Информационное сопровождение




Немаловажное значение имеет и информационная составляющая, обеспечивающая эффективное взаимодействие всех участников жилищных отношений, складывающихся при управлении жилищным фондом в целом. В этих целях в рамках внедрения информационных систем в качестве вспомогательного правового механизма регламентации общественных отношений ст. 2 ФЗ от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»[28] (далее по тексту – Закон о ГИС ЖКХ) формулирует понятие государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, которая представляет собой единую федеральную централизованную информационную систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

К числу участников информационного взаимодействия Закон о ГИС ЖКХ относит оператора системы, поставщиков и пользователей информации. Субъекты, размещающие информацию в системе, именуются поставщики информации. Роль и функции пользователей очевидны. Оператор системы - юридическое лицо, выполняющее работы по созданию, эксплуатации и модернизации системы. Деление субъектов на поставщиков и пользователей достаточно условно, поскольку органы власти, граждане и организации вполне могут выступить и в той и в другой роли на разных этапах своего участия.

Несомненно информационная система в сфере жилищно-коммунального хозяйства должна быть исключительно государственной. (Однако, ст. 47.1 ЖК РФ допускает проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием иных информационных систем, но в порядке и в сроки, которые предусмотрены ЖК РФ. Такой подход, на наш взгляд, осложнит задачу контроля за полнотой и достоверностью полученных в результате данных).

ГИС ЖКХ носит комплексный характер, ее использование сопровождается как внешним взаимодействием между органами власти, организациями и гражданами, так и возникновением внутренних отношений граждан между собой. И если органы власти и часть организаций уже подготовлены к ее эксплуатации (наличие технических средств, электронной подписи и т.п.), то участие в ней граждан, не связанное с ознакомлением с размещенной информацией, а направленное на непосредственное достижение правовых целей, например, принятие решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, сопровождается трудностями, вызванными, в том числе, недостаточной проработанностью в этой части правовых норм. Помимо этого при полноценном внедрении ГИС ЖКХ могут возникнуть большие сложности, связанные с отсутствием у субъектов информационных отношений (включая государственные органы и корпорации) полных комплектов документов на многоквартирные дома и обслуживающие их объекты: котельные, водозаборные узлы и канализационно-насосные станции, на восстановление которых потребуется достаточно длительный период времени и денежные ресурсы.

Поставщики информации, как нам видится, должны иметь уже свои отработанные информационные системы, например на тарифы, перечень услуг и т.п., и влиться в более масштабный проект ГИС ЖКХ, но, к сожалению, не во всех организациях информационные системы уже созданы и функционируют, а если и действуют, то не всегда эффективно, сопровождаются многочисленными ошибками, недостоверными сведениями, перерасчетами и т.п.

Особого внимания заслуживает тот факт, что у большинства участников информационных правоотношений возникают права, обязанности и ответственность в связи с использованием государственной информационной системы. В частности, не только на государственные и муниципальные органы, но и на юридические лица (товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации) и граждан может возлагаться обязанность по размещению (раскрытию) в информационной системе ряда сведений, обязанность применения специальных средств передачи данных в такую систему, необходимость использования содержащейся в системе информации для осуществления своей деятельности. Указанные права и обязанности закреплены в законе, определяющем правовой режим государственной информационной системы. В этом смысле возможность использования иных (негосударственных) систем в жилищно-коммунальной сфере также вызывает сомнения.

Для согласованной работы всех участников информационного взаимодействия необходимо, во-первых, максимально конкретно определить содержание и объем прав, обязанностей и ответственности каждого из них, во-вторых, обеспечить их заинтересованность в эффективном функционировании ГИС и, в-третьих, создать условия для наименее затратного (с точки зрения времени, усилий, финансовых затрат) исполнения информационных обязанностей.

Одной из ключевых фигур при эксплуатации информационной системы выступает оператор системы. Однако закон не в полной мере отражает его функции, в частности, при взаимодействии с администратором общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В ЖК РФ содержится указание на администратора собрания как участника ряда мероприятий в рамках использования информационной системы, в том числе, при организации и проведении собрания в форме заочного голосования с использованием системы (ст.47.1 ЖК РФ).

Важно подчеркнуть, что на управляющую организацию возложена обязанность по обеспечению свободного доступа к информации о своей деятельности по указанным в ЖК РФ направлениям, а в отношении ТСЖ, жилищных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), уполномоченными федеральным органом исполнительной власти устанавливаются порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления соответствующих документов (ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ). Таким образом, в жилищной сфере интересы потребителей в части получения необходимой информации надежно защищены.


[1] См.: Панова Ю.А. Проблемы и основные пути совершенствования законодательства в сфере управ

 


7\ления многоквартирными домами // Ленинградский юридический журнал. 2018. № 2.; Савченко Е.Е. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами: перспективы развития // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 6. С.79 (с.79-84) и др.

[2] См.: Мешкова А.Ю. Определение понятия управляющей организации // Административное право и процесс. 2018. № 6. С.52-54.

[3] Ершова Е.В. Предпринимательское законодательство и наука предпринимательского права: история и современность // Предпринимательское право.2010. № 3 С.6; Ростовцева Н.В. Правовое положение саморегулируемых организаций в РФ // Журнал российского права. 2006 № 11 С.39. и др.

[4] См.: Субанова Н.В., Хусяйнова С.Г. К вопросу о лицензировании управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Юрист. 2014. №19 С.36-40.

[5] См., например, Свит Ю.П. Банкротство некоммерческих корпораций в жилищной сфере // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 12. С.95 (с.95-99)

[6] См.: Жилищное право: учебник / И.В. Балтутите, В.Р. Витвицкая, А.И. Гончаров и др. М.: Юриспруденция, 2016. - С. 453.

[7] См.: Свит Ю.П. Саморегулируемые организации жилищных накопительных кооперативов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 4. С.54 (С.52-56)

 

[8] Маркова И.В. Управление общим имуществом в многоквартирном доме как разновидность управления имуществом собственника: Дисс. … к.ю.н. / И.В. Маркова. – Краснодар, 2009. – С.164.

[9] См.: Филатова У.Б. Гражданско-правовое сообщество сособственников: сравнительно-правовое исследование // Российская юстиция. 2015. № 2. С. 18–20.

[10] См., например: Цепов Г.В. Акционерное общество: теория и практика: учебное пособие. М.: Проспект, 2006. С.144 и др.

[11] Поваров Ю.С. Акционерное право России: учебник. М.: Юрайт-Издат, 2009. С.472.

[12] См.: Пономарев А.В. Повторное общее собрание акционеров //Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. 2013. № 6 и др.

[13] Рузанова В.Д., Крюкова Е.С. Особенности предоставления коммунальных услуг при многоуровневой системе управления многоквартирным домом // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. N 12. С. 20 - 24.

 

[14] Юрьева Л.А. Договор управления многоквартирным домом: монография / под ред. И.Д.Кузьминой.— М.: Юстицинформ, 2011.

[15] См.: Рузанова В.Д. Проблемы реализации правомочий собственников помещений в многоквартирном доме как членов ТСЖ // Проблемы правового положения участников юридических лиц: Сборник научных статей. - Самара, 2008. - С. 7.

[16] См.: Маркова И.В. Правовые проблемы управления общим имуществом в многоквартирном доме // Российский юридический журнал. - 2008. - № 1. - С. 111-119.

[17] См.: Эффективное управление жилым домом / под общ. ред. В.Н. Субботина. М.: Эксмо, 2008. - С. 32.

[18] См.: Жилищное право: учебник / И.В. Балтутите, В.Р. Витвицкая, А.И. Гончаров и др. М.: Юриспруденция, 2016. - С. 453.

[19] См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 № 4910/10 по делу № А71-9485/2009-ГЗ; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.05.2010 по делу №А56-56016/2009 и др.

[20]См.: Нифонтов Д.Ю. Понятие товарищества собственников жилья и управляющей организации (управляющей компании) // Подготовлено для системы КонсультантПлюс, 2018.

[21] Постановление КС РФ от 29 января 2018 г. № 5-П // Собрание законодательства РФ. - 05.02.2018. - № 6. - Ст. 960.

[22] См., например: Рузанова В.Д., Крюкова Е.С. Особенности предоставления коммунальных услуг при многоуровневой системе управления многоквартирными домами // Законы России опыт, анализ, практика. - 2012. - № 12. - С.21 и др.

[23] См.: постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»; постановление Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами».

[24] Канцер Ю. А. Ресурсоснабжение жилищно-коммунального хозяйства России: вопросы теории и практики: монография / отв. ред. В. А. Вайпан. – М.: Юстицинформ, 2017. – С.57.

[25] Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» // СПС «КонсультантПлюс».

[26] См., напр.: Курьянова Ю. Ю. Абонент и потребитель как стороны договора энергоснабжения // Налоги. – 2011. – № 11. – С. 24; Блинкова Е. В. Потребитель или абонент? (Проблемы определения ответчика в судебных спорах по обязательствам энергоснабжения) // Российский судья. – 2005. – № 7. – С. 41.

[27] Рузанова В. Д., Крюкова Е. С. Особенности предоставления коммунальных услуг при многоуровневой системе управления многоквартирным домом // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2012. – № 12. – С. 20–24.

[28]СЗ РФ. 28.07.2014. № 30 (часть I). Ст. 4210.


[i]См., например: Бобров Е.В., Колпакова Л.С. Проблемы проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме //Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2013. Выпуск 4. С.138.

[ii]См.: Голубев А.В. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доие как гражданско-правовой договор // Законодательство и экономика. 2010. № 7 С. 60-68; Миронов И.Б. Общее собрание собственников помещений как механизм управления многоквартирным домом // Семейное и жилищное право. 2005. № 4 С. 35-36.

[iii] См.: Шевина Л.Е. Основные поправки в некоторые законодательные и правовые акты на территории РФ в ЖКХ в 2013г. //Семейное и жилищное право. 2013. № 3. С.37-40.

[iv] См.: Рузанова В.Д. Особенности управления многоквартирным домом посредством товарищества собственников жилья // Юрист Поволжья. 2013. № 1-2 (109) С. 36-38.

[v] См.: Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 01.09.2015 по делу № 33-8370/2015; Апелляционное определение Липецкого областного суда от 28.09.2015 по делу № 33-2687/2015 и др.

[vi] См.: Миронова А.Р. Возможно ли проведение первого общего собрания собственников помещений МКД в заочной форме с выбором на нем способа управления управляющей компанией?// Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогооблажение. 2015. № 12.

[vii] См.: Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство / под ред. Ю.А. Васильева. М.: Солярис, 2015.

[viii] См.: Миронов И.Б. Общее собрание собственников помещений как механизм управления многоквартирным домом // Семейное и жилищное право. 2005. № 4.

[ix] Шахов С.Ю. Практика рассмотрения судебных споров с участием товариществ собственников жилья // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 8.

[x] См.: Миронов И.Б. Общее собрание собственников помещений как механизм управления многоквартирным домом // Семейное и жилищное право. 2005. № 4.

[xi] См.: Нащекина Е.В. О некоторых вопросах развития правовой базы для товариществ собственников жилья // Бюллетень нотариальной практики. 2008. № 2.

[xii] См., например: Чашин А.Н. Проблемные моменты нового жилищного кодекса // Юрист. 2005. № 7.

[xiii] См.: Иванова Л.А., Субботина Е.В ТСЖ: проблемы законодательства и жилищной культуры // Семейное и жилищное право. 2009. № 6; Определение ВАС РФ от 15.01.2009 № 16948/08.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: