Определение рыночной стоимости имущества




 

В соответствии с п. 13 Инструкции N 148н в целях бюджетного учета под рыночной стоимостью имущества понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанного имущества на дату принятия к бюджетному учету. Конкретный порядок определения рыночной цены в целях бухгалтерского учета не установлен, поэтому обратимся к принципам формирования рыночных цен, прописанным в Налоговом кодексе. Исходя из п. 3 ст. 40 НК РФ рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. 4-11 ст. 40 НК РФ.

Метод определения цены по идентичным (однородным) товарам. Согласно данному методу рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 НК РФ).

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров при определении их идентичности могут во внимание не приниматься.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

Стоит отметить, что при определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми (п. 8 ст. 40 НК РФ). Сделки между взаимозависимыми лицами (например, между родственниками или бухгалтером и директором одной организации) могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.

В соответствии с п. 11 ст. 40 НК РФ при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках. При этом официальные источники должны содержать данные о рыночной цене идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых в сопоставимых условиях в определенный период времени (Постановление ВАС РФ от 18.01.2005 N 11583/04, Письмо Минфина РФ от 09.07.2009 N 03-02-07/1-353).

Налоговым кодексом не определен конкретный перечень официальных источников информации о рыночных ценах. При этом специалисты финансового ведомства полагают, что при определении рыночных цен может быть использована информация о ценах, опубликованная в официальных изданиях, в частности, органов, уполномоченных в области статистики, ценообразования (письма Минфина РФ от 31.12.2009 N 03-02-08/95, от 01.08.2008 N 03-02-07/1-333).

Однако здесь также следует отметить, что, как правило, органы статистики предоставляют данные о средней стоимости того или иного товара. Такая стоимость не является ценой идентичного товара, реализуемого в сопоставимых условиях в определенный промежуток времени, следовательно, она не может быть рыночной (постановления ФАС ДВО от 20.02.2008 N Ф03-А51/08-2/168, ФАС ВВО от 17.11.2006 N А82-7208/2005-37).

Правомерно ли использовать информацию о цене, предоставленную независимыми оценщиками в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", в случаях, когда в официальных источниках рыночная цена необходимых товаров не представлена?

В статье 40 НК РФ не предусмотрено определение рыночной цены на основе информации, предоставленной независимыми оценщиками. Вместе с тем следует отметить, что в случае определения рыночной цены товара в судебном порядке суд, помимо обстоятельств, перечисленных в ст. 40 НК РФ, может учесть любые обстоятельства, имеющие значение для установления рыночной цены, в том числе и мнение независимых оценщиков (Письмо Минфина РФ от 02.07.2008 N 03-02-07/1-243).

В вышеуказанном письме финансисты допускают использование информации, предоставленной независимыми оценщиками, при определении рыночных цен именно в судебном порядке. Однако ранее специалисты финансового ведомства утверждали, что привлекать экспертов и специалистов, в том числе независимых оценщиков, при определении рыночных цен можно в любых необходимых случаях (Письмо от 29.03.2007 N 03-02-07/1-144).

Обратите внимание: рекламные каталоги не являются официальными источниками информации о рыночных ценах, так как в них содержатся не рыночные цены, а цены предложения без учета взаимодействия данного предложения со спросом на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (Постановление ФАС ЗСО от 17.07.2007 N Ф04-4809/2007(36308-А46-19)).

Метод цены последующей реализации. Согласно п. 10 ст. 40 НК РФ при отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или при отсутствии предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации. При таком методе рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой указанным покупателем были приобретены у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

Затратный метод. При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, впоследствии реализованных покупателем) используется затратный метод. При таком методе рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

 

В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ при безвозмездном получении имущества (работ, услуг) его стоимость определяется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком-получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

 

В силу п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). Другими словами, в настоящее время существует перечень товаров (работ, услуг) по которым цены устанавливаются и регулируются государством. Вышеназванные методы определения рыночной цены в отношении этих объектов не действуют.

В частности, к таким товарам (работам, услугам) относятся тепловая и электроэнергия; сельскохозяйственная продукция; лекарства; услуги связи; услуги по перевозке пассажиров и грузов; услуги по найму жилого помещения и др.

 

Правильность применения цен по сделкам вправе проверять налоговые органы (п. 2 ст. 40 НК РФ).

При этом такую проверку они вправе производить лишь в случае, когда применяемые налогоплательщиком цены товаров (работ, услуг) отклоняются более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня рыночных цен по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

В случаях, когда факт отклонения налоговыми органами доказан, они вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: