образовательно-воспитательного процесса.
Система средств дифференцируется по уровням, сферам компетенции,
возрастным особенностям, территориальным и этнокультурным особенностям, гендерным характеристикам и т.д.
Так, по уровням систему средств патриотического воспитания можно разделить на теоретический и технологический.
Теоретический -перевод социального заказа,образовательныхстандартов в концептуальные представления о целях, содержании и механизмах реализации процесса воспитания патриота. Он осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Технологический -осуществляется:
на уровне образовательного учреждения, реализующего программы патриотического воспитания, модели, соответствующие общим программам региона, муниципального образования;
на уровне образовательной области с учётом межпредметных, функциональных и междисциплинарных связей;
на уровне образовательного материала система средств ориентируется на нормативную представленность задач патриотического воспитания;
на уровне внеучебной работы система средств ориентирована на взаимодействие с многообразными субъектами патриотического
воспитания (ветеранами, молодёжными организациями,
учреждениями дополнительного образования и др.)
Несмотря на взаимообусловленность, каждый компонент характеризуется определенными параметрами (критериями),
раскрывающимися через ряд качественных показателей (характеристик),
которые в свою очередь способствуют определению требований к отбору содержания патриотически-ориентированного образования и способам патриотической деятельности.
Данные направления реализуются в формах воспитания, присущих целостному процессу и его отдельным направлениям (нравственному,
правовому, эстетическому, физическому и др.).
Патриотическое воспитание имеет некую специфику, выраженную в особенностях данной сферы становления человека культуры, гражданина и патриота своего Отечества.
Смысловая наполненность форм патриотического воспитания может быть классифицирована по признакам:
1) сакральности:
одухотворённости, что проявляется в трансляции духовных основпатриотизма в общеобразовательном процессе, чему посвящена первая глава;
образности и символичности, познание мира образов исимволической картины окружающей действительности с целью обретения смыслов деятельности и существования;
идеальности, через воссоздание желаемых образов Добра,Справедливости, Красоты, Мудрости и т.д.;
мессианства, являющегося неотъемлемой чертой историческисложившегося российского менталитета, представляющего российский народ и объединяющее его государство в силу несущую Добро и избавление от зла другим народам ценой собственной жертвенности;
душевности, как проявления великодушия к отечественной историис её взлётами и падениями, окружающим людям, своей семье и собственным предкам.
2) идейности:
проблемности и проблематичности, как проявленияконструктивизма при столкновении мнений, точек зрения, мировоззрений, взглядов, ценностных ориентаций, поиски выходов из проблемных ситуаций;
направленности на осознание национальных интересов России в
коллизиях современного мира, обеспечению национальной безопасности России;
опоры на национальную идею, выступающую как факторконсолидации и сплочения современного российского общества, дающую ориентиры развитию личности, коллективу, обществу и государству и выполняющую функцию баланса их интересов;
3) практической направленности:
созидательности, ибо патриотизм направлен на созидение идей,мотивов, потребностей, материальных объектов, духовных ценностей;
самовоспитания и саморазвития, как мотивационной основы ирегулятива процесса человекообразования;
предметности деятельности, так как патриотизм проявление нетолько сознания, духовности, но и деятельности, реализующей идею
служения Отечеству в опыте конкретного индивида.
Что касается содержания патриотического воспитания в воспитательном пространстве школы, то оно в определенной мере выделено только в рамках предмета основ безопасности жизнедеятельности и также нуждается в сильной переработке.
Что может явиться основой воспитания патриотизма у поколения
ХХ1 века?
На наш взгляд, это три взаимосвязанных фактора: понимание России
(познание-знание, узнавание-распознавание, опредмечивание-
распредмечивание); преданность России (любовь-жертвенность, вера-
ответственность, надежда-радость); созидание России (смысл-