Апеннинский полуостров, на котором складывалась культура древней Италии, в большей части своей покрыт горами. В долинах между ними и на приморских равнинах жители выращивали виноград, разводили сады, занимались животноводством. Отдельные районы средней части полуострова и острова Сицилии снабжали хлебом не только Италию; Селинунт и Пестум были хлебными колониями греков.
Культурный уровень сердцевины государства, располагавшейся на территории нынешней Италии, был ниже уровня культуры некоторых покорённых народов. Многое римляне заимствовали у этрусков, но больше всего - у греков. С их культурой римляне познакомились очень рано в греческих поселениях Южной Италии. Даже многие свои верования и мифы римляне заимствовали у греков.
Горы Италии богаты строительным лесом и камнем: базальтом, туфом, крупнопористым известняком. На основе природных цементирующих добавок в вяжущие растворы - вулканического пепла (пуццоланы) - здесь впервые стал применяться в строительстве бетон.
Кладка на растворе, отличавшая римскую строительную технику от греческой кладки насухо, давала возможность строить быстро и из грубо обработанного камня.
Другой существенной особенностью архитектуры древней Италии, также связанной с применением кладки на растворе, были арочные и сводчатые конструкции, позволившие перекрывать большие пролеты, не обращаясь к тяжелым каменным балкам.
Устойчивость арок и сводов обеспечивалась как инженерными, так и планировочными приемами. Для погашения горизонтального распора арки опирались на массивные стены или контрфорсы. Арочные мосты и акведуки своими концевыми пролетами «упирались» в наклонные берега реки или ущелья. В больших ансамблях роль контрфорсов исполняли прилегающие к сводчатому зданию соседние сооружения. В оболочку свода или купола вводились каркасные и разгрузочные арки, позволявшие облегчить конструкцию и обеспечить ее амортизаторами. По периметру куполов делались опорные массивные кольца, работающие как затяжки. Римляне показали, что проблемы сейсмической защиты зданий можно решать не только стоечно-балочной тектоникой, но и конструкциями, производными от арки.
|
Интерьер древнеримского жилого дома
Римские ордера:
а - римско-дорический, б - тосканский, в - римско-ионический, г - римско-коринфский, д – композитный
Русская архитектура
В Х-ХI вв. Киевскую Русь называли страной городов: их было почти три сотни. В городах строились оборонительные сооружения, жилые дома, княжеские палаты, монастыри и соборы.
Древнейшие сохранившиеся до наших дней каменные постройки - это храмы середины XI в. Русью тогда правил Ярослав Мудрый, столицей государства был Киев. В этом городе, на месте победоносной битвы киевлян с печенегами, Ярослав Мудрый велел заложить в 1037 г. собор Святой Софии. Для той эпохи это было невиданное по масштабам строительство. Высота грандиозного собора, сооруженного в византийской традиции, равнялась 55 м, а длина - 37 м. Рядом с главным куполом возвышалось еще 12 (тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов).
Внутри собор украшен цветными мозаиками и фресками. По свидетельству летописцев, в Европе тогда не было сооружений, способных сравниться с киевской Софией.
|
На протяжении нескольких столетий "второй столицей" (после Киева) был Новгород Великий. В 1045-1050 гг. повелением князя Владимира, сына Ярослава Мудрого, был возведен один из самых известных соборов Древней Руси - София Новгородская, ставшая символом города. Она в меньшей степени связана с византийской традицией. Можно сказать, что по выразительности и лаконичности внешнего облика и убранства родственна суровой северной природе.
К концу XII в. возвысилось Владимиро-Суздальское княжество. Владимирские зодчие создавали храмы удивительной красоты. Особо выделяется церковь Покрова на реке Нерль (1165 г.). К шедеврам древнерусского зодчества относятся также Успенский (1158-1160 гг.) и Дмитровский (1193-1197 гг.) соборы и Золотые ворота (1164 г.) во Владимире.
Церковь Покрова на Нерли
Особое место в истории русской архитектуры занимает деревянное зодчество. Русские мастера умели строить простые, удобные избы (прежде говорили не "строить", а "рубить", потому, что работали только одним инструментом-топором). Они украшались красивой резьбой. Из дерева возводились также и боярские терема, и царские дворцы, например дворец в селе Коломенском под Москвой. Одна из самых знаменитых деревянных построек - Преображенская церковь на острове Кижи (Онежское озеро). Это восьмигранная башня с целой гроздью декоративных главок. Кажется, что эта церковь пришла к нам из сказки.
Преображенская церковь на острове Кижи
Характерные черты деревянного средневекового города сохранились только в тех городах, в которых издавна существовала каменная застройка. К ним относится Москва с ее радиально-кольцевой планировочной структурой, в застройке которой с XVII в. появилось много каменных зданий. Частично сохранились черты средневековой застройки в Суздале, Пскове и некоторых других русских городах.
|
Александровский монастырь (Суздаль)
Достоверные сведения о Новгороде сохранились с IX в. В этом городе, удобно расположенном на водном пути, вдали от нашествий азиатских кочевников, вначале возводились деревянные храмы и просторные дома купцов.
Первая деревянная крепость в Новгороде была поставлена на правом берегу р. Волхова в 5 км от озера Ильмень. Деревянная ограда крепости была заменена каменными стенами и башнями. После присоединения Новгорода к Московскому великому княжеству в 1481 — 1492г. при Иване III были сооружены новые более мощные стены этого Кремля. До настоящего времени, несмотря на ряд переделок, в облике сооружения заметны черты XV в. Строгая белокаменная и краснокирпичная архитектура Новгородского кремля прекрасно гармонирует с окружающим пейзажем.
Новгород. Кремль. Северная башня.
В XVI в. при Иване IV несколько новых городов возникло на присоединенных к России землях. Строились они преимущественно по так называемым регулярным планам (Саратов, Царицын, Астрахань и др.).
Для строительства крепостных сооружений городов в России применялись сборные деревянные элементы. Например, в 1551 г. из них был построен городок-крепость Свияжск.
Строители русских крепостей того времени знали о приемах западного градостроительства; им были знакомы также сочинения Витрувия о строительстве укреплений. В структуру городов входили крепость, торг, посады и слободы. Размеры функциональных зон определялись их значением для города.
Средневековые русские зодчие мастерски сочетали архитектуру кремлей и монастырей с природным окружением. Тщательно учитывая при выборе мест для крепостей и форм сооружений их цвета, природный рельеф, наличие реки или озера, леса, они создавали высокохудожественные панорамы, особенно заботясь о красоте силуэтов. Под влиянием природного ландшафта формировался и городской ландшафт.
На форму улиц влияли очертания местности: нередко они закрепляли дороги, сложившиеся под воздействием природных условий. Прямые улицы прокладывались редко, на ровной местности.
Средневековые улицы городов России по сравнению с улицами западных городов того же периода имели несколько большую ширину, что определялось в основном противопожарными мероприятиями.
К XVIII в. с развитием военной техники значение каменных крепостей уменьшается; их стали дополнять, а иногда и заменять системой земляных бастионов. В период зрелого феодализма вместо воеводских дворов и приказных палат появились административные центры из классических зданий, образовавшие главные площади. Пристани же, фабрики и заводы, появившиеся в XIX в., хаотически размещались в жилых районах, что ухудшало архитектурную панораму городов и удобства жителей.
Главным элементом русского города до XVIII в., как отмечалось ранее, являлся кремль, представлявший собой внутригородскую крепость. В дальнейшем башни и завершения стен кремлей приобретали декоративный характер, а сами кремли становились местами правительственных учреждений с развивающимися вокруг них городами.
Переосмысление западной градостроительной культуры того времени становится одним из стимулов развития русского градостроительства. Вместе с тем, несмотря на привлечение (начиная со времени Ивана III) к строительству в Россию известных зодчих из-за рубежа (в XVI в. в основном из Италии), многие из них осваивали и продолжали русские традиции архитектуры.
Архитектурные приемы Возрождения были использованы в России в измененном виде. Итальянские зодчие, работавшие в Москве, сами внимательно изучали особенности русской тектоники. Даже в XVIII в., когда русское дворянство проявляло интерес к западноевропейской культуре, приглашенные в Россию иностранные зодчие строили здания с русским художественным колоритом.
Исаакиевский собор. Санкт-Петербург.
Время правления царя Петра I было важной вехой в развитии русского градостроительства. Образцом для застройки ряда городов служила новая столица русского государства Петербург, построенная на основе прогрессивных градостроительных принципов того времени. В строительстве Петербурга было сосредоточено, по существу, все ценное из архитектурно-строительного опыта страны.
К основным градостроительным принципам, которые были использованы при планировке и застройке Петербурга, относятся сочетание прямоугольной и лучеобразной систем улиц, а также строгое соблюдение градостроительной дисциплины в отношении постановки зданий по красным линиям улиц и выдерживания их высоты, создание ансамблей на площадях.
Главными чертами градостроительства Петербурга, как города нового типа, являются сочетание регулярной планировки с широтой пространственных композиций, присущей русским городам, а также тонкое чувство природной среды (особенностей ровного рельефа, зеркала рек), устройство и оформление каналов с учетом общей композиции города.
На пространстве вокруг р. Невы и стрелки Васильевского острова в Петербурге был создан ряд архитектурных ансамблей: Дворцовая площадь с Зимним дворцом и зданием Главного штаба, Адмиралтейство, Сенатская площадь с Исаакиевским собором и памятником Петру I, а также ансамбли Биржи и Петропавловской крепости.
План Санкт-Петербурга, конец 19 века
Дворцовая площадь: вид на Александровскую колонну и арку Главного штаба
В отличие от плана Версаля, где крайние короткие лучи, направленные к зданию, не связаны, лучи к Адмиралтейству имеют большую протяженность и соединены между собой системой перпендикулярных улиц (Архитектура и градостроительство эпохи возрождения>>). Трехрадиальная лучевая система Петербурга охватила значительную часть плана города, став основой его пространственной структуры.
Высокое градостроительное мастерство проявили также зодчие, создававшие ансамбли Петергофа, Царского Села (г. Пушкин) и других пригородов Петербурга.
Екатерининский дворец. Царское село (г. Пушкин)
Это мастерство видно как в выборе наиболее эффектных мест для дворцов, так и в достижении художественной связи их с живописным природным окружением, отчасти путем использования малых архитектурных форм (ротонды, беседки, колоннады и т. п.). В архитектуре загородных императорских резиденций, в особенности в ансамбле Петродворца, были заложены глубокие идеи утверждения России как могущественного и просвещенного государства XVIII в.
В последней четверти XVIII в. на опыте строительства Петербурга в России сформировались прогрессивные принципы градостроительства эпохи позднего феодализма, а в первой трети XIX в. была создана система высокохудожественных ансамблей улиц, площадей Петербурга, вошедших в сокровищницу мировой архитектуры. На основе этих градостроительных принципов был заложен ряд новых крупных городов и проведена реконструкция центральных частей десятков старых русских городов. В первой половине XVIII в. были построены крепости в оренбургских степях и металлургические заводы Урала и Сибири, представлявшие собой поселки, выросшие затем до размеров городов (Нижний Тагил, Невьянск и др.).
Созданная при Петре I «Комиссия от строений» для руководства строительством Петербурга постепенно распространила свои полномочия и на другие русские города. В 1768 г. Екатерина II подписала Указ «О создании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо», который послужил началом разработки генеральных планов десятков городов России. В те времена размах русского градостроительства не имел аналогий в странах Западной Европы.
Все эти градостроительные идеи были творчески использованы при строительстве таких новых городов-крепостей, как Ростов-на-Дону, Одесса, Оренбург, Екатеринослав (ныне Днепропетровск), Александровск (Запорожье), Томск, Красноярск, Хабаровск, а также при упорядочении застройки старых городов — Ярославля, Твери, Новгорода, Воронежа, Полтавы, Калуги.
В число городов, в которых организована прямоугольная уличная сеть с использованием лучевой, входят Тверь, Ярославль, Одесса и ряд других. Возникшая на месте бывшей крепости в 1789 г., Одесса являлась вторым важнейшим портом после Петербурга.
Одесский театр оперы и балета.
Удачным планировочным решением можно считать планировку города Ярославля до реконструкции и после нее. Новый план Ярославля был составлен с учетом сложившейся системы планировки. Главная площадь образовала центр лучевой системы, к которому сходились основные улицы города.
В середине XVIII в. для упорядочения и развития радиально-кольцевой системы планировки Москвы многое сделал Д. В. Ухтомский, практически бывший в то время главным ее архитектором. Весьма поучительно градостроительное мастерство зодчего М. Ф. Казакова, проявленное при возведении в Московском кремле здания Сената в классическом стиле, здания Университета и др.
Чудов монастырь и Сенатский дворец
Васильевский остров. Санкт-Петербург.
Важную роль в обогащении архитектуры улиц, набережных, многочисленных мостов через реки Неву и Фонтанку сыграли художественные ограды усадеб, мостов и садов. Особую ценность в этом отношении представляют решетки Летнего сада, изготовленные по рисункам Фельтена и Егорова во второй половине XVIII в., отличающиеся живописностью при внешней простоте композиции, а также ограда Казанского собора, выполненная по проекту Воронихина, ограды по рисункам Росси.
Решетки Летнего сада. Санк-Петербург.
В новых планах, составленных для исторически сложившихся русских городов, были спрямлены улицы, приданы геометрически четкие формы площадям, созданы упорядоченные торговые площади с сохранением и закреплением основ систем планировки. Благодаря этому в старых городах появились ансамбли, в которых подчеркнуты высокие художественные достоинства древних зданий и сооружений.
В городах в этот период были застроены крупные по размерам площади и прямые, относительно широкие углы. На месте усадебной разобщенной застройки появилась единая по высоте застройка с фасадами домов, обращенными на улицу. По градостроительным принципам классицизма в России продолжала вестись реконструкция городов в первой половине XIX в. В вариантах планировок регулярных городов были использованы планировочные приемы с центрическими и прямоугольными образованиями, со сложными системами нескольких центров и другими особенностями планировки.
Планировочные решения городов а) Богородицка; б) Петрозаводска; в) Одессы.
Контрольные вопросы
- Города Древнего Мира (Египет, Двуречье)
- Архитектура античной Греции, Рима
- Архитектура Средневековья
- Русское градостроительство IX-XIV веков
- Архитектура эпохи Возрождения
- Русское градостроительство XV-XVII веков
- Русская архитектура XVII- XIX веков
- Архитектура капитализма XIX века
- Советская архитектура
- Причины возникновения городов. Урбанизация
13. Системы улиц.
14. Определение планировочной структуры города.
15. Элементы планировочной структуры античного города.
16. Элементы планировочной структуры древнерусского города.
17. Элементы планировочной структуры современного города.