Если три вида уже построены (рис. П4. а), то положение вспомогательной прямой выбирать произвольно нельзя. Сначала нужно найти точку, через которую она пройдет. Для этого достаточно продолжить до взаимного пересечения оси симметрии горизонтальной ч профильной проекций и через полученную точку % провести под углом 45° отрезок прямой (рис. Н4, (3). Если осей симметрии нет. то продолжают до пересечения в точке горизонтальную и профильные проекции любой грани, проецирующейся в виде прямой (рис. 114, д).
Необходимость в проведении линий связи, а следовательно, и вспомогательной прямой возникает при построении недостающих проекций и при выполнении чертежей, на которых требуется определить проекции точек, чтобы уточнить проекции отдельных элементов детали.
Примеры использования вспомогательной прямой даны в следующем параграфе.
Уяряжжемме' 40. По наглядным изображениям деталей, представленным на рис. 45, а —?, выполните их чертежи в прямоугольных проекциях в необходимом количестве изображений ■.Нанесите размеры. При построении пользуйтесь вспомогательной прямой.
§ 29. ПРОЕКЦИИ ТОЧКИ.
ЛЕЖАЩЕЙ НА ПОВЕРХНОСТИ
ПРЕДМЕТА
Для того чтобы при выполнении чертежей правильно строить проекции отдельных элементов детали, необходимо уметь находить на всех изображениях чертежа проекции отдельных точек. Например, трудно вычертить горизонтальную проекцию детали, представленной на рис. 116, не пользуясь проекциями отдельных точек (л4, В, С, С, Е и др.). Умение находить все проекции точек, ребер, граней необходимо и для воссоздания в воображении формы предмета по его плоским изображениям на
Рис.!)6. Задание на построение третьей проекции
|
чертеже, а также для проверки правильности выполненного чертежа.
Рассмотрим способы нахождения второй и третьей проекций точки, заданной на поверхности предмета.
Если на чертеже предмета дана одна проекция точки, то прежде надо найти проекции поверхности, на которой расположена эта точка. Затем выбирают один из двух описанных ниже приемоб решения задачи.
Первый способ. Этот способ применяется, когда хотя бы на одной из проекций данная поверхность изображается в виде линии.
На рис. 117, а изображен цилиндр, на фронтальной проекции которого задана проекция а'точки А, лежащей на видимой части его поверхности (задан: ные проекции отмечены двойными цветными окружностями). Чтобы найти горизонтальную проекцию точки /4, рассуждают так: точка лежит на поверхности цилиндра, горизонтальная проекция которой — окружность. Значит, й проекция точки, лежащей на этой поверхности, будет лежать на окружности. Проводят линию связи и на пересечении ее с окружностью отмечают искомую точку а. Третью проекцию а" находят на пересечении линий связи.
Г |
С |
Если же точка Б, лежащая на верхнем основании цилиндра, задана своей горизонтальной проекцией й, то проводят линии связи до пересечения с отрезками
прямых, изображающих фронтальную и профильную проекции верхнего основания цилиндра.
На рис. П7, б представлена деталь — упор. Чтобы построить проекции точки /1, заданной своей горизонтальной проекцией а, находят две другие проекции верхней грани (на которой лежит точка 4) и, проведя линии связи до пересечения с отрезками прямых, изображающих эту грань, определяют искомые проекции — точки а' и а". Точка Я лежит на левой боковой вертикальной грани, значит, и ее проекции будут лежать на проекциях этой грани. Поэтому из заданной точки 6" проводят линии связи (как указано стрелками) до встречи их с отрезками прямых, изображающих эту грань. Фронтальную проекцию с' точки С, лежащей на наклонно расположенной (в пространстве) грани, находят на линии, изображающей эту грань, а профильную с"— на пересечении линии связи, так как профильная проекция этой грани не линия, а фигура. Построение проекций точки О показано стрелками.
|
Второй способ. Этот способ применяют, когда первым способом пользоваться нельзя. Тогда следует поступить так:
провести через заданную проекцию точки проекцию вспомогательной линии, расположенной на данной поверхности; найти вторую проекцию этой линии;. на найденную проекцию линии перенести заданную проекцию точки (этим будет определена вторая проекция точки);
найти третью проекцию (если это требуется) на пересечении линий связи.
На рис. Н7. а дана фронтальная проекция а' точки Д, лежащей на видимой части поверхности конуса. Для нахождения горизонтальной проекции через точку а' проводят фронтальную проекцию вспомогательной прямой, проходящей через точку Я и вершйну конуса. Получают точку &'— проекцию точки встречи проведенной прямой с основанием конуса. Имея фронтальные проекции точек, лежащих на прямой, можно найти их горизонтальные проекции. Горизонтальная проек
ция $ вершины конуса известна. Точка & лежит на окружности основания. Че-
|
w а " |
<* б) х ^-г- г) Рис. И7. Построение Проекций точек, лежащих на поверхности предмета |
г | Ао | ||
J | |||
* | |||
f dH | |||
\ | V, | ||
Г |
3' |
— 67 —
S) |
а) |
а'
С" |
Ь'Ъ
ф
I I Of"
О а' |
о | ||
6 | ||
od | о С |
о С |
г) |
6)
OZT |
о rf* |
ГП |
О £1 |
ОС" |
ЕЬ:
о а То |
Г57- |
Е
е) |
д)
Рис. 118. Задания на построение недостающих проекций точек
рез эти точки проводят отрезок прямой и переносят на него (как показано стрелкой) точку а', получая точку а. Третья проекция о" точки <4 находится на пересечении линии связи.
Эту же задачу можно решить иначе (рис. П7,2).
В качестве вспомогательной линии, проходящей через точку 4, берут не прямую, как в первом случае, а окружность. Эта окружность образуется, если в точке <4 пересечь конус плоскостью, параллельной основанию, как показано на наглядном изображении. Фронтальная проекция этой окружности изобразится отрезком прямой, так как плоскость окружности перпендикулярна фронтальной плоскости проекций. Г оризонтальная проекция окружности имеет диаметр, равный длине этого отрезка. Описав окружность указанного диаметра, проводят из точки а' линию связи до пересечения с вспомогательной окружностью, так как горизонтальная проекция а точки Л лежит на вспомогательной линии, т. е. на построенной окружности. Третью проекцию а" точки л4 находят на пересечении линий связи.
Таким же приемом можно найти проек
ции точки, лежащей на поверхности, например, пирамиды. Разница будет в том, что при ее пересечении горизонтальной плоскостью образуется не окружность, а фигура, подобная основанию.
Упражнение 4/. На ' рис.) [8, а, б даны чертежи, на которых буквами обозначены лишь по одной проекции некоторых из вершин. Найдите проекции остальных вершин и обозначьте их.
Упражнение 42. Перечертите приведенный на рис. 48, а чертеж и постройте недостающие проекции точек. Найденные проекции точек отметьте цветным карандашом. Решить задачу вам поможет наглядное изображение детали.
Упражнение 4?. Перечертите приведенные на рис. П8, 2, <3,е чертежи и постройте недостающие проекции точек, заданных на видимых по верхностях предметов. Найденные проекции точек выделите цветным карандашом. Все проекции точек обозначьте буквами.
Постройте аксонометрические проекции приведенных на чертежах деталей и пометьте на них заданные точки.
! 30. ПРИМЕНЕНИЕ СПОСОБОВ
НАХОЖДЕНИЯ ПРОЕКЦИЙ ТОНЕК
ПРИ ВЫЧЕРЧИВАНИИ ДЕТАЛЕЙ
В технике встречается множество деталей, имеющих различные отверстия и вырезы, например на шаровой головке винта фрезой делается прорезь (шлиц) для отвертки (рис. Н9), и т. п.
Изучив в предыдущем параграфе приемы построения точек (а следовательно, и линий), расположенных на поверхности предметов, мы можем перейти к построению проекций этих элементов. Разберем, как это делать, на примере.
Рис. Н9. Детали, имеющие вырезы |
На рис.)20, б построены проекции прямого кругового цилиндра с Т-образным вырезом, аналогичным вырезу на корпусе патрона, изображенного на рис. Н9. Вырез ограничен четырьмя вертикальными и тремя горизонтальными плоскостями
cld) |
Рис. 120. Построение проекций выреза в цилиндре |
(рис.!20, а). Рассмотрим построение третьей проекции выреза. В данном случае можно воспользоваться первым способом, описанным в § 28. При построении использована вспомогательная прямая комплексного чертежа. Размеры выреза нам известны. Следовательно, можно рассматривать как заданные точки ай,', с', d', являющиеся фронтальными проекциями точек Л, Я, С, С, определяющих положение отрезков прямых АВ и СО. Горизонтальные проекции этих точек лежат на горизонтальной проекции цилиндра. Проведя линии связи до пересечения их с окружностью, определяют проекции а, А, с, йточек.Д, В, С, О.
Точки а и А совпадают, точки с И % — тоже, так как прямые АВ и СО перпендикулярны горизонтальной плоскости проекций. Профильные проекции этих точек определяют по известному правилу построения третьих проекций точек. Найдя профильные проекции, соединяют прямыми линиями точки а", с, й" и с", с, Затем проводят горизонтальную прямую между точками А" и с", а из точки —
горизонтальную прямую до пересечения с контуром цилиндра. Вырез с другой стороны строят аналогично. По форме он повторяет уже построенный.
Уярааскемю 44. Закончите построение горизонтальных проекций деталей, изображенных иарис.)2!,а.б.
§ 3). ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ПОСТРОЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ
ДЕТАЛ?Й В СИСТЕМЕ
ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ПРОЕКЦИЙ
Рассматривая деталь как сочетание различных геометрических тел, формы которых нам известны, а вершины, ребра и грани как точки, отрезки прямых и отсеки плоскостей, с построением которых мы уже знакомы, нетрудно вычертить и деталь, состоящую из этих элементов.
На рис.)22, а приведено наглядное изображение направляющей, форма которой складывается из трех геометрических элементов: четырехугольной призмы, треугольной призмы и полуцилиндра, квычита- емогб* из четырехугольной призмы (рис. 122, б). Каковы проекции каждого из этих тел, известно. Следовательно, нетрудно будет вычертить и всю деталь, изобразив сначала четырехугольную призму, поставив на нее треугольную призму и вырезав полуцилиндр в четырехугольной призме. Такой порядок построения чертежа будет соответствовать принятой в черчении рекомендации — изображать каждый элемент детали одновременно на всех видах.
Построение чертежей деталей в системе прямоугольных проекций проводят в следующем порядке:
Рассмотрев деталь, выбирают положение для главного изображения. Предмет располагают относительно фронтальной плоскости так, чтобы изображение на ней давало наиболее полное представление о его форме и размерах. Если бы за главное взять изображение, приведенное на горизонтальной плоскости (рис. 122, а), то по нему было бы трудно определить форму детали. Предмет располагают так, чтобы как можно больше его элементов изображалось видимыми. Поэтому на рис.)22, а деталь расположена так, что треугольная призма оказывается справа. В противном случае на виде слева верхняя
Рис.)2). Задания на построение горизонталь ных проекций
часть четырехугольной призмы была бы невидима.
2. Выбрав положение для главного изображения, определяют необходимое количество видов. При этом стремятся дать минимальное (наименьшее) количество изображений, обеспечивающее достаточную ясность чертежа.
3. Определив эти исходные данные, выбирают масштаб, размечают поле чертежа, т. е. тонкими линиями наносят ориентировочные контуры будущих изображений (прямоугольники, окружности, тре-* угольники). Изображения располагают так, чтобы оставить необходимое место для нанесения размеров, основной надписи и пр.
4. Затем приступают к построению изображений. Мысленно расчленяют деталь на геометрические тела, из которых она состоит, и вычерчивают на всех изображениях основное тело, являющееся как бы корпусом детали. При этом смотрят на
Рис. [22. Деталь как совокупность геометри
ческих тел
деталь спереди (рис. 122, а) и то, что получают в результате проецирования, располагают на месте, выбранном для главного вида (рис. 122,8). Далее смотрят на деталь сверху и полученную. при проецировании фигуру располагают. под главным видом. Затем смотрят на деталь слева и получающееся изображение располагают справа от главного вида на одном уровне с ним.
В случае необходимости деталь изображают более чем в трех видах.
Таким образом постепенно вычерчивают все основные геометрические тела, из которых состоит деталь. При этом нужно помнить правила изображения ребер и граней предметов, приведенные в § 23.
Ребра, перпендикулярные плоскости проекций, изображаются в виде точки, а параллельные плоскости — в натуральную величину. Плоские фигуры (грани), перпендикулярные плоскости проекции, изображаются в виде отрезков прямых линий, а параллельные—в натуральную величину.
Все построения вначале делают тонкими линиями. Проекции, представляющие собой симметричные фигуры, начинают с проведения осей симметрии.
Если деталь имеет вырезы, отдельные проекции которых трудно представить, или другие подобные элементы, то их строят по точкам.
5. Закончив эти построения и 1 получив необходимые изображения, приступают к их проверке. Для этого смотрят на деталь, не расчленяя ее мысленно на отдельные тела, а наоборот, объединяя их в одно целое, и то, что видят спереди, при проецировании должно соответствовать главному виду. Смотрят на деталь сверху и сравнивают с полученным изображением. Затем рассматривают деталь слева. При такой проверке часто обнаруживаются пропущенные или лишние линии. Например, на виде слева, приведенном на рис. 122,е, может оказаться линия, являющаяся горизонтальным диаметром полуцилиндра. При взгляде на деталь слева становится ясно, что она не нужна.
Рассматривая чертеж, можно видеть, что высота изображения на главном виде и виде слева одинакова, ширина и длина на виде сверху и виде слева также равны. То же самое можно сказать о проекциях отдельных элементов детали. Поэтому каждый размер на чертеже проставляют только один раз.
§ 32. ПОСТРОЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ
ПРОЕКЦИИ ПО ДВУМ ДАННЫМ
Выше было рассмотрено построение третьей проекции точки по двум данным проекциям. Для успешного составления и особенно для чтения чертежей необходимо научиться строить третьи проекции предметов по двум данным.
Приступая к построению третьей проекции предмета, нужно сначала хорошо представить себе его форму по Двум данным проекциям. При этом обязательно следует сопоставлять обе проекции. Рас-
-/ | |||||
1, | I | ||||
- ч | к | 1 1 | |||
\ | |||||
ЕЗ ч | | \ | ||||
LL | \ |
<м Рис. 123. Построение третьей проекции по двум данным |
Смотрение одной проекции может привести к серьезным ошибкам, так как одна проекция не определяет формы детали. Полезно, после того как форма детали в воображении сложилась, выполнить ее рисунок. Только после того кык форма детали полностью ясна, можно приступить к построению недостающей проекции.
Для примера на рис. 123, а даны две проекции детали. Необходимо построить третью.
Рассматривая данные проекции, устанавливают,, что деталь слагается из двух четырехугольных призм, в одной из которых сделан призматический вырез, и треугольной призмы. Деталь имеет Т-образную форму, что легко определить по горизонтальной проекции. Грань, к которой примыкает сножка*. буквы Т, дает на фронтальной проекции вертикальную линию, по длине равную высоте детали. зНожкаж буквы Т срезана под углом, величина которого определяется по фронтальной проекции. Призматический срез в правом нижнем углу детали дает на горизонтальной проекции штриховую линию, так как он невидим сверху. Полученные представления о форме детали могут быть закреплены рисунком (рис. 123,6).
Для проведения линий связи наносят прямую под углом 45° (рис. 123, а). При построении контура профильной проекции можно исходить из того, что верхняя грань даст на профильной плоскости проекций горизонтальную линию, по длине равную ширине горизонтальной проекции; нижняя грань изобразится так же. Боковые стороны дадут вертикальные линии, равные высоте фронтальной проекции. Отрезки этих прямых располагаются на соответствующих линиях связи, образуя прямоугольник. жНожка* очерчивается двумя вертикальными линиями связи. Так как вырез невидим слева, его показывают штриховой линией, по длине равной ширине детали, как и сам вырез. Затем удаляют линии построений и обводят видимый контур сплошной основной линией.
Эту же задачу можно было решить построением проекций точек, которые затем соединить прямыми линиями. К такому способу обычно прибегают при построении отдельных элементов детали, когда возникают затруднения. Всю деталь строить по точкам нецелесообразно.
Уярадсмемые 45. На рис. 124 вверху дано пять заданий — Л4, Д, Д, Г и Д — на построение третьей проекции. На месте недостающей проекции стоят знаки вопроса. Внизу дано пять ответов на эти задания. Запишите в рабочей тетради, какому заданию, обозначенному буквой, соответствует ответ, обозначенный цифрой.
Упражнение 46. На рис. 125 дано по две проекции трех деталей и по пять третьих проекций. Из них верна лишь одна, а остальные содержат ошибки. Запишите в рабочей тетради номер третьей проекции, соответствующей двум другим. Укажите основные ошибки в остальных изображениях.
Упражнение 47. 1. Перечертите в тетрадь показанные на рис. 126, а задания в масштабе увеличения и постройте третьи проекции. При возникновении затруднений обратитесь к наглядным изображениям, приведенным на рисунке.
2. Перечертите. данные на рис.)26, б задания в масштабе увеличения и добавьте третьи проекции. Дополните каждый чертеж наглядным изображением во фронтальной диметрической или изометрической проекции. Вид наглядного изображения выберите в зависимости от формы детали.
Уяряжженме 48. На рис. 127 приведены чертежи, в которых пропущен ряд линий. Перечертите по заданию преподавателя заданные проекции в масштабе увеличения и добавьте пропу-
г j
Рис.!24. Задание для упражнений
фа |
ДЬ?
ИЬ |
# а,
, Л
Рис. [25. Задание для упражнений
L |
— 73 —
Л? ж
1 - * I_______ i_______ I
а)
Рис. 126. Задания на построение третьей проекции
Кл й •, | „ Ф | |
ЛЛ в LbkU, | 3 О * | ЛШ ■ф |
d>A | ^ £Р 1ЛГ л | и М Й /ГТгч vqj/ |
Рис. [27. Задания на дочерчивание недостающих линий
№ Qi |
Ш^Й?СОП?
сЩ)) T-Jfl
м |
(Цилиндр |
Ф
Ц4—]
У |
> ■,е
тсюсть. |
/у Г. и |
ат
: /д?_________
Г1! 7 4 9 9 9 * |
? ш е. |
S |
? Д1 □ 7
5 =4
И |
----- 1 /5 ------------------
РЖ? |
Ый? |
? |
/7 |
ж?
,1Л.
lf.T' A
# |
ж _____
;Д
Рис [26. Продолжение
— 75 —
щенные осевые линии и линии контура (видимые и невидимые). Обведите эти линии цветным карандашом. Выполните технические рисунки деталей.
{ 33. СПОСОБЫОПРЕДЕЛЕНИЯ
НАТУРАЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЫ
ОТРЕЗКА ПРЯМОЙ
И ПЛОСКОЙ ■ ФИГУРЫ
Элементы деталей, наклонные к плоскостям проекций, изображаются на них с искажением размеров и формы.
Однако в некоторых случаях требуется получить на чертеже натуральную величину отрезков прямых или плоских фигур, в частности при построении разверток. Натуральные размеры линий и плоских фигур получаются на той плоскости проекций, параллельно которой они расположены.
Следовательно, чтобы определить натуральную величину линии или фигуры, надо обеспечить параллельность изображаемого объекта и плоскости проекций. Для этого применяют способ вращения и способ перемены плоскостей проекций.
Способ вращения. Сущность этого способа заключается в том, что отрезок прямой или плоскую фигуру вращают вокруг выбранной оси; пока они станут параллельны плоскости проекции.
На рис. 128 показано, как определить способом вращения натуральную длину отрезка АВ прямой, наклонной к плоскостям проекций.
На наглядном изображении (рис. 128, а) видно, что отрезок АВ прямой не параллелен плоскостям проекций и, следовательно, обе проекции а'У и аЬ прямой изображают отрезок АВ не в натуральную величину. Повернем отрезок вокруг оси Аа, перпендикулярной плоскости Я, в направлении, указанном стрелкой, до положения, при котором он станет параллельным плоскости V, т. е. придет в положение, обозначенное АВь Тогда горизонтальная проекция аЬ отрезка АВ расположится параллельно оси л и будет обозначена аЬ[. В этом положении проекция отрезка АВ на плоскость У отрезка а'М представит собой его натуральную величину.