Как различить: развитие контейнера и развитие способности к переработке (перевариванию)




 

В преддверии рождественских каникул, пациент на продвинутом этапе анализа упоминает о том, что его отец работал «подрывником» в каменоломне; затем он рассказывает мне о дяде, который пригласил его с женой на пять дней в Барселону.

Затем он приносит сон, в котором его отец производит взрыв, что, однако, вызывает обвал, который, тем не менее, принимает в себя (contained) лощина. Далее следуют слова о том, что во время работы над своей степенью, он должен был полностью переработать (переварить) то, что изучал, прежде, чем браться за новую книгу.

За несколько лет до этого, этот пациент вместе со своим другом проводил рождественские каникулы на выставке в Париже; там он встретил проститутку, которая торговала наркотиками, и он делил свое время между музеями и встречами с проституткой в сомнительных притонах. Во время второго года анализа [то есть еще раньше], он, напротив, попросил, чтобы его поместили на время рождественских каникул в клинику для пациентов с серьезными психиатрическими расстройствами.

Это иллюстрирует развитие способности пациента справляться с отсутствием объекта, чувством пустоты и сепарацией. Сначала он нуждался в том, чтобы «быть помещенным в больницу» - то есть, ему был нужен кто-то, кто присмотрит за ним, в его страдании и тревоге. Несколько лет спустя, когда его аналитик отсутствовал, а пустота отпуска заполнялась творческой активностью (мы могли бы сказать - сублимацией), возник конфликт между прошлым и достижениями проделанной работы: он берет с собой друга, но в то же время ему необходимо «отрываться» в поиске острых ощущений, или, как сказал бы Мельтцер, анальной мастурбации.

По прошествии еще нескольких лет, свободное время рождественских каникул становится подарком от дяди, который позволит ему увидеть что-то новое; когда заходит речь о приближении праздников, это звучит как взрыв, но теперь у него есть «лощина», пространство, чтобы контейнировать эмоции, высвобождающиеся в нем, и которые он теперь может метаболизировать и перерабатывать (переваривать). Можно видеть, что анализ дал возможность развиться некоторым функциям пациента, в которых прежде был недостаток – а именно, контейнированию и переработке – при этом недостаток или отсутствие таких функций раньше приводил к необходимости задействовать иные «защиты».

 

Заключение

 

В конце, как и в начале, я хотел бы привести два отрывка из Огдена, автора, которого я считаю одним из наиболее одаренных творческим воображением последователей Биона, чья позиция в американском психоанализе, на мой взгляд, очень «европейская»:

«Для Фрейда, целью сновидения и психоанализа было сделать бессознательное сознательным – то есть, сделать производные бессознательного опыта доступными для сознательного мышления (вторичного процесса).

Напротив, для Биона, бессознательное – это месторасположение психоаналитической функции личности, и, соответственно, для того, чтобы проводить психоаналитическую работу, необходимо делать сознательное бессознательным – то есть, делать так, чтобы сознательно пережитый опыт стал доступен для бессознательной работы снов и дения» (Ogden, 2008,104).

 

Идея о том, что развитие аппарата мышления является ответом на причиняющие беспокойство мысли, представляет собой вклад в теорию терапевтического процесса: рецептивость аналитика и выполнение им психоаналитической работы с непомысленными мыслями (unthinkablethoughts) пациента, не служит заменой или подменой собственной способности пациента думать, а является опытом думания с пациентом (thinkingwiththepatient), причем, таким образом, чтобы создать условия, в которых пациент будет способен и дальше развивать свои собственные врожденные зачатки мышления (его собственную врожденную альфа-функцию) (ibid., 102f.).

 

Перевод:

Екатерина Семенкова

Сергей Хренов

Научная редакция:

Сергей Хренов

 

Ссылки

AmbrosianoL., GaburriE. (2004). Ululare con i lupi. Turin, Bollati Boringhieri.

Bion W.R. (1962a). Learning from experience. London, Tavistock.

Bion W.R. (1962b). A theory of thinking. In Second thoughts. London, Heinemann.

Bion W.R. (1965). Transformations: change from learning to growth. London, Tavistock.

Botella C., Botella S. (2001). The work of psychic figurability: Mental states without representation. London, Routledge, 2004.

Corrao F. (1986). Il concetto di campo come modello teorico. Gruppo e funzione analitica, 7, 9-21.

Corrao F. (1991). Trasformazioni narrative. In Orme. Milan, Cortina, 1998.

De M'Uzan M. (2003). Slaves of quantity. Psychoanal. Q., 72, 711-725.

Di Chiara G. (1992). Meeting, telling, and parting: Three basic factors in the psychoanalytic experience. In Nissim Momigliano L., Robutti A. (eds), Shared experience: The psychoanalytic dialogue. London, Karnac, 21-41.

Ferro A. (2002). Some implications of Bion's thought: the waking dream and narrative derivatives. Int. J. Psycho-Anal., 83, 597-607.

Ferro A. (2005). Bion: Theoretical and clinical observations. Int. J. Psycho-Anal., 86, 1535-1542.

Ferro A. (2009). Transformations in dreaming and characters in the psychoanalytic field. Int. J. Psycho-Anal., 90, 2009-2030. Keynote paper, 46th IPA Congress, Chicago.

Ferro A. (2010). Tormenti d'anime. Passioni, sintomi, sogni. Milan, Cortina.

Freud S. (1915). The unconscious. SE., 14.

Freud S. (1938). Splitting of the ego in the process of defence. SE., 23.

Grotstein J. (2007). A beam of intense darkness: Wilfred Bion's legacy to psychoanalysis. London, Karnac.

Grotstein J. (2009). …But at the same time and on another level…, Vols 1 and 2. London, Karnac.

McDougall J. (1984). The «dis-affected> patient: Reflections on affect pathology. Psychoanal. Q., 53, 386-409.

Meltzer D. (1983). Dream life: A re-examination of psychoanalytic theory and technique. Perthshire, Clunie Press.

Motta P. (2009). Personal communication.

Neri C., Correale A., Fadda P. (1987). Letture bioniane. Rome, Borla.

Ogden T. (2005). This art of psychoanalysis: Dreaming undreamt dreams and interrupted cries. London, Routledge.

Ogden T. (2008). Rediscovering psychoanalysis: Thinking and dreaming, learning and forgetting. London, Routledge.

Riolo F. (1989). Teoria delle trasformazioni. Tre seminari su Bion. Gruppo e funzione analitica, 10, 7-41.

Tustin F. (1981). Autistic states in children. London, Routledge & Kegan Paul.

 


[1]Half Portion может быть переведено как половинная доза или половина порции – прим. пер.

[2]Не путать с «трансформация в сновиден ие » - прим пер.

 

[3]В итальянском одно и то же слово, riso, означает и рис, и смех - примечание переводчика с ит. на англ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: