Основные пути исследования психики детей




Исходя из принципов и конкретных задач изучения тех или иных особенностей психики ребенка (группы), определяется стра­тегия, общий путь психологического исследования. Можно выделить три основные стратегии исследований в психологии развития - исследование путем "поперечных срезов" (трансвер-сальная стратегия), "продольное" изучение (лонгитюдная страте­гия) и изучение развития отдельных сторон детской психики в про­цессе их активного формирования, в процессе целенаправленно­го обучения и воспитания (экспериментально-генетическая, фор­мирующая стратегия).

Исследование путем "поперечных срезов" осуществляется сле­дующим образом. Подбираются относительно однородные группы детей, которые отличаются друг от друга по какому-либо суще­ственному признаку - возрасту, полу, времени пребывания в до­школьном учреждении или в школе и т. п., и далее сравниваются по уровню развития той или иной психологической характеристи­ки. Так, при изучении, предположим, памяти подбирается 100 ис­пытуемых 3—4,5—6-летнего возраста. Посредством определенных конкретных методов у них измеряются основные показатели па­мяти (скорость запоминания словесного или образного матери­ала, количество усвоенных объектов, время сохранения и др.). По­лученные данные сравнивают между собой и на этой основе дела­ют выводы о возрастных особенностях памяти. Положительной стороной этой стратегии можно считать то, что здесь за сравни­тельно короткое время можно получить статистически достовер­ные данные о возрастных различиях психических процессов и свойств личности, установить, как влияет возраст, пол или ка­кой-либо другой из выделенных факторов на основные тенденции психического развития.

Есть в этой стратегии и слабые места. Когда исследуются разные дети, стоящие на различных возрастных ступенях, мы поч­ти ничего не можем узнать о самом процессе развития, о его при­роде и движущих силах. Кроме того, при таких массовых обсле­дованиях, когда полученные результаты суммируются и усредня­ются, совершенно невозможно учесть индивидуальные особенно­сти в характере и темпах психического развития, которые могут быть весьма значительными. А ведь именно они-то особенно важны для педагога.

При "продольном" (лонгитюдном) исследовании системати­чески изучается развитие одних и тех же детей на протяжении довольно продолжительных отрезков их жизни. Ясно, что орга­низовать такое углубленное и непрерывное изучение многих детей очень трудно. Поэтому приходится ограничиваться небольшим числом испытуемых. Лонгитюдное исследование дает возмож­ность установить качественные изменения в развитии психичес­ких процессов и личности ребенка и выявить их причины. Изуче­ние развития психики при лонгитюдной стратегии может быть выборочным, когда изучается какая-то определенная сторона или психический процесс, и комплексным, когда исследуется психиче­ское развитие ребенка в целом. Так, ученый-лингвист А. Н. Гвоз­дев систематически изучал развитие речи у собственного сына на протяжении восьми лет. На основе этого исследования была на­писана исключительно ценная работа "Формирование у ребенка грамматического строя русского языка" (М., 1949. Ч. 1—2).

Самые крупные комплексные лонгитюдные исследования осу­ществлены работниками Института развития человека Калифор­нийского университета (г. Беркли, США). Первое из них было пред­принято в 1928 г. Для изучения было взято 248 детей в возрасте 21 месяца, за которыми регулярно наблюдали до 18 лет, затем проводились однократные обследования в 30 и 40 лет.

Основной недостаток лонгитюдных исследований заключается в том, что их результаты, основанные на изучении небольшого числа детей (а в некоторых случаях даже одного ребенка), опасно распространять на всех детей. Здесь может быть преувеличена роль индивидуальных различий и в динамике и в содержании пси­хического развития. Поэтому, как отмечает Д. Б. Эльконин, "наи­более рациональна такая организация исследования, когда сначала путем возрастных срезов определяется оощая тенденция в развитии той или иной психической деятельности, а чатем в неко­торых "поворотных" пунктах, требующих дополнительного изу­чения, проводится продольное исследование"'.

Изучение психики детей в процессе активного формирования тех или иных ее сторон (экспериментально-генетический путь исследования) основывается на теоретических положениях, выдвинутых Л. С. Выготским, согласно которым ведущую роль в психическом развитии играет обучение. В процессе эксперимен­тально-генетического исследования мы не просто описываем и из­меряем то или иное психическое явление, а стремимся его актив­но сформировать, исходя из предположения о закономерностях его возникновения и применения в обычных условиях. Если нам это действительно удается, значит, наша гипотеза верна. Особое зна­чение формирующей стратегии заключается в том, что на ее ос­нове создаются эффективные методы не только изучения, но и воспитания и обучения детей. При их применении реализуется активная гражданская позиция детских психологов, которая ста­вит перед собой задачу не только изучить ребенка, но и разрабо­тать научно обоснованные рекомендации для практики.

При изучении психики детей воспитатель чаще всего осуще­ствляет стратегию "продольного" исследования и сочетании с экспериментально-генетической. Для этого есть существенные объективные условия. Прежде всего, важным положительным фактором является то, что, впервые встретившись со своими пи­томцами, педагоги работают с ними долгих четыре года. Далее, педагоги не просто изучают ребенка, они еще обучают, воспиты­вают, то есть активно формируют его личность. Как показывают наблюдения за работой лучших педагогов, их успехи во многом зависят от глубокого проникновения в психологическую сущность тех изменений, которые происходят во внутреннем мире детей. А проникновение это обеспечивается исследовательской направлен­ностью педагога, владением не только методикой обучения и вос­питания, но и методами изучения ребенка и детской группы.

Планирование и построение исследования

Психологическое исследование, как и всякая другая твор­ческая деятельность, начинается с осознания необходимости решить определенную проблему. Проблемные ситуации, которые формулируются как задачи конкретного исследования, вытека­ют из общих педагогически-практических задач, стоящих перед

воспитателем. Например, всегда актуальными являются задачи изучения влияния тех или иных видов деятельности ребенка и его общения со взрослыми и сверстниками на развитие отдельных сто­рон психики и становление его личности. На основе общих про­блем и анализа опубликованных исследований в соответствующей области психологии развития и конкретных педагогических задач определяются цели конкретного исследования, его объект и пред­мет. Объект исследования - это определенная область психичес­кого развития. На вопрос "Что именно изучается?" отвечает фор­мулирование предмета исследования. Например, если изучается влияние игры на взаимоотношения между детьми шестилетнего возраста, то здесь объект исследования - психическое развитие детей в процессе игры, а предмет - психологические особенности формирования взаимоотношений старших дошкольников в игро­вой деятельности.

После того как определены объект и предмет исследования, его задачи и цели, педагог-исследователь размышляет над тем, каким может быть основной ответ на поставленный вопрос, -формулирует гипотезу. Гипотеза - это предположение, возмож­ный ответ на вопрос, который заключен в проблеме. Чаще всего гипотеза устанавливает возможную связь между определенными психическими явлениями или между психическими явлениями, с одной стороны, и теми или иными условиями жизни детей, с другой стороны. Различают общую гипотезу и частные гипотезы, возни­кающие в ходе самого исследования. Выдвигая гипотезы, необхо­димо учитывать результаты ранее проведенных исследований, об­щие законы развития психики ребенка и, конечно, собственный педагогический опыт. Все это обеспечивает правдоподобность гипо­тезы. Другое важное качество правильной гипотезы - доступность проверке. Это значит, что, выдвигая гипотезу, мы должны быть уверены, что сможем в ходе исследования доказать ее истинность или ложность.

Приведем пример. В ходе изучения взаимоотношений между детьми в дошкольной группе (о том, как это осуществлялось, мы расскажем далее), выяснилось, что положение сверстников не­одинаково: одних любят, всегда приглашают в игру, охотно всту­пают с ними в общение, делятся игрушками и лакомствами и т. д., другие занимают не столь благоприятное положение, а тре­тьи оказываются в своеобразной психологической изоляции. Воз­никла проблема: от чего зависит положение ребенка в группе свер­стников? Из данной проблемы следовала задача исследования: выяснить, какие факторы определяют взаимоотношения сверст­ников. На основе предыдущих исследований была выдвинута гипо­теза: положение ребенка в детском коллективе зависит от степени соответствия психологических особенностей и поведения ребенка, уровня нравственных представлений детей требованиям, которые они предъявляют друг к другу.

В результате проведенного исследования гипотеза подтверди­лась.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: