ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель спецкурса: дать целостное представление об истории развития педагогической мысли в XVIII веке на примере Архангельского Севера, показать актуальность педагогических идей просветителей Архангельского Севера данного исторического периода для современной образовательно-воспитательной практики.
Программа спецкурса раскрывает вопросы истории отечественной педагогики XVIII века. Мы сочли целесообразным рекомендовать студентам педагогических вузов, училищ, колледжей, педагогам в системе повышения квалификации и переподготовке работников образования программу спецкурса «Развитие педагогической мысли в XVIII веке» (на примере Архангельского Севера). Его изучение направлено на обогащение содержания общепедагогической подготовки студентов, расширение их профессионального кругозора и повышение интереса к курсу отечественной педагогики. Кроме того, материал спецкурса является эффективным средством воспитания гражданских качеств: любви к малой Родине, уважения народных традиций, гордость за историческое прошлое своего народа. Знакомясь с региональным педагогическим опытом, будущие педагоги получают необходимую информацию для своей профессиональной деятельности.
Накопленные народной поморской педагогикой традиций воспитания и образования, духовно-нравственный потенциал поморской школы способствуют обеспечению высоких результатов в воспитании и образовании в современном обществе.
Занятия организуются кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения, но по отдельным темам возможно привлечение наиболее квалифицированных преподавателей кафедр истории, философии, культорологии и др. Программа рассчитана на 42 учебных часа (22 - лекции, 18 - семинары, 2- практическое занятие – круглый стол).
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование тем | Кол-во часов | Форма работы |
Социокультурная ситуация в России эпохи Просвещения. Государственная образовательная политика XVIII века | Лекция | ||
История, экономика, культура и образование на Архангельском Севере: проблемы взаимосвязи и взаимовлияния | Лекция Семинар | ||
Народная поморская педагогика как социально-педагогическое явление и форма духовного творчества народа | Лекция Семинар | ||
Народная педагогика – источник формирования воспитательно-образовательных традиций на Архангельском Севере | Лекция Семинар | ||
Семейная педагогика как составная часть народной поморской педагогики | Лекция Семинар | ||
№ | Наименование тем | Кол-во часов | Форма работы |
Воспитательный потенциал прогрессивных народных поморских традиций. | Лекция Семинар | ||
Влияние идей М.В. Ломоносова на развитие педагогической мысли Архангельского Севера в XVIII веке | Лекция Семинар | ||
Педагогические взгляды просветителей В.В. Крестинина, А.И Фомина в образовательном пространстве Архангельского Севера и России второй половины XVIII века | Лекция Семинар | ||
Вклад В.В. Крестинина в развитие педагогической мысли Архангельского Севера второй половины XVIII века. | Лекция Семинар | ||
Просветительские идеи и педагогическая деятельность А.И. Фомина | Лекция Семинар | ||
Актуальность педагогических идей просветителей Архангельского Севера XVIII века для современной образовательно-воспитательной практики. | Круглый стол | ||
ИТОГО |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Социокультурная ситуация в России эпохи Просвещения. Государственная образовательная политика XVIII века.
Социокультурная ситуация в России. Эпоха Просвещения. Влияние просветительства на становление и развитие педагогической мысли в России и регионах (на Архангельском Севере). Сближение России с западноевропейскими государствами в политическом, социально-экономическом отношении. Явление «европеизации» в российском социуме. Характеристика государственной политики в сфере отечественного образования XVIII века. Исторические этапы генезиса педагогической мысли в России и на Архангельском Севере. Образовательные реформы правителей России: Петра I и Екатерины II.
2. История, экономика, культура и образование на Архангельском Севере: проблемы взаимосвязи и взаимовлияния.
Социокультурные и географические условия развития педагогической мысли и образования на Архангельском Севере: географическое положение, природно-климатические условия, этапы экономического развития, общественно-политическая и социокультурная ситуация (традиции, обычаи, обряды, религиозные верования). Характеристика основных тенденций исторического развития Архангельского Севера, их специфика. Взаимовлияние социокультурного развития и образовательной политики региона.
3. Народная поморская педагогика как социально-педагогическое явление и форма духовного творчества народа.
|
Сущность и содержание народной поморской педагогики. Цель, принципы, методы и средства нравственного, эстетического, трудового воспитания. Основные понятия в народном воспитании (уход, пестование, воспитание, обучение, учение, приучение, наставление).
4. Народная педагогика – источник формирования воспитательно-образовательных традиций на Архангельском Севере.
Региональный историко-педагогический опыт. Характеристика развития образования. Педагогические идеи просветителей, представителей православной церкви. Архангельский Север как историко-культурный регион. Самобытная этнокультура. Образовательные традиции народной поморской педагогики. Особенности социально-педагогической среды. Народная поморская педагогика - социальная обусловленность, изменчивость, инертность, демократизм, преемственность, социальная активность. Общность воспитательно-образовательных традиций Архангельского Севера: идея о ценности знаний, идея о ценности нравственных качеств личности, идея о ценности женщины, ее предназначении в обществе и семье, идея о ценности труда, идея о ценности семьи.
5. Семейная педагогика как составная часть народной поморской педагогики.
Семья и семейное воспитание в истории Архангельского Севера. Семья как средоточие нравственной и хозяйственной традиционной деятельности человека. Образ жизни поморской семьи: состав, структура, функции, семейно-бытовые отношения, условия жизни. Экономическая основа семьи.
6. Воспитательный потенциал прогрессивных народных поморских традиций.
Прогрессивные идеи народной педагогики поморов: идея воспитания человека по образцу, идеалу. Семейно-обрядовые традиции как образцы поведения, нормы человеческих взаимоотношений. Педагогическая значимость семейно-обрядовых традиций. Использование идей семейной педагогики в воспитательной работе на Архангельском Севере в XVIII веке. Значение прогрессивных народных традиций Архангельского Севера для современной педагогической культуры региона.
7. Влияние идей М.В. Ломоносова на развитие педагогической мысли Архангельского Севера в XVIII веке.
Возрождение гуманистического идеала в эпоху Просвещения. Обращение к вопросу о сущности человека. Проблема формирования личности, взаимоотношений в системе «общество - человек». Развитие отечественной педагогики в XVIII веке. Научно-педагогическая деятельность М.В.Ломоносова (1711-1765 гг.). Ведущие принципы педагогического учения М.В. Ломоносова: народность, демократизм, гуманизм.
8. Педагогические взгляды просветителей В.В. Крестинина, А.И Фомина в образовательном пространстве Архангельского Севера и России второй половины XVIII века.
Влияние идей отечественных ученых эпохи Просвещения. Педагогические взгляды архангельских просветителей В.В. Крестинина, А.И Фомина: просвещение, всеобщее распространение грамотности, гражданское и нравственное воспитание, формирование «истинного сына Отечества», сохранение народных традиций и духовное воспитание.
9. Вклад В.В. Крестинина в развитие педагогической мысли Архангельского Севера второй половины XVIII века.
Элементы историко-педагогической регионологии в произведениях архангельского историка и педагога В.В. Крестинина (1729-1795 гг.). Оценка В.В. Крестининым роли просвещения, науки, школьного обучения и воспитания в экономическом развитии северного края, в повышении культуры «двинского народа». В.В. Крестинин - продолжатель демократического направления российской исторической и педагогической мысли, начатого М.В. Ломоносовым. Работы В.В. Крестинина по этнопедагогике, проблемам воспитания и образования «двинских жителей», историографии, этнографии и географии Севера.
10. Просветительские идеи и педагогическая деятельность А.И. Фомина.
А.И. Фомин (1733-1802 гг.) - историк-краевед, собиратель и публицист летописей, деловых актов, рукописей. Служебные и общественные должности А.И. Фомина. Педагогическая деятельность А.И. Фомина (директор народных училищ с 1758 по 1796 гг.). А.И. Фомин - книготорговец, член императорского Вольного экономического общества (1789 г.), первого в России научного общества по изучению природных ресурсов и содействию развития экономики страны. Просветительские идеи А.И. Фомина.
11. Актуальность педагогических идей просветителей Архангельского Севера XVIII века для современной образовательно-воспитательной практики.
Практическая работа: подготовка вопросов для обсуждения за «круглым столом», составление тезауруса по проблеме.