Минимум содержания образовательной программы




По дисциплине «Методика воспитательной работы»

 

Методика воспитательной работы: технология профессионально-педагогического общения; технология решения педагогического конфликта; технология воспитательного влияния; технология воспитательной деятельности; управление воспитательным процессом; характеристика новационных воспитательных систем в системе профессионального образования.

Содержание программы

Лекции

Тема 1. Воспитание – категория педагогической науки (2 часа).

Тема 2. Сущность, содержание, принципы воспитания (2 часа).

Цели воспитания, модели воспитательного процесса, механизмы воздействия в воспитании.

Тема 3. Педагогика отношений личности и среды (2 часа).

Проблемы социализации личности в современном обществе; технология решения педагогического конфликта.

Тема 4. Воспитательная система (4 часа).

Этапы развития воспитательной системы профессионального образования учащихся; формирование воспитательной концепции, оформление и становление новационных воспитательных систем, оптимальное функционирование.

Тема 5. Управление воспитательным процессом (2 часа).

Зависимость методов воспитания от целей, принципов, содержания, условий воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и условия развития коллектива.

Тема 6. Профессионально-педагогическое общение (2 часа).

Технология, виды, функции, структура, мастерство педагогического общения.

Тема 7. Педагогический конфликт (2 часа).

Технология решения педагогического конфликта.

Семинары и практические занятия

Тема 1. Воспитательная деятельность (2 часа).

Характеристика деятельности педагога-воспитателя; основные направления воспитательной деятельности: физическое, нравственное, эстетическое, трудовое, гражданско-патриотическое воспитание; технология отбора методов и форм воспитания, прогноз трудностей в работе педагога-воспитателя; учет возрастных и индивидуальных особенностей как принцип воспитания.

Тема 2. Методы воспитания (2 часа).

Характеристика методов воспитания; классификации методов воспитания; сравнение понятий: «метод воспитания» и «прием педагогического воздействия»; методы педагогического воздействия: педагогические требования, перспективы, общественное мнение, поощрение, наказание и др.

Тема 3. Личность и коллектив (4 часа).

Проблема взаимоотношения личности и коллектива; педагогическое руководство процессом формирования коллектива; особенности организации деятельности и общения в коллективе; коллектив как фактор воспитания личности, среда общения и совместной деятельности; сочетание воспитания в коллективе с индивидуальным подходом к учащимся.

Тема 4. Современные концепции воспитания (4 часа).

Отечественные концепции воспитания; зарубежные концепции воспитания.

Тема 5. Лидерство (4 часа).

Стили руководства, лидер, лидерство, теории лидерства. Типология Курта Левина. Мотивационные потребности личности (А. Маслоу).

Тема 6. Воспитательное мероприятие как форма организации воспитательного процесса. Защита студенческих проектов (2 часа).

Структура и принципы проведения воспитательного мероприятия; педагогические требования к воспитательным мероприятиям; критерии оценки эффективности воспитательных мероприятий.

 

Тема №1 «Воспитательная деятельность» (2 часа)

Семинар - практикум

Основные понятия: педагог-воспитатель, методы и формы воспитания, возрастные и индивидуальные особенности, принцип воспитания, физическое, нравственное, эстетическое, трудовое, гражданско-патриотическое, религиозное, правовое, семейно-бытовое, экономическое, экологическое, интернациональное воспитание

План:

1. Характеристика деятельности педагога-воспитателя.

2. Основные направления воспитательной деятельности: физическое, нравственное, эстетическое, трудовое, гражданско-патриотическое,религиозное, правовое, семейно-бытовое, экономическое, экологическое, интернациональное воспитание.

3. Технология отбора методов и форм воспитания, прогноз трудностей в работе педагога-воспитателя.

4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей как принцип воспитания.

 

Социализация личности - развитие человека на протяжении его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит (А.В. Мудрик). В соответствии с возрастом выделяются следующие этапы социализации:

- младенческий (от рождения до 1 года),

- младший дошкольный (1-3 года),

- дошкольный (3-6 лет),

- младший школьный (6-10 лет),

- подростковый (11-14 лет),

- ранний юношеский (15-17 лет),

- юношеский (18-23 года),

- молодость (23-33 года),

- зрелость (34-60 лет),

- пожилой возраст (60-75 лет),

- старческий возраст (75-90 лет),

- долгожительство (старше 90 лет).

5. Распределение заданий по микрогруппам: коллективное творческое дело (КТД). (Защита студенческих проектов осуществляется на заключительном практическом занятии.)

 

Список литературы:

1. Воспитать человека: сб. нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. – М.: Вентана-Графф, 2003. – 384 с.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие / Б.Т. Лихачев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2003.

3. Методика воспитательной работы: учеб. пособие / под ред. В.А.Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004. - 144 с. - (Высшее профессиональное образование).

4. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий: к изучению дисциплины / Н.Д. Никандров. - Екатеринбург, 2000. - 255 с.

5. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учеб. пособие / под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. – М.: Пед. о-во России, 2000. – 249 с.

6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник. В 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

7. Сластенин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие: в двух частях. Часть 2 / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 256 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: