Главные ворота, храм Кристо-де-ла-Лус, музей Санта-Крус в Толедо




Plaza Mayor в Мадриде

От Пуэрта-дель-Соль улица ул. Постас ведет к другой знаме­нитой и более старой площади Мадрида, к Plaza Mayor. Чуть се­вернее Пуэрта-дель-Соль расположена церковь Сан-Хинес (XIV в., открыта во время богослужений), где выставлены картины Эль Греко.

Весь район к западу от Пуэрта-дель-Соль называют «австрийским Мадридом», или «Мадридом Габсбургов» - в память о коро­левской династии, правившей Испанией до 1700 г., когда на пре­стол взошел Филипп V Бурбон. По приказу одного из Габсбургов, Филиппа III, была спланирована PlazaMayor (конный мону­мент Филиппа III установлен в центре площади).

Свое название, «главная», Plaza Mayor, получила в начале XVI в., после перестройки нахо­дившейся здесь раньше площади Аррабаль. Тогда была вымощена камнем мостовая, построены тре­хэтажные дома с аркадами — в 1620 г. большая квадратная пло­щадь была открыта. В 1853 г. ее реконструировал арх. X. де Вилья нуэва. В XVI-XVIII вв. Plaza Mayor действительно была центром го­рода: здесь работал рынок, устра­ивались бои быков, здесь объяв­ляли приговоры инквизиции, ус­траивали публичные казни. Пло­щадь служила отправной (или конечной) точкой религиозных процессий, карнавалов. Здесь были объявлены королями Фи­липп V, Фернандо VI, Карлос IV, здесь проходили торжественные церемонии, посвященные кано­низации св. Тересы, св. Игнасио, св. Исидро и др.

 

На площадь можно попасть с девяти прилегающих к ней улиц — входы оформлены арками. Глав­ное и самое красивое сооружение площади — Каса-де-ла-Панадерия («булочная»), стоящее с се­верной стороны. Сама булочная располагалась на первом этаже, а с балкона второго этажа, стоя ря­дом с пестрыми фресками, укра­шающими стены, члены королев­ской семьи обычно наблюдали за событиями, которые происходи­ли внизу. На противоположной стороне площади стоит Каса-де-ла-Карнисерия («мясная лавка»), бывший мясной магазин, а ныне административное здание.

С Plaza Mayor можно выйти че­рез юго-восточные аркады на ул. Аточа и, пройдя несколько кварталов, уви­деть дворец Санта-Крус (арх. X. Гомес де Мора, барокко, 1620-1640-е гг.), ныне принадлежащий Министерству иностранных дел. Строили его для судебных учреж­дений и тюрьмы для знатных особ. Обогнув дворец, можно оказаться на ул. Консепсьон-Херонима, которая приведет к быв­шему кафедральному собору Сан-Исидро (барокко, XVII). Это огром­ное сооружение не слишком ин­тересно с архитектурной точки зрения, но очень почитаемо — здесь хранится изображение св. Исидро, покровителя Мадрида. Церковь открыта до позднего ве­чера и всегда полна народу.

Асторга

В магазинах города можно ку­пить сувениры, связанные с тра­дициями и историей небольшого народа марагатос. Его происхож­дение неизвестно; по одной из версий, марагатос - потомки берберов, их основным занятием на протяжении веков оставалось разведение мулов. Асторга -главный город марагатос, во вре­мя праздников некоторые жители надевают национальные костюмы марагатос.

Асторгу стоит посетить ради нескольких хорошо сохранив­шихся памятников римского пе­риода. Поселение Астурика Ав­густа основали римляне на так называемом серебряном пути - от серебря­ных рудников рядом с Хихоном он вел в римскую столицу про­винции Мериду и далее в Севи­лью, откуда серебро отправля­лось в Италию. В Средние века Асторга, хорошо защищенная крепостными стенами, сохра­нившимися до наших дней, была крупной остановкой на пути паломников в Сантьяго-де-Компостела. От римских времен сохра­нились руины крепостных стен, общественных бань на пр. Муралья и водо­провода на ул. Хардин.

 

Все это можно увидеть, если присоединиться к специальной экскурсии, ко­торая начинается от бывшей тюрьмы для рабов - сейчас там находится Римский музей.В центре Асторги стоит готи­ческий собор XV в., значитель­но перестроенный в XVIII в., в стиле барокко. В музее собора хранится не­сколько реликвий, в том числе — часть креста, на котором был распят Христос. Напротив хра­ма расположен дворец епис­копа, постро­енный знаменитым барселонс­ким архитектором А. Гауди. Он стилизован под готический ры­царский замок. Ныне здесь ра­ботают выставки религиозного искусства; также можно уви­деть витражи и изразцы, вы­полненные по рисункам А. Гау­ди.

Еще одна достопримечатель­ность Асторги — Музей шокола­да. В 18-19 вв. основ­ные доходы жители Асторги полу­чали от производства и продажи шоколада; в музее можно увидеть приспособления для изготовле­ния разных сортов шоколада и ли­тографии, иллюстрирующие этот процесс.От него идите к пл. Санта-Мария-дель-Камино. В Средние века на этой мощеной зеленой площади (фонтан был постав­лен в XVIII в.) шумел рынок для паломников, направлявшихся в Сантьяго. Паломники непре­менно посещали романскую церковь Санта-Мария-дель-Камино; до наших дней там сохранилась статуя Бо­гоматери Паломников.Закончить прогулку можно на современной пл. Сан-Франсиско, уже за пределами старого горо­да. Направляясь к ней по ул. Сан-Франсис­ко, обратите внимание на дей­ствующий до сих пор монас­тырь Консепсьон (XVI).

Барселона

Барселона, вторая столица Испании, мучительно переживает свою «нестоличность». Судьба самого европейского города страны чем-то напоминает судьбу Санкт-Петербурга; неслучайно, и по отношению к Барселоне появился образ «вдовы». Барселонцев, как и вообще ка­талонцев, считают высокомерными, самодовольными, скупыми, гор­дыми. Русский писатель П. Вайль замечает: «По случаю праздника воз­ле кафедрала танцуют сардану. Этот танец тоже ставится в упрек — за его монотонность и расчисленность. Кастильцы говорят, что ката­лонцы даже когда танцуют — подсчитывают. Сардана в самом деле не искрометное зрелище, не фламенко и не севильяна, но в скупости мелодии и минималистском рисунке ощущаешь древность и подлин­ность. Сардану держали под негласным запретом при кастильском засилии времен Франко, и диссидентский оттенок есть до сих пор: по крайней мере, старики в толпе лихо прихлопывают и со значением подпевают. Колоссальный социокультурный фактор тут —футбол, точ­нее — клуб «Барселона». В период франкистских репрессий его по­беды воспринимались политическими. В 1939—1975 гг. «Барса» во­семь раз выигрывала национальный чемпионат и девять раз — кубок страны. А значит — семнадцать раз каталонец побеждал кастильца. Документальный факт: когда умер Франко, в барселонских магази­нах, кончилось шампанское».

 

Барселона, столица Катало­нии, испанское «окно в Европу», находится на берегу Средизем­ного моря и окружена невысоки­ми холмами Кольсерола. Самые красивые виды открываются с холма Монжуик и горы Тибидабо. Город разделен на несколько районов. Наиболее интересны для тури­ста Готический квартал, в котором находится кафедральный собор, и другие архитектурные памятни­ки и застроенный в эпоху модер­на район Эшампле, где расположен храм Саграда-Фамилия. Вдоль Готического квартала тянется наиболее при­влекательная улица Барселоны — Рамблас, которая соединяет пл. Каталунья, крупный транспортный узел, с бе­регом моря. Восточнее Барри-Го­тик находится Парк Сьютаделья, устроенный на месте старинной крепости, а южнее - Барселонетта, старинный прибреж­ный рыбацкий район, и Олимпий­ская деревня. В Эшампле, появившемся на карте Барселоны после перепла­нировки города в 1860 г., сосре­доточены основные памятники архитектурного модерна начала XX в., в том числе самые извест­ные постройки А. Гауди. С юга на север Эшампле пересекает Пассеч-де-Грасия, а с востока на запад — крупнейшая магистраль новых районов Бар­селоны Авингуда-Диагональ, что переводит­ся на русский как «Диагональный проспект».Для осмотра основных досто­примечательностей Барселоны необходимо не менее 4-6 дней.

Бульвар Лас-Рамблас, фонтан «Три грации», оперный театр Лисеу

Лас-Рамблас, пешеходный бульвар, возникла на месте старого русла реки Кагалель; в Средние века она превратилась в сточную канаву и была засыпана. Ката­лонское слово «рамбла» происхо­дит от арабского «рамла», что оз­начает «высохшая земля»; в горо­дах Каталонии такие «рамблы», высохшие реки — довольно час­тое явление. До начала XVIII в. Рамблас была единственной большой улицей Барселоны, она вела от берега моря к Старому го­роду; вдоль правой ее стороны тя­нулась мощная городская стена, защищавшая жилые кварталы. После того как в 1775 г. началась застройка бывших предместий и городские укрепления были раз­рушены, Рамблас превратилась в бульвар. Сейчас она засажена платанами, уставлена столиками кафе и сувенирными ларьками; здесь постоянно играют музыкан­ты, безработные актеры изобра­жают «живые памятники» — жизнь на Лас-Рамблас кипит круг­лосуточно. Смысл Лас-Рамблас — в безостановочном гуляний, это настоящий «нерв города».

Лас-Рамблас на своем протя­жении сменяет пять названий. Нижняя ее часть, возле Средизем­ного моря, называется Рамбла-де-Санта-Моника (ее название произошло от одноименной церкви) и начи­нается от 50-метрового памятни ка Христофору Колумбу, установлен­ного к открытию Всемирной выс­тавки 1888 г. На лифте можно под­няться на смотровую площадку. Рядом с памятником расположена самая большая в мире сохранив­шаяся средневековая верфь; ныне здание отдано под Морской музей.

 

Rambla de Santa Monica закан­чивается у Placa del Teatre, и да­лее начинается Рамбла-дельс-Капучинс, название которой связано со старым зданием братства мо­нахов-капуцинов. Это централь­ная часть бульвара, поэтому ее часто зовут Рамбла-дель-Сентре. Она пер­вой была превращена в бульвар и до сих пор остается любимым местом прогулок горожан. Осо­бенно многолюдно бывает здесь после представлений в Опере. Обязательно пройдите по корот­кому переулку на пл. Рейаль - Королевскую пло­щадь, которую в 1848 г. сплани­ровал городской арх. Ф.Д. Молина. Площадь окружена одинако­выми зданиями с аркадами на первом этаже (сопортали); по­добные площади есть почти в каждом старом испанском горо­де. В конце XIX в. здесь появился фонтан «Три грации», ограда которого украшена фонарями ра­боты А. Гауди.

Центральная часть Лас-Рамблас заканчивается на пл. Бокерия - об­ратите внимание на мостовую в центре бульвара, оформленную круговым мозаичным орнамен­том Ж. Миро. С нечетной стороны бульвара находится один из луч­ших в Европе оперный театр Лисеу, дважды восстанов­ленный после пожаров в 1861 и 1994 гг., и рынок Бокерия, на­стоящее «чрево Барселоны».

С четной стороны стоит дом Бруно Куадроса, кото­рый часто называют «домом зон­тиков» — здесь был магазин, где торговали зонтами. Угловой фасад здания украшает зеленый китайский дра­кон, а интерьер — мебель в стиле модерн. Небезынтересен и дом № 94 - одно из самых современных зда­ний Барселоны (1991). Возле «дома зонтиков» от Рамблы отхо­дит улица, извест­ная своими сувенирными мага­зинчиками, а напротив оперного театра находится Café de l’Opera, одно из старейших кафе в Барсе­лоне, открытое в 1929 г.

 

Бульвары Реколетос и Прадо

На углу с Gran Via стоит церковь Калатравас (арх. Ф. Лоренсо, ба­рокко, XVII) с красивым алтарем — ее строили для родственников рыцарей ордена Калатравы. На противоположной стороне ули­цы - церковь Сан-Хосе (перестр. арх. П. Рибера, 1730-1742), знаменитая тем, что здесь писатель Лопе де Вега был воз­веден в сан священника. На оживленном перекрестке расположены офисы крупных компаний и учреждений, центральные ж/д кассы, различные министерства и т.д. Чуть в стороне от проезжей части стоит дворец Буэнависта ( XVIII) герцогов Альба (ныне принадлежит Мини­стерству обороны).

От пл. Сибелес, украшенной фонтаном Кибелы (древнегреческой богини плодородия, XVIII), рас­ходятся в разные стороны два самых красивых и оживленных бульвараPaseo Recoletos иPaseo del Prado. В самом начале Paseo Recoletos, в доме №2, на­ходится Дом Америки, культурный центр и художественная гале­рея, посвященная Латинской Америке.

 

Если продолжить путь по Calle Alcala, то на следующей площади, на Plaza de la Independencia, мож­но увидеть монументальные во­рота Пуэрта-де-Алькала (арх. Ф. Сабатини, 1770) — они стояли на восточ­ной границе города. Но мы сове­туем вам свернуть на бульв. Прадо, который с конца XVIII в. и до нашего време­ни остается самым модным мес­том прогулок. Здесь рас­положены лучшие музеи всей Ис­пании: Музей прикладного ис­кусства, Музей армии, Музей Тиссен-Борнемиса и др.

Главная достопримечатель­ность бульвара Прадо - безуслов­но, Музей Прадо. Он занима­ет два здания: бальный дворец Филиппа IV и здание, построенное арх. X. Вильянуэва в 1785-1819 гг. специально для Ко­ролевского музея живописи и скульптуры короля Фердинанда (Фернандо) VII. Прадо - один из крупнейших в мире художествен­ных музеев, по богатству коллек­ций сопоставимый с Лувром и Эр­митажем. Здесь хранятся произ­ведения Боттичелли, Босха, Рем­брандта, Дюрера и лучшее в мире собрание испанской живописи (Эль Греко, Веласкес, Гойя и др.). Начало музею положила короле­ва Изабелла, которая еще в 1500 г. стала покупать картины для сво­его дворца. Долгое время карти­ны находились в толедском Аль­касаре, но после пожара 1734 г., когда многие произведения были уничтожены, уцелевшую часть со­брания перевезли в Королевский дворец в Мадрид. В 1819 г. музей стал общедоступным. Название музея по-испански обозначает «луг» — на месте, где был постро­ен парк Эль-Рети рои дворец, ког­да-то находился луг и загородный монастырь Сан-Херонимо.

Бургос

В Бургос, расположенный на древней «Дороге франков», не­пременно стоит поехать тем, кто ценит архитектуру - здесь распо­ложен великолепный готический собор. Он стоит в центре старого города, на правом, северном бе­регу реки Арлансон; в западной части города, на холме находится древний замок. На левом, южном берегу, кроме автобусного и ж/д вокзалов и новых жилых кварта­лов, есть два средневековых мо­настыря. Если вы хотите ограни­читься лишь осмотром города, то приезжайте в Бургос на один день; если же хотите посетить монасты­ри, то задержитесь еще на день.

Прогулку по Бургосу удобнее всего начать от моста Санта-Мария, перекинутого через Арлансон. Если вы окажетесь в Бургосе в теплое время года, то наверняка увидите под мостом множество гусей и уток — они придают город­скому пейзажу почти деревенс­кую живописность. У съезда с мо­ста стоят городские ворота Санта-Мария, встроен­ные в XVI в. в древнюю крепост­ную стену и украшенные статуями тех, кто сыграл важную роль в ис­тории Бургоса (графа Диего Порсельоса. Карла V, при котором были выстроены эти ворота, Сида, бургосского графа Фернана Гонсалеса и др.). Сейчас внут­ри воротных башен устроены вы­ставочные залы; в зале на первом этаже сохранился резной потолок в стиле мудехар.

 

Пройдя сквозь арку ворот, вы окажетесь перед главным фаса­дом знаменитого бургосского со­бора, одного из самых краси­вых готических храмов не только Испании, но и всего мира. Он включен ЮНЕСКО в список все­мирного культурного наследия. Строительство собора, посвящен­ного Вознесению Богоматери, на­чалось на месте романской церк­ви в 1221 г., по приказу кастильс­кого короля Фердинанда III - он сам заложил первый камень на месте романской церкви. Архитек­торы, возводившие храм (имена их нам неизвестны) ориентирова­лись на французские образцы; прежде всего, на парижскую цер­ковь аббатства Сен-Дени, позаим­ствовав оттуда многие конструк­тивные решения. Как и многие го­тические соборы, храм в Бургосе не был достроен в Средние века, впоследствии много раз перестра­ивался, последний раз - в XIX в. Самые древние элементы собора - главный неф и внутренний двор.

Поднявшись по ступеням глав­ного, западного, фасада и войдя сквозь главные двери храма, вы окажетесь в той части, что отведе­на для богослужений. Сюда при­ходят верующие, и туристам здесь не очень рады. Однако стоит заг­лянуть (сквозь стеклянные двери) в расположенную справа от вхо­да капеллу, где установлено древ­нее распятие — один из символов Бургоса.

Бургосский собор

Главный фасад храма ориен­тирован на запад и посвящен Бо­гоматери; большая его часть вы­строена в XIII в., хотя башни по­явились лишь в XIV. Удобнее все­го рассматривать этот фасад сверху вниз. В центре аркады между башнями установлена ста­туя Девы Марии, ниже — статуи восьми кастильских королей, а под ними — огромное готическое окно-роза, в центре которого хо­рошо различимы очертания шес­тиугольной звезды Давида, важ­нейшего библейского символа. Центральные двери храма откры­вались только для членов королевских семей; обычные верую­щие и сейчас могут попасть внутрь лишь через небольшие боковые дверцы.

Поднявшись по лестнице от пл. Санта-Мария, вы сможете обойти храм и осмотреть его северный фасад, посвященный апостолам. В цент­ре, над входом, изображен день Страшного суда: ангелы, Богома­терь и Иоанн Креститель окружи­ли Бога-судию; чуть ниже архан­гел Михаил отделяет праведни­ков от грешников. Продолжив обход собора, вы увидите восточ­ные апсиды, которые украшены совершенно иначе — при первом же взгляде на них легко опреде­лить, что построены аспиды зна­чительно позже, совсем не в го­тическом стиле. Эту часть храма возвели во времена ренессанса, в XV—XVI вв. Здесь можно рассмот­реть сюжеты из жизни Иоанна Крестителя, а также геральдичес­кие знаки родов Веласко и Мендоса, на средства которых и стро­ились восточные стены храма. Наиболее интересен самый древ­ний (1230-е гг.), южный, фасад; его готические скульптуры симво­лически изображают «Божествен­ную литургию»: Христа в окруже­нии евангелистов, поющих анге­лов, апостолов во время святых бесед.

 

Сейчас храм разделен на две зоны, музейную и богослужеб­ную. Чтобы осмотреть остальную часть храма, его главные сокро­вища и музеи, следует купить би­лет в кассе на южной стороне собора, со стороны пл. Сан-Фернандо, и затем подняться по лестнице к южному входу.

Интерьер собора грандиозен; многие помещения строились во времена ренессанса и барокко, в 14-17 вв., поэтому здесь множество позолоты, пышной камен­ной резьбы, алтарей, скульпутр и прочих сокровищ. Центральный неф украшает огромное ретабло XVI в. На ограждении хора вырезаны библейские и евангельские сцены; перед хором похоронены великий рыцарь Сид Кампеадор и его жена Химена. В храме хра­нится также сундук Сида — по легенде, рыцарь наполнил его пес­ком, чтобы обмануть евреев-ро­стовщиков. Возле северных две­рей, сохранилась позолоченная лестница. Над восточным входом собора висят часы с дви­жущимися фигурками папамоскас. Загляните и во внутренний двор собора — в его аркадах также находятся музей­ные экспозиции.

Обойдя собор и осмотрев его сокровища, выйдите вновь к его центральному, западному фасаду, на пл. Санта-Мария. Эта площадь разбита на месте древнего прицерковного кладбища. Позднее кладбище сме­нил продуктовой рынок; в середи­не XV в. в центре его поставили фонтан, из которого брали питье­вую воду. В 1663 г. у фонтана была установлена статуя Богородицы.

Валенсия

Знакомство с Валенсией лучше всего начинать с Эстасьон-дель-Норте (Северный вокзал), построенного в 1907—1917 гг. в стиле модерн. Обязательно зайдите внутрь вок­зала — там сохранились мозаич­ные колонны, витражи, керами­ческие панно с изображением ти­пичных эпизодов из жизни сель­ской Валенсии (сбор апельсинов, полив деревьев и т.д.). Мозаика в зале при входе содержит над­пись на всех европейских языках: «Счастливого пути!». Соседнее с вокзалом здание — круглая арена для боя быков (началоXX в.); там можно не только посмотреть кор­риду, но и посетить Музей кор­риды. От вокзала и арены для боя быков Авенида-Маркес-де-Сотело приведет на центральную го­родскую площадь треугольной формы с пальмовым сквером. В здании городского совета на втором этаже размещается Музей исто­рии города. Тамхранится одна из главных городских святынь — зна­мя, с которым войска Джауме I ос­вобождали Валенсию от мавров. На другой стороне площади ви­ден внушительный фасад глав­почтамта Валенсии ( арх. М. Ангель, 1915-1922).

 

Если за мэрией повернуть на ул. Карригес, то можно увидеть памятник извест­ному испанскому писателю нача­ла XX в. Висенте Бласко Ибаньесу— каменная голова, поднятая на постамент. Продолжив прогулку по Авенида-Мария-Кристина, окажетесь пе­ред фасадом еще одного соору­жения эпохи модерна - Цент­ральным рынком, одним из самых больших рынков в Европе. Особенно инте­ресно прогуляться по его рыбным рядам. Фасад рынка украшает герб Валенсии и цветные изразцы. Рядом с рынком возвышается готическая церковь Сан-Хуан - дель-Меркадо, а на про­тивоположной стороне находится сплошная се­рая стена с готическими водосто­ками под крышей — биржа. В Средние века здесь билось сердце торго­вой Валенсии, на бирже соверша­лись все торговые операции круп­нейшего порта Средиземномо­рья, прежде всего связанные с продажей шелка. Можно полюбо­ваться на огромный готический зал с колоннами XV в., который ЮНЕСКО включило в список все­мирного культурного наследия. Обратите внимание и на прекрас­ный средневековый портал при входе.

За биржей начинаются старые кварталы Валенсии с перепутан­ными узкими улицами, тупиками, крошечными площадями, заса­женными пальмами. По ул. Калатрава можно выйти к пл. Негрито, которая в Средние века считалась центром города. Очень маленькая площадь необычайно уютна и украшена фонтаном. А проходящая рядом с ней ул. Кабальерос была самой широкой в городе; ее на­звание связано с тем, что именно по этой улице в XVIII в. патрулиро­вал первый в Испании отряд ноч­ных стражников. Только здесь ши­рина улицы позволяла проехать сразу нескольким всадникам.

Вальядолид

Вальядолид, столица Испа­нии в XVI —XVII вв., большой промышленный город, стоит на берегу реки Писуэрги. Ж/д и ав­товокзал находятся в южной ча­сти города. Старые кварталы, где сохранились замечательные ренессансные и барочные об­разцы архитектуры, занимают восточный берег. Главная улица города, ул. Санть­яго, ведет к пл. Майор, к востоку от которой расположен кафедральный со­бор, а к северу — основные му­зеи и церкви. В городе много памятников архитектуры, стоящих вашего внимания. Прогулку по Вальядолиду можно начать с пешеходной ули­цы Сантьяго, одной из главных улиц старого го­рода; она приведет к пл. Майор, окруженной здания­ми с аркадами. На площадь выхо­дит фасад мэрии, рядом находится большой рынок Валь, а чуть восточнее - одна из главных достопримечательно­стей Вальядолида, кафедраль­ный собор. Его строительство на­чал в 1582 г. на месте романской церкви придворный арх. X. де Эррера. Огромное здание до сих пор не достроено. Внутри открыт му­зей, можно также полюбоваться на большой алтарь в стиле барокко.

Рядом с собором находится пл. Универсидад — здесь расположено здание университета (XV) с грандиозным барочным фаса­дом. Скульпторы братья Томе украсили всю стену здания сим­волами и аллегориями различ­ных наук и искусств. В центре площади стоит памятник Сер­вантесу — писатель провел в Вальядолиде последние годы сво­ей жизни. Напротив восточного фасада университета расположено еще одно учебное заведение- Санта-Крус. Школа считается одним из первых сооружений испанского ренессанса, портал ее украшен каменной резьбой. Можно осмот­реть внутренний двор школы и ча­совню. С другой, северной, стороны собора находится готическая церковь Санта-Мария-ла-Антигуа (XIV), от которой ул. Ангустьяс ведет к королевскому дворцу Пимен­тель, где в 1527 г. родился Филипп II. Сей­час здесь работает правительство провинции Вальядолид. Можно зайти в фойе здания и полюбо­ваться на фрески с изображени­ем различных событий из жизни короля. В соседнем здании, бывшей школе Сан-Грегорио, открыт Нацио­нальный музей скульптуры. Интерес представляет как само здание, украшенное готической каменной резьбой, так и бога­тейшее собрание религиозной деревянной скульптуры, размещенное в нем. На противоположной стороне ул. Сан-Грего­рио стоит готическая церковь Сан-Пабло с красивым резным порта­лом, на котором можно разгля­деть различные геральдические символы.

Главные ворота, храм Кристо-де-ла-Лус, музей Санта-Крус в Толедо

Войти в Толедо лучше всего через северные ворота Пуэрта-Нуэва-де-Бисагра, одни из девя­ти сохранившихся до нашего вре­мени городских ворот, именно эти ворота выглядят самыми вну­шительными. Возведенные в X в. арабами, ворота были перестроены в XVI в. и сейчас состоят из двух разновременных частей; эти ворота связывали Толедо с распо­ложенной на севере долиной - арабы прозвали ее «рыжей» из-за красноватого цве­та земли. Немного поднявшись по ул. Реаль-де-Аррабаль, вы увидите за огра­дой неприметное здание мечети, превращенной в христианский храм Кристо-де-ла-Лус. В самом названии храма кроется противо­речие, легко объяснимое истори­ей этого места. Мечеть — един­ственное здание в Толедо, сохра­нившееся с арабских времен. Она была построена около 999 г., а после завоевания города христи­анами освящена как христианская церковь. Слово «свет» в названии связано со старинной легендой, согласно которой в те­чение 400 лет (примерно столько длилось арабское владычество в Толедо) в стене этого здания сто­ял замурованный Христос с горя­щим фонарем в руках, сохраняя тем самым христианское учение.

В убранстве церкви-мечети над­писи арабской вязью соседствуют с вестготскими фресками. Обяза­тельно обойдите мечеть-храм и полюбуйтесь садиком, откуда хо­рошо видны городская стена с во­ротами и окрестные улицы.Восточнее находится пл. Сокодовер — главная городская площадь, где в Средние века шумел рынок (на­звание площади переводится с арабского как «рыночная»), а поз­же проходили публичные казни. В XVI в. арх. X. де Эррера предло­жил устроить на месте нее большую Plaza Mayor, окруженную аркадами, но като­лическая церковь воспротиви­лась этой идее; поэтому Толедо -один из немногих городов в Ис­пании, где нет Plaza Mayor. Рядом с площадью расположен цент­ральный музей Толедо Санта-Крус. Он занимает здание госпиталя, осно­ванного в 1504 г. кардиналом Мендосой. Обратите внимание на ренессансную лестницу и внут­ренний двор и, конечно, на бога­тейшие коллекции музея — архе­ологические, скульптурные, жи­вописные (здесь хранится не­сколько картин Эль Греко).

От музея хорошо виден распо­ложенный чуть выше по ул. Карлос V алькасар. Стратегические выгоды этого места, позволявшего контролиро­вать почти все подходы к городу, оценили еще римляне - они по­строили на крутом обрыве кре­пость; затем ее сменили укрепле­ния вестготов и арабов. После ос­вобождения Толедо от арабов алькасар стал королевским двор­цом.

 

 

Готичес­кий дворец, площадь Девы, кафедральный собор Санта Мария в Валенсии

Ул. Калатрава заканчивается комплексом зданий на углу ули­цы и площади, украшенным на­циональными флагами Валенсии и Испании. Здесь находится Дво­рец правительства. Самое интересная постройка комплекса — готичес­кий дворец XV в., украшенный квадратными башнями и фрес­ками.На месте площади в I в. до н.э. находился римский фо­рум, а сейчас — «фонтан рек», ко­торый иногда работает. Фигура полулежащего мужчины симво­лизирует реку Турию, а 8 женщин с кувшинами - это восемь ирри­гационных каналов, которые пи­таются рекой.Название пл. Девы связано с церковью Нуэстра-Сеньора-де-лос-Десампарадос, (церковь Пресвятой Девы защитницы обездоленных, 1667). В зальной церкви (круглой фор­мы) хранится статуя покровитель­ницы Валенсии, которой и посвя­щен храм. По легенде, в Средние века эту статую выносили вслед за гробом нищего, если никто более не участвовал в похоронной про­цессии.

К церкви примыкает главное сооружение старой Валенсии - кафедральный собор Санта Мария. Его на­чали строить в 1262 г., многократ­но перестраивали и закончили лишь в 1702 г. Это место с самого начала было религиозным цент­ром города: в римские времена здесь стоял храм Дианы, на его руинах арабы возвели мечеть. На пл. Девы выходит западный, самый старый фасад храма, украшенный готическим порталом апостолов. С этим порталом связан средневековый обычай, который сохраняется и до наших дней. Каждый четверг в полдень перед ним собирается Водяной трибунал - суд старейшин, кото­рый и в древности, и сейчас об­суждает все вопросы, касающие­ся пользования оросительными каналами.

По ул. Микалет - вдоль соборной стены можно пройти к главному входу в собор, который появился лишь в XVIII в. Издалека заметна 68-метровая восьмиугольная соборная коло­кольня, посвященная св. Михаи­лу и названная потому на местном диалекте, Микалет. Ее пристроили к храму в 1380-1420 гг.; наверху колоколь­ни устроена смотровая площадка, на которую ведет винтовая лест­ница. В соборе расположен также небольшой Музей церковного искусства, где есть два полот­на Гойи. Главное сокровище со­бора — Святой Грааль, который хранится в капелле Санто-Калис,справа от входа. По легенде, в чашу из зе­леного агата, украшенную жемчу­гом и драгоценными камнями, Иосифом Аримафейским была собрана кровь распятого Христа. Чашу привезли крестоносцы из Иерусалима в монастырь Сан-Хуан-де-ла-Пенья в Арагоне, а потом чаша попала в Валенсию. В отличие от мистической чаши, ко­торой владели рыцари-тамплие­ры, валенсийская чаша признана Ватиканом одной из величайших христианских святынь.

 

 

Дворец Виррейна, дворец Можа, церковь Богоматери Вифлеем­ской в Барселоне

Одна из частей бульвара Лас-Рамблас на­зывается Рамбла-де-Сан-Джозеп - неподалеку находится одноименная площадь. Но чаще эту Рамблу называют «цве­точной»; в XIX в. это было единственное в Барсело­не место, где продавали цветы. Многие считают «цветочную Рамб­лу» квинтэссенцией духа «пере­менчивой» Барселоны. Среди цве­точниц Лас-Рамблас нашел свою любимую модель, ставшую позже его женой, художник Рамон Касас, первый каталонский импрессио­нист. Сейчас цветочные киоски на Лас-Рамблас чередуются с книж­ными и открыты 24 часа в сутки. Здесь много уличных артистов, клоунов, циркачей. Самое приме­чательное здание — дворец Виррейна, построенный для вице-короля Перу, маркиза Амата в 1772-1775 гг. Четвертая часть бульвара Рамбла дельс-Эстудис получила свое на­звание от первого университета Барселоны - Эстудис-Женераль: здание университета построено в середине XV в. При Филиппе V университет закрыли, в 1843 г. его разобрали.

На четной стороне бульвара находится дворец Можа, который называют также дворцом маркиза Комильяса. Классицистический дворец в 1702 г. был пристроен к старым городс­ким стенам, и окна его проруби­ли прямо в городской стене. Фа­сад, выходящий на Лас-Рамблас, был переделан в 1934 г. С1981 г. дво­рец Можа используется Департа­ментом культуры правительства Каталонии. Немного поднявшись по Лас-Рамблас вы увидите иезуитскую церковь Богоматери Вифлеем­ской (1680). До антицерковных погро­мов 1936 г. стены храма были от­деланы цветным мрамором, ук­рашены позолоченными статуями и фресками. Сейчас храм частич­но восстановлен. Пройдя немно­го вперед, вы увидите готическое здание со стрельчаты­ми арками — больницу Санта-Креу (XV—XVI), сейчас отданное биб­лиотеке. На четной стороне Лас-Рамб­лас находится театр Полиорама, с 1910 г. занимаю­щий здание в Королевской акаде­мии наук и искусств (1883). Верхняя часть Лас-Рамблас на­зывается Рамбла-де-Каналетес, что свя­зано с небольшим питьевым фонтаном Каналетес, одним из символов Барселоны; жителей города назы­вают «те, кто пьют из Каналетес». По легенде, тот, кто попробует воды из фонтана, обязательно вновь вернется в Барселону. Фон­тан питается водой источника. Рядом с фонтаном на­ходится маленький и чрезвычай­но популярный Boadas-bar, пер­вое место в Барселоне, где в 1933 г. начали готовить коктейли, до­бавляя в соки крепкий алкоголь. La Rambla de Canaletes приве­дет на огромную пл. Каталунья - площадь Каталонии, крупнейший транспортный узел Барселоны. В центре установлены фонтаны (ту­ристы и горожане любят кормить голубей), а вокруг - многоэтаж­ные здания офисов, банков, ма­газинов, а также несколько супер­маркетов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: