ЗАО «НОДОК», как золотодобывающее предприятие, за рассматриваемый период с 1999 года по 2001 год в качестве ресурсных налогов платило налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и налог за пользование недрами, а с 1 января 2002 года - налог на добычу полезных ископаемых, заменивший эти налоги.
С 1 января 2002 года вступила в силу глава 26 Налогового кодекса РФ, которая ввела новый налог - налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Налог на добычу полезных ископаемых заменил отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и налог за пользование недрами, действовавших до 1 января 2002 года, и предусмотренных Законом РФ «О недрах» от 21.02.92 года №2395-1 (в редакции от 10.02.99г. №32-ФЗ). Соответствующие изменения в Закон РФ «О недрах» внес Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ.
До 1 января 2002 года взимание платежей за пользование природными ресурсами и отчисление на воспроизводство минерально-сырьевой базы осуществлялись согласно следующим нормативным документам:
Закона РФ «О недрах» от 21.02.92г. №2395-1 (в редакции от 10.02.99г. №32-ФЗ);
Федерального Закона РФ «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» от 30.12.95 г. №224-ФЗ;
Федерального Закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95г. №187-ФЗ (в редакции от 10.02.99г. №32-ФЗ);
Федерального Закона «Об исключительной экономической зоне РФ» от 17.12.98г. №191-ФЗ.
Законодательством были предусмотрены определенные льготы по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Органами исполнительной власти субъектов РФ от уплаты отчислений освобождались ряд категорий пользователей недр.
Основанием для освобождения пользователей недр от уплаты отчислений является свидетельство на право собственности, владения земельным участком, выданное в порядке, установленном Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», или договор аренды земельного участка, заключенный между пользователем недр и собственником земельного участка [30].
|
Согласно Инструкции Госналогслужбы России от 30 января 1993 г. № 17 «О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами», ст. 9 Закона РФ от 21.02.92г. №2395-1 «О Недрах», также статьи 334 главы 26 Налогового кодекса РФ, плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, которые используют недра, т.е. добывают полезные ископаемые на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и морской экономической зоны.
Налогооблагаемой базой по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы является стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых (без налога на добавленную стоимость, акциза и расходов на оплату услуг по доставке их до покупателя), к которым могут быть отнесены:
I) собственно полезные ископаемые: нефть, природный газ и газовый конденсат; уголь и горючие сланцы; товарные руды; подземные воды, прошедшие первичную обработку; слюда, асбест, сырье для производства строительных материалов; нерудное сырье для металлургии;
2) концентраты черных, цветных, редких и радиоактивных металлов, горнохимического сырья;
|
3) благородные металлы - химически чистый металл в песке, руде или концентраты;
4) алмазы - необработанные отсортированные камни;
5) камнесамоцветное и пьезооптическое сырье - по выходу кондиционного продукта;
6) другие полезные ископаемые - минеральное сырье, прошедшее первичную обработку.
Для ЗАО «НОДОК», налогооблагаемой базой является стоимость добытого, направленного на переработку, и реализованного благородного металла - химически чистого металла в песке (золотого песка), являющегося первым товарным продуктом без налога на добавленную стоимость, и расходов на оплату услуг, (транспортных, погрузочно-разгрузочных, страховых и т.п.) по доставке до покупателя.
Ставки отчислений и порядок зачисления их в бюджет установлены Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. №224-ФЗ «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» (см. таблицу 2.1, приложение 3). Ставки являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья, и устанавливаются в процентах от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых. Недропользователи производят отчисления от стоимости всего добытого ими минерального сырья, как за основные, так и за попутные компоненты.
Для ЗАО «НОДОК», ведущего добычу благородных металлов (золотого песка), эта ставка равна 7,8%. В таблице 2.2 приведены данные по платежам на воспроизводство минерально-сырьевой базы по ЗАО «НОДОК» за период с 1999г. по 2001г.
Таблица 2.2
Данные по налогу на воспроизводство минерально-сырьевой базы по ЗАО «НОДОК» за период с 1999г. по 2001г.
|
№ п/п | Показатели | 1999г. | 2000г. | 2001г. |
1. | Общая стоимость первого товарного продукта (добытого и реализованного золотого песка), тыс. руб. | |||
2. | Стоимость продукции, реализованной коммерческим банкам (с НДС), тыс. руб. | |||
3. | Сумма НДС по реализованному золотому песку коммерческим банкам, по ставке 20% от стр.2, тыс. руб. | 9106,6 | 7446,7 | 12101,0 |
4. | Расходы на оплату услуг по доставке до покупателя, тыс. руб. | 8155,4 | 5904,2 | 9206,4 |
5. | Стоимость первого товарного продукта (добытого, и реализованного золотого песка), тыс. руб. (стр.1- стр.3 -стр.4) | 339302,6 | ||
6. | Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы по ставке 7,8%, тыс.руб. (7,8% от стр.5) | 19201,8 | 20851,6 | 26465,6 |
Пользователи недр ведут раздельный учет стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых по месторождениям, разведанным за счет собственных средств и государственных источников финансирования.
ЗАО «НОДОК» вело в течение 1999 - 2001 года добычу золотого песка по месторождениям, разведанным за счет государственных источников финансирования.
Порядок определения отчислений предполагает, что сумма отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы определяется плательщиком самостоятельно, исходя из предусмотренных ставок и стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.
Стоимость первого товарного продукта исчисляется по ценам его реализации на условиях франко-вагон (судно) станция (порт, пристань) отправления без НДС и акциза.
Для предприятий и организаций, самостоятельно осуществляющих переработку первого товарного продукта с последующей реализацией продуктов его передела, при передаче первого товарного продукта на промышленную переработку на давальческой основе, реализации его в порядке натурального обмена на другие виды продукции, а также реализации первого товарного продукта по ценам ниже себестоимости, стоимость первого товарного продукта определяется исходя из рыночных цен на аналогичную по качеству продукцию, сложившихся в отчетном периоде в данном регионе.
При отсутствии реализации аналогичной по качеству продукции в данном регионе стоимость первого товарного продукта определяется исходя из себестоимости первого товарного продукта с учетом рентабельности предприятия.
Для ЗАО «НОДОК», сдающего свою продукцию государству, и незначительную часть коммерческим банкам, стоимость первого товарного продукта определяется Центральным банком.
На 1 января 2002 года стоимость 1 грамма золотого песка для ЗАО «НОДОК» была равна 248 рублей.
Датой совершения оборота по реализации первого товарного продукта, полученного из полезных ископаемых по ЗАО «НОДОК», считается день поступления средств за реализованную продукцию на счета предприятия в учреждениях банков.
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в соответствии с Положением о составе затрат включаются в себестоимость продукции.
Рассматриваемые отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы направляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ и используются по целевому назначению для финансирования работ по государственному геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы.
Основанием для распределения отчислений, направляемых в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ являются соответственно федеральные и территориальные государственные программы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Часть отчислений из направляемых в бюджеты субъектов РФ по представлению территориальных подразделений Минприроды РФ может передаваться добывающим организациям и предприятиям для самостоятельного финансирования геологоразведочных работ.
Минприроды РФ согласовывает объемы отчислений, направляемые в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ для целевого использования на финансирование работ по государственному геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы, с Минэкономики РФ и сообщает их Минфину РФ до 1 июня предшествующего года.
Минприроды РФ направляет в Министерство РФ по налогам и сборам согласованные с Минэкономики РФ по каждому предприятию-плательщику данные по объемам отчислений, перечисляемых им в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, в том числе передаваемые с согласия органов исполнительной власти субъекта РФ этому предприятию для самостоятельного финансирования геологоразведочных работ.
Эти показатели доводятся Министерством РФ по налогам и сборам до налоговых инспекций, а последние доводят их до каждого предприятия-плательщика.
Установлены следующие сроки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и перечислений их в бюджет налогоплательщиками.
Для среднемесячной суммы отчислений менее 10 тыс. руб. (для малых предприятий независимо от размера платежа), сроки уплаты отчислений ежеквартально, исходя из фактических объемов реализации продукции за истекший квартал, в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Для суммы от 10-100 тыс. руб. сроки оплаты ежемесячно, исходя из фактических объемов реализации продукции за истекший месяц и ставок отчислений, в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
И для суммы более 100 тыс. руб. сроки оплаты ежедекадно в сроки 15, 25 и 5-го числа месяца, следующего за отчетным. Уплачиваются авансовые взносы по отчислениям в размере 1/3 суммы платежа, начисленного за месяц, предшествующий отчетному.
При этом предприятия со среднемесячными суммами отчислений менее 100 руб. с разрешения руководителей местных налоговых инспекций могут уплачивать налог один раз в год не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным годом.
По ЗАО «НОДОК» среднемесячная сумма отчислений больше 100 тыс. рублей, так 1712,3 тыс. руб. в среднем по 2000г., и 2205 тыс. руб. по 2001г., поэтому предприятие проводит ежедекадные платежи в бюджет по этому налогу в сроки 15, 25 и 5-го числа месяца, следующего за отчетным.
Плательщики в сроки, установленные для уплаты платежей за истекший период (кроме авансовых взносов по отчислениям), представляют налоговым органам по месту своей регистрации и по месту пользования недрами расчет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по установленной форме.
По истечении календарного года производится уточнение суммы отчислений за год с учетом фактического использования средств, переданных добывающим организациям и предприятиям, самостоятельно финансирующим работы по геологическому изучению недр, с зачислением неиспользованных средств в бюджеты субъектов РФ.
В случае, если по истечении календарного года объемы работы выполнены геологоразведочными предприятиями, т.е. подтверждены соответствующими актами приемки - сдачи работ и соответствующие суммы отражены на счетах бухгалтерского учета предприятия, но до окончания года не оплачены из-за временной неплатежеспособности горнодобывающих предприятий, эти суммы не считаются неиспользованными и не подлежат изъятию в отчетном периоде.
Законодательство предусматривало порядок ответственности плательщиков и контроль налоговых органов за правильностью исчисления и своевременностью внесения в бюджет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Ответственность плательщиков и их должностных лиц регулируется НК РФ.
Контроль за полнотой и правильностью исчисления и своевременностью уплаты рассматриваемых отчислений осуществляется соответствующими налоговыми органами.
Контроль за достоверностью геолого-маркшейдерских и горнотехнических исходных данных расчетов по отчислениям, на воспроизводство минерально-сырьевой базы осуществляется органами государственного горного надзора в соответствии с Федеральным законом «О недрах».
За рассматриваемый период 1999 - 2001 годы ЗАО «НОДОК» помимо отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, также вносило платежи за пользование недрами.
Платежи за пользование недрами осуществлялись на основе «Положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участков морского дна (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.08.96 г. № 1007).
Плательщиками этих платежей являлись предприятия и предприниматели, осуществляющие следующие подлежащие лицензированию виды пользования недрами:
- поиск, оценка и разведка месторождений полезных ископаемых, добычу кондиционных полезных ископаемых на территории РФ, ее континентального шельфа и/или исключительной экономической зоны;
- строительство подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- эксплуатацию подземных сооружений, не связанную с добычей полезных ископаемых.
Объектом налогообложения считалось пользование недрами в целях осуществления указанных видов деятельности.
Плата за право пользования недрами могла осуществляться в денежной и натуральной форме. Платежи за право поиска и оценки месторождений взимались в виде регулярных налоговых поступлений в течение всего периода проведения работ.
Налоговая база определялась налогоплательщиком отдельно в отношении каждого вида осуществляемого им пользования недрами.
При поиске, оценке и разведке месторождений полезных ископаемых налоговая база определялась как площадь лицензионного участка, на котором велась деятельность, или как сметная (договорная) стоимость работ. Налогообложение поиска, оценки и разведки месторождений полезных ископаемых производилась по средней ставке 1,5% от сметной (договорной) стоимости работ. Если за налогооблагаемую базу принималась площадь выделенной территории, то ставка 1,5% от стоимости работ пересчитывалась в эквивалентную ставку, выраженную в рублях за квадратный километр.
Платежи за право пользования недрами континентального шельфа и морской исключительной зоны аналогичны платежам, установленным для суши. А платежи за пользование акваторией и участками морского дна определяются в зависимости от арендуемой площади, ее конфигурации, мощности водной толщи и др. условий.
При строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, налоговая база определялась как сметная (договорная) стоимость строительства таких сооружений. В этом случае налогообложение производится по налоговым ставкам, устанавливаемым в пределах 1-3% от сметной стоимости объекта (при строительстве) и объема предоставляемых услуг (при эксплуатации).
При эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, налоговая база определялась как стоимость предоставляемых услуг.
При добыче полезных ископаемых налоговая база определялась отдельно по каждому виду добываемых полезных ископаемых.
Налогообложение добычи полезных ископаемых производилась по налоговым ставкам, устанавливаемым в зависимости от вида добываемого минерального сырья, в следующих пределах (см. таблицу 2.3, приложение 4). При этом базой служила стоимость добытого сырья (без НДС) с учетом нормативных потерь. Сверхнормативные потери оплачивались в двукратном размере. При золотодобыче налоговая база определялась исходя из объема золотого песка и отпускных расчетных цен (без НДС). Налогообложение при золотодобыче проводилось по ставке 3%.
Так, по ЗАО «НОДОК», осуществляющим золотодобычу, данные по платежам за пользование недрами за период с 1999г. по 2001г. представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Данные по налогу за пользование недрами по ЗАО «НОДОК» за период с 1999г. по 2001г.
№ п/п | Показатели | 1999г. | 2000г. | 2001г. |
1. | Общая стоимость добытого и реализованного золотого песка, тыс. руб. | |||
2. | Сумма НДС по реализованному золотому песку коммерческим банкам, (ставка 20%), тыс. руб. | 9106,6 | 7446,7 | 12101,0 |
3. | Стоимость добытого, и реализованного золотого песка, без НДС, тыс. руб. | 254333,4 | 273233,3 | 348509,0 |
4. | Налог за пользование недрами по средней ставке 3%, тыс.руб. | 7630,0 | 8196,9 | 10455,3 |
Форма внесения платы устанавливается в лицензии на пользование недрами. Суммы налога за пользование недрами поступают в бюджеты соответствующих районов и городов.
Как было сказано выше, с 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ, который ввел в действие новую главу 26 части второй НК РФ - «Налог на добычу полезных ископаемых», которая в настоящее время будет регулировать порядок пользования недрами на территории России. Глава 26 НК РФ внесла ряд изменений, касающихся налогообложения добывающих отраслей.
Во-первых, она внесла изменения в ряд других законодательных актов, регулирующих порядок пользования недрами на территории России (Закон «О недрах») и за ее пределами (законы «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «О континентальном шельфе Российской Федерации»). Во-вторых, глава 26 НК РФ внесла изменения в финансовые отношения, возникающие в ходе реализации минерального сырья внутри страны и за рубежом (законы «О таможенном тарифе», «О естественных монополиях», «Бюджетный кодекс Российской Федерации»).
Кроме того, главой 26 установлен перечень видов полезных ископаемых, добыча которых облагается налогом (ст. 342), что напрямую связано с внесением Федеральным законом от 07.08.2001 № 111-ФЗ изменений в Закон «О плате за пользование водными объектами», регулирующий порядок исчисления добываемых подземных пресных вод. Отдельные нормы, регулирующие финансовые отношения при освоении природных ресурсов, содержатся также в главе 25 «Налог на прибыль организаций» (Федеральный закон от 06.08.2001 № 110-ФЗ), также вступивший в действие с 1 января 2002г.
Согласно ст. 335 главы 26 НК РФ плательщики налога за пользование природными ресурсами должны зарегистрироваться по местонахождению участка, где они ведут работы. Чтобы добывать ископаемые на территориях, находящихся под российской юрисдикцией, организация должна встать на учет в налоговых органах по своему местонахождению (ст. 335 НК РФ). Организация, которая добывает полезные ископаемые на территориях, подконтрольных разным налоговым органам, должна встать на учет в каждом из них. Если же добыча ведется на шельфе в исключительной экономической зоне, то вставать на учет нужно лишь там, где зарегистрировано юридическое лицо.
Объектом налогообложения являются полезные ископаемые, которые организация добыла на участке, предоставленном ей в пользование. Имеются в виду участки, расположенные в нашей стране либо находящиеся под юрисдикцией России.
Полезные ископаемые, которые были извлечены из отходов добывающего производства, также являются объектом налогообложения. Но лишь в том случае, если на подобную деятельность получена отдельная лицензия в порядке, который установлен в Законе РФ «О недрах».
В статье 337 НК РФ приведен перечень полезных ископаемых, облагающихся налогом на добычу полезных ископаемых. Налоговую базу для налога на добычу полезных ископаемых рассчитывают по каждому из них, а для этого определяют количество и стоимость добытых полезных ископаемых. Согласно ст.337 добытые полезные ископаемые - это продукция, которая содержится в добытом из недр (или отходов) сырье. Причем это первая продукция, качество которой соответствует государственному стандарту Российской Федерации. Правда, для некоторых видов сырья этот стандарт не установлен. В таких случаях ориентируются на региональный, международный стандарты, стандарт отрасли или самой организации.
Кодекс предусматривает два способа, с помощью которых можно узнать количество добытого ископаемого, - прямой и косвенный. Прямой способ применяется при использовании измерительных средств. Косвенный же способ можно использовать только в случае, если известно содержание полезных ископаемых в добытом сырье. В соответствии с кодексом косвенный способ применяют лишь тогда, когда количество ископаемых нельзя определить с помощью прямых измерений.
Используемый налогоплательщиком способ должен быть оговорен в учетной политике. А перейти на другой можно только в одной ситуации: когда меняется технология добычи.
По ЗАО «НОДОК» используется прямой способ определения количества добытого ископаемого (золотого песка).
Стоимость добытых полезных ископаемых в соответствии со статьей 340 Налогового кодекса РФ налогоплательщик определяет самостоятельно. Для этого он исходит:
- из цен реализации полезного ископаемого без учета государственных субвенций;
- из расчетной стоимости этого ископаемого (например, если организация не получила выручки).
Применяя прямой метод, организация должна исключить из расчета налог на добавленную стоимость. Кроме того, цену реализации необходимо уменьшить на сумму расходов по доставке, в которую входят затраты на перевозку добытого ископаемого от склада до получателя, а также обязательное страхование грузов. Сюда же относятся и расходы по доставке транспортом, затраты на погрузку, разгрузку, транспортно-экспедиционные услуги и т. д.
Налоговая база по НДПИ рассчитывается как произведение стоимости единицы добытого ископаемого и его количества.
Так, по ЗАО «НОДОК» за 1 квартал 2002 года было добыто 0,3 тонны золотого песка, при этом 0,25 тонны добытого золотого песка было реализовано государству. Выручка составила 62000 тыс. рублей.
Стоимость (единицы) 1 грамма золотого песка (добытого полезного ископаемого) в этом случае будет равна 248 рублей (62000000 руб.: 250000 г. = 248 руб.).
Стоимость всего золотого песка, добытого ЗАО «НОДОК» в 1-ом квартале, составит 74400000 руб. (300000г. х 248 руб. = 74400000 руб.).
Следовательно, облагаемая база по налогу на добычу полезных ископаемых у ЗАО «НОДОК» по 1-му кварталу 2002 г. равна 74400000 руб. без вычета НДС с 0,05 тонны золотого песка, реализованного коммерческому банку (по договору), а также транспортных и страховых расходов.
Если стоимость добытых полезных ископаемых невозможно определить исходя из цен реализации, то берется их расчетная стоимость. В этом случае налогоплательщик должен поступать так же, как и в случае, если бы он рассчитывал облагаемую базу по налогу на прибыль. Это значит, что ему надо учесть материальные расходы, перечисленные в статье 254 НК РФ, плату работникам (ст. 255 НК РФ), суммы начисленной амортизации (ст. 258-259 НК РФ), затраты на ремонт основных средств (ст. 260 НК РФ), на освоение природных ресурсов (ст. 261 НК РФ) и прочие расходы (ст. 263, 264 и 269 НК РФ). При этом, из общей суммы расходов должны быть исключены те, которые не связаны с добычей полезных ископаемых. Расходы, которые понес ЗАО «НОДОК» за 1-ый квартал 2002 года при добыче золотого песка показаны в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Расходы по ЗАО «НОДОК» за I-ый квартал 2002г., принимаемые в целях налогообложения для расчета налога по добыче полезных ископаемых
№ п/п | Вид затрат | Сумма, тыс. руб. |
1. | Расходы, связанные с производством и реализацией продукции всего: - материальные расходы; - расходы на оплату труда; -суммы начисленной амортизации; - затраты на ремонт, содержание и эксплуатацию основных средств; - на освоение природных ресурсов; - на научные исследования и опытно-конструкторские разработки; - прочие расходы | 39976,5 12693,0 9879,0 4894,0 3865,8 6349,4 1277,3 1018,0 |
2. | - расходы, не учитываемые в целях налогообложения | 3933,7 |
Косвенные расходы, о которых говорится в статьях 266, 267 и 270 главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль» налогоплательщик распределяет между различными видами своей продукции пропорционально доле каждого вида в общей выручке в момент (период) их возникновения. Все остальные расходы распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства, который образовался на конец налогового периода.
Для каждого вида полезных ископаемых НК РФ предусматривает свою ставку налога. Для нормативных потерь, которые образуются в результате добычи полезных ископаемых, налог начисляют по ставке 0 процентов, то есть фактически его не уплачивают.
Налогоплательщики, разрабатывающие месторождения, разведку которых провели за счет собственных средств, уплачивают налог с коэффициентом 0,7.
Так, ЗАО «НОДОК» в 1-ом квартале 2002 года за свой счет провело разведку нового месторождения и занялось его разработкой.
Налоговая ставка по налогу на добычу полезных ископаемых по благородным металлам (золотой песок) согласно приказа МНС РФ от 02.04.02 за №БГ-3-21/170 - 8% [5]. ЗАО «НОДОК» имеет право на уплату налога с коэффициентом 0,7. Поэтому, сумма налога на добычу полезных ископаемых с учетом этого коэффициента за 1-ый квартал 2002 года по ЗАО «НОДОК» равна 3841,0 тыс. руб. Расчет налога на добычу полезных ископаемых за 1-ый квартал 2002 года представлен в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Расчет налога на добычу полезных ископаемых по ЗАО «НОДОК» за 1-ый квартал 2002г.
№ п/п | Показатели | 2002г. |
1. | Общая стоимость первого товарного продукта, с НДС (добытого и реализованного золотого песка), тыс. руб. | 74400,0 |
2. | Сумма НДС по реализованному золотому песку коммерческим банкам (0,05т по ставке 20%.), тыс.руб. | 2066,7 |
3. | Расходы на оплату услуг по доставке до покупателя, погрузке, страховые расходы, тыс. руб. | 3744,0 |
4. | Стоимость первого товарного продукта, без НДС и расходов (добытого, направленного на переработку и реализованного золотого песка), тыс. руб. (стр.1-стр.2-стр.3) | 68589,3 |
5. | Налог по добыче полезных ископаемых (золотого песка) по ставке 8% (8% от стр.4), тыс. руб. | 5487,1 |
6. | Налог на добычу полезных ископаемых (золотого песка) с учетом коэффициента 0,7 (0,7 от стр.5), тыс.руб. | 3841,0 |
Синтетический учет платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за пользование недрами производился соответственно на субсчетах 68-2 и 68-1 счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемых организацией.
По кредиту субсчетов 68-1, 68-2 отражают суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты, в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство», 99 «Прибыли и убытки», 98 «Доходы будущих периодов» и т.д.
По дебету субсчета 68-1 и 68-2 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет в корреспонденции со счетами 51 «Расчетные счета», 50 «Касса».
Так как, суммы платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за пользование недрами относятся на себестоимость продукции, то начисление платежа за пользование недрами и на воспроизводство минерально-сырьевой базы оформляется в бухгалтерском учете по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту соответственно субсчетов 68-1, 68-2 «Расчеты по налогам и сборам» с помощью проводки:
Д - т 20 - К - т 68-1 (68-2)
Платежи за сверхнормативные потери относятся на чистую (нераспределенную) прибыль дебет счета 99 «Прибыли и убытки»:
Д - т 99 – К - т 68-1 (68-2)
Расчет с бюджетом по платежам за пользование недрами и налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы отражается в бухгалтерском учете проводкой:
Д -т 68-1 (68-2) – К - т 51
Суммы налога на добычу полезных ископаемых, так же как и платежей за пользование недрами и налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы относятся на себестоимость продукции. Поэтому синтетический учет этого налога такой же, как и платежей за пользование недрами и налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Бухгалтерские проводки по учету налога на добычу полезных ископаемых за 1-ый квартал 2002 г. представлены в таблице 2.7.
Таблица 2.7
Бухгалтерские проводки учета налога на добычу полезных ископаемых за 1-ый квартал 2002 г. по ЗАО «НОДОК»
№ п/п | Вид операции | Кор.счета | Сумма, тыс.руб. | |
Д-т | К-т | |||
1. | Общая стоимость первого товарного продукта (добытого золотого песка, 0,3т.), тыс. руб. | 90-1 | 74400,0 | |
2. | Сумма НДС по реализованному золотому песку коммерческим банкам (0,05т.), тыс.руб. | 90-2 | 68-3 | 2066,7 |
3. | Расходы на оплату услуг по доставке до покупателя, погрузке, страховые расходы, тыс. руб. | 90-3 | 3744,0 | |
4. | Стоимость первого товарного продукта, без НДС и расходов (добытого, направленного на переработку и реализованного золотого песка), тыс. руб. | 90-1 90-1 | 90-2 90-3 | 68589,3 |
5. | Начисление налога на добычу полезных ископаемых, по ставке 8% | 68-1 | 5487,1 | |
6. | Расчет с бюджетом по данному налогу | 68-1 | 3841,0 |
Использованные счета: счет 43 «Готовая продукция», счет 44 «Расходы на продажу», счет 90 «Продажи».
Порядок исчисления и уплаты налога по добыче полезных ископаемых основывается на действующем порядке исчисления платы за пользование недрами при добыче полезных ископаемых.
Налоговый период по НДПИ - квартал. Это устанавливает статья 341 НК РФ. Соответственно, налог надо исчислять по всем видам полезных ископаемых каждый квартал. Однако уплачивать его нужно отдельно по каждому виду ископаемых.
В течение налогового периода каждый месяц также следует вносить авансовые платежи. Рассчитываются они исходя из общей суммы налога за предыдущий налоговый период. Каждый авансовый платеж должен быть равен 1/3 этой суммы.
Разницу между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, и авансами необходимо доплатить. Если при этом возникнет положительная разница, то ее могут зачесть в счет будущих платежей или возвратить налогоплательщику.
НДПИ нужно внести в бюджет не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. А авансовые платежи необходимо вносить не позднее последнего дня каждого месяца. Декларация же по налогу на добычу полезных ископаемых должна быть представлена в налоговый орган не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом.
Платежи по рассматриваемому налогу распределяются следующим образом: 80% поступает в Федеральный бюджет, а 20% в региональные бюджеты.
Рассмотренные изменения в налогообложении добывающих отраслей должны привести к разделению налогового источника и направлений расходования бюджетных средств. Государство возьмет на себя лишь финансирование геологического изучения участков недр, а о приращении запасов руд должны будут заботиться сами компании.
Таким образом, так как геологоразведка теперь переходит в зону ответственности недропользователя и предприятия, следовательно, и ЗАО «НОДОК» должен предусматривать средства на проведение этих работ независимо от конъюнктурных изменений в государственной политике.