Отношения.
Именно в этом последнем происходит «первичное определение» мира,
окружающей среды каждым индивидом, складывается система ориентации — от себя как центра — к ближайшим значимым реалиям (семья,
друзья, место учебы, работы, проживания, избранные духовные наставники,
родной край и др.), а затем — и к более отдаленным. Так складывается собственное личностное пространство, в котором развертывается во времени собственный опыт индивида — как свой внутренний, так и совместный с другими, коллективный.
Знание структур такого пространства — важное условие организации патриотического воспитания, поскольку педагог имеет возможность обеспечить особое внутреннее «прохождение» каждым учеником изучаемых предметов не только по несвойственному содержанию, но и в своем внутреннем плане — переместить это содержание в пространстве своего опыта от отдаленного и формального к близкому и значимому.
Предоставление ученику возможности выбора содержания и форм деятельности позволяет найти наиболее доступную,интересующую,
мотивационно оправданную, личностно значимую.
Композиции поддерживающих и дополняющих типов разномасш-
табных организационных форм воспитательной системы: массовые,
коллективно-групповые, индивидуальные облегчают школьнику проявление себя в различных качествах и социальных ролях.
Теоретическую модель целостного процесса патриотическоговоспитания школьников можно представить как последовательность его этапов, продвигающих школьников на более высокий уровень сформированности идей, идеалов, чувств, ценностных отношений, рас-
|
крывающихся в единстве их внутренней структуры: цель - содержание -
средство - результат.
Целевой аспект модели предполагает направленность на развитиеадекватного и однозначно задаваемого качества - ценностного отношения к
Родине, полноценного проявления всех его компонентов (сознания,
бессознательного, подсознательного, эмоционально-мотивационного,
чувственного, смыслосозидающего, деятельностно-регулятивного и проч.).
Он выполняет системообразующую роль, организуя средства в определенную систему, и, определяя содержание, определяет их вектор и ресурсный потенциал в достижении результата. Каждый этап процесса предполагает отражение, с одной стороны, содержания воспитания, с другой
- актуальных проблем социокультурной действительности, опирающейся на личностный опыт школьников. Средства, актуальные для каждого этапа,
должны быть адекватны поставленной цели, соответствовать содержакию и нести в себе аспекты развития личности. Последовательность этапов, т.е. их диалектическая развёрнутость в пространстве-времени, характеризует организацию процесса, определяемую особенностями функционирования
механизма,заложенного в его основу.При зтом порядок прохожденияэтапов обусловливается уровневыми характеристиками сложившегося на определённый момент мотивационно-ценностного ядра служения Отечеству.
Содержание патриотического воспитания составляет основнойсистемообразующий компонент средств патриотического воспитания.
Содержание патриотического воспитания -это смысловое поле, в
|
котором происходит обмен понятыми,принятыми,признанными(т.е.
узнанными) и присвоенными образами мышления,сознания,поведения,
отношений, деятельности человекообразующих субъектов - (воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой). Оно представляет собой энергетический обмен между субъектами воспитания информацией,
ценностными установками, типами и способами общения, познания,
деятельности, игры, поведения, отбор и усвоение которых имеет индивидуально избирательный характер. Основу содержания патриотического воспитания должна составлять базовая культура личности.
Ее приоритетными направлениями являются культура жизненного самоопределения, семейных отношений; экономическая культура и культура труда, политическая, демократическая и правовая культура,
интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;
экологическая, художественная и физическая культуры.
Следуя общепринятым в отечественной педагогике (В.В.Краевский,
И.Я.Лернер) подходам к структуре содержания образования, можно выделить следующие его компоненты:
знания о действительности в ракурсе патриотизма; опыт подражания патриотической деятельности героев; опыт служения Отечеству;
эмоционально - мотивационное отношение к собственной деятельности, детерминированное осознанием интересов личности,
коллектива, общества и государства.
Содержательные характеристики патриотического воспитания,
|
служащие основанием для определения инвариантных целевых параметров,
могут быть установлены через систему смысловых соответствий феномена патриотизма в современных исследованиях по философии, социологии,
психологии и истории педагогики, что даёт возможность описать патриотическое воспитание как педагогический феномен во всей его сложности и противоречивости, в единстве статических и динамических аспектов. Таким образом, патриотизм можно определить как статическое
(незыблемое) и динамическое (дискретное) свойство личности, включающее в себя одновременно устойчивость его смысложизненной позиции и
направленность её развития.
Результатом осмысления философии и методологии герменевтики,
феноменологии, экзистенциализма были выявлены и сформулированы содержательные характеристики патриотического воспитания,
интегрирующие концептуальные основы диалектики патриотизма в образовании и являющиеся основой для определения инвариантнык целевых ориентиров в воспитании человека культуры, гражданина, патриота,
нравственной, ответственной и соборной личности. Содержательные характеристики патриотического воспитания основываются, в первую очередь, на понимании патриотизма, описание которого предложено в первой главе.
Необходимо выделить ряд требований к отбору содержания патриотического воспитания:
соответствие целей и задач интересам обеспечения национальной безопасности России;
обеспечения соответствия логики развёртывания содержания воспитания, логике развития личности;
достаточный научный уровень концептуальности программ, моделей;
учёт реальных возможностей в патриотическом воспитании.
Обобщённая характеристика может быть представлена следующим
образом.
Во-первых, это способ взаимодействия учителя и ученика в
пространстве формирования сознания,воспитания чувств,организации и
стимулирования деятельности (Абрамов А.В.,Курзанова Н.И.,
Пионтковский В.В., Попко В.Л., Сапегин П.Е. и др.).
Во-вторых, это совокупность последовательных(формирующих,
коррекционных, вдохновляющих) взамодействий и взаимосодействий субъект - объектного и субъект - субъектного характера.
В-третьих, путь обретения опыта служения Отечеству,на который
направляет воспитатель и сопровождает ученика.
Основой отбора и структурирования содержания патриотическоговоспитания в системе общего образования являются его педагогические требования, выводимые из признаков и функций патриотизма гражданина России в современных условиях, о которых говорилось ранее. В процессе формирования содержания образования необходимо учитывать как совокупность всех компонентов, так и каждый компонент в отдельности,
поскольку изменение одной стороны не решает вопроса об изменении другой.
Если обычно содержание патриотического воспитания в образовании в виде учебного материала передается ученику в целях его усвоения, в нашем случае — для другой цели, а именно для того, чтобы учеником было создано собственное содержание образования в виде его личных интеллектуальных продуктов творчества.
Педагог должен осознавать, что в контексте российской культуры,
менталитета, исторических глубинных традиций жизни нашего общества именно патриотизм является исходным (хотя и неосознаваемым, как бы
данным вечно) условием осуществления каждым индивидом своих социальных функций — от учебы, дружбы, работы, создания семьи,
включенности в общественные отношения, институты и др. до собственных перспектив и основ бытия и развития самого нашего общества. Поэтому патриотически-ориентированное образование должно идти как к самим предметам (выполнение учебной программы), так и к освоению ценностного смысла самих ближайших условий жизни людей в обществе, причем это двойное движение не должно быть расходящимся.
В структуре патриотического воспитания можно выделить ряд
подсистем:
эмоционально-мотивационная подсистема; познавательно--творческая подсистема; духовно-смысловая подсистема; идейно-ценностная подсистема;