Под технологией воспитания понимается совокупность психолого-
педагогических установок которые определяют специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, воспитательных приёмов и средств.
К основным параметрам педагогических технологий патриотического воспитания в системе образования следует отнести такие, как:
образно-эмоциональная (переживание); образно-ситуативная (воодушевление); образно-событийная (представления); образно-императивная (суггестивная);
образно-ценностная (вдохновения); образно-креативная (откровения);
В ситуациях первого рода важно учитывать особенностиэмоциональной сферы психики человека, формируя в нем преодоление через саморегуляцию страха, неосознанной тревожности, стрессообразующих мотивов и т.д.
Основными ситуациями являются: ситуации пробужденияпатриотических мотивов,стремление к реализации присвоенныхценностей в предметном мире своей жизнедеятельности. Здесь важно отметить, что данные регулятивы направлены на целостное взаимодействие человека с окружающей средой в собственной жизнедеятельности, которая определенным образом моделируется, структурируется, регулируется.
Большей отчетливостью и осознанностью в эмоциональной сфере отличаются чувства человека. В ситуациях актуализации чувств человека особая роль принадлежит воспитанию чувств любви к своим близким, месту рождения и проживания, Родине, гордости за этническую и национальную принадлежность, героическую историю народа, толерантности к культуре других народов и т.д.
Среди ситуаций данного рода следует выделить ситуации развития
эмоционально-волевой сферы формирования у молодых людей духовно-
|
нравственных качеств, полезных для системы витального и социокультурного воспроизводства, востребованности в системе жизнедеятельности.
В ситуациях второго рода смыслотворческая патриотическаядеятельность должна исключать центрированность воспитанника на собственной персоне, своих проблемах и переживаниях - она предполагает направленность на другого.
В основе данных ситуаций патриотического воспитания лежит эмпатия как способ совместного бытия субъектов воспитательногопроцесса. К разновидностям данного рода ситуаций,применяемых вкачестве средства патриотического воспитания, можно отнести: ситуации
Диалогического сотворчества; ситуации полилогического сотрудничества; ситуации монологической креации.
В ситуациях третьего рода выделяются три аспекта: 1) понимание какспособ постижения духовного мира других людей в окружающем «здесь – и -
теперь» пространстве; 2) общение как способ взаимного идейного,
эмоционального и духовного обогащения; 3) поступок как способ реализации установок собственного мира представлений и проявление патриотической позиции; 4) коллизия, определяемая антиномичностью ценностей патриотизма.
В ситуациях четвёртого рода педагогу необходимо решить три основ-
ные задачи: 1) создать образ, стимулирующий мотив самосовершенствования, т.е. в той или иной форме продемонстрировать воспитаннику его величие; 2) сфокусировать систему средств таким образом, чтобы школьник мотивировал возможность собственного позитивного роста; 3) вывести воспитанника на его собственную траекторию самосовершенствования и вооружить соответствующим инструментарием.
|
Ситуации четвёртого рода нацелены напонимание ценностей
патриотизма, культуры, традиций, идеалов и т.д., осуществляется в процессе постижение воспитанником, с одной стороны, внешнего по отношению к нему мира в ситуациях: «там и тогда», «здесь и тогда», «там и теперь»,«здесь и теперь» -как во внешнем бытийном,так и собственном духовноммире. Категория «ценность» относится к числу таких общенаучных понятий,
методологическое значение которых особенно значимо для педагогики.
Будучи одним из ключевых понятий современного обществознания, оно используется в различных науках для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные эталоны.
В процессе познания через понимание внешнего мира выявляется то,
на что человек может ориенгироваться в своем собственном духовном пространстве, откуда открываются возможности и перспективы самосовершенствования.
Ситуации пятого рода можно определить как: воссоздающие,