Рассмотрим пример построения видов детали — опоры (рис. 102).
Прежде чем приступить к построению изображений, надо четко представить общую исходную геометрическую форму детали (будет ли это куб, цилиндр, параллелепипед или др.). Эту форму необходимо иметь в виду при построении видов.
Общая форма предмета, изображенного на рисунке 102, — прямоугольный параллелепипед. В нем сделаны прямоугольные вырезы и вырез в виде треугольной призмы. Изображать деталь начнем с ее общей формы — параллелепипеда (рис. 103. а).
Рис. 102. Наглядное изображение опоры |
Спроецировав параллелепипед на плоскости V, Н, W, полу-
<srs
a)
2U
S)
1 1 | |||
Г | х! | ||
26, |
30" |
£ |
6) |
Д J4
Рис. 103. Последовательность построения видов детали
чим прямоугольники на всех трех плоскостях проекций. На фронтальной плоскости проекций отразятся высота и длина детали, т. е. размеры 30 и 34. На горизонтальной плоскости проекций — ширина и длина детали, т. е. размеры 26 и 34. На профильной — ширина и высота, т. е. размеры 26 и 30.
Каждое измерение детали показано без искажения дважды: высота — на фронтальной и профильной плоскостях, длина — на фронтальной и горизонтальной плоскостях, ширина — на горизонтальной и профильной плоскостях проекций. Однако дважды наносить один и тот же размер на чертеже нельзя.
Все построения выполним сначала тонкими линиями. Поскольку главный вид и вид сверху симметричны, на них нанесены оси симметрии.
Теперь покажем на проекциях параллелепипеда вырезы (рис. 103, 6). Их целесообразнее показать сначала на главном виде. Для этого надо отложить по 12 мм влево и вправо от оси симметрии и провести через полученные точки вертикальные линии. Затем на расстоянии 14 мм от верхней грани детали провести отрезки горизонтальных прямых.
|
Построим проекции этих вырезов на других видах. Это можно сделать при помощи линий связи. После этого на видах сверху и слева нужно показать отрезки, ограничивающие проекции вырезов.
Далее также с помощью линий проекционной связи строят проекции вертикального паза и наклонного среза. Те элементы, которые на данной проекции не видимы, проводят штриховыми линиями.
В заключение обводят изображения линиями, установленными стандартом, и наносят размеры (рис. 103, в).
QJ. 1. Назовите последовательность действий, из которых складывается процесс построения видов предмета.
2. Для какой цели используются линии проекционной связи?
13.3. Построение вырезов на геометрических телах. На
рисунке 104 приведены изображения геометрических тел, форма которых усложнена различного рода вырезами.
Детали такой формы широко распространены в технике. Чтобы начертить или прочитать их чертеж, надо представить
Рис. 105. Анализ формы прокладки |
форму заготовки, из которой получается деталь, и форму выреза. Рассмотрим примеры.
Пример 1. На рисунке 105 дан чертеж прокладки. Какую форму имеет удаленная часть? Какой была форма заготовки?
Проанализировав чертеж прокладки, можно прийти к выводу, что она получилась в результате удаления из прямоугольного параллелепипеда (заготовки) четвертой части цилиндра.
|
Рис. 104. Геометрические тела, содержащие вырезы |
Пример 2. На рисунке 106, а дан чертеж пробки. Какова форма ее заготовки? В результате чего образовалась форма детали?
-•а -к i |
I6' | |
Рис. 106. Построение проекций детали, имеющей вырез |
б) |
та
Рис. 107. Задания для упражнений
Проанализировав чертеж, можно прийти к выводу, что деталь изготовлена из заготовки цилиндрической формы. В ней сделан вырез, форма которого ясна из рисунка 106, б.
А как построить проекцию выреза на виде слева?
Сначала изображают прямоугольник — вид цилиндра слева, являющегося исходной формой детали. Затем строят проекцию выреза. Его размеры известны, следовательно, точки а', Ь' и а, Ь, определяющие проекции выреза, можно рассматривать как заданные.
Построение профильных проекций а", Ь" этих точек показано линиями связи со стрелками (рис. 106, в).
13.4. Построение третьего вида. Вам придется иногда выполнять задания, в которых необходимо по двум имеющимся видам построить третий. На рисунке 108 вы видите изображение бруска с вырезом. Даны два вида: спереди и сверху. Требуется построить вид слева. Для этого необходимо сначала представить форму изображенной детали. Сопоставив на |
r\i | ||
% |
Рис. 108. Чертеж бруска с вырезом |
Установив форму выреза, легко решить, какие линии на виде слева надо обводить сплошными толстыми основными, какие штриховыми линиями, а какие удалить вовсе.
чертеже виды, заключаем, что брусок имеет форму параллелепипеда размером 10 х 35 х 20 мм. В параллелепипеде сделан нырез прямоугольной формы, его размер 12 х 12 х 10 мм.
|
Вид слева, как известно, помещается на одной высоте с главным видом справа от него. Проводим одну горизонтальную линию па уровне нижнего основания параллелепипеда, а другую — на уровне верхнего основания (рис. 109, а). Эти линии ограничивают высоту вида слева. В любом месте между ними проводим вертикальную линию. Она будет проекцией задней грани бруска на профильную плоскость проекций. От нее вправо отложим отрезок, равный 20 мм, т. е. ограничим ширину бруска, и проведем еще одну вертикальную линию — проекцию передней грани (рис. 109, б).
Покажем теперь на виде слева вырез в детали. Для этого отложим влево от правой вертикальной линии, являющейся проекцией передней грани бруска, отрезок в 12 мм и проведем еще одну вертикальную линию (рис. 109, в). После этого удаляем все вспомогательные линии построения и обводим чертеж (рис. 109, г).
Третью проекцию можно строить на основе анализа геометрической формы предмета. Рассмотрим, как это делается. На рисунке 110, а даны две проекции детали. Надо построить третью.
Судя по данным проекциям, деталь слагается из шестиугольной призмы, параллелепипеда и цилиндра. Мысленно объединив их в единое целое, представим форму детали (рис. 110, в).
Проводим на чертеже под углом 45° вспомогательную пря-
хз
в) |
а) |
Ч
г) |
5) |
FlI
а) б) Рис. 110. Построение третьей проекции по двум данным |
мую и приступаем к построению третьей проекции. Как выглядят третьи проекции шестиугольной призмы, параллелепипеда и цилиндра, вам известно. Вычерчиваем последовательно третью проекцию каждого из этих тел, пользуясь линиями связи и осями симметрии (рис. 110, б).
Заметьте, что во многих случаях на чер теже строить третью проекцию не надо, так как рациональное выполнение изображений предполагает построение только необходимого (минимального) количества видов, достаточного для выявления формы предмета. В данном случае построение третьей проекции предмета является лишь учебной задачей.
© М |
1. Вы ознакомились с разными способами построения третьей проекции предмета. Чем они отличаются друг от друга?
2. С какой целью используется постоянная прямая? Как ее проводят?
а) |
^ m
S)
СП |
г) |
--- б) Рис. 111. Задания на проведение недостающих линий |
ш
г |
з |
тт-г |
Г1
? | ||||
• |
ф | □ | |||
I | ||||
> | < |
п |
м?
Рис. 113. Задания для упражнений
перенесите на кальку чертеж и дополните его недостающими линиями. Какие линии (сплошные основные или штриховые) вы используете для этой цели? Проведите недостающие линии также на рисунках 111, б, в, г
? • | / / | V г • | L[ | J г | ||
"ДА"? » 3 | У ------- 1------ ? • | —rf i! i | т— L_ | |||
? • | Pfl | /| К; |
Рис. 114. Задания для упражнений |
34. Перечертите или перенесите на кальку данные на рисунке 112 проекции и постройте профильные проекции деталей.
35.Перечертите или перенесите на кальку проекции, указанные вам на рисунке 113 или 114 учителем. Постройте отсутствующие проекции на месте вопросительных знаков. Выполните технические рисунки деталей.
ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА „Ч? 5
Построение третьего вида по двум данным Постройте третий вид по двум данным (рис. 115).