Лекции - Бюджетный учет
- 386 с.
В курсе лекций рассмотрены и проиллюстрированы примерами актуальные вопросы ведения бюджетного учета с 2011 года:
- администрирование доходов и санкционирование расходов бюджета,
- учет нефинансовых активов,
- оплата труда,
- предоставление в аренду временно свободных помещений.
- порядок составления форм годовой бюджетной отчетности, рекомендации по их заполнению,
- бюджетное финансирование, включая составление бюджетной сметы, санкционирование расходов, участие в реализации государственного задания,
- применение кода Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).
Содержание
1. Порядок применения бюджетной классификации. 8
1.1. Классификация доходов бюджетов. 8
1.2. Классификация операций сектора государственного управления. 9
1.3. Порядок применения КОСГУ.. 13
2. Бюджетирование финансово-хозяйственной деятельности. 14
2.1. Составление бюджетной сметы.. 14
2.2. Составление сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности. 17
Смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности на 2010 год. 18
1. Доходы и поступления. 18
2. Расходы.. 18
2.3. Составление отчетов о финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. 21
3. Государственные (муниципальные) закупки. 25
3.1. Общие положения. 25
3.2. Обзор нарушений Закона о государственных закупках. 26
3.3. Обеспечение заявки на участие в торгах. 36
3.4. Участие субъектов малого предпринимательства в размещении заказа. 37
3.5. Государственные (муниципальные) закупки с 01.01.2011. 39
4. Внутренние локальные акты.. 44
4.1. Учетная политика бюджетного учреждения. 44
4.2. Организация бюджетного учета. Регистры бюджетного учета. 44
|
4.3. Учетная политика для целей налогообложения. 49
4.4. График документооборота. 49
4.5. Коллективный договор бюджетного учреждения. 56
4.2.4. Регистрация коллективного договора. 59
5. Санкционирование расходов бюджета. 60
5.1. Общие положения бюджетного учета. 60
5.2. Лимиты бюджетных обязательств. 62
Главные распорядители бюджетных средств. 63
Распорядители бюджетных средств. 65
Получатели бюджетных средств. 65
Главные распорядители и распорядители бюджетных средств как получатели бюджетных средств. 65
5.3. Бюджетные ассигнования. 66
Главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета. 67
Распорядители бюджетных средств, уполномоченные администраторы источников финансирования дефицита бюджета. 67
Получатели бюджетных средств, администраторы источников финансирования дефицита бюджета. 68
Главные распорядители, распорядители бюджетных средств как получатели бюджетных средств, главные администраторы, уполномоченные администраторы источников финансирования дефицита бюджета как администраторы.. 68
5.4. Сметные назначения по приносящей доход деятельности. 69
5.5. Принятие бюджетных обязательств. 71
Получатели бюджетных средств (в том числе главные распорядители и распорядители бюджетных средств как получатели бюджетных средств) 72
Получатели бюджетных средств (в том числе главные распорядители, распорядители как получатели бюджетных средств), администраторы источников финансирования дефицита бюджета (в том числе главные администраторы, уполномоченные администраторы как администраторы) 72
|
5.6. Санкционирование оплаты денежных обязательств. 73
6. Инвентаризация при составлении годовой отчетности. 76
6.1. Правила проведения инвентаризации. 76
6.2. Особенности проведения инвентаризации основных средств. 77
6.3. Особенности проведения инвентаризации кассы.. 78
6.4. Оформление результатов инвентаризации. 79
6.5. Отражение в бюджетном учете выявленных при инвентаризации недостач. 79
7. Нефинансовые активы.. 84
7.1. Общие положения по учету основных средств. 84
Объекты недвижимого имущества, полученные в 2010 году. 87
Объекты недвижимого имущества, полученные до 1 января 2010 года. 87
7.2. Начисление амортизации на объекты недвижимого имущества. 88
7.3. Согласование списания федерального имущества с Росимуществом.. 89
7.4. Выбытие (списание) автотранспортного средства. 93
Непригодность к дальнейшей эксплуатации. 97
Реализация. 97
Безвозмездная передача. 98
7.5. Определение рыночной стоимости имущества. 99
7.6. Модернизация компьютерной техники. 101
Запасные материалы для компьютера приобретаются заказчиком.. 103
Предмет договора - модернизация компьютера (запасные части исполнитель приобретает самостоятельно). Предположим, что аванса по договору не было. 103
7.7. Учет драгоценных металлов и изделий, их содержащих. 107
7.8. Драгоценные металлы в стоматологии. 112
Поступление драгоценных металлов. 115
Внутреннее перемещение драгоценных металлов, выдаваемых в переработку. 115
Выбытие (списание) драгоценных металлов. 115
Расчеты с пациентами. 116
7.9. Учет топлива для служебного автотранспорта. 117
|
7.10. Налоговый учет расходов. 122
8. Капитальное строительство за счет средств федерального бюджета. 124
8.1. Формирование федеральной адресной инвестиционной программы на 2011 год. 124
8.2. Проектирование и экспертиза проектной документации. 126
8.3. Организация работ по капитальному строительству. 129
8.4. Документальное оформление выполненных работ. 130
9. Нематериальные активы.. 132
9.1. Документальное оформление создания нематериального актива. 132
9.2. Нематериальный актив как объект учета. 135
Не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.. 136
9.3. Бухгалтерский учет создания и приобретения нематериального актива. 137
9.4. Налоговый учет расходов по созданию нематериального актива. 142
10. Имущество казны.. 143
10.1. Общие положения. 143
10.2. Амортизация имущества казны.. 144
10.3. Передача (получение) имущества казны.. 145
Схема проводок при безвозмездной передаче (получении) имущества казны между учреждениями - участниками бюджетного процесса бюджетов бюджетной системы РФ и от государственных и муниципальных организаций. 147
1. В рамках движения объекта между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) 147
2. В рамках движения объекта между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям одного уровня бюджетов, а также при его получении от государственных и муниципальных организаций, от иных организаций и физических лиц. 147
3. В рамках движения объекта между учреждениями разных уровней бюджетов. 147
Учреждение А.. 149
Учреждение Б. 149
Август 2010 г. 151
Сентябрь 2010 г. 151
Корреспонденция счетов бюджетного учета по операциям с объектами нефинансовых активов имущества казны*. 153
Принятие к бюджетному учету нефинансовых активов имущества казны, включенных в Реестр государственного имущества в отчетном периоде. 153
Списание объектов, являющихся имуществом казны.. 153
Дооценка, уценка объектов, являющихся имуществом казны.. 155
10.4. Реализация имущества казны.. 157
10.5. Передача в уставный капитал хозяйственных обществ имущества казны.. 160
10.6. Инвентаризация имущества казны.. 162
11. Забалансовый учет. 163
11. 1. Общие положения. 163
Счет 02 "Материальные ценности, принятые на ответственное хранение". 163
Счет 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов". 164
Счет 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению". 164
Счет 07 "Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры". 164
Счет 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных". 165
Счет 10 "Обеспечение исполнения обязательств". 167
Счет 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения". 167
Счет 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения". 167
Счет 19 "Невыясненные поступления бюджетов прошлых лет". 168
Счет 20 "Списанная задолженность, не востребованная кредиторами". 168
Счет 21 "Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации". 168
Счет 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению". 169
11.2. Закупка и передача имущества в рамках осуществления централизованных закупок. 169
Счет 23 "Периодические издания для пользования". 170
12. Администрирование доходов бюджетов. 171
12.1. Главные администраторы доходов бюджетов. 171
12.2. Администраторы доходов бюджетов. 172
12.3. Взаимодействие администраторов доходов бюджетов с ОФК.. 173
Документы, поименованные в Порядке N 92н. 175
Документы, поименованные в Порядке N 7н. 175
12.4. Бюджетный учет операций по администрированию доходов бюджетов и их распределению.. 176
12.5. Отчетность администраторов доходов бюджетов. 182
13. Гранты.. 183
13.1. Правовые особенности получения и предоставления грантов. 183
13.2. Договор о выделении гранта. Смета расходов по гранту. 186
13.3. Учет денежных средств, выдаваемых и получаемых в виде грантов. 189
У грантодателя. 190
У грантополучателя. 190
13.4. Налог на прибыль. 193
14. Аренда имущества. 195
14.1. Процедура проведения конкурса (аукциона) на право заключения договора аренды.. 195
14.2. Договор аренды.. 201
14.3. Доходы от сдачи имущества в аренду. 203
14.4. Налог на прибыль. 205
14.5. Налог на добавленную стоимость. 206
15. Расчеты по обязательствам.. 210
15.1. Внутриведомственные расчеты.. 210
Корреспонденция счетов при отражении операций по внутриведомственным расчетам.. 210
Обособленное подразделение. 214
Головное учреждение. 214
Обособленное подразделение. 216
Головное учреждение. 216
15.2. Расходы на текущий и капитальный ремонт. 217
Классификация ремонтных работ. 217
Капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений. 218
Ремонт автотранспортных средств. 219
Бухгалтерский учет ремонтных работ. 220
Корреспонденция счетов по отражению операций по ремонтным работам, проводимым хозяйственным способом.. 224
15.3. Расходы по добровольному медицинскому страхованию сотрудников. 226
Договор ДМС.. 226
Признание расходов в налоговом учете. 227
Бухгалтерский учет расходов по договорам ДМС.. 231
15.4. Представительские расходы организации. 234
15.5. Расходы по оплате договоров автострахования. 237
16. Командировочные расходы.. 245
16.1. Документальное оформление командировок. 245
16.2. Оплата труда работников во время командировок. 247
16.3. Расходы по служебным командировкам.. 248
16.4. Бюджетный учет командировочных расходов. 258
17. Дебиторская и кредиторская задолженность. 261
17.1. Срок исковой давности. 261
17.2. Приостановление и прерывание течения срока исковой давности. 262
17.3. Решение о списании задолженности, безнадежной ко взысканию.. 264
17.4. Бухгалтерский учет списания просроченной задолженности. 265
Корреспонденция счетов по списанию дебиторской задолженности. 266
Корреспонденция счетов по списанию кредиторской задолженности. 267
18. Оплата труда. 268
18.1. Оплата труда государственных гражданских служащих. 268
18.2. Оплата труда лиц, не являющихся государственными гражданскими служащими. 271
19. Социальные гарантии. 278
19.1. Санаторно-курортные путевки. 278
В Минздраве. 286
В ЛПУ "В". 286
19.2. Пособия по временной нетрудоспособности. 293
Расчет пособия. 293
Особенности расчета среднего заработка. 295
Срок предъявления листка нетрудоспособности и его оплаты.. 296
Начисление страховых взносов. 296
19.3. Пособия гражданам, имеющим детей. 297
Пособия по беременности и родам.. 297
Единовременное пособие при рождении ребенка. 299
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком.. 299
20. Страховые взносы.. 302
20.1. Общие положения. 302
20.2. Уплата страховых взносов с отдельных выплат, производимых работникам.. 302
20.3. Возврат излишне уплаченных страховых взносов в бюджет ПФР. 306
20.4. Включение в состав расходов по налогу на прибыль сумм страховых взносов. 308
21. Охрана труда. 309
21.1. Профилактические меры по сокращению производственного травматизма. 309
21.2. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.. 313
21.3. Бухгалтерский учет. 315
22. Практика налоговых проверок. 319
22.1. Истребование документов при проведении проверки. 319
22.2. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках. 321
22.3. Нарушения, выявляемые в ходе проверок НДС.. 322
Отказ в применении налогового вычета. 323
Ошибки в оформлении счетов-фактур. 324
22.4. Проверка исчисления и уплаты налога на прибыль. 326
22.5. Проверка исчисления и уплаты транспортного налога. 331
22.6. Проверка правильности исчисления налога на имущество. 334
Налог на добавленную стоимость. 339
Налог на доходы физических лиц с 01.01.2011. 340
Налог на прибыль. 341
Транспортный налог с 01.01.2011. 341
Земельный налог с 01.01.2011. 341
Меры ответственности за налоговые правонарушения. 342
23. ЕНВД.. 344
23.1. Виды деятельности бюджетных учреждений, в отношении которых применяется ЕНВД.. 344
23.2. Постановка на учет в качестве плательщика ЕНВД.. 346
23.3. Порядок исчисления суммы ЕНВД.. 346
23.4. Порядок и сроки уплаты ЕНВД.. 347
23.5. Применение ККТ плательщиками ЕНВД.. 348
24. Экологические платежи. 349
24.1. Порядок определения платы за загрязнение окружающей среды.. 349
24.2. Порядок и сроки уплаты экологических платежей. 351
24.3. Налоговый учет сумм экологических платежей и сборов. 351
24.4. Отчетность по начислению и уплате экологических платежей. 352
24.5. Контроль за уплатой экологических платежей. 353
25. Бюджетная отчетность. 355
25.1. Общие требования к составлению отчетности. 355
25.2. Источники информации (данные) для составления отчетности. 356
25.3. Состав бюджетной отчетности. 356
25.4. Особенности заполнения отдельных форм бюджетной отчетности. 357
Показатели, отражающиеся в Балансе (ф. 0503130) 357
Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) 358
Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) 358
Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128) 359
Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0503137) 364
Пояснительная записка (ф. 0503160) 365
25.5. Камеральная проверка отчетности. 377
26. Правовой статус "нового" бюджетного учреждения. 378
26.1. Предание гласности информации о деятельности. 379
26.2. Распоряжение имуществом, закрепленным за бюджетным учреждением.. 380
26.3. Крупная сделка. 380
26.4. Лицевые счета бюджетных учреждений. 381
26.5. Ответственность по обязательствам.. 381
26.6. Бухгалтерский учет и отчетность. 381
26.7. Приносящая доход деятельность бюджетных учреждений нового типа. 382
27. Государственное задание. 383
27.1. Организация работы по формированию государственного задания. 383
27.2. Формирование государственного задания. 384
27.3. Расчет нормативных затрат. 388
27.4. Методы определения нормативных затрат. 389
Определение нормативных затрат на оказание государственной услуги. 389
Определение норматива затрат на оказание единицы государственной услуги бюджетным учреждением.. 394
Порядок применения бюджетной классификации
Общие положения о бюджетной классификации прописаны в гл. 4 БК РФ. В ней сказано, что бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
Она включает в себя (ст. 19 БК РФ):
- классификацию доходов бюджетов;
- классификацию расходов бюджетов;
- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
- классификацию операций публично-правовых образований - классификацию операций сектора государственного управления.
В соответствии со ст. 18 БК РФ определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ, а также присвоение кодов ее составным частям, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ, возложено на Минфин. Реализуя это положение, Минфин ежегодно выпускает Указания о порядке применения бюджетной классификации. На 2010 год они утверждены Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 150н. Данный акт устанавливает правила применения бюджетной классификации участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы РФ. Соответственно, "старые" указания, утвержденные Приказом Минфина РФ от 25.12.2008 N 145н, утратили силу. Анализ этих двух нормативных актов показывает, что содержащиеся в них положения в большинстве своем схожи. Имеющиеся различия продиктованы изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс в части регулирования бюджетного процесса, а также положениями Закона о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.
В данном разделе книги затронуты только те положения, которые непосредственно коснулись бюджетополучателей. Для того чтобы информация была интересна широкому кругу читателей, в нем представлен материал, касающийся изменений, которые были внесены финансовым ведомством в классификацию доходов бюджетов и классификацию операций сектора государственного управления.