Архитектура Древнего Рима (VII в. до н.э. - V в. н.э.)




Апеннинский полуостров, на котором складывалась культура древней Италии, в большей части своей покрыт горами. В долинах между ними и на приморских равнинах жители выращивали виноград, разводили сады, занимались животноводством. Отдельные районы средней части полуострова и острова Сицилии снабжали хлебом не только Италию; Селинунт и Пестум были хлебными колониями греков.

Культурный уровень сердцевины государства, располагавшейся на территории нынешней Италии, был ниже уровня культуры некоторых покорённых народов. Многое римляне заимствовали у этрусков, но больше всего - у греков. С их культурой римляне познакомились очень рано в греческих поселениях Южной Италии. Даже многие свои верования и мифы римляне заимствовали у греков.

Горы Италии богаты строительным лесом и камнем: базальтом, туфом, крупнопористым известняком. На основе природных цементирующих добавок в вяжущие растворы - вулканического пепла (пуццоланы) - здесь впервые стал применяться в строительстве бетон.

Кладка на растворе, отличавшая римскую строительную технику от греческой кладки насухо, давала возможность строить быстро и из грубо обработанного камня.

Другой существенной особенностью архитектуры древней Италии, также связанной с применением кладки на растворе, были арочные и сводчатые конструкции, позволившие перекрывать большие пролеты, не обращаясь к тяжелым каменным балкам.

Устойчивость арок и сводов обеспечивалась как инженерными, так и планировочными приемами. Для погашения горизонтального распора арки опирались на массивные стены или контрфорсы. Арочные мосты и акведуки своими концевыми пролетами «упирались» в наклонные берега реки или ущелья. В больших ансамблях роль контрфорсов исполняли прилегающие к сводчатому зданию соседние сооружения. В оболочку свода или купола вводились каркасные и разгрузочные арки, позволявшие облегчить конструкцию и обеспечить ее амортизаторами. По периметру куполов делались опорные массивные кольца, работающие как затяжки. Римляне показали, что проблемы сейсмической защиты зданий можно решать не только стоечно-балочной тектоникой, но и конструкциями, производными от арки.

Интерьер древнеримского жилого дома

 

Римские ордера:

а - римско-дорический, б - тосканский, в - римско-ионический, г - римско-коринфский, д – композитный

 

 

Русская архитектура

В Х-ХI вв. Киевскую Русь называли страной городов: их было почти три сотни. В городах строились оборонительные сооружения, жилые дома, княжеские палаты, монастыри и соборы.

Древнейшие сохранившиеся до наших дней каменные постройки - это храмы середины XI в. Русью тогда правил Ярослав Мудрый, столицей государства был Киев. В этом городе, на месте победоносной битвы киевлян с печенегами, Ярослав Мудрый велел заложить в 1037 г. собор Святой Софии. Для той эпохи это было невиданное по масштабам строительство. Высота грандиозного собора, сооруженного в византийской традиции, равнялась 55 м, а длина - 37 м. Рядом с главным куполом возвышалось еще 12 (тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов).

Внутри собор украшен цветными мозаиками и фресками. По свидетельству летописцев, в Европе тогда не было сооружений, способных сравниться с киевской Софией.

На протяжении нескольких столетий "второй столицей" (после Киева) был Новгород Великий. В 1045-1050 гг. повелением князя Владимира, сына Ярослава Мудрого, был возведен один из самых известных соборов Древней Руси - София Новгородская, ставшая символом города. Она в меньшей степени связана с византийской традицией. Можно сказать, что по выразительности и лаконичности внешнего облика и убранства родственна суровой северной природе.

К концу XII в. возвысилось Владимиро-Суздальское княжество. Владимирские зодчие создавали храмы удивительной красоты. Особо выделяется церковь Покрова на реке Нерль (1165 г.). К шедеврам древнерусского зодчества относятся также Успенский (1158-1160 гг.) и Дмитровский (1193-1197 гг.) соборы и Золотые ворота (1164 г.) во Владимире.

 

Церковь Покрова на Нерли

 

Особое место в истории русской архитектуры занимает деревянное зодчество. Русские мастера умели строить простые, удобные избы (прежде говорили не "строить", а "рубить", потому, что работали только одним инструментом-топором). Они украшались красивой резьбой. Из дерева возводились также и боярские терема, и царские дворцы, например дворец в селе Коломенском под Москвой. Одна из самых знаменитых деревянных построек - Преображенская церковь на острове Кижи (Онежское озеро). Это восьмигранная башня с целой гроздью декоративных главок. Кажется, что эта церковь пришла к нам из сказки.

 

Преображенская церковь на острове Кижи

 

Характерные черты деревянного средневекового города сохранились только в тех городах, в которых издавна существовала каменная застройка. К ним относится Москва с ее радиально-кольцевой планировочной структурой, в застройке которой с XVII в. появилось много каменных зданий. Частично сохранились черты средневековой застройки в Суздале, Пскове и некоторых других русских городах.

 

Александровский монастырь (Суздаль)

 

Достоверные сведения о Новгороде сохранились с IX в. В этом городе, удобно расположенном на водном пути, вдали от нашествий азиатских кочевников, вначале возводились деревянные храмы и просторные дома купцов.

Первая деревянная крепость в Новгороде была поставлена на правом берегу р. Волхова в 5 км от озера Ильмень. Деревянная ограда крепости была заменена каменными стенами и башнями. После присоединения Новгорода к Московскому великому княжеству в 1481 — 1492г. при Иване III были сооружены новые более мощные стены этого Кремля. До настоящего времени, несмотря на ряд переделок, в облике сооружения заметны черты XV в. Строгая белокаменная и краснокирпичная архитектура Новгородского кремля прекрасно гармонирует с окружающим пейзажем.

 

Новгород. Кремль. Северная башня.

 

В XVI в. при Иване IV несколько новых городов возникло на присоединенных к России землях. Строились они преимущественно по так называемым регулярным планам (Саратов, Царицын, Астрахань и др.).

Для строительства крепостных сооружений городов в России применялись сборные деревянные элементы. Например, в 1551 г. из них был построен городок-крепость Свияжск.

Строители русских крепостей того времени знали о приемах западного градостроительства; им были знакомы также сочинения Витрувия о строительстве укреплений. В структуру городов входили крепость, торг, посады и слободы. Размеры функциональных зон определялись их значением для города.

Средневековые русские зодчие мастерски сочетали архитектуру кремлей и монастырей с природным окружением. Тщательно учитывая при выборе мест для крепостей и форм сооружений их цвета, природный рельеф, наличие реки или озера, леса, они создавали высокохудожественные панорамы, особенно заботясь о красоте силуэтов. Под влиянием природного ландшафта формировался и городской ландшафт.

На форму улиц влияли очертания местности: нередко они закрепляли дороги, сложившиеся под воздействием природных условий. Прямые улицы прокладывались редко, на ровной местности.

Средневековые улицы городов России по сравнению с улицами западных городов того же периода имели несколько большую ширину, что определялось в основном противопожарными мероприятиями.

К XVIII в. с развитием военной техники значение каменных крепостей уменьшается; их стали дополнять, а иногда и заменять системой земляных бастионов. В период зрелого феодализма вместо воеводских дворов и приказных палат появились административные центры из классических зданий, образовавшие главные площади. Пристани же, фабрики и заводы, появившиеся в XIX в., хаотически размещались в жилых районах, что ухудшало архитектурную панораму городов и удобства жителей.

Главным элементом русского города до XVIII в., как отмечалось ранее, являлся кремль, представлявший собой внутригородскую крепость. В дальнейшем башни и завершения стен кремлей приобретали декоративный характер, а сами кремли становились местами правительственных учреждений с развивающимися вокруг них городами.

Переосмысление западной градостроительной культуры того времени становится одним из стимулов развития русского градостроительства. Вместе с тем, несмотря на привлечение (начиная со времени Ивана III) к строительству в Россию известных зодчих из-за рубежа (в XVI в. в основном из Италии), многие из них осваивали и продолжали русские традиции архитектуры.

Архитектурные приемы Возрождения были использованы в России в измененном виде. Итальянские зодчие, работавшие в Москве, сами внимательно изучали особенности русской тектоники. Даже в XVIII в., когда русское дворянство проявляло интерес к западноевропейской культуре, приглашенные в Россию иностранные зодчие строили здания с русским художественным колоритом.

 

Исаакиевский собор. Санкт-Петербург.

 

Время правления царя Петра I было важной вехой в развитии русского градостроительства. Образцом для застройки ряда городов служила новая столица русского государства Петербург, построенная на основе прогрессивных градостроительных принципов того времени. В строительстве Петербурга было сосредоточено, по существу, все ценное из архитектурно-строительного опыта страны.

К основным градостроительным принципам, которые были использованы при планировке и застройке Петербурга, относятся сочетание прямоугольной и лучеобразной систем улиц, а также строгое соблюдение градостроительной дисциплины в отношении постановки зданий по красным линиям улиц и выдерживания их высоты, создание ансамблей на площадях.

Главными чертами градостроительства Петербурга, как города нового типа, являются сочетание регулярной планировки с широтой пространственных композиций, присущей русским городам, а также тонкое чувство природной среды (особенностей ровного рельефа, зеркала рек), устройство и оформление каналов с учетом общей композиции города.

На пространстве вокруг р. Невы и стрелки Васильевского острова в Петербурге был создан ряд архитектурных ансамблей: Дворцовая площадь с Зимним дворцом и зданием Главного штаба, Адмиралтейство, Сенатская площадь с Исаакиевским собором и памятником Петру I, а также ансамбли Биржи и Петропавловской крепости.

 

 

План Санкт-Петербурга, конец 19 века

 

Дворцовая площадь: вид на Александровскую колонну и арку Главного штаба

 

В отличие от плана Версаля, где крайние короткие лучи, направленные к зданию, не связаны, лучи к Адмиралтейству имеют большую протяженность и соединены между собой системой перпендикулярных улиц (Архитектура и градостроительство эпохи возрождения>>). Трехрадиальная лучевая система Петербурга охватила значительную часть плана города, став основой его пространственной структуры.

Высокое градостроительное мастерство проявили также зодчие, создававшие ансамбли Петергофа, Царского Села (г. Пушкин) и других пригородов Петербурга.

 

Екатерининский дворец. Царское село (г. Пушкин)

 

Это мастерство видно как в выборе наиболее эффектных мест для дворцов, так и в достижении художественной связи их с живописным природным окружением, отчасти путем использования малых архитектурных форм (ротонды, беседки, колоннады и т. п.). В архитектуре загородных императорских резиденций, в особенности в ансамбле Петродворца, были заложены глубокие идеи утверждения России как могущественного и просвещенного государства XVIII в.

В последней четверти XVIII в. на опыте строительства Петербурга в России сформировались прогрессивные принципы градостроительства эпохи позднего феодализма, а в первой трети XIX в. была создана система высокохудожественных ансамблей улиц, площадей Петербурга, вошедших в сокровищницу мировой архитектуры. На основе этих градостроительных принципов был заложен ряд новых крупных городов и проведена реконструкция центральных частей десятков старых русских городов. В первой половине XVIII в. были построены крепости в оренбургских степях и металлургические заводы Урала и Сибири, представлявшие собой поселки, выросшие затем до размеров городов (Нижний Тагил, Невьянск и др.).

Созданная при Петре I «Комиссия от строений» для руководства строительством Петербурга постепенно распространила свои полномочия и на другие русские города. В 1768 г. Екатерина II подписала Указ «О создании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо», который послужил началом разработки генеральных планов десятков городов России. В те времена размах русского градостроительства не имел аналогий в странах Западной Европы.

Все эти градостроительные идеи были творчески использованы при строительстве таких новых городов-крепостей, как Ростов-на-Дону, Одесса, Оренбург, Екатеринослав (ныне Днепропетровск), Александровск (Запорожье), Томск, Красноярск, Хабаровск, а также при упорядочении застройки старых городов — Ярославля, Твери, Новгорода, Воронежа, Полтавы, Калуги.

В число городов, в которых организована прямоугольная уличная сеть с использованием лучевой, входят Тверь, Ярославль, Одесса и ряд других. Возникшая на месте бывшей крепости в 1789 г., Одесса являлась вторым важнейшим портом после Петербурга.

 

Одесский театр оперы и балета.

 

Удачным планировочным решением можно считать планировку города Ярославля до реконструкции и после нее. Новый план Ярославля был составлен с учетом сложившейся системы планировки. Главная площадь образовала центр лучевой системы, к которому сходились основные улицы города.

В середине XVIII в. для упорядочения и развития радиально-кольцевой системы планировки Москвы многое сделал Д. В. Ухтомский, практически бывший в то время главным ее архитектором. Весьма поучительно градостроительное мастерство зодчего М. Ф. Казакова, проявленное при возведении в Московском кремле здания Сената в классическом стиле, здания Университета и др.

Чудов монастырь и Сенатский дворец

 

Васильевский остров. Санкт-Петербург.

 

Важную роль в обогащении архитектуры улиц, набережных, многочисленных мостов через реки Неву и Фонтанку сыграли художественные ограды усадеб, мостов и садов. Особую ценность в этом отношении представляют решетки Летнего сада, изготовленные по рисункам Фельтена и Егорова во второй половине XVIII в., отличающиеся живописностью при внешней простоте композиции, а также ограда Казанского собора, выполненная по проекту Воронихина, ограды по рисункам Росси.

 

Решетки Летнего сада. Санк-Петербург.

 

В новых планах, составленных для исторически сложившихся русских городов, были спрямлены улицы, приданы геометрически четкие формы площадям, созданы упорядоченные торговые площади с сохранением и закреплением основ систем планировки. Благодаря этому в старых городах появились ансамбли, в которых подчеркнуты высокие художественные достоинства древних зданий и сооружений.

В городах в этот период были застроены крупные по размерам площади и прямые, относительно широкие углы. На месте усадебной разобщенной застройки появилась единая по высоте застройка с фасадами домов, обращенными на улицу. По градостроительным принципам классицизма в России продолжала вестись реконструкция городов в первой половине XIX в. В вариантах планировок регулярных городов были использованы планировочные приемы с центрическими и прямоугольными образованиями, со сложными системами нескольких центров и другими особенностями планировки.

Планировочные решения городов а) Богородицка; б) Петрозаводска; в) Одессы.

 

 

Контрольные вопросы

 

  1. Города Древнего Мира (Египет, Двуречье)
  2. Архитектура античной Греции, Рима
  3. Архитектура Средневековья
  4. Русское градостроительство IX-XIV веков
  5. Архитектура эпохи Возрождения
  6. Русское градостроительство XV-XVII веков
  7. Русская архитектура XVII- XIX веков
  8. Архитектура капитализма XIX века
  9. Советская архитектура
  10. Причины возникновения городов. Урбанизация

13. Системы улиц.

14. Определение планировочной структуры города.

15. Элементы планировочной структуры античного города.

16. Элементы планировочной структуры древнерусского города.

17. Элементы планировочной структуры современного города.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: