Код высшей классификационной 6 глава




Если три вида уже построены (рис. П4. а), то положение вспомогатель­ной прямой выбирать произвольно нельзя. Сначала нужно найти точку, через кото­рую она пройдет. Для этого достаточно продолжить до взаимного пересечения оси симметрии горизонтальной ч профильной проекций и через полученную точку % про­вести под углом 45° отрезок прямой (рис. Н4, (3). Если осей симметрии нет. то продолжают до пересечения в точке горизонтальную и профильные проекции любой грани, проецирующейся в виде пря­мой (рис. 114, д).

Необходимость в проведении линий свя­зи, а следовательно, и вспомогательной прямой возникает при построении недоста­ющих проекций и при выполнении черте­жей, на которых требуется определить проекции точек, чтобы уточнить проекции отдельных элементов детали.

Примеры использования вспомогатель­ной прямой даны в следующем параграфе.

Уяряжжемме' 40. По наглядным изображени­ям деталей, представленным на рис. 45, а —?, выполните их чертежи в прямоугольных про­екциях в необходимом количестве изображений ■.Нанесите размеры. При построении пользуйтесь вспомогательной прямой.

§ 29. ПРОЕКЦИИ ТОЧКИ.

ЛЕЖАЩЕЙ НА ПОВЕРХНОСТИ

ПРЕДМЕТА

Для того чтобы при выполнении черте­жей правильно строить проекции отдель­ных элементов детали, необходимо уметь находить на всех изображениях чертежа проекции отдельных точек. Например, трудно вычертить горизонтальную проек­цию детали, представленной на рис. 116, не пользуясь проекциями отдельных точек (л4, В, С, С, Е и др.). Умение находить все проекции точек, ребер, граней необходимо и для воссоздания в воображении формы предмета по его плоским изображениям на


 

Рис.!)6. Задание на построение третьей проекции

чертеже, а также для проверки правильно­сти выполненного чертежа.

Рассмотрим способы нахождения вто­рой и третьей проекций точки, заданной на поверхности предмета.

Если на чертеже предмета дана одна проекция точки, то прежде надо найти проекции поверхности, на которой распо­ложена эта точка. Затем выбирают один из двух описанных ниже приемоб решения задачи.

Первый способ. Этот способ приме­няется, когда хотя бы на одной из проек­ций данная поверхность изображается в виде линии.

На рис. 117, а изображен цилиндр, на фронтальной проекции которого за­дана проекция а'точки А, лежащей на видимой части его поверхности (задан­: ные проекции отмечены двойными цвет­ными окружностями). Чтобы найти го­ризонтальную проекцию точки /4, рас­суждают так: точка лежит на поверх­ности цилиндра, горизонтальная проек­ция которой — окружность. Значит, й проекция точки, лежащей на этой поверхности, будет лежать на окруж­ности. Проводят линию связи и на пе­ресечении ее с окружностью отмечают искомую точку а. Третью проекцию а" находят на пересечении линий связи.

Г
С

Если же точка Б, лежащая на верхнем основании цилиндра, задана своей гори­зонтальной проекцией й, то проводят ли­нии связи до пересечения с отрезками
прямых, изображающих фронтальную и профильную проекции верхнего основа­ния цилиндра.

На рис. П7, б представлена деталь — упор. Чтобы построить проекции точки /1, заданной своей горизонтальной проек­цией а, находят две другие проекции верх­ней грани (на которой лежит точка 4) и, проведя линии связи до пересечения с от­резками прямых, изображающих эту грань, определяют искомые проекции — точки а' и а". Точка Я лежит на левой боковой вертикальной грани, значит, и ее проекции будут лежать на проекциях этой грани. Поэтому из заданной точки 6" про­водят линии связи (как указано стрелка­ми) до встречи их с отрезками прямых, изображающих эту грань. Фронтальную проекцию с' точки С, лежащей на наклон­но расположенной (в пространстве) гра­ни, находят на линии, изображающей эту грань, а профильную с"— на пересечении линии связи, так как профильная проек­ция этой грани не линия, а фигура. По­строение проекций точки О показано стрелками.

Второй способ. Этот способ применяют, когда первым способом пользоваться не­льзя. Тогда следует поступить так:

провести через заданную проекцию точ­ки проекцию вспомогательной линии, рас­положенной на данной поверхности; найти вторую проекцию этой линии;. на найденную проекцию линии перене­сти заданную проекцию точки (этим будет определена вторая проекция точки);

найти третью проекцию (если это требу­ется) на пересечении линий связи.

На рис. Н7. а дана фронтальная проек­ция а' точки Д, лежащей на видимой час­ти поверхности конуса. Для нахождения горизонтальной проекции через точку а' проводят фронтальную проекцию вспомо­гательной прямой, проходящей через точ­ку Я и вершйну конуса. Получают точ­ку &'— проекцию точки встречи проведен­ной прямой с основанием конуса. Имея фронтальные проекции точек, лежащих на прямой, можно найти их горизонтальные проекции. Горизонтальная проек­

ция $ вершины конуса известна. Точ­ка & лежит на окружности основания. Че-


w а "
<* б) х ^-г- г) Рис. И7. Построение Проекций точек, лежащих на поверхности предмета
г     Ао
J      
  *
f dH      
    \ V,
  Г

 

 


3'

— 67 —


S)
а)

а'

С"

 

Ь'Ъ

ф


 

 


I I Of"


 

 


О а'

 

 

  о  
  6  
od   о С

 

о С
г)

6)


 

 


OZT
о rf*
ГП
О £1
ОС"

ЕЬ:


 

 


о а То
Г57-

Е


 

 


е)

д)

Рис. 118. Задания на построение недостающих проекций точек


 

 


рез эти точки проводят отрезок прямой и переносят на него (как показано стрел­кой) точку а', получая точку а. Третья проекция о" точки <4 находится на пересе­чении линии связи.

Эту же задачу можно решить иначе (рис. П7,2).

В качестве вспомогательной линии, про­ходящей через точку 4, берут не прямую, как в первом случае, а окружность. Эта окружность образуется, если в точке <4 пе­ресечь конус плоскостью, параллельной основанию, как показано на наглядном изображении. Фронтальная проекция этой окружности изобразится отрезком прямой, так как плоскость окружности перпенди­кулярна фронтальной плоскости проекций. Г оризонтальная проекция окружности имеет диаметр, равный длине этого отрез­ка. Описав окружность указанного диа­метра, проводят из точки а' линию связи до пересечения с вспомогательной окруж­ностью, так как горизонтальная проек­ция а точки Л лежит на вспомогательной линии, т. е. на построенной окружности. Третью проекцию а" точки л4 находят на пересечении линий связи.

Таким же приемом можно найти проек­
ции точки, лежащей на поверхности, на­пример, пирамиды. Разница будет в том, что при ее пересечении горизонтальной плоскостью образуется не окружность, а фигура, подобная основанию.

Упражнение 4/. На ' рис.) [8, а, б даны черте­жи, на которых буквами обозначены лишь по одной проекции некоторых из вершин. Найдите проекции остальных вершин и обозначьте их.

Упражнение 42. Перечертите приведенный на рис. 48, а чертеж и постройте недостающие проекции точек. Найденные проекции точек от­метьте цветным карандашом. Решить задачу вам поможет наглядное изображение детали.

Упражнение 4?. Перечертите приведенные на рис. П8, 2, <3,е чертежи и постройте недостаю­щие проекции точек, заданных на видимых по верхностях предметов. Найденные проекции то­чек выделите цветным карандашом. Все проек­ции точек обозначьте буквами.

Постройте аксонометрические проекции при­веденных на чертежах деталей и пометьте на них заданные точки.

! 30. ПРИМЕНЕНИЕ СПОСОБОВ

НАХОЖДЕНИЯ ПРОЕКЦИЙ ТОНЕК

ПРИ ВЫЧЕРЧИВАНИИ ДЕТАЛЕЙ

В технике встречается множество дета­лей, имеющих различные отверстия и вы­резы, например на шаровой головке винта фрезой делается прорезь (шлиц) для от­вертки (рис. Н9), и т. п.

Изучив в предыдущем параграфе прие­мы построения точек (а следовательно, и линий), расположенных на поверхности предметов, мы можем перейти к построе­нию проекций этих элементов. Разберем, как это делать, на примере.

Рис. Н9. Детали, имеющие вы­резы

На рис.)20, б построены проекции пря­мого кругового цилиндра с Т-образным вырезом, аналогичным вырезу на корпусе патрона, изображенного на рис. Н9. Вы­рез ограничен четырьмя вертикальными и тремя горизонтальными плоскостями


 


cld)
Рис. 120. Построение проекций выреза в ци­линдре

 

(рис.!20, а). Рассмотрим построение третьей проекции выреза. В данном случае можно воспользоваться первым способом, описанным в § 28. При построении исполь­зована вспомогательная прямая комплекс­ного чертежа. Размеры выреза нам извес­тны. Следовательно, можно рассматри­вать как заданные точки ай,', с', d', являющиеся фронтальными проекциями точек Л, Я, С, С, определяющих положе­ние отрезков прямых АВ и СО. Горизон­тальные проекции этих точек лежат на горизонтальной проекции цилиндра. Про­ведя линии связи до пересечения их с ок­ружностью, определяют проекции а, А, с, йточек.Д, В, С, О.

Точки а и А совпадают, точки с И % — тоже, так как прямые АВ и СО перпенди­кулярны горизонтальной плоскости про­екций. Профильные проекции этих точек определяют по известному правилу по­строения третьих проекций точек. Найдя профильные проекции, соединяют прямы­ми линиями точки а", с, й" и с", с, Затем проводят горизонтальную прямую между точками А" и с", а из точки —
горизонтальную прямую до пересечения с контуром цилиндра. Вырез с другой сто­роны строят аналогично. По форме он повторяет уже построенный.

Уярааскемю 44. Закончите построение гори­зонтальных проекций деталей, изображенных иарис.)2!,а.б.

§ 3). ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

ПОСТРОЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ

ДЕТАЛ?Й В СИСТЕМЕ

ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ПРОЕКЦИЙ

Рассматривая деталь как сочетание раз­личных геометрических тел, формы кото­рых нам известны, а вершины, ребра и грани как точки, отрезки прямых и отсе­ки плоскостей, с построением которых мы уже знакомы, нетрудно вычертить и де­таль, состоящую из этих элементов.

На рис.)22, а приведено наглядное изо­бражение направляющей, форма которой складывается из трех геометрических эле­ментов: четырехугольной призмы, треу­гольной призмы и полуцилиндра, квычита- емогб* из четырехугольной призмы (рис. 122, б). Каковы проекции каждого из этих тел, известно. Следовательно, не­трудно будет вычертить и всю деталь, изобразив сначала четырехугольную при­зму, поставив на нее треугольную призму и вырезав полуцилиндр в четырехугольной призме. Такой порядок построения чер­тежа будет соответствовать принятой в черчении рекомендации — изображать каждый элемент детали одновременно на всех видах.

Построение чертежей деталей в системе прямоугольных проекций проводят в сле­дующем порядке:

Рассмотрев деталь, выбирают поло­жение для главного изображения. Пред­мет располагают относительно фронталь­ной плоскости так, чтобы изображение на ней давало наиболее полное представле­ние о его форме и размерах. Если бы за главное взять изображение, приведенное на горизонтальной плоскости (рис. 122, а), то по нему было бы трудно определить форму детали. Предмет располагают так, чтобы как можно больше его элементов изображалось видимыми. Поэтому на рис.)22, а деталь расположена так, что треугольная призма оказывается справа. В противном случае на виде слева верхняя


 

Рис.)2). Задания на построение горизонталь ных проекций

часть четырехугольной призмы была бы невидима.

2. Выбрав положение для главного изо­бражения, определяют необходимое коли­чество видов. При этом стремятся дать минимальное (наименьшее) количество изображений, обеспечивающее достаточ­ную ясность чертежа.

3. Определив эти исходные данные, вы­бирают масштаб, размечают поле черте­жа, т. е. тонкими линиями наносят ори­ентировочные контуры будущих изобра­жений (прямоугольники, окружности, тре-* угольники). Изображения располагают так, чтобы оставить необходимое место для нанесения размеров, основной надпи­си и пр.

4. Затем приступают к построению изо­бражений. Мысленно расчленяют деталь на геометрические тела, из которых она состоит, и вычерчивают на всех изображе­ниях основное тело, являющееся как бы корпусом детали. При этом смотрят на



 

Рис. [22. Деталь как совокупность геометри­

ческих тел

деталь спереди (рис. 122, а) и то, что получают в результате проецирования, располагают на месте, выбранном для главного вида (рис. 122,8). Далее смот­рят на деталь сверху и полученную. при проецировании фигуру располагают. под главным видом. Затем смотрят на деталь слева и получающееся изображение рас­полагают справа от главного вида на од­ном уровне с ним.

В случае необходимости деталь изобра­жают более чем в трех видах.

Таким образом постепенно вычерчивают все основные геометрические тела, из ко­торых состоит деталь. При этом нужно помнить правила изображения ребер и граней предметов, приведенные в § 23.

Ребра, перпендикулярные плоскости проекций, изображаются в виде точки, а параллельные плоскости — в натураль­ную величину. Плоские фигуры (грани), перпендикулярные плоскости проекции, изображаются в виде отрезков прямых линий, а параллельные—в натуральную величину.

Все построения вначале делают тонкими линиями. Проекции, представляющие со­бой симметричные фигуры, начинают с проведения осей симметрии.

Если деталь имеет вырезы, отдельные проекции которых трудно представить, или другие подобные элементы, то их строят по точкам.

5. Закончив эти построения и 1 получив необходимые изображения, приступают к их проверке. Для этого смотрят на де­таль, не расчленяя ее мысленно на отдель­ные тела, а наоборот, объединяя их в одно целое, и то, что видят спереди, при прое­цировании должно соответствовать глав­ному виду. Смотрят на деталь сверху и сравнивают с полученным изображени­ем. Затем рассматривают деталь слева. При такой проверке часто обнаруживают­ся пропущенные или лишние линии. На­пример, на виде слева, приведенном на рис. 122,е, может оказаться линия, явля­ющаяся горизонтальным диаметром полу­цилиндра. При взгляде на деталь слева становится ясно, что она не нужна.

Рассматривая чертеж, можно видеть, что высота изображения на главном виде и виде слева одинакова, ширина и длина на виде сверху и виде слева также равны. То же самое можно сказать о проекциях отдельных элементов детали. Поэтому каждый размер на чертеже проставляют только один раз.

§ 32. ПОСТРОЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ

ПРОЕКЦИИ ПО ДВУМ ДАННЫМ

Выше было рассмотрено построение третьей проекции точки по двум данным проекциям. Для успешного составления и особенно для чтения чертежей необходи­мо научиться строить третьи проекции предметов по двум данным.

Приступая к построению третьей проек­ции предмета, нужно сначала хорошо представить себе его форму по Двум дан­ным проекциям. При этом обязательно следует сопоставлять обе проекции. Рас-



 

 

 
-/          
1,   I  
  - ч к   1 1
    \
ЕЗ ч |   \
LL   \
<м Рис. 123. Построение третьей проекции по двум данным

 

Смотрение одной проекции может привести к серьезным ошибкам, так как одна проек­ция не определяет формы детали. Полез­но, после того как форма детали в вообра­жении сложилась, выполнить ее рисунок. Только после того кык форма детали пол­ностью ясна, можно приступить к построе­нию недостающей проекции.

Для примера на рис. 123, а даны две проекции детали. Необходимо построить третью.

Рассматривая данные проекции, уста­навливают,, что деталь слагается из двух четырехугольных призм, в одной из кото­рых сделан призматический вырез, и треу­гольной призмы. Деталь имеет Т-образную форму, что легко определить по горизон­тальной проекции. Грань, к которой при­мыкает сножка*. буквы Т, дает на фрон­тальной проекции вертикальную линию, по длине равную высоте детали. зНожкаж буквы Т срезана под углом, величина ко­торого определяется по фронтальной про­екции. Призматический срез в правом ни­жнем углу детали дает на горизонтальной проекции штриховую линию, так как он невидим сверху. Полученные представле­ния о форме детали могут быть закрепле­ны рисунком (рис. 123,6).

Для проведения линий связи наносят прямую под углом 45° (рис. 123, а). При построении контура профильной проекции можно исходить из того, что верхняя грань даст на профильной плоскости проекций горизонтальную линию, по длине равную ширине горизонтальной проекции; нижняя грань изобразится так же. Боковые сторо­ны дадут вертикальные линии, равные вы­соте фронтальной проекции. Отрезки этих прямых располагаются на соответствую­щих линиях связи, образуя прямоуголь­ник. жНожка* очерчивается двумя верти­кальными линиями связи. Так как вырез невидим слева, его показывают штриховой линией, по длине равной ширине детали, как и сам вырез. Затем удаляют линии построений и обводят видимый контур сплошной основной линией.

Эту же задачу можно было решить по­строением проекций точек, которые затем соединить прямыми линиями. К такому способу обычно прибегают при построении отдельных элементов детали, когда возни­кают затруднения. Всю деталь строить по точкам нецелесообразно.

Уярадсмемые 45. На рис. 124 вверху дано пять заданий — Л4, Д, Д, Г и Д — на построение третьей проекции. На месте недостающей проек­ции стоят знаки вопроса. Внизу дано пять отве­тов на эти задания. Запишите в рабочей тетра­ди, какому заданию, обозначенному буквой, со­ответствует ответ, обозначенный цифрой.

Упражнение 46. На рис. 125 дано по две проекции трех деталей и по пять третьих про­екций. Из них верна лишь одна, а остальные содержат ошибки. Запишите в рабочей тетради номер третьей проекции, соответствующей двум другим. Укажите основные ошибки в остальных изображениях.

Упражнение 47. 1. Перечертите в тетрадь показанные на рис. 126, а задания в масштабе увеличения и постройте третьи проекции. При возникновении затруднений обратитесь к на­глядным изображениям, приведенным на ри­сунке.

2. Перечертите. данные на рис.)26, б задания в масштабе увеличения и добавьте третьи про­екции. Дополните каждый чертеж наглядным изображением во фронтальной диметрической или изометрической проекции. Вид наглядного изображения выберите в зависимости от формы детали.

Уяряжженме 48. На рис. 127 приведены черте­жи, в которых пропущен ряд линий. Перечерти­те по заданию преподавателя заданные проек­ции в масштабе увеличения и добавьте пропу-



 

г j

Рис.!24. Задание для упражнений


 

 


фа

ДЬ?

ИЬ

# а,

, Л


 

 


Рис. [25. Задание для упражнений

L

— 73 —


Л? ж

1 - * I_______ i_______ I

а)

Рис. 126. Задания на построение третьей проекции

  Кл й •, „ Ф
ЛЛ в LbkU, 3 О * ЛШ ■ф
d>A ^ £Р 1ЛГ л и М Й /ГТгч vqj/

 

Рис. [27. Задания на дочерчивание недостающих линий


№ Qi

Ш^Й?СОП?

 

сЩ)) T-Jfl


 

 


м
(Цилиндр

Ф

Ц4—]


 

 



 

 
У

> ■,е


 

 


тсюсть.
/у Г. и

ат

: /д?_________


 

 


Г1! 7 4 9 9 9 *
? ш е.
S

? Д1 □ 7

5 =4

И

----- 1 /5 ------------------


 

 


РЖ?
Ый?
?
/7
 
 

ж?

,1Л.


 


 

 


lf.T' A

#

ж _____


Рис [26. Продолжение

— 75 —


щенные осевые линии и линии контура (видимые и невидимые). Обведите эти линии цветным карандашом. Выполните технические рисунки деталей.

{ 33. СПОСОБЫОПРЕДЕЛЕНИЯ

НАТУРАЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЫ

ОТРЕЗКА ПРЯМОЙ

И ПЛОСКОЙ ■ ФИГУРЫ

Элементы деталей, наклонные к плоско­стям проекций, изображаются на них с ис­кажением размеров и формы.

Однако в некоторых случаях требуется получить на чертеже натуральную величи­ну отрезков прямых или плоских фигур, в частности при построении разверток. Натуральные размеры линий и плоских фигур получаются на той плоскости про­екций, параллельно которой они располо­жены.

Следовательно, чтобы определить нату­ральную величину линии или фигуры, надо обеспечить параллельность изображаемо­го объекта и плоскости проекций. Для этого применяют способ вращения и спо­соб перемены плоскостей проекций.

Способ вращения. Сущность этого спо­соба заключается в том, что отрезок пря­мой или плоскую фигуру вращают вокруг выбранной оси; пока они станут парал­лельны плоскости проекции.

На рис. 128 показано, как определить способом вращения натуральную длину отрезка АВ прямой, наклонной к плоско­стям проекций.

На наглядном изображении (рис. 128, а) видно, что отрезок АВ прямой не параллелен плоскостям проекций и, следо­вательно, обе проекции а'У и аЬ прямой изображают отрезок АВ не в натураль­ную величину. Повернем отрезок вокруг оси Аа, перпендикулярной плоскости Я, в направлении, указанном стрелкой, до положения, при котором он станет парал­лельным плоскости V, т. е. придет в поло­жение, обозначенное АВь Тогда горизон­тальная проекция аЬ отрезка АВ распо­ложится параллельно оси л и будет обозначена аЬ[. В этом положении проек­ция отрезка АВ на плоскость У отрез­ка а'М представит собой его натураль­ную величину.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: