на северо-запад значительная часть местного воинского люда (и без того легкого на подъем) начинает вытесняться москвичами на север и восток, создавая там свои вольные поселения, вроде Хлынова в боярской республике Вятка. Так постепенно колонизируются Урал, и Сибирь в их северной части. На юге подобные процессы происходят в казачьих областях.

Начинается медленное переселение рус.жого вольного военною люда подальше от московского государства.

В рамках того же процесса совершается сибирский поход Ермака Тимофеевича. Примечательно, что значительная часть его атаманов происходила с верхней Волги и из новгородских земель. М.В. Ломоносов видел в освоении Сибири ре^льтат «неутомимых трудов нашего народа». По его убеждению, главная заслуга в освоении Сибири принадлежала казакам и поморам. А.Н. Радищев считал этот почин новгородским, даже Строгановы выступали у него представителями новгородской вольницы. Сам Ермак по одной версии был родом из городка и волости Борк на Северной Двине, по другой - из Тотемских волостей Вологодского уезда". Видимо, в то же время происходит перенесение термина казаки на носителей ушкуйно-повольничьей культуры северо-западной Руси, переселяющихся на Урал и в Сибирь.,

Там же на освоенных русскими территориях, фольклор сохраняет основные структурные элементы обрядности северо-западных артелей кулачных бойцов.

Для отождествления культуры, зафиксированной в экспедициях, на колонизированных переселенцами территориях, с исходной северо­западной культурой кулачных бойцов мы выделили ряд устойчивых признаков, наличие которых говорит о преемственности, а отсутствие о не родственности культур, либо об утрате этих черт со временем:

1. Наличие бойцовских артелей и юношеских бесед.

2. Совершение обрядов на священных местах с устойчивыми топографическими признаками.

3. Кольцевая композиция бойцовского обряда.

4. Наличие боевого наигрыша и боевого пляса, идентичного северо­западному.

5. Разбивание лампы во время обряда и бой «в темную».

6. Культура боевой палки: орнаментация, ритуализация, боевое

применение.

В главе рассматривается социальная структура артели кулачных бойцов, описываются основные ролевые функции членов артели (атамана, помощников атамана, расписных драчунов, халявщиков, заводил и артельного музыканта) особенности и истоки их поведения в ритуале и бою, социальные функции в крестьянской общине. Прослеживается тождество некоторых законов артельного обычного права с рядом установлений Русской правды, по мнению автора, это является показателем того, что истоки этнических нравственных и правовых норм нужно искать в этнопсихологических архетипах народа. Отмечается очевидная генетическая связь функций артельного музыканта со средневековым персонажем Новгородских писцовых книг - «весёлым скоморохе?,?»,

Описывается возрастное деление артели и функции молодёжи в бойцовской обрядности и социальной жизни артели кулачных бойцов. Автор делает заключение о причинах угасания культуры деревенских артелей кулачных бойцов во второй половине XX-го века.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: