Покинув зоопарк и парк Сьютаделья, не забудьте посмотреть на монумент памяти Пикассо (ск. А. Тапиес,1983), который находится у внешней стены парка, в 100 мот выхода. Большой гладкий стеклянный куб помещен посреди квадратного водоема, по стенкам куба стекает вода, а внутри стоят старый диван, кресла и буфет, пронзенный металлическими стержнями и накрытый тканью — эта сложная конструкция составлена из деталей, символизирующих кубистическое творчество Пикассо, который в годы своей юности жил в Барселоне, в районе Ла-Рибера рядом с парком Сьютаделья.
Пройдя по Avinguda del Marques, сверните направо на Malcuinat — и вы окажетесь перед готической церковью Санта-Мария-дель-Мар, построенной на пожертвования купцов и корабельщиков в честь покровительницы моряков, Девы Марии, путеводной звезды моряков. На рельефных створках входной двери можно разглядеть сцены разгрузки корабля — в строительстве храма принимала участие и корпорация портовых грузчиков. Этот замечательный пример каталонской готики сооружен в 1329 г. по указу Джауме I после завоевания Мальорки. Витраж западного окна-розы (XV) изображает коронацию Девы Марии, а окна центрального и боковых нефов украшены старинными и современными витражами. Снаружи у южной стены храма находится Fossar de les Moreres (Шелковичный погост), братская могила защитников Барселоны, казненных осенью 1714 г., когда осажденный город сдался-таки войскам испанского короля. Над могилой на высокой полуарке горит Вечный огонь.
Церковь стоит в центре средневековых кварталов, узкие каменные улицы которых сохраняют атмосферу старинной Барселоны. Обратите внимание на названия: на улице Mercaders жили торговцы, на Sombreros — шляпники, на Tapineros — ковроделы, на Vidrieros — стекольщики, на Boters — сапожники, на Blanceria - маляры, на Plateris находились ювелирные мастерские. А улица Born была местом средневековых турниров и праздников.
От Санта-Мария-дель-Мар начинается пешеходная ул. Монкада, где в Средние века селилась барселонская аристократия. Проложенная в 1148 г. Carrer de Montcada застраивалась готическими особняками; позже, в XVII в., большая часть из них была перестроена. До наших дней сохранились прекрасные образцы: дом Сервильо-Гидисе, дворец Беренгера д'Агилара, дворец Финестрес, барочный дворец Далмасес.
Саламанка
Саламанка, изумительный ренессансный и университетский город, стоит на берегу реки Тормес. Старые кварталы, где находятся университет, древние церкви и монастыри, расположены на северном берегу реки, как и важнейшие вокзалы. Центр старого города — пл. Майор, чуть ближе к реке стоят два собора. Советуем приехать в город не меньше, чем на день, а если вы хотите внимательно осмотреть музеи и монастыри Саламанки, то и на два дня.
Знакомство с Саламанкой удобнее всего начать от самой старой постройки в городе - римского моста, через реку Тормес. В 1626 г. наводнение разрушило большую часть моста, поэтому до нашего времени сохранились лишь 15 подлинно римских арок I в. (со стороны центра города), остальные были достроены в XVII в. С моста открывается изумительный вид на город; большинство его зданий построены из местного песчаника, обладающего нежно-золотым цветом, что придает Саламанке (особенно в солнечные дни) необычайный колорит. Неслучайно в испанской литературе чаще всего Саламанку называют «золотой».
На предмостной пл. Пуэнте стоит колонна, верх которой украшает изображение так называемого иберийского кабана. Это напоминание об искусстве древних обитателей этих мест. Здесь же находится церковь Сантьяго с романской апсидой XII в. Этот «придорожный» храм был важным центром на пути паломников, направлявшихся в Сантьяго-де-Компостела — поэтому и посвящен он был апостолу Иакову.
Вверх от церкви уходит узкая ул. Тентенсио, которая приведет вас к комплексу, состоящему из Старого и Нового соборов. В Новом проводятся богослужения, а Старый отдан под музей. В него можно попасть либо через Новый собор, либо с небольшой площади. Обязательно поднимитесь на средневековую башню-колокольню, откуда видны черепичные крыши Саламанки, узкие улицы и прекрасные готические конструкции собора. Название башни связано с именем епископа Херонимо, при котором велось строительство храма. В башне открыта экспозиции «900 лет истории и культуре собора Саламанки», где представлены средневековые книги, документы, картины и т.д. Также из башни можно попасть на верхнюю галерею Старого собора, увидеть сверху его интерьер и разглядеть витражи и романские капители колонн.
Сарагоса
Знакомство с Сарагосой советуем начать с пл. Сесар-Аугусто; название которой связано с сохранившимся небольшим фрагментом римской крепостной стены. Площадь расположена на берегу Эбро возле моста Сантьяго, к ней примыкает пл. Пилар - здесь стоит главный храм Сарагосы одиннадцатикупольная базилика Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар. Это второй после собора в Сантьяго-де-Компостела центр паломничества в Испании. Дева Мария Пилар считается покровительницей всей страны. 2 января 40 г. апостолу Иакову явилась Дева Мария, стоящая на мраморной колонне. После того как видение исчезло, колонна осталась; вскоре она стала местом поклонения первых испанских христиан. Они выстроили вокруг колонны небольшую часовню; в VIII в. часовню сменила церковь, в XII в. после освобождения Сарагосы от мавров - собор. В 1681 г. по проекту арх. Ф. Санчес-и-Эрреры был заложен новый барочный храм (но свой нынешний вид он приобрел лишь в XVIII в. (арх. В. Родригес). Украшенные разноцветной черепицей башни появились в нач. XX в.
Главную святыню, мраморную колонну, постоянно окруженную верующими, можно увидеть в Святой капелле, в восточной части храма. Ее венчает роскошно убранная статуя Девы Пилар, драгоценные одежды которой служители меняют каждый день.
Все росписи храма связаны, естественно, с жизнью Девы Марии; обратите внимание на северный купол - здесь сохранилась одна из ранних работ Ф. Гойи, «Королева мучеников». Эту фреску художник создал в 1780-1781 гг., за 41 сеанс. Еще одна его роспись сохранилась в капелле напротив Святой капеллы — здесь Гойя расписал плафон на сюжет «Поклонение ангелов имени Иисуса».
Рекомендуем посетить смотровую площадку в северо-западной башне храма (туда можно подняться на лифте).
Рядом с базиликой расположено здание городской администрации, а следом за ним ренессансное здание биржи— символ торгового могущества Сарагосы. В медальонах на фасаде изображены короли Арагона и исторические персонажи. Сейчас здесь открыт выставочный зал.
В этой же части города, на ул. Дипутадос, сохранился единственный в Сарагосе памятник эпохи арабского владычества - дворец Альхаферия. Его возвели в XI в. для халифа, через два столетия перестроили для христианских королей. В 1490 г. дворец стал резиденцией королей Фердинанда и Изабеллы. В XV—XVII вв. дворец принадлежал Святой инквизиции, позже был отдан под госпиталь, а с 1987 г. здесь располагается парламент Арагона и музей. Альхаферия — типичный мавританский дворец, с множеством внутренних двориков, резными орнаментами на стенах молельней.