Петропавловск-Камчатский
Разработчики: кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и практической психологии
______________ Тягунова Е.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Выписка из ФГОС ВО и ОПОП по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки «Логопедия» | |
2. Цель и задачи практики | |
3. Место практики в структуре образовательной программе | |
4. Форма, место и период проведения практики | |
5. Перечень формируемых практикой знаний, умений и навыков студентов и перечень компетенций (по ФГОС ВО) | |
6. Структура и содержание практики | |
7. Формы контроля и оценка результатов практики | |
8. Организация самостоятельной работы студентов на практике | |
9. Учебно-методическое, информационное материальное обеспечение практики | |
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
№ редакции документа | Описание изменений | Автор | Дата вступления в действие |
Выписка из ФГОС ВО и ОПОП по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
В Блок 2 «Практики» входят учебная и производственная практики.
Типы учебной практики:
ознакомительная практика;
технологическая (проектно-технологическая) практика;
научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы).
Способ проведения учебной практики: стационарная.
Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учётом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.
Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учётом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.
Учебным планом по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», в рамках профиля подготовки «Логопедия» предусмотрено проведение учебной практики общим объёмом 20 зе.
1) учебная практика на 1 курсе – с общим объёмом 10 зачётных единиц;
2) учебная практика на 2 курсе – с общим объёмом 10 зачётных единиц.
Цель и задачи учебной практики
Б2.О.01(У) Цель учебной практики – приобщение студентов к профессиональной деятельности; закрепление знаний, полученных в ходе теоретического обучения; формирование компетенций для решения профессиональных в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи учебной практики:
1) формирование представлений о специфике работы учителя-логопеда в образовательной организации;
2) формирование представлений об основной нормативно-правовой и программно-методической документации, обеспечивающей профессиональную деятельность учителя-логопеда в образовательном учреждении;
3) формирование коммуникативных, организаторских, аналитических и рефлексивных способностей, профессионально значимых качеств личности, уважения к выбранной профессии и активной педагогической позиции;
4) повышение методической и исследовательской культуры студентов;
5) формирование навыков анализа собственной деятельности.
Место практики в структуре образовательной программы
Блок 2 «Практики» в полном объёме относится к вариативной части программы.
Место учебной практики в структуре ОПОП бакалавриата. Б2.О.01(У) Данная практика является связующим звеном между теоретическим обучением студентов и их самостоятельной практической работой в образовательных организациях. Методическая подготовка студентов к данной практике заключалась в следующем: за предыдущее время обучения были прочитаны лекционные курсы «Логопедия», «Психология», «Онтогенез речевой деятельности».
В учебнойпрактике принимают участие студенты первого курса, обучающиеся по указанному направлению. Практика проводится в сроки, определённые графиком учебного процесса.
Форма, место и период проведения практики
Форма проведения практики - непрерывно – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения всех видов практик, предусмотренных ОП ВО.
Способ проведения - стационарная.
Место проведения практики. Практика проходит на базе образовательных учреждений различного типа.
Учебная практика проводится на 1 курсе – 10 зачётных единиц.
Перечень формируемых практикой знаний, умений и навыков студентов и перечень компетенций (по ФГОС ВО)
В результате прохождения учебной практики студенты должны приобрести знания:
- об общих направлениях профессиональной деятельности школьного психолога и социального педагога в образовательных организациях, соответствующей документации;
- об этических принципах в работе школьного психолога и социального педагога, их должностных обязанностях;
- о принципах и технологиях эффективной организации профессиональной деятельности психолога и социального педагога.
В результате прохождения учебной практики у студента должны сформироваться следующие первичные профессиональные умения и навыки:
Студент должен уметь:
- систематизировать, анализировать и группировать информацию, полученную из справочной, периодической и иной специальной литературы;
- применять простейшие научные методы анализа в своей работе.
Студент должен владеть навыками:
- обобщения и анализа полученных результатов;
- представления полученных данных в табличной и графической форме.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики: УК-1; УК-2; УК-3; ОПК-2; ОПК-3;ОПК-5; ОПК-7; ОПК-8; ПК-1; ПК-2.
Обучающийся, освоивший программу учебной практики, должен обладать следующими универсальными компетенциями (УК):
- способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1);
- способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (УК-2);
- способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3);
Обучающийся, освоивший программу учебной практики, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
- способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики (ОПК-1);
- способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные ее компоненты (в том числе с использованием информационно- коммуникационных технологий) (ОПК-2);
· способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ОПК-3);
· способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении (ОПК-5);
· способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ (ОПК-7);
· способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний (ОПК-8);
· способен к проектированию и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учётом особенностей развития детей с нарушениями речи (ПК-1);
· способен к проектированию и сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи (ПК-2).
6. Структура и содержание учебной практики
Учебная практика предполагает только базовую часть (инвариант).
Перед началом практики проводится установочная конференция, определяющая конкретные цель и задачи практики, место ее прохождения, сроки сдачи отчетной документации.
Содержание охватывает основные направления профессиональной деятельности современного учителя – логопеда.
Успешное прохождение практики является обязательной основой для дальнейшего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, написания курсовых работ и бакалаврской выпускной работы.
Практика обеспечивает подготовку бакалавра к выполнению педагогической, культурно – просветительской деятельности, формирует его профессионально-педагогическое мировоззрение и закладывает возможность продолжения профессионального обучения.
Базовая часть программы (инвариант)
№ | Деятельность | Трудоемкость, з.е. | Текущий контроль |
Анализ специфики профессиональной деятельности логопеда и дефектолога в образовательном учреждении | 1,5 з.е. | Обсуждение заданий практики в рамках консультаций, оказания методической помощи студентам Анализ обратной связи от студентов в рамках итоговой конференции по практике | |
Составление психолого-педагогической характеристики на ребенка | 2 з.е. | Обсуждение заданий практики в рамках консультаций, оказания методической помощи студентам Анализ обратной связи от студентов в рамках итоговой конференции по практике | |
Разработка и проведение внеклассного мероприятия для детей с ОВЗ | 1,5 з.е. | Обсуждение заданий практики в рамках консультаций, оказания методической помощи студентам Анализ обратной связи от студентов в рамках итоговой конференции по практике | |
Анализ просмотренных уроков, коррекционно-развивающих занятий, внеклассных мероприятий | 1 з.е. | Обсуждение заданий практики в рамках консультаций, оказания методической помощи студентам Анализ обратной связи от студентов в рамках итоговой конференции по практике | |
Знакомство с программами психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. | 1,5 з.е. | Обсуждение заданий практики в рамках консультаций, оказания методической помощи студентам Анализ обратной связи от студентов в рамках итоговой конференции по практике | |
Библиографический поиск, оформление его результатов | 1,5 з.е. | Обсуждение заданий практики в рамках консультаций, оказания методической помощи студентам Анализ обратной связи от студентов в рамках итоговой конференции по практике | |
Рефлексия хода и результатов прохождения практики | 1 з.е. | Обсуждение заданий практики в рамках консультаций, оказания методической помощи студентам Анализ обратной связи от студентов в рамках итоговой конференции по практике |