Воспитательный процесс – это педагогически обоснованная,
последовательная, непрерывная смена разноуровневых и разноплановых актов формирования личности учащегося, в ходе которой решаются задачи развития и психологической подготовки личности к жизни в конкретных условиях. Элементами воспитательного процесса выступают: цели, задачи,
субъекты - объектные взаимодействия, содержание, формы, методы,
технологии, механизмы реализации средств и диагностики эффективности как самого процесса, так и новообразований в личности воспитанника.
Целевая определённость патриотического воспитания и содержательные параметры определяются его пониманием как субъектной сферы человеческого бытия, в которой решаются фундаментальные проблемы обретения идеалов, смыслов, ценностей и т.д. В этой связи, в
качестве методологических регулятивов к объективации процесса патриотического воспитания целесообразно использовать подходы,
очерчивающие сферу онтологии патриотизма в спектре его бытийной определённости: феноменологический, герменевтический, экзистенциальный и теологический.
Исследовательская композиция данных подходов позволяет обнару-
жить следующие инвариантные содержательные характеристики патриотического воспитания:
направленность на становление смысложизненной позиции человека в мире, выявление и реализацию сущностных качеств служения Отечеству;
смыслообразность, т.е. оно рассматривается не только как
онтологический, но и как социокультурный феномен,
основанный на гармонии интересов личности, коллектива,
общества, государства;
уникальность, что отражается в своеобразных траекториях и способах становления человека культуры, гражданина, патриота; трансцендентность,что обеспечивает сохранение и трансляцию любви к Родине и преданность ей, что представляет собой неравновесную систему; является двойственным, антиномичным феноменом, а потому процесс духовного воспитания содержит в себе возможность разнонаправленных векторов отношения к
Отечеству.
В качестве инвариантных целевых ориентиров патриотического вос-
питания выступают смыслы человеческого бытия обнаруживающиеся в первую очередь в мире ценностей являющихся системообразующим элементом в структуре целей патриотического воспитания.
По мнению В.И.Лутовинова: «Главная цель патриотического воспитания может быть сформулирована следующим образом: возрождение в нашем обществе патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование и развитие подрастающего поколения,
обладающего важнейшими граждански активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой»1.
Из общей цели патриотического воспитания, заключающейся в формировании у молодежи, начиная с раннего возраста, высоких социально значимых качеств, готовности реализовать их в интересах общества и государства, вытекают следующие задачи, реализация которых способствовала бы возрастанию дееспособности подрастающего поколения,
1 Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи – будущее России. М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999; С.94
значительного повышения уровня его социальной активности,
гражданственности и патриотизма:
философско-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь ей в определении смысла жизни в условиях осуществляемых преобразований; формирование самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;
приобщение молодежи к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, формирование потребностей в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;
создание конкретных условий для реализации склонностей и способностей различных групп молодежи с учетом их интересов, потребностей в разнообразных сферах человеческой деятельности и общении;
воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности как важнейшей характеристики молодежи, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности;
воспитание положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, развитие потребности в труде на благо общества, государства, во имя служения Отечеству, формирование социально значимой деятельностной целеустремленности;
формирование и развитие потребности к духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой
жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе и т.д.
В этом плане патриотическое воспитание представляет собой единство двух процессов: социализационного процесса становления человека и целенаправленно организуемого патриотического воспитания. В качестве
инвариантных процессуальных характеристик патриотического воспитания выступают интенциональность, т.е. разумное сочетание векторной
«алгебры» ценностей, отражающая нелинейность их обретения;
вариативность,означающая множественность и разновекторность путейстановлениячеловека культуры, гражданина, патриота; коллизийность,
понимаемая как прерывность и пороговость становления личности патриота.
Философия синергетики основана на положении о том, что для сложных систем существует нескалько альтернативных либо вариативных путей развития. Разновекторность развития возникает в так называемых точках бифуркации. Такими исходными пунктами, в которых происходит выбор че-
ловеком дальнейшего направления и пути своего становления, выступают ситуации коллизий. В состоянии относительного покоя, в посткризисном пространстве-времени происходит накопление энергии духовной сферы человека, в связи с чем процесе духовной работы протекает без диалектических перерывов постепенности и качественных скачков.
В коллизийных ситуациях возможны не только позитивные качественные изменения, но и смена вектора патриотической позиции.
Единицей процесса патриотического воспитания является
педагогическая ситуация,что даёт возможность рассматривать данныйпроцесс как последовательную смену хаотично возникающих и целенаправленно создаваемых педагогом разнообразных форм,
моделирующих явления действительности в пространстве образовательного мероприятия. Ситуации патриотического воспитания выполняют роль
«проблемного поля», т.е. тех коллизионных точек, откуда берут своё начало
проблемность, противоречие, противоположность, несоответствие и
др., в которых происходят качественные изменения в становлении
патриотической позиции учащихся.В процессе патриотическоговоспитания целесообразно использовать не только ситуации, вызывающие положительные эмоции (гордость, радость, обожание), но и такие, которые вызывают душевную боль, предполагают сомнения в выборе, пробуждают
сочувствие и сострадание и тем самым активизируют совесть, обращают молодого человека к собственным критериям сферы ценностей и смыслов,
пробуждая в нём великодушие.
«Русское национальное сознание, - пишет В.К.Левашов, на протяжении многих веков формировалось в условиях сменяющих друг друга военных побед и поражений. Многократное чередование социальных и экономических подъёмов и спадов в развитии, периодическое прохождение общества и государства через кризисы и катастрофы, … сформировало и составило сущностное своеобразие великой русской культуры, привело к закалке русского духа: памяти, ценностных ориентаций, веры, воли и знаний к достижению целей. … Эта жизненная патриотическая стратегия продолжает работать и сегодня в обстановке «радостей» и «ужасов» современного русского российского капитализма, в условиях углубляющихся процессов глобализации»1.
В основе образного распредмечивания феномена патриотизма в практике воспитания человека культуры, гражданина, патриота лежит деятельность педагога по модельному воссозданию ситуаций,
представляющих собой образы различных проявлений бытийности системы
«человек-коллектив-общество-государство», что возможно при наличии условий, стимулирующих совместную смыслотворческую деятельность субъектов на основе их идентификации.
Таким образом, обнаруживаются, по меньшей мере, четыре аспекта:
понимание (единство и«резонанс»внешнего во внутреннем,черезмеханизмы идентификации), узнавание (через механизм персонификации как
«резонансом своего в другом»), осознание (через механизм социализации,
как смыслотворчества «резонанс Я в других»), отношения (через механизмы идентификации).
1 В.К.Левашов. Патриотизм в контексте современных социально-политических
реалий.//Социс, №8, 2006; С.71
Под идентификацией понимается: а) признание тождественности,
отождествление объектов, опознание; б) установление тождества объекта или личнолсти по совокупности общих или частных признаков; в) в психологии и социологии процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с другим человеком, группой, образом1.
Идентичность является центральным явлением самосознания индивида. Под идентичностью понимается тождественность, совпадение чего-нибудь с чем-нибудь.
Явление идентичности представляет собой относительно устойчивое,
тождественное самому себе существование индивида в системе социальной целостности.