Методы финансового контроля




 

Все методы финансового контроля конкретизируются в методиках есть в технологии (правилах) проведение контроля разными субъектами соответствующих объектов. Методика указывает конкретные приемы и способы действий, ориентирует, как именно и в какой последовательности начинать, осуществлять и заканчивать проверку. Для всех часто используемых методов финансового контроля существуют опробованные на практике методики. Они разработаны с учетом форм собственности, организационной структуры, других существенных различий объектов, которые контролируются.

В настоящее время основными методами финансового контроля являются ревизии и проверки.

"Ревизия это метод документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, учреждения, организации, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостатков, растрат, присвоений и краж средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений. По результатам ревизии составляется акт.

Проверка это обследование и изучение отдельных участков финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций или их подразделений. Результаты проверки оформляются справкой или докладной запиской ".

Ревизия это глубокое и найвсебичнише обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации с целью выяснения ее целесообразности и законности. Ревизии осуществляют практически все субъекты, контролирующие финансовую деятельность. Их основанием является, как правило, заранее составленный план мероприятий финансового контроля субъекта этот контроль осуществляет. Однако нередко встречаются и внеплановые ревизии, осуществляемые по требованию компетентных органов в связи с обстоятельствами, ранее не были предусмотрены. Внеплановые ревизии отмечаются внезапным характером и осуществляются с целью выяснения отдельных вопросов. Чаще внеплановые ревизии назначаются правоохранительными органами.

По содержанию ревизии делятся на фактические и документальные. В ходе фактической ревизии проверяется вся совокупность сторон финансовой деятельности объекта проверки. Ревизоры организуют инвентаризацию материальных ценностей, проверяют состояние материальных и вещевых складов, подсчитывают, взвешивают и измеряют товарно-материальных ценностей, находящихся на складах и в процессе производства, проверяют наличие денег, ценных бумаг, документы и т.д.. Документальные ревизии включают в себя только проверку различных финансовых документов, в том числе счетов, платежных ведомостей, ордеров, чеков, отчетов, смет и т.д. В ходе их осуществления выясняется наличие необходимых финансовых документов, качество их оформления, степень надежности их учета и хранения. На основании анализа финансовых документов определяется законность и целесообразность расходования средств.

По критерию периода деятельности, обслидуеться, ревизии делятся на выборочные и фронтальные. Выборочная (частичная) ревизия является проверкой финансовой деятельности за какой-то определенный промежуток времени. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность подконтрольного объекта за качественно цельный период времени, например за период с момента получения до полного использования бюджетных средств университетом в определенном году или через несколько лет подряд.

Полные ревизии, как правило, охватывают все стороны финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки: состояние хранения денежных средств и материальных ценностей, соответствие их наличия данным бухгалтерского учета, соответствие фактических расходов бухгалтерским документам своевременность и правильность проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей, расчетов с предприятиями, учреждениями, организациями, правильность использования денежных средств и материальных ценностей, выполнение финансовых и хозяйственных планов и т.д.

По критерию объекта деятельности, проверяемого ревизии делятся на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность выбранного объекта в разных сферах и, как правило, в них принимают участие ревизоры одновременно нескольких проверяющих органов, а также на тематические ревизии, которые сводятся до обследования какой-либо одной сферы финансовой деятельности (например, правильности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные государственные централизованные фонды).

Каждая ревизия должна быть хорошо подготовлена. Для ее осуществления назначается состав ревизионной комиссии, вырабатывается программа проведения ревизии, изучается необходимое законодательство и другие нормативные акты, члены комиссии знакомятся с выводами предыдущей ревизии. О проведении ревизии информируется руководитель объекта проверки. Срок ревизии, как правило, не должен превышать 30 дней.

Ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений осуществляются не реже одного раза в два года, а в сфере материального производства не реже раза в год.

Результаты ревизии оформляются актом ревизии документом, имеет важное юридическое значение. Этот акт подписывается руководителем ревизионной группы, а также руководителем и главным бухгалтером объекта проверки. При наличии возражений или замечаний по акту ревизии руководитель и главный бухгалтер объекта проверки добавляют к акту ревизии свои замечания и возражения. В акте ревизии указывается цель ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, а также причины, обусловившие данные нарушения и лица, их совершивших, предлагаются меры по устранению выявленных нарушений и меры ответственности виновных должностных лиц. В акте ревизии фиксируется то, что фактически установлено, при этом каждое положение должно быть достаточно аргументированным.

Акт ревизии передается лицу (юридическому или физическому), назначившего ревизию, а также в соответствующие по линии прямых функциональных связей субъекта и объекта проверки финансовые органы.

При необходимости может быть составлен промежуточный акт ревизии. Он также передается руководителю, назначившему ревизию, для безотлагательного реагирования. Чаще всего это осуществляется при выявлении злоупотреблений или других нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность виновников, а также нарушений, следы которых могут быть ликвидированы, например нехватка денег в кассе.

При осуществлении ревизии ревизор имеет право: проверять все необходимые документы, а при обнаружении подделок в документах или фиктивных документов изымать их, проводить контрольные замеры выполняемых работ; требовать проведения инвентаризации фондов товарно-материальных ценностей, денежных средств; опечатывать кассы и другие помещения; требовать справки и копии документов у предприятий, учреждений, организаций, связанных с финансовогосподарськимы операциями проверяемых объектов; проводить встречные проверки, т.е. устанавливать соответствие документов и данных объекта проверки с документами и данными, принадлежащих тем предприятиям, учреждениям, организациям, от которых получены или которым выданы денежные средства и материальные ценности привлекать специалистов для определения количества и качества услуг, выполненных работ, проверки фактических затрат сырья и материалов.

Выводы ревизии подлежат рассмотрению в двухнедельный срок руководителем, назначил ревизию. На их основании определяются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, возмещению причиненного материального ущерба; разрабатываются предложения по предупреждению в будущем нарушений финансовой дисциплины; виновники привлекаются к ответственности. Руководитель учреждения, назначившего ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых на основании результатов ревизии.

Должностные лица, по вине которых допущены нарушения финансовой дисциплины, о чем указывается в акте ревизии, могут быть привлечены к материальной, дисциплинарной или уголовной ответственности, а также к нескольким видам ответственности одновременно, например, в исполнении или к материальной и уголовной.

Проверка как метод финансового контроля осуществляется по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основании отчетных, балансовых и расходных документов. В ходе ее проведения выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

Наряду с ревизиями и проверками к методам финансового контроля относятся по финансовому праву обследования, инспекции, наблюдения.

Обследование, как и проверка, также охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений, организаций, но в отличие от проверки проводится по значительно более широкому кругу показателей и обнаруживает финансовое состояние хозяйствующих субъектов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. В ходе обследований часто осуществляются опросы, анкетирование. Обследование может осуществляться по предписанию законодательных или исполнительных органов и также прежде преследует цель выявления нарушений финансовой дисциплины.

Инспекции это проверки состояния финансов, предприятий на местах, периодически осуществляемых субъектами представителями государства в целом или ее отдельных органов. Они, как правило, проводятся с целью общего ознакомления с состоянием дел на местах и ​​предоставления оперативной практической помощи.

Наблюдение это такой метод финансового контроля, сводится преимущественно к общему ознакомление с состоянием финансовой деятельности бюджетного учреждения, предприятия, ведомства. Наблюдение бывает общим и специальным. Как правило, наблюдению предшествует во времени применения других методов финансового контроля.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: