Процессуальные характеристики патриотического воспитания учащейся молодёжи




 

Воспитательный процесс – это педагогически обоснованная,

 

последовательная, непрерывная смена разноуровневых и разноплановых актов формирования личности учащегося, в ходе которой решаются задачи развития и психологической подготовки личности к жизни в конкретных условиях. Элементами воспитательного процесса выступают: цели, задачи,

 

субъекты - объектные взаимодействия, содержание, формы, методы,

 

технологии, механизмы реализации средств и диагностики эффективности как самого процесса, так и новообразований в личности воспитанника.

 

Целевая определённость патриотического воспитания и содержательные параметры определяются его пониманием как субъектной сферы человеческого бытия, в которой решаются фундаментальные проблемы обретения идеалов, смыслов, ценностей и т.д. В этой связи, в

 

качестве методологических регулятивов к объективации процесса патриотического воспитания целесообразно использовать подходы,

 

очерчивающие сферу онтологии патриотизма в спектре его бытийной определённости: феноменологический, герменевтический, экзистенциальный и теологический.

 

Исследовательская композиция данных подходов позволяет обнару-

 

жить следующие инвариантные содержательные характеристики патриотического воспитания:

 

направленность на становление смысложизненной позиции человека в мире, выявление и реализацию сущностных качеств служения Отечеству;

 

смыслообразность, т.е. оно рассматривается не только как


 

онтологический, но и как социокультурный феномен,

 

основанный на гармонии интересов личности, коллектива,

 

общества, государства;

 

уникальность, что отражается в своеобразных траекториях и способах становления человека культуры, гражданина, патриота; трансцендентность,что обеспечивает сохранение и трансляцию любви к Родине и преданность ей, что представляет собой неравновесную систему; является двойственным, антиномичным феноменом, а потому процесс духовного воспитания содержит в себе возможность разнонаправленных векторов отношения к

 

Отечеству.

 

В качестве инвариантных целевых ориентиров патриотического вос-

 

питания выступают смыслы человеческого бытия обнаруживающиеся в первую очередь в мире ценностей являющихся системообразующим элементом в структуре целей патриотического воспитания.

 

По мнению В.И.Лутовинова: «Главная цель патриотического воспитания может быть сформулирована следующим образом: возрождение в нашем обществе патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование и развитие подрастающего поколения,

 

обладающего важнейшими граждански активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой»1.

 

Из общей цели патриотического воспитания, заключающейся в формировании у молодежи, начиная с раннего возраста, высоких социально значимых качеств, готовности реализовать их в интересах общества и государства, вытекают следующие задачи, реализация которых способствовала бы возрастанию дееспособности подрастающего поколения,

1 Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи – будущее России. М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999; С.94


 

значительного повышения уровня его социальной активности,

 

гражданственности и патриотизма:

 

философско-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь ей в определении смысла жизни в условиях осуществляемых преобразований; формирование самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;

 

приобщение молодежи к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, формирование потребностей в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;

 

создание конкретных условий для реализации склонностей и способностей различных групп молодежи с учетом их интересов, потребностей в разнообразных сферах человеческой деятельности и общении;

 

воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности как важнейшей характеристики молодежи, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности;

 

воспитание положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, развитие потребности в труде на благо общества, государства, во имя служения Отечеству, формирование социально значимой деятельностной целеустремленности;

 

формирование и развитие потребности к духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой

 

жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе и т.д.

 

В этом плане патриотическое воспитание представляет собой единство двух процессов: социализационного процесса становления человека и целенаправленно организуемого патриотического воспитания. В качестве


 

инвариантных процессуальных характеристик патриотического воспитания выступают интенциональность, т.е. разумное сочетание векторной

 

«алгебры» ценностей, отражающая нелинейность их обретения;

 

вариативность,означающая множественность и разновекторность путейстановлениячеловека культуры, гражданина, патриота; коллизийность,

 

понимаемая как прерывность и пороговость становления личности патриота.

 

Философия синергетики основана на положении о том, что для сложных систем существует нескалько альтернативных либо вариативных путей развития. Разновекторность развития возникает в так называемых точках бифуркации. Такими исходными пунктами, в которых происходит выбор че-

 

ловеком дальнейшего направления и пути своего становления, выступают ситуации коллизий. В состоянии относительного покоя, в посткризисном пространстве-времени происходит накопление энергии духовной сферы человека, в связи с чем процесе духовной работы протекает без диалектических перерывов постепенности и качественных скачков.

 

В коллизийных ситуациях возможны не только позитивные качественные изменения, но и смена вектора патриотической позиции.

 

Единицей процесса патриотического воспитания является

 

педагогическая ситуация,что даёт возможность рассматривать данныйпроцесс как последовательную смену хаотично возникающих и целенаправленно создаваемых педагогом разнообразных форм,

моделирующих явления действительности в пространстве образовательного мероприятия. Ситуации патриотического воспитания выполняют роль

 

«проблемного поля», т.е. тех коллизионных точек, откуда берут своё начало

 

проблемность, противоречие, противоположность, несоответствие и

 

др., в которых происходят качественные изменения в становлении

 

патриотической позиции учащихся.В процессе патриотическоговоспитания целесообразно использовать не только ситуации, вызывающие положительные эмоции (гордость, радость, обожание), но и такие, которые вызывают душевную боль, предполагают сомнения в выборе, пробуждают


 

сочувствие и сострадание и тем самым активизируют совесть, обращают молодого человека к собственным критериям сферы ценностей и смыслов,

пробуждая в нём великодушие.

 

«Русское национальное сознание, - пишет В.К.Левашов, на протяжении многих веков формировалось в условиях сменяющих друг друга военных побед и поражений. Многократное чередование социальных и экономических подъёмов и спадов в развитии, периодическое прохождение общества и государства через кризисы и катастрофы, … сформировало и составило сущностное своеобразие великой русской культуры, привело к закалке русского духа: памяти, ценностных ориентаций, веры, воли и знаний к достижению целей. … Эта жизненная патриотическая стратегия продолжает работать и сегодня в обстановке «радостей» и «ужасов» современного русского российского капитализма, в условиях углубляющихся процессов глобализации»1.

 

В основе образного распредмечивания феномена патриотизма в практике воспитания человека культуры, гражданина, патриота лежит деятельность педагога по модельному воссозданию ситуаций,

 

представляющих собой образы различных проявлений бытийности системы

 

«человек-коллектив-общество-государство», что возможно при наличии условий, стимулирующих совместную смыслотворческую деятельность субъектов на основе их идентификации.

 

Таким образом, обнаруживаются, по меньшей мере, четыре аспекта:

 

понимание (единство и«резонанс»внешнего во внутреннем,черезмеханизмы идентификации), узнавание (через механизм персонификации как

 

«резонансом своего в другом»), осознание (через механизм социализации,

 

как смыслотворчества «резонанс Я в других»), отношения (через механизмы идентификации).

 

1 В.К.Левашов. Патриотизм в контексте современных социально-политических

 

реалий.//Социс, №8, 2006; С.71


 

Под идентификацией понимается: а) признание тождественности,

 

отождествление объектов, опознание; б) установление тождества объекта или личнолсти по совокупности общих или частных признаков; в) в психологии и социологии процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с другим человеком, группой, образом1.

 

Идентичность является центральным явлением самосознания индивида. Под идентичностью понимается тождественность, совпадение чего-нибудь с чем-нибудь.

 

Явление идентичности представляет собой относительно устойчивое,

 

тождественное самому себе существование индивида в системе социальной целостности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: