К основным направлениям патриотического воспитания




 

относятся:

 

Духовно-нравственное —осознание личностью высших ценностей,

 

идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно


 

включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. В

 

педагогической науке последней четверти ХХ века разрабатывалось в следующих исследованиях: (Аллерзаев М.Ч., Алпацкий И.И., Бондаревская Е.В., Власова Т.И., Соловцова И.А., Сенюк Д.С., Немкова Е.М., Кодиева Р.И.,

 

Парпара А., Андреев Э.М., Яновский Р.Г., Сухотина Л.Г., Иванова С.Ю.,

 

Шишацкий А.Т., Монахов О.Н., Бенкендорф Г.Л., Певень Л.В., Калишевски А., Савинова К.Г., Князев Л.Н., Сафаева Р.А., Беляева Л.Н., Явчуновская Р.А., Вишневский С.С., Лаптев П.Н., Черный С.И., Юлдашева К., Бублик Л.А., Кумыков А.Н. и др.)

 

Историко-краеведческое —познание историко-культурных корней науровне чувственного опыта сопричастности к прошлому, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно ориентирует человека на изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом и историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны. (Горбова М.А., Дузь Л.П.,

 

Корчагин Е.Н., Латорцев А.П., Лисецкая Г.В., Гуртовенко И.И., Михнев Н.Н.,

 

Пушкарев Л.Н., Иконников Ю.М., Деренский Е.И., Трубкин М.Я., Бурлыкина Л.И., Толстопятов И.В.)

 

Гражданско-патриотическое —это воспитание правовой культуры изаконопослушности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному,

 

бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению


 

своего конституционного долга. Гражданско-патриотическое воспитание характеризуется таким понятием, как гражданственность и должно быть в первую очередь направлено на формирование у личности тех черт, которые позволят ей быть полноценным участником общественной жизни. К

 

направлениям, по которым необходимо вести процесс гражданско-

 

патриотического воспитания, следует отнести формирование чувства собственного достоинства, нравственных идеалов, правовой культуры,

 

дисциплинированности, активной социальной позиции, готовности к выполнению своего конституционного долга. Данное направление базируется прежде всего на сложившейся правовой базе между государством и гражданином, которая на практике дает молодежи все необходимые права и способствует их реализации, что вызывает у нее законную гордость за свою страну, формирование глубокого понимания конституционного долга,

 

формирования навыков оценки и ценности политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. (Подгорнов А.В.,

 

Сиволобова Н.А., Смирнов С.Н., Колчина Н.С., Саллагова З.Б., Рахимов О.Х.-А., Капустина З.Я., Лебедева О.В., Минакова М.П., Бугров А.В.и др.)

 

Социально-патриотическое направлено на активизациюмежпоколенной духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. Без широкой культурной ассоциативности в процессе воспроизводства человека культуры, гражданина и патриота не возможна творческая и культурогенерирующая возможность современного образования. (Валиев И.И., Васильев Г.И., Голованов В.А., Дементьев Д.Н.,

 

Дьяченко В.В., Зарванский В.М., Казимирская Т.А., Козлов А.А., Коновалова Г.А., Кострулева И.В., Переверзева И.В., Поддубный Е.Н., Ковалев В.И.,


 

Волчкова А.А., Здерева Г.В., Иванова С.Ю., Титков Е.П., Субетто А.И.,

 

Дубовской В.А., Кислицыа НС., Ильичев И.М., Бородин Е.Т., Лихачев Б.Т.,

 

Никандров Н.Д., Королев П.В., Ковельков А., Богромов Э.А., Голотвин Ж.Г.,

 

Тадевосян Э.В., Макаров В.В., Ермичев А.А., Терентьев А.А., Жилин П.А.,

 

Свердлин М.А., Рогачев П.М. и др.)

 

Военно-патриотическое —это составная часть патриотическоговоспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству,

 

способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и приумножение славных воинских традиций. (Агапова Г.В., Алиева С.А., Аронов А.А., Жильцов Н.А., Зайчиков А.Н., Злыгостев Ю.К., Иванов В.Г., Кашинцев А.А., Константинов С.А., Кузьменков Н.Ф.,

 

Ломтев Ю.А., Мильчекова И.В., Бихнеев Н.Н., Подберезкин А.И., Пятиков А.И., Радионов Е.Г., Салиев Р.А., Самарец Г.А., Сеньшов Н.А., Солодкова М.В., Чистяков С.Н., Шинкоренко А.А., Оленин С.А., Бачевский В.,

 

Акчурин Р.С., Мухтаров Н.Х., Кулинкович К.А., Конжиев Н.М., Васютин В.С., Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б., Романников О.Д., Уткин В.Ф. и др.)

 

Героико-патриотическое —это также составная частьпатриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям. (Лазарев Ю.В., Лукьянова В.П., Мильчекова И.В., Петрянкина А.П., Полуянова Р.А., Романовская Е.В., Соколовская Ю.Б., Шитикова О.Н.,

 

Гарбузова В.В., Хлыстова Н.А., Окунева Ю.Е., Радионов Е.Г., Лутовинов В.И., Иваненков С.П., Кусжанов А.Ж., Карташев К.И., Фролов В.Ф., Океанов В.П., Кириленко В.И., Юшенков С.Н. и др.)

 

Спортивно-патриотическое —направлено на формированиеконкурентоспособности человека на рынке труда, развитию силы, ловкости,

 

выносливости, воспитания воли к достижению победы, самоутверждения,


 

состязательности, необходимости ведения здорового образа жизни и блокировки негативных и вредных привычек. Реализация системы спортивно-патриотического воспитания позволит стать одним из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом. (Галкин С.В., Садовников Е.С., Кудинов А.А.,

 

Вырщиков А.Н., Пеньковский Е.А., Тужилин А.П., Козлов А.А.и др.)

 

В настоящее время сложилось несколько моделей патриотического воспитания, наиболее общих для выделенных выше направлений.

 

Информационно-ориентационная модель представляет собойзнаниевый компонент содержания патриотического воспитания,

 

реализуемый в рамках образовательной области или системе дополнительного образования.

 

Предметно-деятельностная модель направлена на формированиеопыта служения Отечеству в пространстве ведущей деятельности,

 

опредмеченной её содержанием.

 

Конструктивно-позиционная модель реализует задачисамостоятельного поиска и структурирования индивидуальной позиции в отношении Отечества и перспектив служения ему.

 

Проективно-ценностная модель представляет собой интегративнуюхарактеристику воспитания и самовоспитания человека в системе: душа, дух,

 

тело, этапы конструирования и воссоздания образов, экстаполяции образов на конкретные личности и события современности, трансформации идеального на реальное с учётом траектории достижимого.

 

Отмеченные модели являются своеобразной динамической

 

составляющей в пространстве статики основных направлений патриотического воспитания.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: