Одной из основных мер в антикризисной программе Правительства РК является поддержка банковской системы
13 января 2009 года был утвержден План мероприятий по реализации Плана совместных действий правительства РК, Национального банка РК и Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы [21],
Надежные и безопасные платежные системы способствуют повышению стабильности финансовой системы государства в целом, обеспечивают эффективное использование финансовых ресурсов и улучшают ликвидность финансовых рынков, а также гарантируют своевременный расчет между продавцами и покупателями.
Устойчивость и стабильность финансовой системы государства в целом напрямую связана со стабильностью внутренней платежной системы. Степень эффективности функционирования платежной системы определяется соотношением таких показателей, как скорость прохождения платежей и суммой операционных издержек, которые несут участники при проведении расчетов. Возможность проведения расчетов в короткие сроки и с наименьшими затратами, делают систему привлекательной для пользователей.
Среди рисков, которые могут возникнуть при осуществлении расчетов, можно выделить кредитные риски, риск мошенничества, операционный риск. Субъекты, ведущие операции на финансовом рынке, наиболее часто подвергаются риску, связанному с ликвидностью их контрагента. Этот риск возникает перед кредитором в ситуации, когда платежное обязательство погашается не в срок, а с задержкой во времени, которая не была предусмотрена заранее. Серьезную опасность для платежной системы представляют кредитные риски. Эти риски предполагают возникновение ситуации, при которой кредитор не получает платежа вообще в связи с невозможностью оплаты обязательств со стороны дебитора. От последствий кредитный риск может перерасти в риск системный, в результате чего невыполнение обязательств одним из участников может повлечь за собой серию неплатежей со стороны других. С функцией обеспечения обращения финансовых активов связан риск мошенничества, который подразумевает возможность подделки платежных инструментов или их незаконного получения. И, наконец, в результате неполадок, происходящих при использовании компьютеров и телекоммуникационных сетей, может возникнуть операционный риск. Однако, как правило, этот риск имеет локальный характер и в случае возникновения легко устраним.
|
В условиях перехода к рыночному механизму функционирования экономики роль платежной системы резко возрастает. Потребности участников валютных операций, агентов финансового рынка ценных бумаг, многочисленных торговых операций диктуют новые, более жесткие требования к платежной системе государства.
Платежная система должна удовлетворять следующим требованиям:
· минимальность сроков проведения платежа; как уже говорилось выше, чем меньше временной интервал между списанием денежных средств со счета плательщика и зачислением на счет получателя, тем выше скорость оборачиваемости капитала, идеальным вариантом является работа в режиме реального времени;
· окончательность платежа, которая означают, что для зачисления платежа нет необходимости в каких- либо дополнительных операциях;
|
· безотзывность платежа, она означает, что платеж после его проведения не может быть отозван по инициативе сторон, участвующих в расчетах;
· минимальность риска при проведении расчетов; кредитный и системный риски должны быть сведены к минимуму за счет подбора участников платежной системы, операционный риск и риск мошенничества должны быть минимизированы за счет совершенств программных средств, средств связи и защиты от несанкционированного доступа.
· сохранение банковской тайны при проведении расчетов необходимо для обеспечения конституционных прав пользователей платежной системы.
· возможность проведения расчетов в любом регионе Казахстана; это требование осуществимо при наличии мощной и разветвленной структуры агентов платежной системы;
· минимальные экономические затраты проведения расчетов.
Важной задачей государства в развитии платежной системы являются полное приближение платежной системы Казахстана к стандартам Европейского союза, внедрение и развитие новых видов платежных инструментов.
Также необходимы создание и развитие Национальной системы платежных карточек с целью концентрации услуг по обслуживанию платежных карточек в Казахстане.
Кроме того, важным направлением являются построение общей платежной системы стран СНГ (ЕврАзЭС или другой структуры), основанной на национальных валовых системах расчета в режиме реального времени, а также популяризация платежной системы Казахстана в СНГ и за рубежом.
Долгосрочные стратегические цели внедрения Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек заключаются в сохранении за Национальным Банком способности эффективно управлять находящейся в обращении денежной массой, ограничении системного и других рисков, которые могут создать угрозу для стабильности финансовых рынков или подорвать доверие к платежной системе, развитии новых эффективных, мало рискованных, недорогих и удобных методов оказания платежных и финансовых услуг потребителям.
|
Для внедрения Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек необходима последовательная реализация следующих мероприятий:
- формирование правовых отношений, связанных с созданием системы;
- определение спроса потребителей, готовности торговых (обслуживающих) организаций принимать к оплате платежные карточки;
- определение методов предотвращения потенциальных преступлений с использованием платежных карточек, а также последствия и потенциальные риски для держателей платежных карточек.
Кроме того, в развитии платежной системы страны важную роль играет Казахстанский центр межбанковских расчетов (КЦМР), деятельность которого предполагается развивать в следующих основных направлениях:
- участие в построении единой межгосударственной платежной системы стран СНГ (ЕврАзЭС или другой структуры);
- подготовка и предложение странам СНГ и другим странам услуг по продаже платежной системы;
- дальнейшее развитие SWIFT сервисного бюро с подключением как казахстанских, так и зарубежных финансовых институтов;
- интеграция транспортной системы SWIFT с платежной системой Казахстана для предоставления пользователям дополнительной возможности приема и передачи сообщений в платежную систему через SWIFT;
- развитие новых финансовых инструментов в межбанковской системе перевода денег и клиринге КЦМР;
- интеграция действующей платежной системы Казахстана и финансовой автоматизированной системы транспорта информации (далее - ФАСТИ) с системой управления ключевой информацией (PKI);
- интеграция транспортной системы ФАСТИ с платежной системой для предоставления пользователям дополнительной возможности приема и передачи сообщений в платежную систему через ФАСТИ;
- дальнейшее развитие ФАСТИ с подключением как казахстанских, так и зарубежных финансовых институтов.
Реализация всех мероприятий, предложенных выше позволит обеспечить: государственным органам:
1) усиление контроля над денежным оборотом, уменьшение теневого оборота наличных денег и обеспечение полноты сборов по косвенным налогам;
2) аккумулирование в банковской системе значительных кредитных ресурсов для инвестирования в реальный сектор экономики;
3) организация эффективного контроля за поступлением и использованием бюджетных денег и соответственно исключение возможности злоупотреблений со стороны представителей государственных органов и структур;
4) создание эффективных возможностей прогнозирования поступлений в республиканский и местный бюджеты;
5) сокращение расходов, связанных с поддержанием в обращении (эмиссией) адекватной массы наличных денег;
6) устранение причин криминализации экономики, связанных с неконтролируемым денежным потоком;
7) возможность внедрения безналичных расчетов при реализации мероприятий по социальной поддержке населения, обеспечение гарантированной выплаты социальных пособий, ежемесячных пособий на детей, пенсий, предоставление дополнительных услуг населению.
Банкам второго уровня:
1) функционирование в едином "платежном" пространстве и обслуживание населения, торгово - сервисных предприятий по платежным карточкам, эмитированным другими банками;
2) расширение клиентской базы, улучшение качества учета;
3) привлечение дополнительных денежных средств населения;
4) увеличение доходов от эквайринговых услуг;
5) сокращение издержек, связанных с эмиссионно - кассовой работой (инкассация, обработка, хранение денег);
6) практически полное исключение финансовых потерь и рисков от взломов системы и подделки карточек, поскольку в системе будут использоваться микропроцессорные карточки в сочетании со специальной технологией организации расчетов и защиты информации;
7) уменьшение нагрузки на центральную компьютерную систему банка - участника в связи с использованием режима off-line при выполнении массовых операций оплаты товаров и получения наличных денег. Простота, быстрота, надежность операций электронной инкассации терминальных карточек и карточек банкоматов, экономия на прокладке или аренде линий связи;
8) возможность обслуживания на терминальном оборудовании, как микропроцессорной карточки, так и карточки с магнитной полосой других карточных платежных систем.
Таблица 8 - Результаты предложенных мероприятий
Для государственных органов | Для банков второго уровня | |
усиление контроля над денежным оборотом, уменьшение теневого оборота наличных денег и обеспечение полноты сборов по косвенным налогам | функционирование в едином "платежном" пространстве и обслуживание населения, торгово - сервисных предприятий по платежным карточкам, эмитированным другими банками | |
аккумулирование в банковской системе значительных кредитных ресурсов для инвестирования в реальный сектор экономики | расширение клиентской базы, улучшение качества учета | |
организация эффективного контроля за поступлением и использованием бюджетных денег и соответственно исключение возможности злоупотреблений со стороны представителей государственных органов и структур | привлечение дополнительных денежных средств населения | |
создание эффективных возможностей прогнозирования поступлений в республиканский и местный бюджеты | увеличение доходов от эквайринговых услуг | |
сокращение расходов, связанных с поддержанием в обращении (эмиссией) адекватной массы наличных денег | сокращение издержек, связанных с эмиссионно - кассовой работой | |
устранение причин криминализации экономики, связанных с неконтролируемым денежным потоком | практически полное исключение финансовых потерь и рисков от взломов системы и подделки карточек, поскольку в системе будут использоваться микропроцессорные карточки в сочетании со специальной технологией организации расчетов и защиты информации | |
возможность внедрения безналичных расчетов при реализации мероприятий по социальной поддержке населения | уменьшение нагрузки на центральную компьютерную систему банка - участника в связи с использованием режима off-line при выполнении массовых операций оплаты товаров и получения наличных денег. | |
возможность обслуживания на терминальном оборудовании, как микропроцессорной карточки, так и карточки с магнитной полосой других карточных платежных систем |
Подводя итоги, можно отметить, что в настоящее время платежные системы Казахстана отвечают всем требованиям, предъявляемым международными финансовыми организациями к платежным системам развитых стран. При этом, нормативная база и технологии, используемые в платежных системах, постоянно совершенствуются и повышаются.
Так, последние разработки в странах Европейского союза направлены на развитие систем платежных карточек на основе микропроцессорных технологий. В этой связи, в рамках мероприятий по приближению платежных систем Казахстана к стандартам Европейского союза, Национальный Банк планирует сосредоточить свои усилия на внедрении и развитии платежных карточек на основе микропроцессорных карточек в Казахстане.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей дипломной работе рассмотрены аспекты функционирования платежной системы Республики Казахстан.
В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Последние могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по ранее отмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.Анализ платежной системы Республики Казахстан показал уникальность платежной системы РК.
Поскольку каждый хозяйствующий субъект пользуется платежной системой для инициирования и получения платежа, то банки должны стремиться удовлетворить потребности своих клиентов, как инициаторов, так и получателей платежей.
Развитие экономики любого государства сегодня невозможно без высокоэффективной системы денежного обращения и использования современных платежных механизмов. Практика показывает, что каждодневные проблемы финансирования, кредитования экономики, исполнения бюджета, а также задачи отдаленной перспективы, позволяет успешно решать интенсивное развитие различных форм безналичных расчетов.
Развитие экономики любого государства сегодня невозможно без высокоэффективной системы денежного обращения и использования современных платежных механизмов. Платежный механизм – структура экономики, которая опосредует "обмен веществ" в хозяйственной системе. Методы платежа делятся на наличные и безналичные. Безналичные расчеты постепенно вытесняют налично-денежные платежи в денежных системах различных стран. Современные платежные системы позволяют банку расширять сферу услуг, охватывая бездоходные для него наличные операции и переводя их в доходные для себя безналичные.
Однако применение мер по ограничению денежной массы привело к широкому использованию в обороте различных способов безналичных расчетов, в том числе с помощью бартера, зачетов, векселей, на долю которых в последние годы приходилась преобладающая часть расчетов.
В условиях платежного кризиса, широкого применения бартера во многом утрачивается значение такой важной особенности рыночной экономики, как конкуренция.
Поставленный в трудное экономическое положение каждый участник денежного оборота не пользуется для покупки или реализации рынком, где имеется возможность выбора контрагента, во взаимоотношениях с которым он расходует или получает деньги, а ищет контрагента, имеющего встречную равновеликую потребность в материальных ресурсах и согласного на зачет, бартер или применение векселя. В результате подобных операций продавец остается без требуемых денежных средств для других последующих расчетов, что ограничивает его возможности приобретения нужных материальных ресурсов и других расходов (платежи бюджету, выдачу заработной платы и п.т.).
Следует иметь в виду, что расчеты между предприятиями, осуществляемые минуя банки и без оборота денег, стали преобладающими в хозяйственной практике. Так в начале 1998 г. до 90% выручки предприятий приходилось на денежные суррогаты и бартер.
Таким образом, существование платежного кризиса означает в определенной мере отказ от условий функционирования рыночной экономики. Это проявляется прежде всего в существенном ослаблении значения присущих рыночной экономике взаимоотношений платежеспособного спроса на различные товары и предложения. Такие взаимоотношения во многом заменяются обособленными сделками между отдельными контрагентами с применением зачетов, бартера, векселей. При проведении подобных сделок существенно снижается роль денег и ослабляется действие рычагов, присущих рыночной экономике.
Вместе с тем самостоятельной задачей являются совершенствование организации расчетов, обеспечение оборота достаточной массой платежных средств. Трудности и недостатки, присущие расчетам с помощью зачета, бартера, векселя, и ограниченные возможности их применения обусловили поиск иных способов расчетов в условиях платежного кризиса.
Одной из мер в этом направлении служит образование негосударственных, небанковских расчетных и клиринговых кредитных организаций. Таким учреждениям, действующим в Москве и в некоторых городах РФ, разрешено открывать счета юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями.
Таким образом, расширение безналичных расчетов с применением денежного оборота вместо бартера, зачетов может способствовать повышению роли денег в народном хозяйстве, последовательному переходу к рыночным условиям взаимодействия совокупного предложения товаров и платежеспособного спроса на них.
Казахстанская банковская система смело перешагнула через многие этапы развития банковских систем западных стран, и в настоящее время уровень автоматизации отдельных казахстанских банков значительно превосходит западный. Для организации систем передачи информации о платежах и расчета по ним в Казахстане были применены наиболее прогрессивные (из возможных) технологий. Особенно явно это проявилось в создании платежных систем построенных на использовании пластиковых карт.
Можно смело говорить о том, что будущее принадлежит именно безналичным расчетам. Уже сейчас они очень актуальны для экономики, и платежный оборот в современном Казахстане в подавляющей своей массе производится безналично, хотя казахстанская система расчетов еще очень далека от совершенства.
В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам.
К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй - платежи в бюджет (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и другие обязательные платежи) и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.
Между налично-денежным и безналичным обращением существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении.
Таким образом, наличное и безналичное обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. 1 Послание Президента народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, кокурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации!» Астана, 19 марта 2004 г. /Казахстанская правда/
2. Послание Президента народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире!» Астана, 28 февраля 2007г. /Казахстанская правда/
3. Ажибаева З.М. «Аудит», Алматы «Экономика», 2004г.
4. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О Национальном Банке», г.Алматы, 30 марта 1995 года.
5. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О банках и банковской деятельности», г.Алматы, 31 августа 1995 года.
6. Закон «О платежах и переводах» от 29 июня 1998 года № 237 – I ЗРК.
7. Инструкция «О порядке применения системы программно – криптографической защиты при обмене электронными платежами между подразделениями Нацбанка, а также с банками Республики Казахстан» № 177 от 19.10.1995 г., г.Алматы, Нацбанк Рк, Сборник инструктивно-нормативных актов НБРК
8. Положение «О требованиях, предъявляемых форматом передачи информации в платежной системе в Республике Казахстан «Правление Нацбанка РК», г.Алматы, 12. 05. 1997 год.
9. К.Садвокасов «Коммерческие банки». Управленческий анализ деятельности. Планирование и контроль» Москва 1998 г.
10. «Банки Казахстана: Справочно-аналитическое издание», г.Алматы, 2007г.
11. Е. Олжабай «Нацбанк подвел итоги 2000 года», г.Алматы, 2001г.
12. «Правила осуществления безналичных платежей между клиентом и обслуживающим его банком», «Банки Казахстана», Алматы, 2001г.
13. «Правила установления корреспондентских отношений между банками второго уровня Республики Казахстан, а также между банками второго уровня Республики Казахстан и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций», «Банки Казахстана», г.Алматы, 2001г.
14. Марченко Г.А. «Банковский сектор Казахстана: состояние и перспективы развития», г.Алматы, 2001г.
15. Шишлов А.Н. «КЦМР – оператор платежной системы Казахстана», г.Алматы, 2001г.
16. Каржы-Каражат № 5,6 2008г. Финансы Казахстана.
17. Финансовое право г.Алматы 2006г.
18. Научно-практический журнал транзитная экономика специальный выпуск совместно с ВШГА МГУ (3) 2008г. Г.Москва представительство в Казахстане г.Алматы.
19. Международная миграция капитала и развитие национальных экономик. Булат Хусаинов г.Алматы, экономика 2005г.
20. Мировая экономика г.Москва 2005 год.
21. Мировая экономика и международные экономические отношения часть 1, часть 2, г.Москва, 2006 г.
22. В.К. Ломакин Мировая экономика. Учебник для вузов – М:Юнити, 2000г. -727с.
23. Учебник для ХХI века. Мировая экономика. Учебное пособие для вузов/М.В. Елова, Е.К. Муравьева, С.М. Панферова и другие. Под редакцией А.К.Шуркалина, Н.С. Цыпиной. – М: Логос, 2002 г. – 248с.
24. К.А. Семенов. Международные экономические отношения: Курс лекций. – М: Гардарики, 2000. – 336с.
25. А.Д. Шеремет, Г.Н. Щербаков. «Финансовый анализ в коммерческом банке» г. Москва 2004г.
26. Газета «Инфо-Цес», №11(1167), 20 марта, 2009г.
27. Концепция развития финансового сектора Казахстана на 2007-2011г.
28. Порядина И.В. Платежная система. Учебно-методическое пособие. – астана, 2008 – 174с.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Внедрение системы брутто-расчетов в режиме реального времени в зарубежных странах и регионах
Год основания | Страна, Регион | Название платежной системы |
США | CHIPS | |
Бельгия | ELLIPS | |
Гонконг | СHATS | |
Италия | BI-REL | |
Нидерланды | TOP | |
Франция | TBF | |
Великобритания | CHAPS | |
Швеция | RIX | |
Европейский Союз | TARGET | |
Германия | RTGS plus |
Источник: Журнал «Финансы и кредит» №5, май 2005год
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Таблица 4 - Информация о платежах, проведенных через МСПД КЦМР
за период 2007 - 2009 гг.
МЕСЯЦ | МСПД Платежный оборот | |
Кол-во док-ов | Сумма, млн.тенге | |
2007 год | ||
январь | 521 485 | 12 420 277 |
февраль | 646 451 | 13 074 989 |
март | 692 016 | 13 166 623 |
апрель | 677 924 | 11 775 351 |
май | 739 701 | 10 447 987 |
июнь | 728 410 | 13 147 851 |
июль | 755 392 | 10 890 280 |
август | 691 540 | 11 350 360 |
сентябрь | 684 988 | 12 500 537 |
октябрь | 764 998 | 11 610 430 |
ноябрь | 792 966 | 10 889 716 |
декабрь | 811 929 | 9 874 081 |
2008 год | ||
январь | 566 204 | 8 947 156 |
февраль | 770 669 | 9 177 452 |
март | 755 688 | 8 923 828 |
апрель | 844 601 | 9 731 182 |
май | 833 737 | 9 504 276 |
июнь | 817 513 | 11 459 525 |
июль | 895 993 | 12 285 306 |
август | 757 564 | 13 211 123 |
сентябрь | 788 652 | 13 850 549 |
октябрь | 892 738 | 14 255 580 |
ноябрь | 784 170 | 13 474 899 |
декабрь | 887 511 | 14 737 584 |
2009 год | ||
январь | 589 267 | 12 397 929 |
февраль | 724 892 | 11 751 785 |
март | 723 997 | 9 882 749 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Участники межбанковской системы переводов денег
по состоянию на 1 февраля 2009г.
№ п/п | БИК | Наименование |
г.Алматы Управление учета монетарных операций (ООКСП) НБ РК | ||
000169701 г.МОСКВА МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК | ||
368609110 Государственный Центр по выплате пенсий (социальное страхование) | ||
368609709 Государственный Центр по выплате пенсий (выплаты) | ||
г.Алматы Управление учета монетарных операций (Кастодиан) НБ РК | ||
413609816 г.Астана ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ | ||
г.АЛМАТЫАО "БАНК ТУРАНАЛЕМ" | ||
г.Алматы АО "Шинхан Банк Казахстан" | ||
г.АЛМАТЫАО "БАНК АСТАНА-ФИНАНС" | ||
г.АЛМАТЫАО "БАНК МЕТРОКОМБАНК" | ||
г.АЛМАТЫАО МАСТЕРБАНК | ||
г.АЛМАТЫАО "БАНКПОЗИТИВ КАЗАХСТАН" | ||
г.АЛМАТЫАО "ЭКСПРЕСС БАНК" | ||
г.АЛМАТЫАО "КАЗПОЧТА" | ||
г.АЛМАТЫАО "КАЗАХСТАНСКАЯ ИПОТЕЧНАЯ КОМПАНИЯ" | ||
г.АЛМАТЫАО "НАРОДНЫЙ БАНК КАЗАХСТАНА" | ||
г.АЛМАТЫАО "ДАНАБАНК" | ||
г.АЛМАТЫАО "DELTA BANK" | ||
г.АЛМАТЫЕВРАЗИЙСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ | ||
г.АЛМАТЫАО "KASPI BANK" | ||
г.АЛМАТЫАО "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДЕПОЗИТАРИЙ ЦЕННЫХ БУМАГ" | ||
г.АЛМАТЫАО "СБ "ЛАРИБА-БАНК" | ||
г.АЛМАТЫДО АО "БТА БАНК" АО "ТЕМIРБАНК" | ||
г.АЛМАТЫДБ ЗАО "ТАИБ КАЗАХСКИЙ БАНК" | ||
г.АЛМАТЫАО "КАЗИНКОМБАНК" | ||
г.АЛМАТЫАО "АТФ БАНК" | ||
г.АЛМАТЫАО "СИТИБАНК КАЗАХСТАН" | ||
г.АЛМАТЫАО "НУРБАНК" | ||
г.АЛМАТЫАО "БАНК ЦЕНТРКРЕДИТ" | ||
г.АЛМАТЫАО "ДБ "КАЗАХСТАН-ЗИРААТ ИНТЕРНЭШНЛ БАНК" | ||
г.АЛМАТЫАО "ХОУМ КРЕДИТ БАНК" | ||
г.АЛМАТЫАО "СЕНИМ-БАНК" | ||
г.АЛМАТЫАО ДБ "БАНК КИТАЯ В КАЗАХСТАНЕ" | ||
г.АЛМАТЫДБ АО "СБЕРБАНК" | ||
г.АЛМАТЫАО "КАЗИНВЕСТБАНК" | ||
г.АЛМАТЫАО "ДБ "RBS (Kazakhstan)" | ||
г.АЛМАТЫАО "КАЗКОММЕРЦБАНК" | ||
г.АЛМАТЫАО "КАЗАХСТАНСКАЯ ФОНДОВАЯ БИРЖА" | ||
г.АЛМАТЫАО ДБ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК ПАКИСТАНА" В КАЗАХСТАНЕ | ||
г.АЛМАТЫАО "ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ БАНК КИТАЯ в г.АЛМАТЫ" | ||
г.АЛМАТЫАО "ЭКСИМБАНК КАЗАХСТАН" | ||
г.АЛМАТЫАО ДБ "АЛЬФА-БАНК" | ||
г.АЛМАТЫАО "ЕВРАЗИЙСКИЙ БАНК" | ||
г.АЛМАТЫДБ АО "HSBC БАНК КАЗАХСТАН" | ||
г.АЛМАТЫАО "АЛЬЯНС БАНК" | ||
Г.АЛМАТЫАО "ЖИЛИЩНЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ БАНК КАЗАХСТАНА" | ||
г.ЭКИБАСТУЗ ОАО "ЗАМАН-БАНК" ПАВЛОДАРСКОЙ | ||
г.АСТАНА КОМИТЕТ КАЗНАЧЕЙСТВА МИНФИНА РК | ||
г.АСТАНА АО "БАНК РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА" | ||
г.АСТАНА АО "ЦЕСНАБАНК" |