Покинув зоопарк и парк Сьютаделья, не забудьте посмотреть на монумент памяти Пикассо (ск. А. Тапиес,1983), который находится у внешней стены парка, в 100 мот выхода. Большой гладкий стеклянный куб помещен посреди квадратного водоема, по стенкам куба стекает вода, а внутри стоят старый диван, кресла и буфет, пронзенный металлическими стержнями и накрытый тканью — эта сложная конструкция составлена из деталей, символизирующих кубистическое творчество Пикассо, который в годы своей юности жил в Барселоне, в районе Ла-Рибера рядом с парком Сьютаделья.
Пройдя по Avinguda del Marques, сверните направо на Malcuinat — и вы окажетесь перед готической церковью Санта-Мария-дель-Мар, построенной на пожертвования купцов и корабельщиков в честь покровительницы моряков, Девы Марии, путеводной звезды моряков. На рельефных створках входной двери можно разглядеть сцены разгрузки корабля — в строительстве храма принимала участие и корпорация портовых грузчиков. Этот замечательный пример каталонской готики сооружен в 1329 г. по указу Джауме I после завоевания Мальорки. Витраж западного окна-розы (XV) изображает коронацию Девы Марии, а окна центрального и боковых нефов украшены старинными и современными витражами. Снаружи у южной стены храма находится Fossar de les Moreres (Шелковичный погост), братская могила защитников Барселоны, казненных осенью 1714 г., когда осажденный город сдался-таки войскам испанского короля. Над могилой на высокой полуарке горит Вечный огонь.
Церковь стоит в центре средневековых кварталов, узкие каменные улицы которых сохраняют атмосферу старинной Барселоны. Обратите внимание на названия: на улице Mercaders жили торговцы, на Sombreros — шляпники, на Tapineros — ковроделы, на Vidrieros — стекольщики, на Boters — сапожники, на Blanceria - маляры, на Plateris находились ювелирные мастерские. А улица Born была местом средневековых турниров и праздников.
|
От Санта-Мария-дель-Мар начинается пешеходная ул. Монкада, где в Средние века селилась барселонская аристократия. Проложенная в 1148 г. Carrer de Montcada застраивалась готическими особняками; позже, в XVII в., большая часть из них была перестроена. До наших дней сохранились прекрасные образцы: дом Сервильо-Гидисе, дворец Беренгера д'Агилара, дворец Финестрес, барочный дворец Далмасес.
Саламанка
Саламанка, изумительный ренессансный и университетский город, стоит на берегу реки Тормес. Старые кварталы, где находятся университет, древние церкви и монастыри, расположены на северном берегу реки, как и важнейшие вокзалы. Центр старого города — пл. Майор, чуть ближе к реке стоят два собора. Советуем приехать в город не меньше, чем на день, а если вы хотите внимательно осмотреть музеи и монастыри Саламанки, то и на два дня.
Знакомство с Саламанкой удобнее всего начать от самой старой постройки в городе - римского моста, через реку Тормес. В 1626 г. наводнение разрушило большую часть моста, поэтому до нашего времени сохранились лишь 15 подлинно римских арок I в. (со стороны центра города), остальные были достроены в XVII в. С моста открывается изумительный вид на город; большинство его зданий построены из местного песчаника, обладающего нежно-золотым цветом, что придает Саламанке (особенно в солнечные дни) необычайный колорит. Неслучайно в испанской литературе чаще всего Саламанку называют «золотой».
|
На предмостной пл. Пуэнте стоит колонна, верх которой украшает изображение так называемого иберийского кабана. Это напоминание об искусстве древних обитателей этих мест. Здесь же находится церковь Сантьяго с романской апсидой XII в. Этот «придорожный» храм был важным центром на пути паломников, направлявшихся в Сантьяго-де-Компостела — поэтому и посвящен он был апостолу Иакову.
Вверх от церкви уходит узкая ул. Тентенсио, которая приведет вас к комплексу, состоящему из Старого и Нового соборов. В Новом проводятся богослужения, а Старый отдан под музей. В него можно попасть либо через Новый собор, либо с небольшой площади. Обязательно поднимитесь на средневековую башню-колокольню, откуда видны черепичные крыши Саламанки, узкие улицы и прекрасные готические конструкции собора. Название башни связано с именем епископа Херонимо, при котором велось строительство храма. В башне открыта экспозиции «900 лет истории и культуре собора Саламанки», где представлены средневековые книги, документы, картины и т.д. Также из башни можно попасть на верхнюю галерею Старого собора, увидеть сверху его интерьер и разглядеть витражи и романские капители колонн.
Сарагоса
Знакомство с Сарагосой советуем начать с пл. Сесар-Аугусто; название которой связано с сохранившимся небольшим фрагментом римской крепостной стены. Площадь расположена на берегу Эбро возле моста Сантьяго, к ней примыкает пл. Пилар - здесь стоит главный храм Сарагосы одиннадцатикупольная базилика Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар. Это второй после собора в Сантьяго-де-Компостела центр паломничества в Испании. Дева Мария Пилар считается покровительницей всей страны. 2 января 40 г. апостолу Иакову явилась Дева Мария, стоящая на мраморной колонне. После того как видение исчезло, колонна осталась; вскоре она стала местом поклонения первых испанских христиан. Они выстроили вокруг колонны небольшую часовню; в VIII в. часовню сменила церковь, в XII в. после освобождения Сарагосы от мавров - собор. В 1681 г. по проекту арх. Ф. Санчес-и-Эрреры был заложен новый барочный храм (но свой нынешний вид он приобрел лишь в XVIII в. (арх. В. Родригес). Украшенные разноцветной черепицей башни появились в нач. XX в.
|
Главную святыню, мраморную колонну, постоянно окруженную верующими, можно увидеть в Святой капелле, в восточной части храма. Ее венчает роскошно убранная статуя Девы Пилар, драгоценные одежды которой служители меняют каждый день.
Все росписи храма связаны, естественно, с жизнью Девы Марии; обратите внимание на северный купол - здесь сохранилась одна из ранних работ Ф. Гойи, «Королева мучеников». Эту фреску художник создал в 1780-1781 гг., за 41 сеанс. Еще одна его роспись сохранилась в капелле напротив Святой капеллы — здесь Гойя расписал плафон на сюжет «Поклонение ангелов имени Иисуса».
Рекомендуем посетить смотровую площадку в северо-западной башне храма (туда можно подняться на лифте).
Рядом с базиликой расположено здание городской администрации, а следом за ним ренессансное здание биржи— символ торгового могущества Сарагосы. В медальонах на фасаде изображены короли Арагона и исторические персонажи. Сейчас здесь открыт выставочный зал.
В этой же части города, на ул. Дипутадос, сохранился единственный в Сарагосе памятник эпохи арабского владычества - дворец Альхаферия. Его возвели в XI в. для халифа, через два столетия перестроили для христианских королей. В 1490 г. дворец стал резиденцией королей Фердинанда и Изабеллы. В XV—XVII вв. дворец принадлежал Святой инквизиции, позже был отдан под госпиталь, а с 1987 г. здесь располагается парламент Арагона и музей. Альхаферия — типичный мавританский дворец, с множеством внутренних двориков, резными орнаментами на стенах молельней.