Из этого примера видно, как важно научиться работать со справочниками, содержащими выписки из стандартов.
Выполняя деталировку, надо каждую деталь вычерчивать на отдельном формате, размер которого берут в соответствии с выбранным масштабом.
В правом нижнем углу помещают основную надпись, в которой указывают наименование детали, материал, масштаб изображения и др. Часть этих данных берут из спецификации сборочного чертежа.
Контрольные вопросы
). Какой процесс называют деталированием?
2. В чем. заключается процесс деталирова- ния?
3. Перечислите этапы деталирования.
4. Можно ли, составляя рабочие чертежи деталей, во всех случаях копировать с чертежа общего вида (или со. сборочного чертежа) все их изображения,, положения для главного изображения и пр.?
5. Что значит согласовать размеры?
Упражнение М. Прочитайте сборочные чертежи и выполните чертежи следующих деталей: рис. 290, дет. 2, Д, 6. й; рис. s 300, дет. /, 2, 3, 4, 5;рис. 322, дет. /,2,3, 4, Д.
,ЛГ,ЛАДА X ёхЁмы
лргда на чертежах не требуется показывать конструкцию изделия и отдельных деталей, а достаточно показать лишь принцип работы, передачу движения (кинематику.машины или механизма), пользуются схемами.
Схемой называют конструкторский документ, на котором составные части изделия, их взаимное расположение и связи между ними показаны в виде условных обозначений.
Схема, как и чертеж,— графическое
изображение. Разница заключается в том, что на схемах детали изображаются с помощью условных графических обозначений. Эти обозначения представляют собой значительно упрощенные изображения, напоминающие детали лишь в общих чертах. Кроме того, на схемах изображаются не все детали, из которых состоит изделие Показывают лишь те элементы, которые участвуют в передаче движения жидкости, газа и т. п.
|
$ 80. КИНЕМАТИЧЕСКИЕ СХЕМЫ> :
Условные обозначения для кинематических схем установлены ГОСТ., 2.770—68, наиболее часто встречающиеся из них приведены в табл. 7.
7. Условные графические обозначения для кинематических схем
Условной обозначение |
Наименование |
т |
Наглядное изображение
Й |
Вал. ось, валик, стержень, шатун и пр.
Подшипники скольжения и качения на валу (&з уточнения типа): а — радиальный, б упорный односторонний
—|--------- Г"*" | 1
С)
Соединение детали с валом: а — свободное при вращении, б —1 подвижное без вращения, а — глухое
Соединение валов: а — глухое, б — шарнирное
Муфты сцепления:
я -ЕЕЭ-D |
а — кулачковая односторонняя, б — кулачковая двусторонняя, а — фрикционная двусторонняя (без уточнения типа)
Яро&мжсение табл. 7
Наименование |
Условное обозначение |
Наглядное изображение
Шкив ступенчатый, закрепленный на валу
Передача плоским ремнем открытая
Передача цепью (без уточнения типа цепи)
m |
Передачи зубчатые (цилиндрические): а — общее обозначение (без уточнения типа зубьев), б — с прямыми, а — с косыми зубьями
X
г
X в)
Передачи зубчатые с пересекающимися валами (конические):
а — общее обозначение (без уточнения типа зубьев), б — с прямыми, а— со спиральными, 2 — с круговыми зубьями
|
Передача зубчатая реечная (без уточнения типа зубьев)
Винт, передающий движение
О |
Лройм |
аюмме табл. 7, |
Условное обозначение |
Наименование |
Наглядное изображение |
Гайка на винте, передающем движение: а — неразъемная, б — разъемная
Электродвигатель
МЛЛ лл |
а) |
Пружины: а сжатия, б — растяжения, а — конические
Как видно из таблицы, вал, ось, стер - жень, шатун обозначаются сплошной утолщенной прямой линией. Винт, передающий движение, обозначается волнистой линией. Зубчатые колеса обозначают окружностью, проведенной штрихпунктир- ной линией на одной проекции, и в виде прямоугольника, обведенного сплошной линией,— на другой При этом, как и в некоторых других случаях (передача цепью, передачи реечные, муфты фрикционные и др.), применяются общие обозначения (без уточнения типа) и частные обозначения (с указанием типа). На общем обозначении, например, типа зубьев зубчатых колес не показывают вовсе, а на частных обозначениях показывают тонкими линиями. Пружины сжатия и растяжения обозначаются зигзагообразной линией. Для изображения соединения детали с валом также имеются условные обозначения.
Условные знаки, применяемые в схемах, вычерчивают, не придерживаясь масштаба изображения. Однако соотношение размеров условных графических обозначений взаимодействующих элементов должно примерно соответствовать действительному их соотношению.
При повторении одних и тех же знаков нужно выполнять их одинакового размера.
При изображении валов, осей, стержней, шатунов и других деталей применяют сплошные линии толщиной д. Подшипники, зубчатые колеса, шкивы, муфты, двигатели обводят линиями примерно в два раза тоньше. Тонкой линией вычерчивают
оси, окружности зубчатых колес, шпонки, цепи.
|
При выполнении кинематических схем. делают надписи. Для зубчатых колес указывают модуль и числи убьев. Для шкивов записывают их диаметры и ширину. Мощность электродвигателя и его частоту вращения также указывают надписью типа N —3,7 кВт, я=)440 об/мин.
Каждому кинематическому элементу, изображенному на схеме, присваивают порядковый номер,! начиная от двигателя. Валы нумеруют римскими цифрами, остальные элементы арабскими.
Порядковый номер элемента проставляют на полке линии-выноски. Под полкой указывают основные характеристики и параметры кинематического элемента
Если схема сложная, то для зубчатых колес указывают номер позиции, а к схеме прикладывают спецификацию колес.
При чтении и составлении схем изделий с зубчатыми передачами следует учитывать особенности изображения таких передач. Все зубчатые колеса, когда их изображают в виде окружностей, условно считают как бы ' прозрачными, нредполаЛ гая, что они не закрывают находящиеся за ними предметы. Пример подобного изображения приведен на рис. 323, где на главном виде окружностями изображено зацепление из двух пар зубчатых колес. Но этому виду нельзя определить, какие из зубчатых колес находятся впереди и какие сзади. Определить это можно с помощью вида слева, на котором видно, что чара колес / —- У находится спереди, а пара У— % расположена за ней.
Рис 323. Схема зубчатой передачи |
Другой особенностью изображения зубчатых колес является применение Так на зьгваемых р а з в е р н у т ы х и з о б р а- ж е н и й. На рис 324 выполнены два вида схемы зубчатого зацепления: развернутого (а) и неразвернутого (б).
Расположение Лолес таково, что на виде слева колесо 2 перекрывает часть колеса /, в результате чего может возникнуть неясность при чтении схемы. Чтобы не возникло ошибок, допускается поступать так, как на рис. 324,6. где главный вид сохранен, как и на рис. 324, а, а вид слева показан в развернутом положении. При этом валы, на которых расположены зубчатые колеса, располагают друг от друга на расстоянии суммы радиусов колес.
На рис. 325, б приведен пример кинематической схемы коробки скоростей токарного станка, а на рис. 325, а дано ее наглядное изображение.
Рис. 324. Изображения зубчатой передачи в схеме |
Чтение кинематических схем рекомендуется начинать с изучения технического паспорта, по которому знакомятся *с устройством механизма. Затем переходят к чтению схемы, отыскивая основные детали, пользуясь при этом их условными обозначениями, часть из которых приведена в табл. 7. Чтение кинематической схемы следует начинать от двигателя, дающего движение всем основным деталям механизма, и идти последовательно по ходу передачи движения.
; 8). ЧТЕНИЕ
КИНЕМАТИЧЕСКИХ
СХЕМ
Разберем кинематическую схему механизма коообки скоростей токарного станка (см. рис. 325.6). Известно, что коробка ' скоростей предназначена для передачи шпинделю станка нескольких различных скоростей вращения. Рассматривая схему и сопоставляя ее при необходимости с наглядным изображением (см. рис. 325. а), можно видеть, что механизм коробки, скоростей состоит из трех валов, пронумерованных римскими цифрами /. // и ///; блока зубчатых колес 4. 6 и 7. который может перемещаться вдоль вала / по направляющей шпонке, зубчатых колес й. 3, 9. /О, глухо насаженных на вал //. зубчатых колес //, /4. свободно вращающихся на валу ///, являющемся шпинделем станка. двусторонней кулачковой муфты /2. расположенной между зубчатыми колесами // и /4. рукоятки 5 и рычага /Д.
2 3*5 |
6 7 8 9 |
3 4 6 7 |
!лис..л2;1. К<'[«)Ока скоростей т«к;)[Я)<лосг;ш- ки (ы). егч кишматччесьии лхсмн (о) |
Определим, как передается движение и сколько различных скоростей можно сообщить шпинделю. Движение коробке скоростей сообщает электродвигатель / через ременную передачу и фрикционную муфту включения 2. Следовательно, выл. /.,,цоду? ■ чает одну скорость вращения,.так ; лик - шкив не ступенчатый. Вместе.?с,.вЛлом■ / вращается блок зубчатых колес,-?; б-и - 7; который, передвигаясь с помощью руроп ятки.5 по направляющей шнрнкс.. моЛет- вводить в зацснлсиие три рязиыс дары зубчатых колес: 3—4, 6—й, 7—9, 1акцЛ образом, промежуточному налу // можно, сообщить три разные. скорости вращения. - При этом наибольшая частота вращен,ид получается при зацеплении колес 6 р а наименьшая при зацеплении колес, 7 ■ и 9. Зубчатые колеса -У /(к находятся в постоянном зацеплении с колесами /4 и //. свободно насаженными на вал /,//, Если кулачковая муфта. /,2. ■ находится. в нейтральном положении, шпиндель станка не вращается. Если же передвижением налево или направо вдоль направляющей шпонки включить муфту, шпиндель станка получит вращение, равнл скорости вращения зубчатого колеса. М.мли зубчатого- колеса //: Следовательно, при неизменной скорости враще)жя вала // шпинделю могут быть сообщены дне скорости; вращения. а так как бад // имеет три* разные скорости, то шпиндель может вращаться с шестью различными частотами враще- лий.
Рис. 326. Задание на составление кинематических схем |
Уярджязжм М. Вычертите условные обозначения зубчатых зацеплений, изображенных йа рис. 326, а, б.
■ Уярюююмм М. Вычертите условные обозначения цепной передачи, изображенной на рис. 326, а.
Уяряжжммм М. Вычертите условное обозначение трехступенчатого шкива, глухо посаженного на вал.
/ г |
3 4 5 |
Рис. 327. Кинематическая схема короб ки подач |
Уярядчмюяме 97. Составьте спецификацию деталей коробки подач (рис. 327). В спецификации против номера детали напишите ее название. Укажите характер соединения с валом зубчатых колес. Определите, сколько различных подач дает механизм.
; 82. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ И ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ СХЕМЫ
В современной промышленности и технической литературе широко используются гидравлические и пневматические схемы.
Наиболее часто встречаются принципиальные (полные) схемы и схемы соединений (монтажные).
Принципиальная (полная) схема — это схема, определяющая полный состав элементов и связей между ними. Она дает полное представление о принципах работы изделия (установки). Принципиальными схемами пользуются для изучения принципа работы изделия, а также при наладке, регулировке, контроле и ремонте.
Схема соединения (монтаж н а я) — это схема, показывающая соединение частей изделия (установки) и определяющая трубопроводы, которыми осуществляются эти соединения, а также места их присоединения и ввода. Некоторые условные графические обозначения для принципиальных схем приведены в табл. 8.
Элементы в схеме нумеруют. Номера располагают по порядку,начиная с единицы, по направлению потока жидкости или воздуха. Пример нумерации показан на рис. 328, а.
Рис. 328. Нумерация элементов в принципиальной схеме |
8. У сложные графические обозначения для гидравлических и пневматических схем
Условные обозначения |
Наименование |
Наименование |
Условные обозначения
Трубопровод:
* |
Дроссель |
я — всасывания, напора, слива б — управления
■S! |
и |
Клапан обратный
+ |
Бак (резервуар) |
Соединение связи
Насос с постоянным направлением потока |
I |
Перекрещивание линий связи |
Насос, шестеренчатый |
Подвод жидкости под давлением |
Насос винтовой
•|у/У/\Я| |
Слив жидкости из системы
Насос ротационный лопастной
Фильтр для жидкости или воздуха
Г идромотор, общее обозначение
Регулирующий орган: о — нормально открытый,
б — нормально закрытый
Цилйвдр двустороннего действия:
а — с односторонним штоком,
а) б) |
а) £---------- U |
б — с двусторонним штоком
Подвод воздуха (газа) под давлением
Распределитель 4/3 с управлением:
а — от рукоятки с ' фиксатором, б — от электромагнита с пружинным возвратом
Распределитель 4/3 с управлением электромагнитов
"ч>
ш
В
-№ б)
Рис. 329; Нумерации линий связи |
Одинаковым элементам присваивают общий порядковый номер, после которого в скобках ставят порядковый номер данного элемента (рис. 32Л,1У)ч Номера проставляют на Полках линий-выносок. -' С
Линии связи (трубопроводы) также нумеруют. Порядковые ' номера трубопроводам присваивают послф ' того, ' как даны номера всем элементам 9 схеме.Трубопро- воды нумеруют также. но направлению потока жидкости или воздуха (рис. 329). Если трубопровод' выполнен в ' виде сверления или канала внутри устройства, то перед номером такой линии связи через точку ставят номер данного устройства (например, номер 4.Ю на рис. 329). Но-, мер трубопровода проставля)бтЛоколо линий-выносок, но в отличие от номера элемента без полок (см. рис. 329).
На рис. 329). в качестве примера дана принципиальная гидравлическая схема, составленная в соответствии с изложенными правилами.
Надо заметить, что на принципиальных схемах <наряду.с.условными.графическими обозначениями- элементы и, устройства допускается Изображать в виде схематических разрезов. Такой разрез содержится на схеме, приведенной на рис. 330
Элементы "схемы и- трубопроводы, ' кото- рым'присвоены номера, записывают в перечень элементов. !
Перечень' элементов' — это таблица, заполняемая сверху вниз. Она содержит следующие ' графы: позиционное
обозначение, обозначение, наименование, количество, примечание.
Одинаковые элементы с общим номером записывают в одну строку. В этой строке указывают номер начального и конечного элементов. Например, три одинаковых элемента с общим номером 7 записывают так: 7(})—7(3). Такую запись можно видеть в табл. 9, которая содержит перечень элементов принципиальной схемы, приведенной на рис. 330.
Перечень элементов помещают на первом листе схемы или выполняют в виде последующих листов. На схемах, где количество элементов небольшое, наименования, обозначения и технические данные указывают на полках линий-выносок.
Схемы соединений (монтажные). В от* личие от принципиальных схем элементы, устройства и соединения изображают на монтажных схемах не в виде условных графических обозначений, а внешними очертаниями, значительно упрощенными. Трубопроводы изображают сплошными основными линиями (рис. 330).
Номера элементов и устройств, а также линий связи на монтажной схеме должны соответствовать номерам, принятым на принципиальной схеме, на основании которой разработана данная.
Соединениям трубопроводов на монтаж- •' Ч ной схеме присваивают номера после номера трубопроводов. Перечень элементов к монтажной схеме составляют примерно так же, как и для принципиальной схемы. На рис. 331 дана монтажная схема изделия, принципиальная схема которого приведена на рис, 330.
Порядок чтения гидравлических и пнев- ■] матических схем. Последовательность чте- | ния гидравлических и пневматических схем близка к последовательности чтения кинематических схем.
Вначале изучают технический паспорт рассматриваемого изделия. Затем в.ыясня- j ют, какие элементы изображены на схеме. При Чтении принципиальных схем можно j воспользоваться условными графическими обозначениями, приведенными в табл. 8 i или в соответствующих стандартах,
Читать схему надо начиная с элемента, обозначенного цифрой Л На рис. 329, этой цифрой обозначен бак. Далее следуют по 1 направлению потока рабочей среды, рас-
0, | I | |
Тэ | ||
Рис. 330. Принципиальная гидравлическая схема |
сматривая элементы и устройства в последовательности присвоенных им номеров. При этом нельзя забывать, что номера трубопроводов присваиваются им после номеров элементов и устройств.
Рассматривая таким образом схему, целесообразно одновременно разбирать и перечень элементов. Это значительно облегчает чтение схемы. Так, например, читая схему, приведенную на рис. 329, и рассматривая перечень элементов, данный в табл. 9, мы видим, что поток рабочей среды (масла) идет от сборочной единицы /. По условному графическому обозначению и из перечня элементов ясно, что это бак, объем его '!50 ' л, обозначение — АБВГ. ХХХХХХ. 003. Жидкость нагнетается сдвоенным лопастным насосом, которому на схеме присвоен порядковый номер 2. Из перечня обозначений видна производительность насоса.
Трассы управления (например, 23, 24, 25, 26) изображаются линиями тоньше в два раза, чем остальные.
Контрольные вопросы
!. В каких случаях пользуются схемами?
. 2. Нужно ли соблюдать масштаб при вычерчивании условных обозначений на схемах?
3. Какие надписи наносятся на кинематических схемах?
4. Какие, надписи наносятся на гидравлических схемах?
5., Для какой цели предназначаются принципиальные схемы?
6. Чем отличаются принципиальные схемы от монтажных?
7. Как нумеруются элементы и линии связи на принципиальных схемах?
Позици- очные обозначения | Обозначения | Наименование | Ко ли чест во | - Примечание |
! | АБВГ.ХХХХХХ.003 | Бак | [ | И-85 Л-85-Ю-' м' |
Насос лопастной | р—63 кгс/смл=6),7- [0Л Н/м", | |||
сдвоенный 5Г)2-)2А | 9—5-г!2 л/мин—(0,83-г 2)Х | |||
м"/с | ||||
Фильтр пластинчатый | ) | р-63 кгс/см'=6),7.[0" Н/м*, | ||
0.2Г4Ы2 | Q= 18 л/мии—ЗНО-л мЛ/с | |||
4.6 | Золотник напорный | р-20 кгс/см'-19,6.10' Н/м", | ||
Г54Н2 | С—}8 л/мин—3-Ю"* мл/с | |||
7(Ц.7(3) | Клапан обратный | р-200 кгс/см'—!9.6 Н/м', | ||
Г5)-22 | (2-Н8 л / м и н - 3 - ИЛА | |||
Дроссель Г77-П | [ | р-50 кгс/см'-49-Ю* Н/м', | ||
С—8 л/мин—!,3-Ю"* мл/с | ||||
Золотник следящий с | ) | р-50 кгс/см'-49Ю' Н/м', | ||
электроуправлением | 9=18 л/мин—3-40"* мл/с | |||
Г68-12 | ||||
Ю | АБВГ.ХХХХХХ.О]! | Гидроцилиндр | ) | С-6,5-Ю"' м. 4—4,5-М-' м, |
наибольший ход А=0,2м | ||||
П | Золотник напорный | ) | р-20 кгс/смл—!9,6Ю* Н/мл, | |
ГЙИ2 | 9=)8 л/мин-ЗЮ"* мл/с | |||
)2 | Фильтр приемный сет- | ! | 9-!8 л/мин=ЗП0-* мл/с. | |
чатый С4ЬП | степень фильтрации 0,65-)0"л м | |||
Г3..17; | Линии связи: всасы | 2[ | ||
2ф 27; 28: | вания. напора, слива | |||
33.39 | ||||
43; 43; | ||||
46.49 | ||||
!8;19; | управления | !6 | ||
21...26; | ||||
29.32; | ||||
40; 4И; | ||||
44; 45; | ||||
50; 5! | дренажа |
8. В какой последовательности читают <?хе- мы?