ПЁТРОМ I были проведены (1682-1725) реформы в области упр-я. Создание админ. системы, проникнутой идеей централизма и всецело подчинённой верховной власти. Россия стала абсолютной монархией. Была проведена реформа органов власти на местах – областная реформа. Вся страна была разделена на 8 губерний. Вместо Боярской думы был образован Правительствующий Сенат. Приказы были заменены коллегиями. Правами коллегии обладал Святейший Синод, ведавший церковными делами. Церковь стала частью гос.аппарата. Кроме того Петр I, принимая за образцы Европ. модели управления, пытался осуществить на практике европ. идею разделения властей и отделения суда от административно-исполнительной власти, но успеха он не достиг. Также касательно реформы МСУ. Ввел табель о рангах, чем забюрократизировал власть.
ЕКАТЕРИНА II (1762-1796) проводила реформы напр-е на укрепление самодержавия. Прежде всего она ослабила Сенат как законодательный орган. Сенат стал административным органом, лишённым законодательных прав. Так уже в начале царствования императрица сосредоточила в своих руках всю законодат. и большую часть распорядительной власти. административно-территориальное деление России. Тогда же сокращается количество коллегий, остаются только три самых важных, а полномочия других передаются губерниям, число которых увеличивается почти в два раза (около 50), провинции – упраздняются, но уезды – остаются. Наряду с вице-губернатором появилась должность генерал-губернатора, которому подчинялись от 1 до 3 губерний вместе с военными, а сам он подчинялся лично императрице. Создавались губернское правление, казенные палаты, приказ общественного презрения.
|
Реформы 1775 года. В ходе ее была совершена попытка отделения суда от администрации (то есть суды не подчинялись местным исполнительным органам). Были созданы сословные суды (для дворян, судья – дворянин, для горожан – горожанин, но для крестьян мог быть и дворянин).
Тогда же создается государственный суд делящийся на гражданскую палату и палату уголовного права. Этот суд из чиновников, которые назначались государством. Он носил апелляционный характер, а решения его можно было обжаловать в сенате.
АЛЕКСАНДР I. была предпринята первая серьёзная попытка рационализации российской статской службы, она связана с именем М.М. Сперанского. До конца при этом удалось довести немногое – образование министерств и Государственного совета. Реформы начала XIX века. При Александре (1801 год) был создан непременный (в смысле министерство внутренних дел, которому подчинялась полиция и ряд других министерств. Тогда же в 1802 году был принят другой указ “О правах сената”, в котором полностью восстанавливаются права сената.
На этом реформы приостановились из-за внешнеполитических проблем (из-за Наполеона). Н после подписания Тензитского мира реформы воспрянули во главе с о Спиранским в 1810 году, когда был создан законосовещательный орган (впервые, орган был таким и задуман) – государственный совет. С этих пор все законы проходили через него, а также впервые были отделены законы, как документы, прошедшие через государственный совет, от других документов.постоянный) совет (позднее именуемый государственным), носящий совещательный характер. ему же вменялось составление нового закона. В 1802 году был принят манифест о министерствах, то есть была создана министерская система управления. Во главе министерств – комитет министров. Впервые появились
|
НИКОЛАЙ I. апогей самодержавия в России. Основными правилами его правления были: строгое выполнение всеми своих обязанностей, всеохватный контроль сверху.
АЛЕКСАНДР II. ряд значительных либеральных реформ. Была проведена крестьянская реформа (1861). Было введено МСУ– земства. Проведена судебная реформа. Судебный процесс стал устным, публичным, состязательным. Был сделан важный шаг в формировании правового государства Судебная реформа 1864 года была самой демократичной. Тогда была установлена судебная республика в царской России, то есть суд был отделен от административной власти, были установлены достаточно демократичные принципы процесса и судопроизводства (суд стал гласным, разбирательство – устным, равенство сторон как в гражданском, так и в уголовном праве - реальным). Появились суды присяжных, несменяемость судей и т.п.
Земская и городская реформа. Земские органы занимались теми делами, которыми не занимались государственные органы, то есть социальными вопросами.
Городские – очень похожи на земские.
АЛЕКСАНДР III повернул всё реформир-е своего отца в обратную сторону. Провел контрреформы. Контрреформы – неопределенное понятие – земская и городская контрреформа в 1890 году на смену 1870 года. Было изменено сословное представительство. Судебная контрреформа – отдельные поправки к судебным уставам принятые в разное время. Все дела о государственных преступлениях рассматривались в сенате, а не в судебной палате. Появилось дисциплинарное присутствие сената – для ограничения принципа несменяемости судей. Следователи тоже были несменяемы, поэтому не эту должность старались не назначать, а назначали – исполняющих обязанности (что уставом не предусматривалось. Число дел рассматриваемых на закрытых заседаниях увеличилось после принятия в 1881 году закона “О чрезвычайном положении” - в частности разрешалось закрывать суды, школы и т.п. и передавать дела из подсудности общих судов в подсудность военных.
|
НИКОЛАЙ II. В рез-те революции 1905-07 гг. изменяется характер русского законодат-ва. Ввел общедемократические свободы – слова, печати, собраний – провозгласил создание в России законодательной Думы. Создаются особые государственно-капиталистические органы – «Совещание по судостроению», «Съезд по делам прямых сообщений» и др. Во всех отношениях правление Николая II вполне отвечало интересам российского буржуа. Однако решение рабочего вопроса откладывалось. Столыпин лавировал между разными общественными слоями, пытался провести реформы, не удалось, провел лишь аграрную.