1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы / Ю.П. Азаров. – М.: Топикал, 1994. – 608 с.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. – Минск: Университетское, 1990. – 560 с.
3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 69-х гг.) / сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987. – 569 с.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л.: Лениздат, 1992. – 400 с.
5. Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации: метод. пособие / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006.
6. Богданова Р.У. как созидать вместе / Р.У. Богданова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 206 с.
7. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 1997. - №4.
8. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 2001. - №1.
9. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 1995. - №4.
10. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: учеб. пособие / В.М. Букатов. – М.: Моск. психол.-социал. ин-т Флинт, 1997. – 95 с.
11. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания / А.К. Быков. – 2006. - №2. – С.37-42.
12. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М.: Академия, 2000. – 208 с.
13. Воронов В.В. Технология воспитания: пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 96 с.
14. Воспитание и его роль в становлении специалиста: материалы XII студенческой научной конференции и VII международных педагогических чтений: сб. статей и тезисов / Архангельский педагогический колледж; под ред. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкина. - Архангельск, 2005. - 124 с.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
16. Гриценко Л.И. Концепция воспитания А.С. Макаренко в свете современных научных знаний / Л.И. Гриценко. – 2006. - №2. – С.89-96.
17. Джуринский А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.
18. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: учебник. – М.:Рос. пед. агентство, 1995. – 183 с.
19. Игумен Георгий Духовно-нравственное становление личности в православной традиции / Игумен Георгий (Е.В. Шестун). – 2006. - №4. – С.53-61.
20. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Васильевой. - Москва: Изд. центр «Академия», 2001. – 415 с.
21. История педагогики в России: хрестоматия для студ. гуманит. фак. Высш. учеб. завед. / сост. С.ф. Егоров. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – 392 с.
22. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учеб. пособие / под ред. А.И. Пискунова. – 2 – е изд., испр., доп. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
23. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание …Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова; под ред. Н.Л. Селивановой. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Пед. о-во России, 2000. – 256 с.
24. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993. – 80 с.
25. Караковский В.А. Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова; под ред. Н.Л. Селиванова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Пед. о-во России, 2000. – 256 с.
26. Ключевский В.О. Два воспитания / В.О. Ключевский // Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX века. – М., 1990. – С.392-400.
27. Крикунова Т.К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении: учеб. пособие. – М.: Академия, 1999. – 152 с.
28. Крупская Н.К. Пед. соч.: в 10 т. / Н.К. Крупская. Т.3. – М., 1959.
29. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д: МарТ, 2002. - 320 с. - (Педагогическое образование).
30. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учеб. пособие / Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2003. – 603 с.
31. Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования: курс лекций по социальной педагогике / Б.Т. Лихачев. – Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. – 288с.
32. Лихачев Б.Т. Философия воспитания: учеб. пособие / Б.Т. Лихачев. – М.: Прометей, 1995. – 282 с.
33. Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В.И. Лутовинов. – 2006. - №5. – С.52-59.
34. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. / А.С. Макаренко; сост. Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов. – М.: Педагогика, 1983.
35. Максакова В.И. Педагогическая антропология: учеб. пособие / В.И. Максакова. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
36. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: в 2 ч. / Л.Н. Модзалевский. – СПб.: Алетейя, 2000. Ч.1 – 429 с; Ч.2 – 496 с.
37. Нилл А. Саммерхил: Воспитание свободой. – М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 294 с.
38. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII - первая половина XIX века / редкол.: А.И. Пискунов, А.М. Арсеньев, М.Ф. Шабаева. - М.: Педагогика, 1973. - 608 с.
39. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / редкол.: А.И. Пискунов, А.М. Арсеньев, М.Ф. Шабаева. – М.: Педагогика, 1976. – 600 с.
40. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. / редкол.: Э.Д. Днепров, С.Ф. Егоров, Ф.Г. Паначин, Б.К. Тебиев. - М.: Педагогика, 1991. - 448 с.
41. Педагогическая энциклопедия / под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова, Е.И. Афанасенко, А.И. Богомолова и др. Т 2. – М.: Сов. энцикл., 1965. – 912 с.
42. Педагогический энциклопедический словарь / под. ред. Б.М. Бим-Бада. – М.: Большая рос. энцикл., 2002. - 527 с.
43. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж.. Руссо, И.Г. Песталоцци. – М.: Педагогика, 1987. – 416 с.
44. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии: учеб. пособие / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М.: Рос. пед. агенство, 1996. – 269 с.
45. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А.И. Пискунов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981. – 528 с.
46. Плинер Я.Г. Воспитание личности в коллективе / Я.Г. Плинер, В.А. Бухвалов. – М.: Центр: пед. поиск, 2000. – 160 с.
47. Поштарева Т.В. Формирование этно-культурной компетентности / Т.В. Поштарева. – 2005. - №3. – С.35-42.
48. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе / А.С.Прутченков. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 639 с.
49. Пряникова В.Г. История образования и педагогической мысли: учеб.-справочник / В.Г. Пряникова, З.И. Равкин. – М.: Новая шк., 1994. – 96 с.
50. Психология воспитания / под ред. В.А. Петровского. – М., 1995. – 152 с.
51. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов, редкол.: Э.Д. Днепров [и др.]. – М.: Большая рос. энцикл., 1993. – 608 с.
52. Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения: в 3 т. / Ж.-Ж. Руссо. – М.: Гослитиздат, 1961.
53. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии / Г.К. Селевко, А.Г. Селевко. – М.: Народное образование, 2002. – 176 с.
54. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: книга для будущих родителей. – 2-е изд. – М.: Дет лит., 1989. – 367 с.
55. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. / В.А. Сухомлинский. - Киев, 1979-1980.
56. Таланчук Н.М. введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов / Н.М. Таланчук. – М., 1991. – 184 с.
57. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие/ Ю.Г. Фокин. - М.: Академия, 2002. - 224 с. - (Высшее образование).
58. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики: учеб. пособие / Ф.А. Фрадкин, М.Г. Плохова, Е.Г. Осовский. – М.: ТЦ «Сфера», 1995. – 160 с.
59. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зинглер. – СПб.: Питер, 1997. – 606 с.
60. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Академия, 202. – 384 с.
61. Щуркова Н.Е. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе / Н.Е. Щуркова, Е.П. Павлова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160 с.
62. Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. – М.: Пед. о-во России, 2000. – 118 с.
63. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Пед. о-во России, 2002. – 223 с.
64. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
65. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
Словарь
Авторитет – (лат. аuctoritas – достоинство, сила, власть, влияние) совокупные свойства кого бы то ни было, позволяющие оказывать влияние на взгляды и поведение других людей. Авторитет проявляется как принимаемая власть, выслушиваемое мнение, перенимаемый пример, испрашиваемый совет.
Авторитарное воспитание – педагогическая концепция, согласно которой воспитательные отношения строятся на беспрекословном авторитете воспитателя и подчинении воспитанника его воле. Авторитарному воспитанию противостоят концепции естественного воспитания и свободного воспитания.
Агрессия – поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда; возникает как реакция на фрустрацию и сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти; готовность к агрессии – устойчивая черта личности (агрессивность); агрессия может направляться вовне и на себя.
Адаптация социально-психологическая - результат взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы.
Активность социальная - поведение социальных субъектов (общества, классов, групп, личностей), воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их собственную организационную структуру и психику.
Альтруизм - черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь другим людям.
Атрибуция - приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков.
Аффилиация - потребность в общении, в эмоциональных контактах.
Взаимоотношения межличностные - субъективные связи и отношения, существующие между людьми в обществе.
Внутригрупповой фаворитизм - стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.
Воздействие педагогическое - влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитанника, на организацию его деятельности и общения в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности.
Воспитание – формирование системы ценностных ориентаций, передача общественно-исторического опыта, культурного наследия, традиций новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни, производительному, творческому труду.
Воспитанность – интегрированный результат социализации, воспитания и самовоспитания человека.
Воспитательный процесс – это взаимодействие воспитателей и воспитанников, разворачивающееся во времени, в ходе которого реализуются педагогические цели воспитателя и актуальные потребности воспитанника: в познании, общении, самореализации и т.д.
Государственная политика в сфере образования - политика, в основе которой лежит принцип приоритетности вопросов образования, недопущение создания и деятельности политических организаций и религиозных движений в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления.
Групповая динамика - область социально-психологических исследований, изучающая закономерности поведения, общения и взаимовлияния людей друг на друга в малых группах.
Гуманизм - мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Гуманистическое образование - образование, основанное на принципах приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Гуманистическая педагогика – направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х – начале 60-х гг. В центре внимания гуманистической педагогики – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Гуманитарное образование – приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, установление связей между предметами через общечеловеческую составляющую школьных дисциплин, формирование личностной зрелости обучаемых.
Демократизация образования – один из основных принципов государственной политики в области образования, пронизывающий все стороны школьной жизни, предполагающий ликвидацию монополии государства на образование и переход к общественно-государственной системе, в которой личность, общество и государство являются полноправными партнерами; четкое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами управления с максимальной передачей на места управленческих функций; муниципализация образования, т.е. участие местной власти и местной общественности как в управлении образованием через соответствующие муниципальные органы, так и непосредственно в деятельности образовательных учреждений.
Имидж учителя (от англ. image – образ) – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
Интеграция групповая – согласованность, упорядоченность и стабильность системы внутри групповых процессов.
Интериоризация (от франц. interiorisation – переход извне во внутрь, от лат. interior – внутренний) – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности.
Интернациональное воспитание – целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и чувства людей с целью превращения интернационализма в их прочные идейные убеждения и нравственные нормы поведения.
Карьера – 1) последовательность профессиональных ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека; 2) продвижение индивида по ступеням производственной, имущественной, социальной, административной и иной иерархии. Субъективно осознанный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов в основной форме личностного самовыражения; поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Понятие карьера не означает непрерывного и постоянного движения вверх по организационной иерархии. Иначе говоря, карьера – это индивидуально осознанная позиция и поведение, связанные с трудовым опытом/деятельностью на протяжении рабочей жизни человека. В широком смысле карьера – общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой). Карьера характеризуется динамикой социально-экономического положения, статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности.
В узком смысле понятие карьера связывается с динамикой положения и активности личности в трудовой деятельности.
Квалификация профессиональная – ступени профессиональной подготовленности работника, позволяющие ему выполнять трудовые функции определенного уровня и сложности в конкретном виде деятельности. Показателем квалификации профессиональной являются квалификационные категории, которые присваиваются работнику в соответствии с нормативными характеристиками данной профессии.
Климат социально-психологический – психологический настрой в группе или коллективе.
Компетентность – знание, опыт в той или иной области. Интегральное проявление профессионализма, в котором сочетаются элементы профессионализма и общей культуры, опыта. Рост компетентности сопряжен с самоанализом и самооценкой личности, являющимися внутренним стимулом профессионального самоопределения. Педагогическая компетентность определяет качество и уровень педагогической готовности к деятельности.
Конфликт – социально-психологический феномен, обозначающий особый случай взаимодействия, в котором главным содержанием является противоборство конфликтующих сторон, направленное на разрешение конфликтной ситуации.
Конфликт внутриличностный – состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.
Конформность – психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера «подчинения» индивида групповому давлению, некритическое принятие, человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.
Культура поведения – поступки и формы общения людей, основанные на принципах нравственности, эстетического вкуса и соблюдении норм и правил человеческого общежития.
Личность – субъект социальных отношений; системное качество индивида, образующееся в совместной деятельности и общении.
Методы воспитания – наиболее общие способы осуществления воспитательной деятельности.
Методика воспитания – теоретически обоснованная, внутренне непротиворечивая система последовательных действий педагога, направленная на решение конкретных педагогических задач и определяющая порядок и алгоритм применения методов, наиболее адекватных данным задачам.
Мировоззрение личности – система взглядов на природу, общество, других людей и самого себя, которая сложилась у человека и определяет его линию поведения, жизнедеятельность.
Нормы групповые – принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей.
Нравственное воспитание – формирование внутренней способности быть верным общечеловеческим нравственным принципам, умения делать выбор поведения с учетом общественных моральных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения и нравственного мышления.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Педагогическая культура – динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения человека; часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.
Педагогическая техника – элемент педагогической технологии, состоящий из системы умений, обеспечивающих педагогу подготовку его организма (психофизического аппарата) как инструмента воздействия.
Педагогическая технология – последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, процедур и действий, направленных на достижение запланированных целей в рамках технологии, строго следуемых одна за другой.
Педагогическая этика – наука о разных аспектах нравственной деятельности педагога. В основе лежат три аксиомы: педагог должен уметь любить детей; педагог должен относиться к детям с уважением; ученик имеет право на незнание. Педагогическая этикареализуется в таких категориях, как педагогическая справедливость, профессиональная честь, совесть, профессионально-педагогический долг. Содержательной стороной педагогической этики являются: нравственное сознание педагога, проявляющееся в его взглядах, чувствах, убеждениях; нравственные отношения педагога с обучаемыми, коллегами, родителями; нравственная деятельность, реализующаяся в практике через кодекс правил педагогической морали: педагог не должен…, педагог обязан быть….
Педагогический консилиум - совещание, консультация учителей с целью более глубокого изучения успеваемости и поведения школьников и выработки правильного пути дальнейшей работы с ними по устранению обнаруженных недостатков в их обучении, развитии и воспитании.
Педагогическое сотрудничество – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка; одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания.
Педагогическое творчество – высшая форма активности и самостоятельной духовно-практической и научно-организационной деятельности преподавателя, связанной с проектированием и созданием педагогом своего опыта по воспитанию, обучению и развитию учащихся.
Подростки с девиантным (общественно опасным) поведением – дети, достигшие 11-летнего возраста, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и педагогическом подходе в специальных учреждениях, обеспечивающих их медико-социальную реабилитацию, образовательную и профессиональную подготовку (дети направляются туда по решению суда).
Поступок – сознательно совершенное человеком управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений.
Практика (от греч. prakticos – деятельный, активный) – материальная, целеполагающая деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование природных и социальных объектов, всеобщая основа развития человеческого общества и познания. Практика в самых различных своих проявлениях присутствует в процессе обучения, считается одним из основных компонентов профессиональной подготовки учителя.
Профессиональная культура – высокий уровень знаний, умений и навыков в определенной области трудовой деятельности.
Профессиональное умение – способность осознанно, быстро и точно выполнять трудовую деятельность по специальности в учебных и производственных условиях, сформированная на основе ранее полученных знаний и умений. Владение сложной системой интеллектуальных и практических действий, необходимых для целесообразного регулирования конкретной трудовой деятельности по специальности.
Профессиональное развитие – приобретение работником новых знаний, умений и навыков, которые он использует или будет использовать в своей профессиональной деятельности; процесс наполнения компонентов профессионального опыта человека новым, отличным от предыдущего, содержанием. Основные методы профессионального развития: профессиональное обучение, развитие карьеры, образование.
Религиозное образование – направление и результат образовательной деятельности, имеющей предметом изучения и преподавания религию в ее социальном, богословском, историческом, личностном или иных измерениях. Религиозное образование может осуществляться в семье, религиозной общине, профессиональном учебном заведении или общеобразовательной школе.
Самоанализ педагогической деятельности – изучение учителем состояния, результатов своей собственной учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся.
Самовоспитание – сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Главным условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.
Самообладание – способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в жизненных ситуациях.
Самообразование учителя профессиональное – многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование. Самообразование способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, является средством самопознания и самосовершенствования.
Самообучение – процесс получения человеком знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств.
Самоопределение личности – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.
Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Самооценка бывает актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время), ретроспективной(как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни), идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе), рефлексивной(как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди).
Самореализация личности – наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.
Саморегуляция (от лат. regulare – приводить в порядок, налаживать) – система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управление своей психикой. Может достигаться самоубеждением, самовнушением, самоприказом, самопринуждением, а также путем систематической аутогенной тренировки и др.
Социализация учителя профессиональная – процесс вхождения учителя в профессиональную среду, усвоение им педагогического опыта, овладение стандартами и ценностями педагогического сообщества, активной реализации накопленного опыта.
Социальное окружение – макро- и микросреда, с которой прямо или опосредованно взаимодействует индивид.
Социальный стереотип – упрощенное, схематизированное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте.
Становление – приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию. Можно говорить о становлении характера, личности, мышления.
Физическое воспитание – всестороннее развитие всех физических сущностных сил ребенка, анатомической, физиологической, нервной и других систем его организации; формирование прочных привычек физической культуры и устоев здорового образа жизни.
Ценностные ориентации – система устремлений личности, выражающаяся в предпочтении определенных ценностей и построение на их основе способов поведения.
Эмпатия – способность педагогастановится на точку зрения студента, умение чувствовать. Сопереживать, стимулировать его рассуждение, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понимать, как студент воспринимает определенную ситуацию.
Эстетическое воспитание – формирование художественно-эстетического сознания, способности воспринимать, чувствовать, оценивать эстетические явления в искусстве и действительности, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.
Я-концепция – система представлений индивида о себе, относительно устойчивая, в разной мере осознаваемая, переживаемая как уникальная, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Содержание
Введение………………………………………………………………….. | |
Минимум содержания образовательной программы по дисциплине «Методика воспитательной работы» ………………………………....... | |
Содержание программы ………………………………………………… | |
Тема №1. «Воспитательная деятельность» …………………………….. | |
Тема №2. «Методы воспитания» …………………………….................. | |
Тема №3. «Личность и коллектив» ……………………………………... | |
Тема №4. «Современные концепции воспитания» ……………………. | |
Тема №5. «Лидерство» ……………………………….............................. | |
Тема №6. «Воспитательное мероприятие как форма организации воспитательного процесса» Защита студенческих проектов …………….. | |
Программа спецкурса «Развитие педагогической мысли в XVIII веке» (на примере Архангельского Севера) | |
Темы расчетно-графических работ по дисциплине «Методика воспитательной работы» ………………………………………………………. | |
Критерии результативности курса «Методика воспитательной работы» ………………..………………………………………………………. | |
Список дополнительной литературы …………………………………... | |
Словарь ………………………………………...………………………… |