должностных лиц за "регистрационные" нарушения
Различные виды наказаний за нарушения при представлении сведений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП предусмотрены уже давно.
Отметим также еще два изменения по названным административным нарушениям:
- срок давности для привлечения к ответственности увеличили с 2 месяцев до года <35>;
- наказать могут не только руководителя, но и участников общества (граждан), членов совета директоров, коллегиального исполнительного органа (правлений, дирекций), ликвидационных комиссий <36>. Конечно, если перечисленные лица были ответственны за представление соответствующих сведений и совершили правонарушение.
--------------------------------
<29> Часть 3 ст. 14.25 КоАП РФ (ред., действ. до 31.03.2015).
<30> Часть 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
<31> Часть 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
<32> Часть 5 ст. 14.25 КоАП РФ.
<33> Часть 4 ст. 14.25 КоАП РФ (ред., действ. до 31.03.2015).
<34> Часть 1 ст. 170.1 УК РФ.
<35> Часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
<36> Примечание к ст. 2.4 КоАП РФ.
Ужесточена уголовная ответственность за создание юрлица
С помощью подставных лиц
Введена ответственность за представление в регистрирующий орган данных, повлекших внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах. Санкции за такое нарушение те же, что и за образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц <37>:
(или) штраф от 100 до 300 тыс. руб. либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до года;
(или) принудительные работы на срок до 3 лет;
(или) лишение свободы на тот же срок.
Кроме того, гражданам надо теперь быть осторожней с такими действиями, как <39>:
- предоставление своего паспорта для регистрации компании;
- выдача доверенности на регистрацию;
- приобретение в этих целях документа, удостоверяющего личность (покупка, похищение, присвоение найденного и т.д.);
- использование для регистрации персональных данных, полученных незаконным путем.
Рассказываем работнику
Свой паспорт для регистрации "однодневки" на свое имя нельзя давать никому, вне зависимости от обстоятельств. Это чревато судимостью и крупным штрафом.
Ранее наказать могли лишь в случае, когда конечной целью таких действий было создание (реорганизация) юрлица для совершения преступления, связанного с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом <40>.
Теперь же уголовная статья грозит гражданину уже за то, что он совершит такие действия с целью внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице <41>.
При этом санкции остались те же.
* * *
Другая порция поправок, внесенных комментируемым Законом, предполагает значительное расширение полномочий нотариуса в регистрационной сфере.
--------------------------------
<37> Часть 1 ст. 173.1 УК РФ.
<38> Примечание к ст. 173.1 УК РФ.
<39> Часть 1 ст. 173.2 УК РФ.
<40> Статья 173.2 УК РФ (ред., действ. до 31.03.2015).
<41> Статья 173.2 УК РФ.
ПРОЕКТЫвнесения изменений об увеличении минимального размера уставного капитала ООО и АО.
Концепция развития законодательства о юридических лицах была разработана Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 16 марта 2009 г. Авторы этой Концепции предлагали сохранить категорию уставного капитала и повысить ее эффективность, сделав качественный скачок в размере уставного капитала, установив, в частности, минимальный размер уставного капитала для ООО в 1 млн руб., а для АО - не менее 2 млн руб.
ПРЕДЛАГАЮТСЯ
Повышение минимального размера уставного капитала ООО и АО
Проект федерального закона разработан Советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ
Планируется масштабное совершенствование гражданского законодательства. Поправки затронут и положения о юридических лицах и их регистрации. В частности, предлагается:
- увеличить размер минимального уставного капитала ООО с 10 тыс. до 500 тыс. руб., а АО - с 10 тыс. до 5 млн руб. К моменту госрегистрации общества учредителями должно быть оплачено не менее 3/4 уставного капитала;
- передать функции госрегистрации юридических лиц от органов ФНС органам Минюста. При этом новые регистраторы будут обязаны проверять представленные на госрегистрацию документы, в том числе и устав, на соответствие действующему законодательству. При выявлении несоответствий органы юстиции будут отказывать в госрегистрации. При этом органы должны будут утвердить типовые формы уставов для организаций разных форм.
В ФНС уже заявили, что передачу ЕГРЮЛ Минюсту не поддерживают.
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ- 2015
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС и ФФОМС), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).
В этот Закон внесен ряд изменений, вступивших в силу с 1 января 2015 г. <1>. О них и пойдет речь в данном материале.
--------------------------------
<1> Изменения в порядок исчисления и уплаты страховых взносов внесены следующими Федеральными законами: от 01.12.2014 N 407-ФЗ, от 01.12.2014 N 406-ФЗ, от 29.11.2014 N 378-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 28.12.2013 N 428-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов
Для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица. Эта сумма определяется нарастающим итогом с начала расчетного периода и ежегодно индексируется.
До 2015 г. предельная величина базы была единой в отношении страховых взносов во все внебюджетные фонды. Теперь для каждого фонда установлен свой размер.
По взносам в ФСС. Согласно ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ "по-старому" рассчитывается предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС. То есть в отношении каждого физического лица она устанавливается в сумме, указанной в ч. 4 ст. 8, с учетом ежегодной индексации, нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих эту величину, страховые взносы не взимаются.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.12.2014 N 1316 предельная величина базы для начисления указанных страховых взносов в ФСС подлежит индексации с 01.01.2015 в 1,073 раза с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации и составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 670 000 руб. нарастающим итогом с 01.01.2015.
По взносам в ПФР. Согласно ч. 5.1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, ежегодно устанавливается Правительством РФ с учетом определенного на год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в 12 раз, и повышающих коэффициентов на соответствующий финансовый год (коэффициент на 2015 г. равен 1,7).
В силу упомянутого выше Постановления N 1316 предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 711 000 руб. нарастающим итогом с 01.01.2015.
По взносам в ФФОМС. Предельная величина базы по страховым взносам не рассчитывается, то есть страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС исчисляются со всей суммы доходов физического лица (без учета лимита).
Общие тарифы страховых взносов на 2015 год
Согласно п. 1.1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ в 2015 - 2017 гг. лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (за исключением плательщиков страховых взносов, для которых ст. ст. 58 и 58.1 установлены пониженные тарифы), будут применять следующие тарифы страховых взносов:
1) ПФР - в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 22%, а свыше этой величины 10%;
2) ФСС - 2,9% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
3) ФФОМС - 5,1%.
В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ <2>, применяется тариф страховых взносов в ФСС 1,8% (п. 3 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ).
--------------------------------
<2> За исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Льготные тарифы страховых взносов на 2015 год
Статьей 58 Закона N 212-ФЗ для отдельных категорий плательщиков установлены пониженные тарифы страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 гг. Действие одних льготных тарифов закончилось, других продлено, некоторые тарифы повысились, оставаясь в то же время льготными. Рассмотрим, какие пониженные тарифы будут действовать в 2015 г.
Во-первых, согласно ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ отдельные категории налогоплательщиков уплачивают взносы только в ПФР по тарифу 20% в течение 2012 - 2018 гг. Это:
- организации и ИП, применяющие УСНО, основным видом деятельности которых является деятельность, поименованная в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ;
- аптечные организации и ИП, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие ЕНВД, могут применять пониженные тарифы страховых взносов только в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению (п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ), - курсивом выделено изменение, применяемое с 01.01.2015;
- некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), которые в соответствии с учредительными документами осуществляют деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (театры, библиотеки, музеи и архивы) и массового спорта (за исключением профессионального) и при этом применяют УСНО (п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ);
- благотворительные организации, применяющие УСНО (п. 12 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ);
- ИП, применяющие ПСНО, в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте. Не вправе применять льготные тарифы ИП, виды деятельности которых указаны в пп. 19, 45 - 47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ (п. 14 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Курсивом выделено изменение, применяемое с 01.01.2015.
Во-вторых, с 2015 г. закончил свое действие льготный тариф для следующих плательщиков страховых взносов (п. п. 1 - 3, 7 ч. 1, ч. 2, 3.1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ):
- сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- применяющих ЕСХН;
- производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы;
- осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание СМИ.
Указанные плательщики должны теперь перечислять взносы в общем порядке, установленном ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ на 2015 - 2017 гг.
В-третьих, в 2015 г. продолжают действовать льготные тарифы, установленные ч. 3 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, для плательщиков, указанных в п. п. 4 - 6 ч. 1 этой статьи:
- для хозяйственных обществ, созданных бюджетными научными учреждениями и вузами, в целях практического применения и внедрения результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)). Исключительные права на результаты этой деятельности должны принадлежать данным учреждениям и вузам (п. 4 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Для применения пониженных тарифов хозяйственные общества должны согласно ч. 4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ осуществлять НИОКР, внедрять результаты интеллектуальной деятельности в производство, применять УСНО;
- для организаций и ИП, заключивших с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой или промышленно-производственной ОЭЗ <3> (п. 5 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ);
- для организаций и ИП, заключивших с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства РФ в кластер (п. 5 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ);
- для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (п. 6 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ), кроме организаций со статусом резидента технико-внедренческой ОЭЗ. Чтобы воспользоваться пониженными тарифами, указанные организации должны соответствовать требованиям, изложенным в ч. 2.1 - 2.5 ст. 57, ч. 5 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
--------------------------------
<3> Напомним, что особые экономические зоны технико-внедренческого типа созданы в Зеленограде, Дубне, Санкт-Петербурге и Томске (Постановления Правительства РФ от 21.12.2005 N N 783, 781, 780, 779).
Размер льготных тарифов для перечисленных плательщиков в текущем году: в ПФР - 8%, в ФФОМС - 4%, в ФСС - 2% (за исключением выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации, для которых тариф страховых взносов в ФСС применяется в размере 1,8%).
В-четвертых, в 2015 г. продолжает действовать льготный тариф, установленный ст. 58.1 Закона N 212-ФЗ, для организаций, получивших статус участников проекта "Сколково". Эти организации уплачивают взносы только в ПФР по тарифу 14% начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен статус участника проекта, в течение 10 лет (при соблюдении определенных условий, указанных в данной статье).
В-пятых, с 01.01.2015 установлены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, получивших статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус, в течение 10 лет они вправе применять такие тарифы страховых взносов: в ПФР - 6%, в ФСС - 1,5%, в ФФОМС - 0,1%.
Указанные льготные тарифы применяются в отношении участников свободной экономической зоны, получивших такой статус, не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей зоны.
Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР
Согласно ч. 1, 2, 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, страховые взносы в ПФР начисляются по дополнительным тарифам.
В 2013, 2014 гг. речь шла о работах, поименованных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ <4>. С 2015 г. это работы, указанные в пп. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ <5>. На выплаты, производимые в пользу сотрудника за выполнение работ, не поименованных в указанных нормах, страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам не начисляются.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
<5> Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В 2015 г. в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, указанных в пп. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, установлен дополнительный тариф в размере 9%, а на работах, указанных в пп. 2 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, - 6%.
Согласно ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда класса условий труда взамен указанных в ч. 1 и 2 данной статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР:
Класс условий труда | Подкласс условий труда | Дополнительный тариф страхового взноса |
Опасный | 8% | |
Вредный | 3.4 | 7% |
3.3 | 6% | |
3.2 | 4% | |
3.1 | 2% | |
Допустимый | 0% | |
Оптимальный | 0% |
Таким образом, если в организации проведена специальная оценка условий труда, то взамен 9% и 6% она будет применять пониженные тарифы (от 8 до 0%).
Напомним, что специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Законом N 426-ФЗ <6>. Согласно ч. 4 ст. 27 этого Закона в случае, если до 01.01.2014 была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
То есть дополнительные тарифы страховых взносов, указанные в таблице выше, могут использоваться и по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Однако сделать это можно только в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и (или) опасными, что следует из ч. 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ <7>.
--------------------------------
<7> Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
Имейте в виду, что если по результатам аттестации условия труда на рабочих местах, перечисленных в пп. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, признаны оптимальными и (или) допустимыми, указанные результаты аттестации не учитываются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, установленных ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (0%). В отношении этих рабочих мест плательщики должны производить уплату страховых взносов по дополнительным тарифам в размерах, установленных ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (9 и 6%). Аналогичное мнение высказано в Письме ПФР от 12.02.2014 N НП-30-26/1707.
Страховые взносы в ПФР и ФФОМС
в виде фиксированного платежа
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой), уплачивают соответствующие страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах, определяемых согласно ч. 1.1 и 1.2 указанной статьи.
В 2015 г. порядок определения фиксированного размера страховых взносов остался таким же, как в 2014 г. Увеличился только размер фиксированных платежей в связи с ростом МРОТ.
К сведению. Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 г. установлен в сумме 5965 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 408-ФЗ).
Фиксированный размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование в 2015 г. равен произведению МРОТ и тарифа страховых взносов в ФФОМС, увеличенному в 12 раз. Таким образом, взнос в фиксированном размере в ФФОМС составит 3650,58 руб. (5965 руб. x 12 x 5,1%).
Рассчитаем страховые взносы в ПФР в фиксированном размере за 2015 г.
Если величина доходов указанных лиц за 2015 г. не превысит 300 000 руб., то платеж равен произведению МРОТ и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ (26%), увеличенному в 12 раз. Он составит 18 610,8 руб. (5965 руб. x 12 x 26%).
Если величина доходов за 2015 г. превысит 300 000 руб., платеж равен 18 610,8 руб. плюс 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз. То есть сумма страховых взносов в фиксированном размере за 2015 г. не может превышать 148 886,4 руб. (5965 руб. x 8 x 12 x 26%).
В целях применения указанной нормы доход для плательщиков страховых взносов определяется в зависимости от выбранной ими системы налогообложения: уплачивающих НДФЛ - в соответствии со ст. 227 НК РФ; ЕНВД - со ст. 346.29 НК РФ; применяющих ЕСХН - в соответствии с п. 1 ст. 346.5 НК РФ; УСНО - со ст. 346.15 НК РФ; ПСНО - со ст. ст. 346.47 и 346.51 НК РФ. Для плательщиков, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются (ч. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ страховые взносы за 2015 г. уплачиваются в следующем порядке:
- не позднее 31.12.2015 - сумма 18 610,8 руб.;
- не позднее 01.04.2016 - взносы, исчисленные с суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона N 212-ФЗ главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере за себя и за каждого члена хозяйства. Страховые взносы в фиксированном размере в 2015 г. равны произведению однократного МРОТ и тарифа страховых взносов, увеличенному в 12 раз:
- в ПФР - 18 610,8 руб. (5965 руб. x 12 x 26%);
- в ФФОМС - 3650,58 руб. (5965 руб. x 12 x 5,1%).
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами,
у плательщиков, производящих выплаты физлицам
Законодатели внесли изменения в ст. 9 Закона N 212-ФЗ, где дается список выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами.
Во-первых, уточнен перечень установленных законодательством компенсационных выплат, связанных с увольнением работников. Исходя из изменений, внесенных в пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, с 01.01.2015 не подлежат обложению:
- суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства только в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - шестикратный размер среднего месячного заработка);
- компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации только в части, не превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.
Во-вторых, внесены изменения в п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, где говорится о не облагаемых страховыми взносами выплатах, касающихся оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно работников, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. До 2015 г. эта норма предусматривала освобождение от обложения страховыми взносами еще и оплаты проезда членов семьи работника.
В-третьих, на суммы возмещения работодателем расходов по найму жилого помещения в командировке, которые работник документально не подтвердил, будут начисляться страховые взносы (исключено второе предложение ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, где говорилось, что при непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных законодательством РФ).
Перечисление страховых взносов и отчетность по ним
С 01.01.2015 внесены следующие изменения в порядок перечисления страховых взносов и представления отчетности по ним во внебюджетные фонды:
1. Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в рублях и копейках (ч. 7 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). До этой даты суммы перечислялись в рублях.
2. Отчетность во внебюджетные фонды теперь надо будет представлять в электронном виде при среднесписочной численности более 25 человек (ч. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Ранее речь шла о численности более 50 человек.
3. Форму РСВ-1 ПФР (объединившую в себе отчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС и ОМС и сведения индивидуального (персонифицированного) по каждому застрахованному лицу) необходимо представить:
- на бумажном носителе - не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;
- в форме электронного документа - не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Об этом говорится в п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ <8> и п. п. 1 и 2 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
4. Форму-4 ФСС, предназначенную для отчетности по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которые предусмотрены Законом N 212-ФЗ, и по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, порядок уплаты которых регулируется Законом N 125-ФЗ <9>, необходимо представить:
- на бумажном носителе - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом;
- в форме электронного документа - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Об этом речь идет в п. 1 ст. 24 Закона N 125-ФЗ и п. 2 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ.
Администрирование страховых взносов
С 01.01.2015 внесены изменения в порядок администрирования страховых взносов, в частности:
- в Закон N 212-ФЗ введены новые ст. ст. 18.1 - 18.5, устанавливающие условия и порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;
- из ч. 7 ст. 19 Закона N 212-ФЗ исключено положение об ограничении месячным сроком направления органом контроля в банк инкассового поручения;
- в ст. 24 Закона N 212-ФЗ введены новые ч. 6.1 - 6.3, из которых следует, что банки должны будут представлять справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и ИП. Сделать это нужно в течение трех дней с момента поступления мотивированного запроса от органа контроля за уплатой страховых взносов. За непредставление таких справок, а также представление справок с нарушением срока или с недостоверными сведениями банку грозит штраф в размере 20 тыс. руб. на основании новой ст. 49.1 Закона N 212-ФЗ;
- пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов будут начисляться по день уплаты (взыскания) взносов (включительно) (ч. 3 ст. 25 Закона N 212-ФЗ). До 2015 г. день погашения недоимки не включался в расчет пеней;
- предусмотрена возможность зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования, администрируемых одним органом контроля за уплатой страховых взносов, в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, платежей по погашению недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования, администрируемым тем же органом контроля. То есть зачет возможен, к примеру, между взносами на ОМС и ОПС, поскольку они администрируются ПФР, а также между взносами на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и по травматизму - их администрирует ФСС. Зачет производится по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа (ч. 21 ст. 26 Закона N 212-ФЗ);
- утратил силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ, согласно которому организации должны были сообщать в отделения ПФР и ФСС по месту нахождения головной компании о создании или закрытии обособленного подразделения;
- выездная проверка плательщика страховых взносов может быть продлена до четырех или шести месяцев при наличии оснований, определенных ч. 11.1 ст. 35 Закона N 212-ФЗ;
- при рассмотрении материалов проверки смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства выявляться не будут (внесены изменения в п. 4 ч. 6 ст. 39, утратила силу ст. 44 Закона N 212-ФЗ).