Налогообложение – это метод распределения доходов между государством и действующим субъектом посредством налогов.
Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в государственный бюджет, бюджеты местных органов власти и ряд внебюджетных фондов в законодательно установленном порядке. В современном обществе налоги - основная форма дохода государственного бюджета, поэтому эффективное управление налогами является основой государственного управления вообще, поскольку помимо сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.
На данном этапе главная проблема налоговых взаимоотношений предприятий с государством заключается в крайней нестабильности налоговой политики, в постоянном «латании дыр» налогового законодательства.
В связи с этим, в настоящее время, на практике осуществляется переход от действующей на протяжении многих лет «старой» системы налогообложения к вводимой поэтапно «новой» системе налогообложения. Налоговая система России находится в стадии существенного реформирования. С 1 января 2001 года вступили в действие новые изменения, обусловленные Федеральным законом «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ о налогах» от 05.08.2000г. за №118-ФЗ [13]. Действовавшая налоговая система России базировалась на Законе РФ «Об основах налоговой системы» от 27.12.91г. за №2118-1 (с изменениями от 08.07.99г.), первой и начала второй части НК РФ [13].
|
Налоговая система опирается на солидную правовую базу, заложенную в первой части НК. В ней определены принципы и механизмы взаимоотношений экономических субъектов страны. Принципы налогообложения представляют собой систему, которая учитывает интересы и налогоплательщиков, и государства с приоритетом последнего.
Основные принципы налоговой системы, заложенные в НК, выражаются в следующем.
- Каждое физическое и юридическое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы (в дальнейшем просто налоги).
- Налоги должны быть экономически обоснованы.
- Перечень налогов определяется исключительно Налоговым кодексом. Никто не может требовать уплачивать налоги, не предусмотренные в нем.
- Налоги не могут иметь дискриминационный характер и не могут зависеть от политических, идеологических, этнических и конфессиональных соображений.
- Не допускается установление различных ставок налогов в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц и места происхождения капитала.
- Допускается законодательное принятие различных ввозных таможенных пошлин для товаров, происходящих из различных стран.
- Инструкции по начислению и уплате налогов должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый экономический субъект мог легко установить, какие налоги в какие сроки и в каких величинах он должен уплачивать. Все сомнения, противоречия и неясности в этих инструкциях должны трактоваться в пользу налогоплательщиков.
- При определении налоговых обязательств предприятий и физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность в различных странах или связанных экономическими отношениями с различными странами, приоритет отдается международным налоговым договорам.
|
Перечень основных налогов и сборов налоговой системы, действующей на 01.01.2002 г. с учетом закона от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ, и декларированной первой частью Налогового кодекса РФ, для сопоставления приведены в таблице 1.1 (см. приложение 1).
В налоговой системе различают следующие основные понятия:
Налог, сбор, пошлина - это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком налога в соответствии с законодательными актами.
Плательщики налогов – это юридические или физические лица: граждане, а также предприятия, организации, независимо от их формы собственности. Самостоятельный источник дохода является основным признаком плательщика налога.
Объект налогообложения – это то, что в силу закона подлежит обложению налогом: доходы, стоимость определённых товаров, пользование природными ресурсами, передача имущества и т.д.
Ставка налога или налоговая квота – размер налога, устанавливаемый на единицу обложения. Определяется либо в твёрдой сумме, либо в проценте.
Единица налога – часть объекта налогообложения, на которую устанавливается ставка налога.
Срок уплаты налога – оговаривается в законе, за его нарушение автоматически взимается пеня, независимо от вины нарушителя.
Льгота по налогу – исключение из общего правила. Устанавливается законом с учётом платежеспособности, участия в общественном производстве.
|
Налоговая база – сумма, с которой взимаются налоги.
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Налоги выполняют пять важнейших функций: фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную и поощрительную.
1. Фискальная функция состоит в финансировании государственных расходов. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - форсирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и других). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.
2. Регулирующая функция - государственное регулирование экономики. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роли.
При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых льгот отраслям промышленности или отдельным предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.
Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами, часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.
3. Социальная функция – поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
Принцип взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход, тем большая часть его изымается в виде налога. Принцип пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах независимо от их величины. Самыми социально несправедливыми являются косвенные налоги, так как они перекладываются через цены на потребляемые товары в одинаковой степени на лиц с высокими и низкими доходами. В целях смягчения социального неравенства государственные органы предоставляют отдельным группам населения налоговые льготы.
Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств.
Классификация налогов позволяет установить их различия и сходство. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий налогообложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.
Тот или иной способ классификации налогов основан на ряде критериев. Множественность способов классификации налогов имеет то положительное свойство, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к различным группам, получает различные оценки и характеристики, что способствует его всестороннему изучению и познанию. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его содержание и суть.
Налоги классифицируются по нескольким принципам:
1) по способу взимания налогов;
2) по субъекту налогообложения (налогоплательщику);
3) по объекту налогообложения;
4) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
5) по целевой направленности введения налога.
В зависимости от способа взимания налогов они делятся на прямые и косвенные. Различия между ними сводятся к следующему.
Прямые налоги:
I. В правоотношения по поводу взимания налогов вступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик;
2. Величина налогов непосредственно зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности плательщика;
3. Эти налоги подоходно-поимущественные.
Косвенные налоги:
1. В правоотношения по поводу взимания налогов вступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними;
2. Величина налогов не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности плательщика;
3. Эти налоги имеют объектом обложения обороты по реализации товаров (работ, услуг)
Классификация налогов на прямые и косвенные исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.
Окончательным плательщиком прямых налогов становится лицо, которое получает доход, окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.
Недостатком критерия деления налогов на прямые и косвенные по их перелагаемости являлось то, что многие прямые налоги на практике перелагаются не хуже косвенных, а косвенные перелагаются далеко не всегда и иногда не полностью. По субъекту налогообложения налоги делятся на три группы:
- налоги, взимаемые только с юридических лиц;
- налоги, взимаемые только с физических лиц;
- налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц.
По объекту налогообложения налоги могут быть классифицированы на:
1) налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов), - налог на прибыль, налог на дивиденды, налог на доходы от долевого участия в деятельности других предприятий и организаций;
2) налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (работ, услуг), - налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
3) налоги с имущества - налог на имущество предприятий.
4) платежи за природные ресурсы - земельный налог и арендная плата за землю, плата за воду, лесной доход;
5) налоги с фонда оплаты труда - налог на нужды образовательных учреждений, транспортный налог, сбор на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели;
6) налоги, уплачиваемые с суммы произведенных затрат, - налоги на рекламу;
7) налоги на определенный вид финансовых операций - налоги на операции с ценными бумагами;
8) налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера - госпошлина.
По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги делятся на федеральные, региональные и местные.
Таким образом, налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства, необходимых ему для выполнения соответствующих функций – социальной, оборонной, правоохранительной. Т.е. налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Поэтому важнейшей задачей создания системы налогообложения и обеспечения ее эффективного функционирования должно быть осознание каждым человеком, а особенно предпринимателями, объективности существования и необходимости уплаты налогов в бюджет.
Точный же учет и контроль за правильным и своевременным проведением расчетов с бюджетом, является одной из главных задач бухгалтерского учета.
Перед бухгалтерским учетом в области учета налогообложения стоят следующие основные задачи:
- своевременное и правильное проведение необходимых начислений налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;
- своевременное и правильное проведение необходимых расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по начисленным налогам;
- полное и оперативное отражение в учетных регистрах начисления налогов и расчетов по налогам;
- организация и проведение в установленные сроки инвентаризаций состояния расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам, изыскание возможностей недопущения возникновения просроченной кредиторской задолженности;
- контроль соблюдения расчетно-платежной дисциплины.
Рациональная организация контроля за состоянием расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам будет способствовать укреплению расчетной дисциплины, и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.
Таким образом, налогообложение играет важное значение как в экономике государства, так и в экономике предприятия. Через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно влиять на процесс общественного воспроизводства: стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять и сокращать платёжеспособный спрос населения и т.д.