Последовательность построения видов на чертеже детали.




Рассмотрим пример построения видов детали — опоры (рис. 102).

Прежде чем приступить к построению изображений, надо четко представить общую исходную геометрическую форму де­тали (будет ли это куб, цилиндр, параллелепипед или др.). Эту форму необходимо иметь в виду при построении видов.

Общая форма предмета, изо­браженного на рисунке 102, — прямоугольный параллелепипед. В нем сделаны прямоугольные вырезы и вырез в виде треуголь­ной призмы. Изображать деталь начнем с ее общей формы — па­раллелепипеда (рис. 103. а).

Рис. 102. Наглядное изображение опоры

Спроецировав параллелепи­пед на плоскости V, Н, W, полу-




 

 


<srs


 

 


a)


 

 


2U


 

 


S)


 

 



 

 


  1 1  
Г х!  
       
    26,  
30"
£

 

 


6)

Д J4

Рис. 103. Последовательность построения видов детали


чим прямоугольники на всех трех плоскостях проекций. На фронтальной плоскости проекций отразятся высота и длина де­тали, т. е. размеры 30 и 34. На горизонтальной плоскости про­екций — ширина и длина детали, т. е. размеры 26 и 34. На про­фильной — ширина и высота, т. е. размеры 26 и 30.

Каждое измерение детали показано без искажения дважды: высота — на фронтальной и профильной плоскостях, длина — на фронтальной и горизонтальной плоскостях, ширина — на горизонтальной и профильной плоскостях проекций. Однако дважды наносить один и тот же размер на чертеже нельзя.

Все построения выполним сначала тонкими линиями. По­скольку главный вид и вид сверху симметричны, на них на­несены оси симметрии.

Теперь покажем на проекциях параллелепипеда вырезы (рис. 103, 6). Их целесообразнее показать сначала на главном виде. Для этого надо отложить по 12 мм влево и вправо от оси симметрии и провести через полученные точки вертикальные линии. Затем на расстоянии 14 мм от верхней грани детали провести отрезки горизонтальных прямых.

Построим проекции этих вырезов на других видах. Это можно сделать при помощи линий связи. После этого на видах сверху и слева нужно показать отрезки, ограничивающие про­екции вырезов.

Далее также с помощью линий проекционной связи строят проекции вертикального паза и наклонного среза. Те элемен­ты, которые на данной проекции не видимы, проводят штри­ховыми линиями.

В заключение обводят изображения линиями, установлен­ными стандартом, и наносят размеры (рис. 103, в).

QJ. 1. Назовите последовательность действий, из которых складывается процесс построения видов предмета.

2. Для какой цели используются линии проекционной связи?

13.3. Построение вырезов на геометрических телах. На

рисунке 104 приведены изображения геометрических тел, форма которых усложнена различного рода вырезами.

Детали такой формы широко распространены в технике. Чтобы начертить или прочитать их чертеж, надо представить

Рис. 105. Анализ формы прокладки

 

форму заготовки, из которой получается деталь, и форму вы­реза. Рассмотрим примеры.

Пример 1. На рисунке 105 дан чертеж прокладки. Какую форму имеет удаленная часть? Какой была форма заготовки?

Проанализировав чертеж прокладки, можно прийти к выво­ду, что она получилась в результате удаления из прямоуголь­ного параллелепипеда (заготовки) четвертой части цилиндра.

Рис. 104. Геометрические тела, содержащие вырезы

Пример 2. На рисунке 106, а дан чертеж пробки. Ка­кова форма ее заготовки? В результате чего образовалась форма детали?


-•а -к i
 
I6'  
   

 

 


Рис. 106. Построение проекций детали, имеющей вырез


б)

та


 

 


Рис. 107. Задания для упражнений

Проанализировав чертеж, можно прийти к выводу, что де­таль изготовлена из заготовки цилиндрической формы. В ней сделан вырез, форма которого ясна из рисунка 106, б.

А как построить проекцию выреза на виде слева?

Сначала изображают прямоугольник — вид цилиндра слева, являющегося исходной формой детали. Затем строят проекцию выреза. Его размеры известны, следовательно, точки а', Ь' и а, Ь, определяющие проекции выреза, можно рассматривать как заданные.

Построение профильных проекций а", Ь" этих точек пока­зано линиями связи со стрелками (рис. 106, в).

13.4. Построение третьего вида. Вам придется иногда выполнять за­дания, в которых необходимо по двум имеющимся видам построить третий. На рисунке 108 вы видите изобра­жение бруска с вырезом. Даны два вида: спереди и сверху. Требуется построить вид слева. Для этого необ­ходимо сначала представить форму изображенной детали. Сопоставив на
r\i    
  %  
Рис. 108. Чертеж бруска с вырезом

Установив форму выреза, легко решить, какие линии на ви­де слева надо обводить сплошными толстыми основными, какие штриховыми линиями, а какие удалить вовсе.


чертеже виды, заключаем, что брусок имеет форму параллеле­пипеда размером 10 х 35 х 20 мм. В параллелепипеде сделан нырез прямоугольной формы, его размер 12 х 12 х 10 мм.

Вид слева, как известно, помещается на одной высоте с глав­ным видом справа от него. Проводим одну горизонтальную линию па уровне нижнего основания параллелепипеда, а другую — на уровне верхнего основания (рис. 109, а). Эти линии ограничивают высоту вида слева. В любом месте между ними проводим верти­кальную линию. Она будет проекцией задней грани бруска на про­фильную плоскость проекций. От нее вправо отложим отрезок, равный 20 мм, т. е. ограничим ширину бруска, и проведем еще од­ну вертикальную линию — проекцию передней грани (рис. 109, б).

Покажем теперь на виде слева вырез в детали. Для этого от­ложим влево от правой вертикальной линии, являющейся проек­цией передней грани бруска, отрезок в 12 мм и проведем еще одну вертикальную линию (рис. 109, в). После этого удаляем все вспо­могательные линии построения и обводим чертеж (рис. 109, г).

Третью проекцию можно строить на основе анализа геомет­рической формы предмета. Рассмотрим, как это делается. На ри­сунке 110, а даны две проекции детали. Надо построить третью.

Судя по данным проекциям, деталь слагается из шестиуголь­ной призмы, параллелепипеда и цилиндра. Мысленно объединив их в единое целое, представим форму детали (рис. 110, в).

Проводим на чертеже под углом 45° вспомогательную пря-

хз


 

 


в)
а)

Ч


 

 


г)
5)

FlI


а) б) Рис. 110. Построение третьей проекции по двум данным

 

мую и приступаем к построению третьей проекции. Как выглядят третьи проекции шестиугольной призмы, параллелепипеда и цилиндра, вам известно. Вычерчиваем по­следовательно третью проекцию каждого из этих тел, пользуясь линиями связи и ося­ми симметрии (рис. 110, б).

Заметьте, что во многих случаях на чер теже строить третью проекцию не надо, так как рациональное выполнение изображе­ний предполагает построение только необ­ходимого (минимального) количества видов, достаточного для выявления формы предмета. В данном случае построение треть­ей проекции предмета является лишь учебной задачей.


 

 


© М

1. Вы ознакомились с разными способами построения треть­ей проекции предмета. Чем они отличаются друг от друга?

2. С какой целью используется постоянная прямая? Как ее проводят?


а)

^ m

S)


 

 


СП
г)
--- б) Рис. 111. Задания на проведение недостающих линий

ш

г
з
тт-г

Г1

    ?    
   

 

 


ф    
I      
      > <

 

 


п

м?


 

 


Рис. 113. Задания для упражнений

перенесите на кальку чертеж и дополните его недостающими линиями. Какие линии (сплошные основные или штриховые) вы используете для этой цели? Проведите недостающие ли­нии также на рисунках 111, б, в, г


? •   / / V г •   L[ J г
"ДА"? » 3 У ------- 1------ ? • —rf i! i т— L_
? •   Pfl /| К;  
Рис. 114. Задания для упражнений

 

34. Перечертите или перенесите на кальку данные на рисун­ке 112 проекции и постройте профильные проекции деталей.

35.Перечертите или перенесите на кальку проекции, ука­занные вам на рисунке 113 или 114 учителем. Постройте от­сутствующие проекции на месте вопросительных знаков. Вы­полните технические рисунки деталей.

ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА „Ч? 5

Построение третьего вида по двум данным Постройте третий вид по двум данным (рис. 115).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: