Plaza Mayor в Мадриде
От Пуэрта-дель-Соль улица ул. Постас ведет к другой знаменитой и более старой площади Мадрида, к Plaza Mayor. Чуть севернее Пуэрта-дель-Соль расположена церковь Сан-Хинес (XIV в., открыта во время богослужений), где выставлены картины Эль Греко.
Весь район к западу от Пуэрта-дель-Соль называют «австрийским Мадридом», или «Мадридом Габсбургов» - в память о королевской династии, правившей Испанией до 1700 г., когда на престол взошел Филипп V Бурбон. По приказу одного из Габсбургов, Филиппа III, была спланирована PlazaMayor (конный монумент Филиппа III установлен в центре площади).
Свое название, «главная», Plaza Mayor, получила в начале XVI в., после перестройки находившейся здесь раньше площади Аррабаль. Тогда была вымощена камнем мостовая, построены трехэтажные дома с аркадами — в 1620 г. большая квадратная площадь была открыта. В 1853 г. ее реконструировал арх. X. де Вилья нуэва. В XVI-XVIII вв. Plaza Mayor действительно была центром города: здесь работал рынок, устраивались бои быков, здесь объявляли приговоры инквизиции, устраивали публичные казни. Площадь служила отправной (или конечной) точкой религиозных процессий, карнавалов. Здесь были объявлены королями Филипп V, Фернандо VI, Карлос IV, здесь проходили торжественные церемонии, посвященные канонизации св. Тересы, св. Игнасио, св. Исидро и др.
На площадь можно попасть с девяти прилегающих к ней улиц — входы оформлены арками. Главное и самое красивое сооружение площади — Каса-де-ла-Панадерия («булочная»), стоящее с северной стороны. Сама булочная располагалась на первом этаже, а с балкона второго этажа, стоя рядом с пестрыми фресками, украшающими стены, члены королевской семьи обычно наблюдали за событиями, которые происходили внизу. На противоположной стороне площади стоит Каса-де-ла-Карнисерия («мясная лавка»), бывший мясной магазин, а ныне административное здание.
|
С Plaza Mayor можно выйти через юго-восточные аркады на ул. Аточа и, пройдя несколько кварталов, увидеть дворец Санта-Крус (арх. X. Гомес де Мора, барокко, 1620-1640-е гг.), ныне принадлежащий Министерству иностранных дел. Строили его для судебных учреждений и тюрьмы для знатных особ. Обогнув дворец, можно оказаться на ул. Консепсьон-Херонима, которая приведет к бывшему кафедральному собору Сан-Исидро (барокко, XVII). Это огромное сооружение не слишком интересно с архитектурной точки зрения, но очень почитаемо — здесь хранится изображение св. Исидро, покровителя Мадрида. Церковь открыта до позднего вечера и всегда полна народу.
Асторга
В магазинах города можно купить сувениры, связанные с традициями и историей небольшого народа марагатос. Его происхождение неизвестно; по одной из версий, марагатос - потомки берберов, их основным занятием на протяжении веков оставалось разведение мулов. Асторга -главный город марагатос, во время праздников некоторые жители надевают национальные костюмы марагатос.
Асторгу стоит посетить ради нескольких хорошо сохранившихся памятников римского периода. Поселение Астурика Августа основали римляне на так называемом серебряном пути - от серебряных рудников рядом с Хихоном он вел в римскую столицу провинции Мериду и далее в Севилью, откуда серебро отправлялось в Италию. В Средние века Асторга, хорошо защищенная крепостными стенами, сохранившимися до наших дней, была крупной остановкой на пути паломников в Сантьяго-де-Компостела. От римских времен сохранились руины крепостных стен, общественных бань на пр. Муралья и водопровода на ул. Хардин.
|
Все это можно увидеть, если присоединиться к специальной экскурсии, которая начинается от бывшей тюрьмы для рабов - сейчас там находится Римский музей.В центре Асторги стоит готический собор XV в., значительно перестроенный в XVIII в., в стиле барокко. В музее собора хранится несколько реликвий, в том числе — часть креста, на котором был распят Христос. Напротив храма расположен дворец епископа, построенный знаменитым барселонским архитектором А. Гауди. Он стилизован под готический рыцарский замок. Ныне здесь работают выставки религиозного искусства; также можно увидеть витражи и изразцы, выполненные по рисункам А. Гауди.
Еще одна достопримечательность Асторги — Музей шоколада. В 18-19 вв. основные доходы жители Асторги получали от производства и продажи шоколада; в музее можно увидеть приспособления для изготовления разных сортов шоколада и литографии, иллюстрирующие этот процесс.От него идите к пл. Санта-Мария-дель-Камино. В Средние века на этой мощеной зеленой площади (фонтан был поставлен в XVIII в.) шумел рынок для паломников, направлявшихся в Сантьяго. Паломники непременно посещали романскую церковь Санта-Мария-дель-Камино; до наших дней там сохранилась статуя Богоматери Паломников.Закончить прогулку можно на современной пл. Сан-Франсиско, уже за пределами старого города. Направляясь к ней по ул. Сан-Франсиско, обратите внимание на действующий до сих пор монастырь Консепсьон (XVI).
|
Барселона
Барселона, вторая столица Испании, мучительно переживает свою «нестоличность». Судьба самого европейского города страны чем-то напоминает судьбу Санкт-Петербурга; неслучайно, и по отношению к Барселоне появился образ «вдовы». Барселонцев, как и вообще каталонцев, считают высокомерными, самодовольными, скупыми, гордыми. Русский писатель П. Вайль замечает: «По случаю праздника возле кафедрала танцуют сардану. Этот танец тоже ставится в упрек — за его монотонность и расчисленность. Кастильцы говорят, что каталонцы даже когда танцуют — подсчитывают. Сардана в самом деле не искрометное зрелище, не фламенко и не севильяна, но в скупости мелодии и минималистском рисунке ощущаешь древность и подлинность. Сардану держали под негласным запретом при кастильском засилии времен Франко, и диссидентский оттенок есть до сих пор: по крайней мере, старики в толпе лихо прихлопывают и со значением подпевают. Колоссальный социокультурный фактор тут —футбол, точнее — клуб «Барселона». В период франкистских репрессий его победы воспринимались политическими. В 1939—1975 гг. «Барса» восемь раз выигрывала национальный чемпионат и девять раз — кубок страны. А значит — семнадцать раз каталонец побеждал кастильца. Документальный факт: когда умер Франко, в барселонских магазинах, кончилось шампанское».
Барселона, столица Каталонии, испанское «окно в Европу», находится на берегу Средиземного моря и окружена невысокими холмами Кольсерола. Самые красивые виды открываются с холма Монжуик и горы Тибидабо. Город разделен на несколько районов. Наиболее интересны для туриста Готический квартал, в котором находится кафедральный собор, и другие архитектурные памятники и застроенный в эпоху модерна район Эшампле, где расположен храм Саграда-Фамилия. Вдоль Готического квартала тянется наиболее привлекательная улица Барселоны — Рамблас, которая соединяет пл. Каталунья, крупный транспортный узел, с берегом моря. Восточнее Барри-Готик находится Парк Сьютаделья, устроенный на месте старинной крепости, а южнее - Барселонетта, старинный прибрежный рыбацкий район, и Олимпийская деревня. В Эшампле, появившемся на карте Барселоны после перепланировки города в 1860 г., сосредоточены основные памятники архитектурного модерна начала XX в., в том числе самые известные постройки А. Гауди. С юга на север Эшампле пересекает Пассеч-де-Грасия, а с востока на запад — крупнейшая магистраль новых районов Барселоны Авингуда-Диагональ, что переводится на русский как «Диагональный проспект».Для осмотра основных достопримечательностей Барселоны необходимо не менее 4-6 дней.
Бульвар Лас-Рамблас, фонтан «Три грации», оперный театр Лисеу
Лас-Рамблас, пешеходный бульвар, возникла на месте старого русла реки Кагалель; в Средние века она превратилась в сточную канаву и была засыпана. Каталонское слово «рамбла» происходит от арабского «рамла», что означает «высохшая земля»; в городах Каталонии такие «рамблы», высохшие реки — довольно частое явление. До начала XVIII в. Рамблас была единственной большой улицей Барселоны, она вела от берега моря к Старому городу; вдоль правой ее стороны тянулась мощная городская стена, защищавшая жилые кварталы. После того как в 1775 г. началась застройка бывших предместий и городские укрепления были разрушены, Рамблас превратилась в бульвар. Сейчас она засажена платанами, уставлена столиками кафе и сувенирными ларьками; здесь постоянно играют музыканты, безработные актеры изображают «живые памятники» — жизнь на Лас-Рамблас кипит круглосуточно. Смысл Лас-Рамблас — в безостановочном гуляний, это настоящий «нерв города».
Лас-Рамблас на своем протяжении сменяет пять названий. Нижняя ее часть, возле Средиземного моря, называется Рамбла-де-Санта-Моника (ее название произошло от одноименной церкви) и начинается от 50-метрового памятни ка Христофору Колумбу, установленного к открытию Всемирной выставки 1888 г. На лифте можно подняться на смотровую площадку. Рядом с памятником расположена самая большая в мире сохранившаяся средневековая верфь; ныне здание отдано под Морской музей.
Rambla de Santa Monica заканчивается у Placa del Teatre, и далее начинается Рамбла-дельс-Капучинс, название которой связано со старым зданием братства монахов-капуцинов. Это центральная часть бульвара, поэтому ее часто зовут Рамбла-дель-Сентре. Она первой была превращена в бульвар и до сих пор остается любимым местом прогулок горожан. Особенно многолюдно бывает здесь после представлений в Опере. Обязательно пройдите по короткому переулку на пл. Рейаль - Королевскую площадь, которую в 1848 г. спланировал городской арх. Ф.Д. Молина. Площадь окружена одинаковыми зданиями с аркадами на первом этаже (сопортали); подобные площади есть почти в каждом старом испанском городе. В конце XIX в. здесь появился фонтан «Три грации», ограда которого украшена фонарями работы А. Гауди.
Центральная часть Лас-Рамблас заканчивается на пл. Бокерия - обратите внимание на мостовую в центре бульвара, оформленную круговым мозаичным орнаментом Ж. Миро. С нечетной стороны бульвара находится один из лучших в Европе оперный театр Лисеу, дважды восстановленный после пожаров в 1861 и 1994 гг., и рынок Бокерия, настоящее «чрево Барселоны».
С четной стороны стоит дом Бруно Куадроса, который часто называют «домом зонтиков» — здесь был магазин, где торговали зонтами. Угловой фасад здания украшает зеленый китайский дракон, а интерьер — мебель в стиле модерн. Небезынтересен и дом № 94 - одно из самых современных зданий Барселоны (1991). Возле «дома зонтиков» от Рамблы отходит улица, известная своими сувенирными магазинчиками, а напротив оперного театра находится Café de l’Opera, одно из старейших кафе в Барселоне, открытое в 1929 г.
Бульвары Реколетос и Прадо
На углу с Gran Via стоит церковь Калатравас (арх. Ф. Лоренсо, барокко, XVII) с красивым алтарем — ее строили для родственников рыцарей ордена Калатравы. На противоположной стороне улицы - церковь Сан-Хосе (перестр. арх. П. Рибера, 1730-1742), знаменитая тем, что здесь писатель Лопе де Вега был возведен в сан священника. На оживленном перекрестке расположены офисы крупных компаний и учреждений, центральные ж/д кассы, различные министерства и т.д. Чуть в стороне от проезжей части стоит дворец Буэнависта ( XVIII) герцогов Альба (ныне принадлежит Министерству обороны).
От пл. Сибелес, украшенной фонтаном Кибелы (древнегреческой богини плодородия, XVIII), расходятся в разные стороны два самых красивых и оживленных бульвара – Paseo Recoletos иPaseo del Prado. В самом начале Paseo Recoletos, в доме №2, находится Дом Америки, культурный центр и художественная галерея, посвященная Латинской Америке.
Если продолжить путь по Calle Alcala, то на следующей площади, на Plaza de la Independencia, можно увидеть монументальные ворота Пуэрта-де-Алькала (арх. Ф. Сабатини, 1770) — они стояли на восточной границе города. Но мы советуем вам свернуть на бульв. Прадо, который с конца XVIII в. и до нашего времени остается самым модным местом прогулок. Здесь расположены лучшие музеи всей Испании: Музей прикладного искусства, Музей армии, Музей Тиссен-Борнемиса и др.
Главная достопримечательность бульвара Прадо - безусловно, Музей Прадо. Он занимает два здания: бальный дворец Филиппа IV и здание, построенное арх. X. Вильянуэва в 1785-1819 гг. специально для Королевского музея живописи и скульптуры короля Фердинанда (Фернандо) VII. Прадо - один из крупнейших в мире художественных музеев, по богатству коллекций сопоставимый с Лувром и Эрмитажем. Здесь хранятся произведения Боттичелли, Босха, Рембрандта, Дюрера и лучшее в мире собрание испанской живописи (Эль Греко, Веласкес, Гойя и др.). Начало музею положила королева Изабелла, которая еще в 1500 г. стала покупать картины для своего дворца. Долгое время картины находились в толедском Алькасаре, но после пожара 1734 г., когда многие произведения были уничтожены, уцелевшую часть собрания перевезли в Королевский дворец в Мадрид. В 1819 г. музей стал общедоступным. Название музея по-испански обозначает «луг» — на месте, где был построен парк Эль-Рети рои дворец, когда-то находился луг и загородный монастырь Сан-Херонимо.
Бургос
В Бургос, расположенный на древней «Дороге франков», непременно стоит поехать тем, кто ценит архитектуру - здесь расположен великолепный готический собор. Он стоит в центре старого города, на правом, северном берегу реки Арлансон; в западной части города, на холме находится древний замок. На левом, южном берегу, кроме автобусного и ж/д вокзалов и новых жилых кварталов, есть два средневековых монастыря. Если вы хотите ограничиться лишь осмотром города, то приезжайте в Бургос на один день; если же хотите посетить монастыри, то задержитесь еще на день.
Прогулку по Бургосу удобнее всего начать от моста Санта-Мария, перекинутого через Арлансон. Если вы окажетесь в Бургосе в теплое время года, то наверняка увидите под мостом множество гусей и уток — они придают городскому пейзажу почти деревенскую живописность. У съезда с моста стоят городские ворота Санта-Мария, встроенные в XVI в. в древнюю крепостную стену и украшенные статуями тех, кто сыграл важную роль в истории Бургоса (графа Диего Порсельоса. Карла V, при котором были выстроены эти ворота, Сида, бургосского графа Фернана Гонсалеса и др.). Сейчас внутри воротных башен устроены выставочные залы; в зале на первом этаже сохранился резной потолок в стиле мудехар.
Пройдя сквозь арку ворот, вы окажетесь перед главным фасадом знаменитого бургосского собора, одного из самых красивых готических храмов не только Испании, но и всего мира. Он включен ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия. Строительство собора, посвященного Вознесению Богоматери, началось на месте романской церкви в 1221 г., по приказу кастильского короля Фердинанда III - он сам заложил первый камень на месте романской церкви. Архитекторы, возводившие храм (имена их нам неизвестны) ориентировались на французские образцы; прежде всего, на парижскую церковь аббатства Сен-Дени, позаимствовав оттуда многие конструктивные решения. Как и многие готические соборы, храм в Бургосе не был достроен в Средние века, впоследствии много раз перестраивался, последний раз - в XIX в. Самые древние элементы собора - главный неф и внутренний двор.
Поднявшись по ступеням главного, западного, фасада и войдя сквозь главные двери храма, вы окажетесь в той части, что отведена для богослужений. Сюда приходят верующие, и туристам здесь не очень рады. Однако стоит заглянуть (сквозь стеклянные двери) в расположенную справа от входа капеллу, где установлено древнее распятие — один из символов Бургоса.
Бургосский собор
Главный фасад храма ориентирован на запад и посвящен Богоматери; большая его часть выстроена в XIII в., хотя башни появились лишь в XIV. Удобнее всего рассматривать этот фасад сверху вниз. В центре аркады между башнями установлена статуя Девы Марии, ниже — статуи восьми кастильских королей, а под ними — огромное готическое окно-роза, в центре которого хорошо различимы очертания шестиугольной звезды Давида, важнейшего библейского символа. Центральные двери храма открывались только для членов королевских семей; обычные верующие и сейчас могут попасть внутрь лишь через небольшие боковые дверцы.
Поднявшись по лестнице от пл. Санта-Мария, вы сможете обойти храм и осмотреть его северный фасад, посвященный апостолам. В центре, над входом, изображен день Страшного суда: ангелы, Богоматерь и Иоанн Креститель окружили Бога-судию; чуть ниже архангел Михаил отделяет праведников от грешников. Продолжив обход собора, вы увидите восточные апсиды, которые украшены совершенно иначе — при первом же взгляде на них легко определить, что построены аспиды значительно позже, совсем не в готическом стиле. Эту часть храма возвели во времена ренессанса, в XV—XVI вв. Здесь можно рассмотреть сюжеты из жизни Иоанна Крестителя, а также геральдические знаки родов Веласко и Мендоса, на средства которых и строились восточные стены храма. Наиболее интересен самый древний (1230-е гг.), южный, фасад; его готические скульптуры символически изображают «Божественную литургию»: Христа в окружении евангелистов, поющих ангелов, апостолов во время святых бесед.
Сейчас храм разделен на две зоны, музейную и богослужебную. Чтобы осмотреть остальную часть храма, его главные сокровища и музеи, следует купить билет в кассе на южной стороне собора, со стороны пл. Сан-Фернандо, и затем подняться по лестнице к южному входу.
Интерьер собора грандиозен; многие помещения строились во времена ренессанса и барокко, в 14-17 вв., поэтому здесь множество позолоты, пышной каменной резьбы, алтарей, скульпутр и прочих сокровищ. Центральный неф украшает огромное ретабло XVI в. На ограждении хора вырезаны библейские и евангельские сцены; перед хором похоронены великий рыцарь Сид Кампеадор и его жена Химена. В храме хранится также сундук Сида — по легенде, рыцарь наполнил его песком, чтобы обмануть евреев-ростовщиков. Возле северных дверей, сохранилась позолоченная лестница. Над восточным входом собора висят часы с движущимися фигурками папамоскас. Загляните и во внутренний двор собора — в его аркадах также находятся музейные экспозиции.
Обойдя собор и осмотрев его сокровища, выйдите вновь к его центральному, западному фасаду, на пл. Санта-Мария. Эта площадь разбита на месте древнего прицерковного кладбища. Позднее кладбище сменил продуктовой рынок; в середине XV в. в центре его поставили фонтан, из которого брали питьевую воду. В 1663 г. у фонтана была установлена статуя Богородицы.
Валенсия
Знакомство с Валенсией лучше всего начинать с Эстасьон-дель-Норте (Северный вокзал), построенного в 1907—1917 гг. в стиле модерн. Обязательно зайдите внутрь вокзала — там сохранились мозаичные колонны, витражи, керамические панно с изображением типичных эпизодов из жизни сельской Валенсии (сбор апельсинов, полив деревьев и т.д.). Мозаика в зале при входе содержит надпись на всех европейских языках: «Счастливого пути!». Соседнее с вокзалом здание — круглая арена для боя быков (началоXX в.); там можно не только посмотреть корриду, но и посетить Музей корриды. От вокзала и арены для боя быков Авенида-Маркес-де-Сотело приведет на центральную городскую площадь треугольной формы с пальмовым сквером. В здании городского совета на втором этаже размещается Музей истории города. Тамхранится одна из главных городских святынь — знамя, с которым войска Джауме I освобождали Валенсию от мавров. На другой стороне площади виден внушительный фасад главпочтамта Валенсии ( арх. М. Ангель, 1915-1922).
Если за мэрией повернуть на ул. Карригес, то можно увидеть памятник известному испанскому писателю начала XX в. Висенте Бласко Ибаньесу— каменная голова, поднятая на постамент. Продолжив прогулку по Авенида-Мария-Кристина, окажетесь перед фасадом еще одного сооружения эпохи модерна - Центральным рынком, одним из самых больших рынков в Европе. Особенно интересно прогуляться по его рыбным рядам. Фасад рынка украшает герб Валенсии и цветные изразцы. Рядом с рынком возвышается готическая церковь Сан-Хуан - дель-Меркадо, а на противоположной стороне находится сплошная серая стена с готическими водостоками под крышей — биржа. В Средние века здесь билось сердце торговой Валенсии, на бирже совершались все торговые операции крупнейшего порта Средиземноморья, прежде всего связанные с продажей шелка. Можно полюбоваться на огромный готический зал с колоннами XV в., который ЮНЕСКО включило в список всемирного культурного наследия. Обратите внимание и на прекрасный средневековый портал при входе.
За биржей начинаются старые кварталы Валенсии с перепутанными узкими улицами, тупиками, крошечными площадями, засаженными пальмами. По ул. Калатрава можно выйти к пл. Негрито, которая в Средние века считалась центром города. Очень маленькая площадь необычайно уютна и украшена фонтаном. А проходящая рядом с ней ул. Кабальерос была самой широкой в городе; ее название связано с тем, что именно по этой улице в XVIII в. патрулировал первый в Испании отряд ночных стражников. Только здесь ширина улицы позволяла проехать сразу нескольким всадникам.
Вальядолид
Вальядолид, столица Испании в XVI —XVII вв., большой промышленный город, стоит на берегу реки Писуэрги. Ж/д и автовокзал находятся в южной части города. Старые кварталы, где сохранились замечательные ренессансные и барочные образцы архитектуры, занимают восточный берег. Главная улица города, ул. Сантьяго, ведет к пл. Майор, к востоку от которой расположен кафедральный собор, а к северу — основные музеи и церкви. В городе много памятников архитектуры, стоящих вашего внимания. Прогулку по Вальядолиду можно начать с пешеходной улицы Сантьяго, одной из главных улиц старого города; она приведет к пл. Майор, окруженной зданиями с аркадами. На площадь выходит фасад мэрии, рядом находится большой рынок Валь, а чуть восточнее - одна из главных достопримечательностей Вальядолида, кафедральный собор. Его строительство начал в 1582 г. на месте романской церкви придворный арх. X. де Эррера. Огромное здание до сих пор не достроено. Внутри открыт музей, можно также полюбоваться на большой алтарь в стиле барокко.
Рядом с собором находится пл. Универсидад — здесь расположено здание университета (XV) с грандиозным барочным фасадом. Скульпторы братья Томе украсили всю стену здания символами и аллегориями различных наук и искусств. В центре площади стоит памятник Сервантесу — писатель провел в Вальядолиде последние годы своей жизни. Напротив восточного фасада университета расположено еще одно учебное заведение- Санта-Крус. Школа считается одним из первых сооружений испанского ренессанса, портал ее украшен каменной резьбой. Можно осмотреть внутренний двор школы и часовню. С другой, северной, стороны собора находится готическая церковь Санта-Мария-ла-Антигуа (XIV), от которой ул. Ангустьяс ведет к королевскому дворцу Пиментель, где в 1527 г. родился Филипп II. Сейчас здесь работает правительство провинции Вальядолид. Можно зайти в фойе здания и полюбоваться на фрески с изображением различных событий из жизни короля. В соседнем здании, бывшей школе Сан-Грегорио, открыт Национальный музей скульптуры. Интерес представляет как само здание, украшенное готической каменной резьбой, так и богатейшее собрание религиозной деревянной скульптуры, размещенное в нем. На противоположной стороне ул. Сан-Грегорио стоит готическая церковь Сан-Пабло с красивым резным порталом, на котором можно разглядеть различные геральдические символы.
Главные ворота, храм Кристо-де-ла-Лус, музей Санта-Крус в Толедо
Войти в Толедо лучше всего через северные ворота Пуэрта-Нуэва-де-Бисагра, одни из девяти сохранившихся до нашего времени городских ворот, именно эти ворота выглядят самыми внушительными. Возведенные в X в. арабами, ворота были перестроены в XVI в. и сейчас состоят из двух разновременных частей; эти ворота связывали Толедо с расположенной на севере долиной - арабы прозвали ее «рыжей» из-за красноватого цвета земли. Немного поднявшись по ул. Реаль-де-Аррабаль, вы увидите за оградой неприметное здание мечети, превращенной в христианский храм Кристо-де-ла-Лус. В самом названии храма кроется противоречие, легко объяснимое историей этого места. Мечеть — единственное здание в Толедо, сохранившееся с арабских времен. Она была построена около 999 г., а после завоевания города христианами освящена как христианская церковь. Слово «свет» в названии связано со старинной легендой, согласно которой в течение 400 лет (примерно столько длилось арабское владычество в Толедо) в стене этого здания стоял замурованный Христос с горящим фонарем в руках, сохраняя тем самым христианское учение.
В убранстве церкви-мечети надписи арабской вязью соседствуют с вестготскими фресками. Обязательно обойдите мечеть-храм и полюбуйтесь садиком, откуда хорошо видны городская стена с воротами и окрестные улицы.Восточнее находится пл. Сокодовер — главная городская площадь, где в Средние века шумел рынок (название площади переводится с арабского как «рыночная»), а позже проходили публичные казни. В XVI в. арх. X. де Эррера предложил устроить на месте нее большую Plaza Mayor, окруженную аркадами, но католическая церковь воспротивилась этой идее; поэтому Толедо -один из немногих городов в Испании, где нет Plaza Mayor. Рядом с площадью расположен центральный музей Толедо Санта-Крус. Он занимает здание госпиталя, основанного в 1504 г. кардиналом Мендосой. Обратите внимание на ренессансную лестницу и внутренний двор и, конечно, на богатейшие коллекции музея — археологические, скульптурные, живописные (здесь хранится несколько картин Эль Греко).
От музея хорошо виден расположенный чуть выше по ул. Карлос V алькасар. Стратегические выгоды этого места, позволявшего контролировать почти все подходы к городу, оценили еще римляне - они построили на крутом обрыве крепость; затем ее сменили укрепления вестготов и арабов. После освобождения Толедо от арабов алькасар стал королевским дворцом.
Готический дворец, площадь Девы, кафедральный собор Санта Мария в Валенсии
Ул. Калатрава заканчивается комплексом зданий на углу улицы и площади, украшенным национальными флагами Валенсии и Испании. Здесь находится Дворец правительства. Самое интересная постройка комплекса — готический дворец XV в., украшенный квадратными башнями и фресками.На месте площади в I в. до н.э. находился римский форум, а сейчас — «фонтан рек», который иногда работает. Фигура полулежащего мужчины символизирует реку Турию, а 8 женщин с кувшинами - это восемь ирригационных каналов, которые питаются рекой.Название пл. Девы связано с церковью Нуэстра-Сеньора-де-лос-Десампарадос, (церковь Пресвятой Девы защитницы обездоленных, 1667). В зальной церкви (круглой формы) хранится статуя покровительницы Валенсии, которой и посвящен храм. По легенде, в Средние века эту статую выносили вслед за гробом нищего, если никто более не участвовал в похоронной процессии.
К церкви примыкает главное сооружение старой Валенсии - кафедральный собор Санта Мария. Его начали строить в 1262 г., многократно перестраивали и закончили лишь в 1702 г. Это место с самого начала было религиозным центром города: в римские времена здесь стоял храм Дианы, на его руинах арабы возвели мечеть. На пл. Девы выходит западный, самый старый фасад храма, украшенный готическим порталом апостолов. С этим порталом связан средневековый обычай, который сохраняется и до наших дней. Каждый четверг в полдень перед ним собирается Водяной трибунал - суд старейшин, который и в древности, и сейчас обсуждает все вопросы, касающиеся пользования оросительными каналами.
По ул. Микалет - вдоль соборной стены можно пройти к главному входу в собор, который появился лишь в XVIII в. Издалека заметна 68-метровая восьмиугольная соборная колокольня, посвященная св. Михаилу и названная потому на местном диалекте, Микалет. Ее пристроили к храму в 1380-1420 гг.; наверху колокольни устроена смотровая площадка, на которую ведет винтовая лестница. В соборе расположен также небольшой Музей церковного искусства, где есть два полотна Гойи. Главное сокровище собора — Святой Грааль, который хранится в капелле Санто-Калис,справа от входа. По легенде, в чашу из зеленого агата, украшенную жемчугом и драгоценными камнями, Иосифом Аримафейским была собрана кровь распятого Христа. Чашу привезли крестоносцы из Иерусалима в монастырь Сан-Хуан-де-ла-Пенья в Арагоне, а потом чаша попала в Валенсию. В отличие от мистической чаши, которой владели рыцари-тамплиеры, валенсийская чаша признана Ватиканом одной из величайших христианских святынь.
Дворец Виррейна, дворец Можа, церковь Богоматери Вифлеемской в Барселоне
Одна из частей бульвара Лас-Рамблас называется Рамбла-де-Сан-Джозеп - неподалеку находится одноименная площадь. Но чаще эту Рамблу называют «цветочной»; в XIX в. это было единственное в Барселоне место, где продавали цветы. Многие считают «цветочную Рамблу» квинтэссенцией духа «переменчивой» Барселоны. Среди цветочниц Лас-Рамблас нашел свою любимую модель, ставшую позже его женой, художник Рамон Касас, первый каталонский импрессионист. Сейчас цветочные киоски на Лас-Рамблас чередуются с книжными и открыты 24 часа в сутки. Здесь много уличных артистов, клоунов, циркачей. Самое примечательное здание — дворец Виррейна, построенный для вице-короля Перу, маркиза Амата в 1772-1775 гг. Четвертая часть бульвара Рамбла дельс-Эстудис получила свое название от первого университета Барселоны - Эстудис-Женераль: здание университета построено в середине XV в. При Филиппе V университет закрыли, в 1843 г. его разобрали.
На четной стороне бульвара находится дворец Можа, который называют также дворцом маркиза Комильяса. Классицистический дворец в 1702 г. был пристроен к старым городским стенам, и окна его прорубили прямо в городской стене. Фасад, выходящий на Лас-Рамблас, был переделан в 1934 г. С1981 г. дворец Можа используется Департаментом культуры правительства Каталонии. Немного поднявшись по Лас-Рамблас вы увидите иезуитскую церковь Богоматери Вифлеемской (1680). До антицерковных погромов 1936 г. стены храма были отделаны цветным мрамором, украшены позолоченными статуями и фресками. Сейчас храм частично восстановлен. Пройдя немного вперед, вы увидите готическое здание со стрельчатыми арками — больницу Санта-Креу (XV—XVI), сейчас отданное библиотеке. На четной стороне Лас-Рамблас находится театр Полиорама, с 1910 г. занимающий здание в Королевской академии наук и искусств (1883). Верхняя часть Лас-Рамблас называется Рамбла-де-Каналетес, что связано с небольшим питьевым фонтаном Каналетес, одним из символов Барселоны; жителей города называют «те, кто пьют из Каналетес». По легенде, тот, кто попробует воды из фонтана, обязательно вновь вернется в Барселону. Фонтан питается водой источника. Рядом с фонтаном находится маленький и чрезвычайно популярный Boadas-bar, первое место в Барселоне, где в 1933 г. начали готовить коктейли, добавляя в соки крепкий алкоголь. La Rambla de Canaletes приведет на огромную пл. Каталунья - площадь Каталонии, крупнейший транспортный узел Барселоны. В центре установлены фонтаны (туристы и горожане любят кормить голубей), а вокруг - многоэтажные здания офисов, банков, магазинов, а также несколько супермаркетов.