Проблемы развития платежной системы в Казахстане




Стабильность финансовой системы государства в целом напрямую связана со стабильностью внутренней платежной системы. Степень эффективности функционирования платежной системы определяется соотношением таких показателей, как скорость прохождения платежей и суммой операционных издержек, которые несут участники при проведении расчетов. Возможность проведения расчетов в короткие сроки и с наименьшими затратами, делают систему привлекательной для пользователей.

Среди рисков, которые могут возникнуть при осуществлении расчетов, можно выделить кредитные риски, риск мошенничества, операционный риск. Субъекты, ведущие операции на финансовом рынке, наиболее часто подвергаются риску, связанному с ликвидностью их контрагента. Этот риск возникает перед кредитором в ситуации, когда платежное обязательство погашается не в срок, а с задержкой во времени, которая не была предусмотрена заранее. Серьезную опасность для платежной системы представляют кредитные риски. Эти риски предполагают возникновение ситуации, при которой кредитор не получает платежа вообще в связи с невозможностью оплаты обязательств со стороны дебитора. От последствий кредитный риск может перерасти в риск системный, в результате чего невыполнение обязательств одним из участников может повлечь за собой серию неплатежей со стороны других. С функцией обеспечения обращения финансовых активов связан риск мошенничества, который подразумевает возможность подделки платежных инструментов или их незаконного получения. И, наконец, в результате неполадок, происходящих при использовании компьютеров и телекоммуникационных сетей, может возникнуть операционный риск. Однако, как правило, этот риск имеет локальный характер и в случае возникновения легко устраним.

 

 

Рисунок 7 – Основные риски, присущие платежной системе Казахстана

 

Еще одной из проблем является преобладание наличной формы расчета и слабый уровень развития сети приема платежных карточек.

Показателями состоянию дел по данному блоку являются: объемы наличного и безналичного оборота наличных денег, состояние наличного денежного обращения, скорость обращения денег, уровень использования платежных карточек и других инновационных инструментов для осуществления безналичных расчетов за товары и услуги, а также уровень развития инфраструктуры обслуживания платежных карточек.

Причинами развития теневой экономики в этом блоке являются:

- нежелание экономических агентов декларировать и показывать в финансовых отчетах фискальным органам свой реальный оборот товаров и доходы; незаинтересованность экономических агентов в размещении расчетных карточных терминалов в своих торговых точках и организациях сферы услуг и предпочтение работать с наличностью;

- недоверие населения к банкам; низкий банковский процент по остаткам денег на счету; высокие комиссионные сборы за обслуживание;

- слабая пропаганда удобства и преимуществах системы индивидуальных безналичных расчетов и отсутствие привлекательных условий для физических и юридических лиц в системе безналичного денежного обращения; наличие слабо развитой сферы электронных платежей;

- боязнь граждан раскрытия своих доходов и расходов.

Не секрет, что электронные деньги уже давно тесно переплелись с повседневной жизнью многих людей во всем мире. Естественно, очень удобно оплачивать различные услуги, не отходя от компьютера и не вставая с уютного кресла. Но прежде хотелось бы разобраться в том, какие "подводные камни" ожидают обладателей электронных денег.

Развитие электронной коммерции связано как с положительными, так и с отрицательными последствиями для клиентов. Как показало исследование, проведенное американской корпорацией CIO Communications, рядовые покупатели и покупатели-эксперты высказывают схожие опасения по поводу приобретения товаров и услуг с помощью систем электронной коммерции (в группу экспертов были включены те, кто наиболее близко знаком с Интернетом, - должностные лица в сфере бизнеса и информационных технологий). Был проведен опрос трехсот обычных покупателей и 200 должностных лиц в сфере бизнеса и информационных технологий. Они дали прогнозируемые оценки относительно возможных проблем, связанных с использованием системы электронной коммерции, а также поделились своим негативным опытом. Установлено, что обе группы покупателей опасаются мошенничества с кредитными картами, назойливых распространителей товаров, узнавших имя и адрес Интернет-покупателя, вторжения в личную жизнь, обмана при доставке товара и кражи личностных идентификационных характеристик покупателя. Эти данные получены из проведенного исследования американского рынка электронной коммерции. Электронные покупатели в Казахстане также могут столкнуться с подобными проблемами по мере развития. Прогнозируемые оценки возможных негативных явлений от использования системы электронной коммерции могут быть: мошенничество с использованием платежных карт, снижение уровня личной безопасности, вторжение в личную жизнь, угроза обмана (оплаченный товар не доставлен, доставленный товар не соответствует его представлению в Сети), угроза кражи личностных идентификационных характеристик. Однако, полученный практический опыт приобретения товаров и услуг посредством использования системы электронной коммерции показал следующие проблемы: имя и адрес были проданы распространителям товаров, мошенническое использование платежных карт, нехватка товарных запасов, вторжение в личную жизнь, сбор и структурирование данных о личности покупателя и его семейном положении в базах данных, накапливаемых компаниями электронной торговли, обман (оплачиваемый товар не доставлен, доставленный товар не соответствовал его представлению в сети). Кроме того, в процессе использования системы электронной коммерции обе исследуемые группы покупателей столкнулись со следующими трудностями: трудности навигации (перемещения) по web-сайтам, рассмотрения товаров в сети, трудности в оформлении заказа и оплаты товаров, сравнительно ограниченный выбор разновидностей товаров (ассортимента). Несмотря на трудности и приобретенный негативный опыт, при практическом использовании систем электронной коммерции в процессе совершения покупок товаров и услуг, две исследованные группы покупателей все же отдают предпочтение именно электронной коммерции, а не традиционной форме торговли. Основными мотивирующими факторами экономической целесообразности пользования систем электронной коммерции выступают такие критерии, как удобство, значительная экономия времени, наличие приемлемых скидок, отсутствие налога с оборота.

Недавно в Казахстане появилась первая национальная компания – CAPSYS. Она изначально задалась целью создания полноценной центрально-азиатской платежной системы «InTime».

Можно отметить некоторые проблемы, возникающие при внедрение новых платежных систем в Казахстане. Этот процесс сталкивается с определенными трудностями, которые, надо заметить, всегда сопровождают становление данного рынка.

Мало того, чтобы сеть просто внедрить, ею еще надо эффективно и качественно управлять. С целью создания крупнейшей дистрибуционной сети платежных терминалов компания при внедрении платежной системы несет достаточно крупные капитальные затраты, связанные с ее построением, развитием и содержанием. Помимо финансовых затрат, есть определенные объективные сдерживающие факторы. К примеру, не всегда транспортная инфраструктура Казахстана поспевает за нашими возможностями. Не в каждый район поставишь платежный терминал в связи с отсутствием связи как таковой. Во-вторых, наблюдается скептицизм компаний–поставщиков услуг касательно внедрения оплаты своих услуг через терминалы компании. Не все руководители таких компаний избавились от советского мышления, то есть, у меня и так есть 3–4 кассы в городе, кому надо, тот и придет. А если не придет, то просто отключим и прибавим еще и пени. Кроме того, наблюдается скептицизм хозяев супермаркетов, торговых центров по установке терминалов. Вдруг это какой-то обман по сбору денег с населения? Вы, наверное, много зарабатываете на этом, как казино или игровой автомат, отдайте мне долю от вашей компании! Также мешает недоверие населения к платежным терминалам. По старинке идут в кассу, стоят в очереди. [9, с. 10]

Платежный кризис – одна из форм проявление экономического кризиса, выражающаяся в одновременно проявляющееся в широких масштабах невозможности хозяйствующих субъектов, а также государства и населения обеспечивать своевременность исполнения своих денежных обязательств.[10,?]

Платежный кризис нельзя рассматривать как явление, ограниченное только денежной сферой. Это многофакторное явление, оказывающее негативное влияние на различные стороны экономики и создающее серьезные препятствия для нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Так, непоступление выручки в связи с платежным кризисом ограничивает возможность организаций приобретать необходимые им материальные ресурсы, обеспечивать своевременность перечисление средств в бюджеты разных уровней и расчеты по оплате труда.

Основные стороны, оказывающиеся в сфере влияния платежного кризиса, следующие: это государство, кредитная система, хозяйствующие субъекты (организации различных сфер национальной экономики и организационно-правовых форм) и физические лица (население каждая из сторон в условиях платежного кризиса может быть и неплательщиком, и неполучателем соответствующей суммы денежных средств.

Одна из характерных форм проявления кризиса платежей, его социальная составляющая – задержка выдачи заработной платы работникам, сопровождающаяся ухудшением их материального положения, ограничением объема платежеспособного спроса на товары и услуги и приводящая к нарастанию социальной напряженности в обществе. Платежный кризис и вызванное им уменьшение поступлений доходов в бюджет оказывают немалое влияние на формирование бюджетного дефицита, что ограничивает возможность расходования средств государством, велико воздействие платежного кризиса и на уменьшение капиталовложений. Наряду с другими причинами этому способствуют отсутствие у организаций собственных ресурсов для таких затрат и ограниченные возможности привлечения средств бюджета и получения банковских ссуд.

Платежный кризис обусловлен многим факторами, в том числе действующими в сфере производства и обращения. Важно помнить, что эти факторы оказывают влияние не обособленно, а при их тесной взаимосвязи и взаимодействии.

Такими негативными факторами в сфере производства являются спад производства, уменьшение объема капиталовложений, снижение рентабельности, убыточность большого числа предприятия данной сферы и хроническая нехватка собственных оборотных средств, которая в условиях действовавшего хозяйственного механизма, по сути, автоматически восполнялось за счет дешевого банковского кредита.

Действие негативных факторов в сфере обращения было вызвано, прежде всего, серьезной перестройкой платежной системы страны в связи с созданием сети коммерческих банков, а также уменьшением выручки предприятий за реализуемую продукцию и, следовательно, образованием недостатка средств для оплаты необходимых материалов, услуг, платежей бюджету, выдачи заработной платы.

Неплатежи неизбежно приводят к соответствующему уменьшению спроса на различные виды продукции, сокращению объема производства предприятий – изготовителей поставляемых материалов, а также к сокращению платежеспособного спроса населения. Что в свою очередь влечет за собой уменьшение производства предприятий, выпускающих товары для населения.

Невыполнение обязательств перед бюджетом вследствие спада производства и уменьшение поступления выручки сопровождаются некоторыми дополнительными отрицательными последствиями в сфере обращения. Например, ограничиваются возможности бюджета по оплате заказов оборонным предприятиям. Финансирования здравоохранения, образования, культуры и другое.

Платежный кризис проявляется, прежде всего, в существенном ослаблении присущих рыночной экономике взаимоотношений платежеспособного спроса на различные товары и предложения. Такие взаимоотношения во многом заменяются обособленными сделками между отдельными контрагентами с применением зачетов, бартера, векселей. При совершении подобных сделок существенно снижается роль денег и ослабляется действие рычагов, присущих рыночной экономике. [11, с. 168]

Разработанная и действующая в Казахстане национальная платежная система выгодно отличается от платежных систем других стран СНГ и может быть предложена в качестве базовой для разработки общей платежно-расчетной системы сначала стран Таможенного союза, а затем и всего Содружества. По действующей с 1996 года системе внутриреспубликанские платежи осуществляются в системе валовых (крупных) платежей (СКП), работающей в режиме реального времени, и в системе розничных платежей (СРП), работающей в клиринговом режиме. Клиент банка - отправитель денег сам решает, в какой системе осуществлять платеж. Обслуживание в СКП стоит дороже, но оправдано тем, что платеж осуществляется в режиме реального времени, то есть практически мгновенно. В системе СРП платежи накапливаются в течение одного операционного дня, в конце которого осуществляется зачет платежных обязательств участников в организованной для этого Клиринговой палате, что позволяет сократить потребность в финансовых средствах примерно в пять раз. То есть если ежедневно в республике осуществляются платежи на сумму 10 миллиардов тенге, то при использовании зачетных схем фактическая потребность в деньгах снижается до 2 миллиардов тенге.

Устаревшие формы передачи информации заменены электронными, что исключает подделку банковских документов и снижает возможность совершения криминальных действий в банковской сфере. Передача платежных документов, извещений, выписок со счета и другой информации обеспечивается по системе SWIFT с использованием соответствующих форматов или при помощи телексной связи с использованием телексных ключей.

Одним из путей решения экономических проблем было создание Таможенного союза. В состав Таможенного союза вошли 5 стран СНГ- Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан и Республика Таджикистан.

Более того, с введением собственных национальных валют появились трудности в проведении платежей между странами.

Для решения проблемы платежей между этими государствами Интеграционным комитетом вынесено предложение о возможности создания общей платежно-расчетной системы.

В настоящий момент разрабатывается концепция построения системы трансграничных платежей стран СНГ.

Существующая в Казахстане платежная система совместима со всеми международными платежными системами. Ее техническое и программное обеспечение постоянно обновляется, идет поиск и внедрение новых усовершенствованных технологий.

Изучив проекты ТАСИСа и Межгосбанка СНГ по созданию системы трансграничных платежей, а также работу казахстанской национальной платежной системы, аппарат Интеграционного комитета с участием специалистов Национального банка Республики Казахстан разработал проект создания общей платежно-расчетной системы государств-участников Таможенного союза на базе казахстанской Межбанковской системы перевода денег (МСПД).

Работа по созданию такой системы будет проводиться в несколько этапов (таблица 7).

 

Таблица 7 – Основные этапы создания общей платежно-расчетной системы государств-участников Таможенного союза на базе казахстанской Межбанковской системы перевода денег (МСПД)

 

Характеристика этапа Процесс реализации
  Первый этап (подготовительный) включает разработку пилотного проекта и отработку на его основе механизма создания общей платежно-расчетной системы. В этих целях один или несколько банков стран Таможенного союза будут подключены к казахстанской платежной системе. Эти банки откроют счета в тенге в Национальном банке Республики Казахстан и получат разрешение на подключение к МСПД. После подключения к МСПД они смогут проводить платежи в тенге в любой из банков Республики Казахстан в режиме реального времени, а также участвовать в торгах на валютной бирже и рынке ценных бумаг, то есть будут допущены на национальный валютный рынок.
  Второй этап (создание мультивалютной платежной системы) предполагает с учетом опыта работы пилотного проекта создать дополнительные модули МСПД - НВ (национальные валюты других стран Таможенного союза) в национальных банках с использованием технического и программного обеспечения Казахстанского центра межбанковских расчетов. Для исключения потерь при пересчете стоимости контракта из одной валюты в другую (СКВ или национальную валюту) стороны согласуют механизм установления обменных курсов национальных валют и устранят использование множественности обменного курса своих валют. Пользователи общей межгосударственной платежной системы получат возможность проводить платежи между собой в реальном режиме времени во всех валютах, используемых в системе.  
  Третий этап На третьем этапе для организации системы межбанковских расчетов и снижения потребности в денежных ресурсах необходимо создание клирингового центра, основной задачей которого будет проведение ежедневных межбанковских зачетов. Межгосударственный центр будет функционировать по аналогии с казахстанской Клиринговой палатой, осуществляющей ежедневный внутриреспубликанский межбанковский зачет.  

 

Для организации системы зачетов взаимных требований между хозяйствующими субъектами стран Таможенного союза необходимо расширить функциональные задачи Межгосударственного клирингового центра. Необходимо с привлечением национальных статистических агентств и налоговых органов стран Таможенного союза создание базы данных по внутренней дебиторской и кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов стран Таможенного союза.

Предлагается восстановить ведение карточек по неоплаченным платежным требованиям-поручениям. Поскольку поставщик более заинтересован в получении средств от покупателя, задержек в выставлении платежных документов с его стороны практически не будет. Наличие выставленных требований вкупе с активной работой Клиринговой палаты позволит более эффективно гасить взаимные долги.

Предполагается также разработка механизма продажи долгов на основе организации работы региональных долговых площадок.

В Республике Казахстан Южно-Казахстанский фондовый центр уже ввел в действие "долговую площадку". В настоящее время идет наполнение торговой системы объемом и ассортиментом выставленных долгов для проведения торгов и заключения сделок. В перспективе намечается осуществление совместной работы с рядом областей Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: