Воссоздающие – ситуации в которых реализуются наиболее целостныепараметры событийных и духовных образов прошлого.
Взаимосодействующие – ситуации,основанные на своеобразной
«разности потенциалов» взаимодействующей социальной среды, ведущей к резонансу духовного перенапряжения и формированию нового качества патриотического отношения к актуальной окружающей действительности.
Данные ситуации должны обеспечивать формирование надситуативных качеств человека, его способности к самодетерминации,
сохранение автономности собственного внутреннего мира.
Духовно-интегративные – ситуации взаимопроникновения духовныхмиров субъектов со-бытия и формирование качественно новой целостности отношений на основе сплочённости, ответственности, верности, преданности и проч.
При проектировании композиции технологических линий
патриотического воспитания педагогу следует определить ключевое событие
(кульминацию), определяющее проблему (коллизию, противоречие,
антагонизм, кризис, перелом) в формировании опыта служения Отечеству как стержня, вокруг коророго будут выстраиваться все воспитательные ситуации. Это может быть ситуация любого типа, но в ней эмоциональные переживания воспитанника должны быть максимальными. Остальные ситуации конструируются как менее сильные по своему воздействию.
Важным условием является то, что вся композиция воспитательных практик должна быть ориентирована на какую-либо одну доминирующую ценность,
отражающую смыслообразие служения Отечеству.
Композиция технологических линий предполагает чередование периодов интенсивной смыслотворческой деятельности с периодами со-
|
зерцания, которые позволяют воспитаннику отрефлексировать свои переживания и результаты собственной деятельности.
Технологические параметры опыта личности в воспитании
патриотизма у молодёжи:
осознание; усвоение;
Переживание; обретение; блокировка; отторжение; эмпатия; приятие.
Данные параметры служат своеобразной матрицей технологических линий патриотического воспитания.
Под технологической линией авторы понимают последовательность развёртывния во времени механизма реализащии процесса патриотического воспитания с учётом особенностей учащихся, включающей в себя: цели,
задачи, субъектные и субъект-объектные отношения, содержание, формы,
методы, средства, методы диагностики результатов.
Технологическая линия «Наша малая Родина».
Целевое назначение:
- формирование у учащихся историко-патриотического интереса;
- развитие туристско-краеведческой и экскурсионной работы;
- краеведческий поиск и исследовательская работа по истории, географии,
литературным местам, памятникам истории и культуры родного края;
- изучение историко-культурных, архитектурных ценностей, народных обычаев, обрядов и традиций;
- развитие экологического движения, привлечение молодежи к участию в археологических, этнографических экспедициях;
- обследование и участие в охране малых рек и водоемов, памятников природы;
- проведение различных массовых итоговых слетов и соревнований по видам туризма и краеведения;
|
- создание школьных музеев, уголков, выставок по материалам, собранным в походах и экспедициях по родному краю;
- издание учебной и научно-популярной региональной литературы,
энциклопедий.
Технологическая линия «Духовное обновление».
Целевое назначение:
- формирование духовных ориентации, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и образа мысли российского гражданина;
- формирование духовной и эстетической культуры, чувства любви к Родине,
гуманного отношения к окружающему миру;
- возбуждение интереса к отечественной и национальной культуре;
формирование гражданского самосознания;
- привлечь внимание юного поколения к литературе, истории, родному языку, прикладному, изобразительному и фольклорному искусству,
календарно-обрядовым праздникам; воспитание стремления к созданию и
приумножению ценностей духовной культуры;
- способствовать духовному самоопределению молодежи, освоению и пониманию ими истоков народной культуры, народного искусства, его глубинных тайн и самобытности;
- содействовать развитию деятельности музыкальных, танцевальных,
фольклорно-этнографических групп и ансамблей.