1) индивидная (онтогенез);
2) родовая, коллективная (психосоциогенез);
3)личностная (филогенез);
4) общественная (социогенез);
5) государственная (филоадапциогенез).
В её структуре можно выделить четыре уровня отношений:
Самоидентичность (Я (как образ) – я (как реальность)), взаимоидентичность (я - ближайшее окружение), социоидентичность (я - общество), макроидентичность (я - государство).
Сущностные качества человека связываются с его идентичностью как результатом действия механизмов идентификации, ибо личность человека,
есть то, как и с чем он себя идентифицирует (отождествляет), как его внутренний мир в самой существенной степени соотносится с той системой ценностей, в пространстве которой он существует и в некоторой мере обладает. Таким образом, с целью выявления и сохранения российской социокультурной идентичности, консолидации различных политических сил
1 Советский энциклопедический словарь С. 476
и общественных движений на первый план выдвигается задача выявления этнокультурных и идеологических ценностей, сближения различных мировоззренческих позиций различных обществениых групп и партий по вопросам выхода из кризиса, достижения национального согласия. В этих условиях важно учитывать и сочетать этнокультурные и
общецивилизационные тенденции культурно-ценностного роста,
инновационные потоки в сфере массовой коммуникации, образовання и социально выраженной культуры. Поиск социокультурных основ идентификации необходимо вести в пространстве духовных и культурно-ценностных ориентиров современного российского общества,
предусматривающий установление связей родовой сущности человека, его национального характера, самосознания и социальных стереотипов со свободой и потенциалом творческой деятельности во всех областях жизни.
Идентичность человека при всей ее устойчивости все же меняется на протяжении жизни. Точно так же меняется и система ценностей человека.
Патриотизм - при всем многообразии его особенностей и проявлений выступает формой этнокультурной и национальной идентичности, т.к. он направлении на гармонизацию отношений личности, коллектива, общества и государствас его помощью происходит включение индивида в российское общество как на макро, так и на мезо- и микро уровнях. Это позволяет каждому человеку действовать и ориентироваться в рамках того особого внутреннего пространства смысла, который сформирован и сохраняется культурой России, её языком, историей и менталитетом, смыслообразующим основанием которых выступает духовность.
Прежде всего, следует обратиться к понятию менталитета, как глубинной духовной организации человека. Именно он стимулирует освоение и проявление каждым человеком высокой духовности в служении Отечеству, что, в свою очередь является источником духовных и нравственных сил и здоровья общества, его жизнестойкости и силы, которая особенно мощно и неудержимо проявляется на переломных этапах развития,
во время больших, исторически значимых событий, в годы трудных испытаний.
«Менталитет – считает А.В.Мудрик, это глубинный духовный склад,
совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне,
присущий этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определённых природно-климатических и историко-культурных условиях.
Менталитет народа, проявляясь в стабильных особенностях его культуры,
определяет глубинные основания восприятия и отношения его представителей к жизни»1.
Патриотизм выступает своеобразным интегрирующим фактором слагаемых российского менталитета:
духовности -самоотречённости,
государственничества - служения,
коллективизма - соборности,
мессианства - подвижничества.
Российский менталитет — это общенациональный, общероссийский склад ума и образ жизни, в которых сочетаются, взаимообогащаются и взаимосближаются менталитеты народов, этнических групп и религиозных конфессий России.
Главный его принцип — «служение Отечеству» — составил пределы смыслового пространства человека культуры, гражданина, патриота. Его содержательная часть определяется формулой: «единство личностного,
коллективного, общественного и государственного» в интересах,
Потребностях, мотивах и возможностях для достижения гармонии существования природной экологии конкретного человека, окружающей его социокультурной среды, общества, государства через идеалы,