Виды финансового контроля




 

В зависимости от критериев, взятых за основу, финансовый контроль подразделяется на несколько видов. Чаще критерием классификации финансового контроля на виды берется фактор времени проведения контроля и на этом основании выделяют предварительный финансовый контроль, текущий финансовый контроль и последующий финансовый контроль. Такие виды контроля присущи всем контролирующим органам.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на этапе рассмотрения и принятия решений по финансовым вопросам. Это касается прежде всего процесса определения объема финансовых ресурсов государства на плановый период и их основной части, которая аккумулируется в Государственном бюджете, а также их распределения между отдельными общественными потребностями и получателями государственных финансовых ресурсов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии разработки и принятия законов и других нормативных актов по финансовым вопросам. С этой целью осуществляется квалифицированная экспертная оценка финансовых результатов внедрения того или иного решения, может быть принят. При этом предыдущий финансовый контроль на основе глубокого анализа и расчетов финансовых результатов обеспечивает объективность оценки целесообразности принятия или непринятия соответствующего решения, имеет важное значение для профилактики нарушений финансовой дисциплины и других финансовых преступлений.

Предварительный финансовый контроль предшествует расходованию финансовых ресурсов и принятию любых решений по финансовым (и не только финансовых!) Вопросов. Он способствует выбору наиболее целесообразных решений, обеспечивающих наряду с наибольшей эффективностью использования финансовых ресурсов в оптимальную сбалансированность стоимостных и натуральноречових пропорций и показателей экономического и социального развития общества. С этой целью проверяются документы, которые должны быть после этого утверждены и стать основой для последующей деятельности проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.д. Как правило, предыдущий финансовый контроль всегда осуществляется высшими органами законодательной власти. Хотя объективно он должен осуществляться постоянно всеми субъектами финансовых правоотношений.

Текущий финансовый контроль это контроль за непосредственной оперативной финансовой деятельностью, иначе говоря за собственное финансовым процессом. Он заключается в систематической проверке соблюдения финансовой дисциплины, т.е. соблюдения требований финансовых норм и нормативов, прежде неукоснительного соблюдения установленных показателей по обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды "Этот вид финансового контроля производит наибольшее влияние на процесс формирования и использования финансовых ресурсов во всех структурах общественного производства. Как правило, он осуществляется органами непосредственного управления финансовой деятельностью. Хоть и в этом виде контроля задействованы все субъекты финансовых правоотношений.

Последующий финансовый контроль это контроль за финансовыми результатами деятельности. Он проводится после совершения финансовых операций (выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств от государства на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и др..) И, как правило, после завершения определенных этапов деятельности с целью выяснения ее эффективности. Последующий финансовый контроль это база для анализа и оценки не только эффективности использования финансовых ресурсов, но и эффективности организации финансовой работы, применения контрольных финансовых норм и нормативов в целом. Одинаково активное участие в этом виде финансового контроля принимают все субъекты финансово-правовых отношений, с той лишь разницей, что каждый из них осуществляет следующий финансовый контроль на своем уровне и в пределах предоставленной ему государством компетенции.

Все названные виды финансового контроля осуществляются непосредственно финансовыми работниками структур, занимающихся производственно хозяйственной и финансовой деятельностью, а также владельцами финансовых ресурсов. Значение и роль всех видов финансового контроля при этом не изменяются, лишь ограничивается сфера применения его предприятием, учреждением, организацией, фирмой и т.д. Особенностью является и то, что главный акцент при этом делается не на проверку соблюдения финансовой дисциплины, хотя это не выпускается из виду совсем, а обратимость финансовых ресурсов, т.е. эффективность их использования и отображения этого в учете и отчетности.

На основании других критериев выделяют обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный осуществляется:

а) в силу требований нормативных актов (например, контроль Счетной палаты за исполнением бюджета по итогам года, завершившегося)

б) по решению компетентных органов государства (например, налоговой инспекции с целью выяснения полноты выполнения налогоплательщиками их финансовых обязательств перед государством), прокуратуры (с целью выяснения соблюдения законности в стране), суда (с целью установления истины в ходе рассмотрения конкретного судебного дела) и т.д.

Инициативный финансовый контроль осуществляется на основании собственных решений хозяйствующих субъектов.

Применяются и другие основания классификации видов финансового контроля, например за субъектным составом органов, осуществляющих финансовый контроль. В этом случае финансовый контроль подразделяется на следующие виды:

1) финансовый контроль органов законодательной власти и местного самоуправления;

2) финансовый контроль Президента (Главы Республики);

3) финансовый контроль органов исполнительной власти общей компетенции;

4) финансовый контроль органов исполнительной власти специальной компетенции;

5) финансовый контроль финансово-кредитных органов;

6) ведомственный финансовый контроль;

7) внутрихозяйственный финансовый контроль;

8) общественный финансовый контроль;

9) аудиторский финансовый контроль.

Финансовый контроль осуществляется различными методами. Под методом финансового контроля понимают средства, приемы и способы его осуществления. Они очень разнообразны и выбираются не произвольно, а в зависимости от совокупности факторов, прежде всего от: 1) субъекта контроля. Здесь особую роль играет правовой статус и особенности форм деятельности органа, осуществляющего контроль, 2) от объекта контроля, 3) от целей и задач, стоящих перед субъектом контроля; 4) от оснований возникновения контрольных правоотношений и ряда других обстоятельств.

Чаще всего применяются следующие методы финансового контроля ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности, полноты выполнения финансовых обязательств и т.д.), заслушивания докладов, информаций должностных лиц о финансовой деятельности на сессиях органов местного самоуправления, заседаниях органов государственной власти, инвентаризации и другие. Их проведения, как правило, планируется. Также могут осуществляться они и вне плана, в связи с необходимостью, объективно возникла.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: