Педагогу, ежедневно общающемуся с детьми, может показаться, что уже в силу этого он знает своих воспитанников. Но думать так - значит глубоко заблуждаться. Опыт педагогов-мастеров, передовых педагогических коллективов, проводимая на кафедре общей и детской психологии БГПУ работа по внедрению психологии в педагогическую практику свидетельствуют: для глубокого, всестороннего познания воспитанником необходимо включиться в специальную деятельность по их изучению. Помочь в этом могут различные средства - наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов детского творчества, социально-психологический метод, тестирование... Чаще всего в конкретных исследованиях применяется несколько методов, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга.
При этом, исходя из особенностей объекта, предмета и задач исследования, разрабатываются определенные варианты основных методов - методики изучения тех или иных сторон развития психики ребенка. Успех здесь во многом зависит от методической изобретательности педагога-исследователя, от его умения подобрать такое сочетание методик, которое точно соответствует поставленным задачам.
Наблюдение. Наблюдение - это планомерное, целенаправленное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем. Возможность использования этого могучего метода естественных наук в психологии вообще и детской психологии в частности основана на методологическом принципе единства сознания и деятельности. Поскольку психика ребенка формируется и проявляется в его деятельности - действиях, словах, жестах, мимике и т. д., мы можем на основании этих внешних проявлений, на основании актов поведения судить о внутренних психических процессах и состояниях.
Главной особенностью наблюдения как метода психологического исследования является то, что исследователь не вмешивается в ход психических проявлений испытуемых и они протекают естественно, "как в жизни". Эта позиция "невмешательства" имеет не только положительные, но и отрицательные последствия.
Не всякое, даже специально зафиксированное, восприятие поведения детей можно считать научным наблюдением. Чтобы стать подлинным методом научного исследования, наблюдение должно быть правильно построено. Прежде всего, необходимо четко сформулировать цель наблюдения (что и ради чего будет наблюдаться), которая вытекает из задач исследования.
Далее, наблюдение должно быть систематическим и планомерным. До проведения основных сеансов наблюдения необходимо составить подробную программу, из которой должно быть ясно, какие дети или группы детей будут наблюдаться, в какие часы дня проводится наблюдение, какие моменты жизни детей будут фиксироваться.
Особенно большое значение имеет тщательная разработка схемы наблюдения, которая составляется после предварительного изучения объекта и предмета исследования. В схеме важно предусмотреть основные акты поведения, возможные действия испытуемых, их словесные реакции на те или иные воздействия и т. д. Целостное поведение детей как бы "раскладывается" на отдельные относительно самостоятельные кадры. Чем более дробной будет схема, тем более точными окажутся результаты наблюдения. Результаты заносятся в протокол, а затем обрабатываются.
На основе схемы-таблицы разрабатывается форма протокола, в который заносится только факт проявления той или иной реакции или поведения. Это позволяет в какой-то мере преодолеть недостатки, присущие наблюдению по методу научного исследования (субъективизм исследователя и трудность осуществления количественной статистической обработки полученных данных). Опасность субъективизма возрастает в том случае, если наблюдатель не столько фиксирует в протоколе то, что он воспринимает, сколько высказывает свое мнение о происходящем. Такой тип записи психолог М. Я. Басов называл "истолковательным". В результате тщательного исследования различных видов записи результатов наблюдения он пришел к выводу о необходимости "фотографической" записи, при которой исследователь "стремится каждый элемент поведения зафиксировать соответственным словесным символом, так что в результате фиксируется вся ткань процесса"'.
В настоящее время для достижения точности и объективности наблюдения используются технические средства: кинокамера, магнитофон, фотоаппарат. Для уточнения результатов наблюдения используется и шкала, на которой отмечается интенсивность протекания того или иного психического явления: сильно, средне, слабо и т. д.,
Результаты наблюдения можно фиксировать как в специальном дневнике, так и в карточке табеля развития. Последний вариант представляется особенно удобным для воспитателя. Цель такой карточки - создать портрет ребенка, который можно будет сравнить с его же более поздним портретом (при условии, естественно, продолжения наблюдения за ним). Структурные рубрики таких карточек развития могут отличаться. Детский психолог Д. Лешли (Англия), широко использующая их в своей работе с дошкольниками, считает целесообразным, например, фиксировать в них, кроме физического развития ребенка:
- общение и развитие речи - выразительная речь и понимание.
Сюда включается освоение таких понятий, как "размер", "цвет", "число";
- социальное развитие, игру - отношение со взрослыми и детьми, то, как ребенок играет, его интересы и др.;
- самостоятельность и независимость - наличие умений обходиться без помощи взрослых во время приема пищи, одевания, пользования туалетом, а также умений помогать взрослым, участвовать и выполнять текущие поручения;
- поведение - иногда включают в пункт социального развития или самостоятельности, можно завести специальный раздел, в котором отмечаются любые проблемы и трудности ребенка.
Особое внимание следует обратить на структуру таких карточек развития, перечень "пунктов" по каждому направлению развития. Эти "пункты" обычно располагают примерно в том порядке, в котором у ребенка должны появляться соотвествующие новообразования.
Если качество, навык, умение сформированы, в карточке ставят "галочку" (V), если данные неопределенные - вопросительный знак (?), что делает процедуру заполнения ее довольно простой и быстрой.
Приведем в качестве примера фрагмент карточки развития, фиксирующий поведение ребенка третьего года жизни (табл. 1).
Полученную в процессе наблюдения информацию педагог сравнивает с предыдущей, полученной по этим же параметрам развития у данного ребенка. При этом можно определить, есть ли успехи в развитии ребенка, насколько они велики. Наблюдения за конкретным воспитанником следует соотнести и с результатами, достижениями других детей группы, со средними показателями (нормативными). Это поможет определить, нет ли отставания (опережения) в развитии ребенка, своевременно и грамотно отыскать пути и средства коррекционной работы с ним, а может быть, и станет толчком к профессиональному самосовершенствованию.
Таблицае!
Социальное развитие в игре | |||
Дата | 5.02.86. | 25.05.86. | 30.08.86 |
Boзpacт | 2,6 | 2,9 | |
Реакции на трудности: Быстро сдается Пытается преодолеть какое-то время Пытается преодолеть постоянно | V | V | |
Реакции на тихие занятия, требующие обдумывания: Непоседлив с самого начала Концентрируется на 1—2 минуты Концентрируется на 5 минут и более | V | V | V |
В играх с другими детьми: Обычно включается в игру Обычно играет в одиночку, но во те других детей Держится в стороне от других детей | V | V | V |
Экспериментальные методы. Эксперимент - главный метод современной детской психологии. Это исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явления и создаем условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения связей изучаемых переменных между собой и обстоятельствами жизни ребенка.
Рассмотрим основные признаки эксперимента.
1. Отличительной особенностью эксперимента является активная позиция самого исследователя. Он может вызвать интересующее явления столько раз, сколько это необходимо для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы.
2. В эксперименте специально создаются условия, при которых обнаруживается закономерная связь между психическими явлениями и различными психологическими и непсихологическими условиями их возникновения и протекания.
Например, нам необходимо изучить какое-то определенное явление А, которое может протекать в условиях Б, В, Г. Предположим, мы хотим выяснить, как влияет на интересующее нас явление фактор Б. Чтобы установить это, мы многократно вызываем явление А, но при этом варьируем, фактор Б, а остальные условия оставляем без изменения. Фактор, который изменяется экспериментатором, называется независимой переменной. Тот фактор или явление, которое изменяется под влиянием изменения независимой переменной, называется зависимой переменной. В нашем примере это явление А.
В качестве независимых переменных при изучении психических явлений могут выступать различные условия окружающей ребенка среды: освещение, время дня, размещение испытуемых, личность экспериментатора и т. д. Для достижения успеха исследования необходимо добиться как можно более полного равенства всех условий, факторов, при которых протекает то или иное явление. Изменяться должна только независимая переменная.
Особо следует обратить внимание на то, чтобы все испытуемые одинаково относились к опыту и экспериментатору, так как необходимо обеспечить равенство мотивов участия.
Многократное повторение опытов (серий экспериментов) и достаточное количество испытуемых позволяют посредством применения статистических методов обработки данных проверять гипотезы о закономерных связях между явлениями.
Результаты каждого опыта заносятся в протокол, где даются общие сведения об испытуемых. Фиксируется характер экспериментальной задачи, время опыта, данные об экспериментаторе, результаты эксперимента (количественные и качественные особенности поведения испытуемых: действия, речь, выразительные движения и т. д.).
Основные особенности эксперимента, о которых мы говорили, сохраняются во всех его видах: лабораторном, естественном, формирующем и др. Наиболее точным и доказательным считается лабораторный эксперимент, который осуществляется в специально оборудованном помещении с помощью приборов и приспособлений. На экранах демонстрируются фигуры, загораются и гаснут разноцветные лампочки, подаются звуковые сигналы. Для регистрации психофизиологических показателей используются датчики, закрепленные на теле ребенка. При этом ему нередко приходится нажимать на кнопки, двигать рычаги и осуществлять другие ответные действия. В лабораторных экспериментах исследуются особенности ощущений и восприятий, быстрота реакций на различные раздражители, объем внимания и т. д. Данные измеряются и регистрируются с большой объективностью и точностью. Однако то, что психолог выигрывает здесь в точности, он проигрывает в естественности ситуации и возможности переносить результаты на другие ситуации. В необычных условиях лаборатории ребенок может показать не такие результаты, как в естественных условиях, и полученные данные будут иметь весьма ограниченный характер.
Для того, чтобы придать лабораторным опытам естественность, используется один из главных методических приемов -игровое моделирование экспериментальных и жизненных ситуации. Так, при исследовании движений глаз ребенка и других операции, для регистрации которых необходимо закреплять на теле ребенка датчики, эксперимент организовывают как игру в космонавтов: специальные очки и другие предметы входят в "космическое снаряжение" - скафандр, средства связи и др.
Наиболее продуктивным и распространенным в детской психологии является естественный эксперимент. "Существенным условием естественного эксперимента, - отмечал его создатель, психолог А. Ф. Лазурский, - отличающим его от эксперимента искусственного, является то, что сам ребенок не должен подозревать, что над ним производятся опыты. Благодаря этому отпадают смущение и та преднамеренность ответов, которые зачастую мешают определению индивидуальности при проведении искусственного эксперимента"'. '
Естественные эксперименты используются при исследовании всех психических процессов и свойств личности дошкольника. В форме естественных экспериментов проводятся и опыты по изучению межличностных отношений и общения между детьми. Игровое моделирование ситуации позволяет исследователям при сохранении требований экспериментирования добиться жизненной убедительности получаемых результатов.
Нередко в таких экспериментах используются специально сконструированные куклы, поведение которых можно точно запрограммировать и регулировать. Так, в одном из исследований при изучении способности детей к сочувствию и сопереживанию была использована большая кукла, в которую вмонтировали динамик, а в кармане фартука положили конфету. Ребенок, играя с куклой, обнаруживал конфету, доставал, разворачивал к собирался полакомиться. Но в этот момент экспериментатор включал магнитофон с записью детского плача, которым кукла "реагировала" на действия ребенка. Поведение детей в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей было различным: одни дети, не обращая внимания на плач, спокойно съедали конфету, другие -бросали конфету и убегали, третьи - пытались засунуть конфету в рот обиженной кукле и таким путем ее успокоить и т. д. (Исследование Е. И. Кульчицкой).
В формирующих экспериментах гипотеза проверяется в процессе активного воздействия, которое приводит к возникновению у ребенка новых психических качеств или к изменению ранее существовавших. Это воздействие может включать создание специальных условий применения таких методов обучения и воспитания, которые должны привести, согласно предположению исследователя, к определенному развитию психики ребенка. Если запланированные новообразования действительно возникают, это означает, что можно управлять определенной стороной психического развития.
Формирующий эксперимент имеет ряд этапов. На первом этапе посредством наблюдения, констатирующих экспериментов и других методов устанавливается фактическое состояние и уровень того психического процесса, свойства, признака, на который исследователь собирается воздействовать. Иными словами, осуществляется психологическая диагностика той или иной стороны психического развития.
На основе полученных данных исследователь, исходя из теоретических представлений о характере и движущих силах развития этой стороны психики, разрабатывает план активного психолого-педагогического воздействия, т.е. прогнозирует путь развития данного явления.
На втором этапе осуществляется активное формирование изучаемого свойства в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания. От обычного воспитательно-образовательного процесса он в данном случае отличается строго заданными изменениями в содержании, организации и методах педагогических воздействий. При этом в каждом отдельном исследовании может проверяться какое-то вполне определенное воздействие.
На заключительном этапе и в ходе самого исследования проводятся диагностические эксперименты, в результате которых контролируется ход происходящих изменений и измеряются результаты.
Для того, чтобы убедиться, что изменения, зафиксированные после проведения формирующих экспериментов, зависят именно от их воздействия, необходимо сравнить полученные результаты не только с исходным уровнем, но и с результатами в группах, где эксперимент не проводился. Такие группы, в отличие от исследуемых, экспериментальных групп, называются контрольными. При этом оба ряда групп должны быть одинаковыми по возрасту, объему, уровню развития детей. Желательно, чтобы работу в них вел один и тот же педагог-экспериментатор. Иными словами, необходимо соблюдать все правила психологического экспериментирования, и особенно принцип соблюдения равных условий опыта.
Приведем пример формирующего эксперимента. При изучении причин, по которым старшие дошкольники в группе занимают различное положение среди сверстников, мы предположили, что большое значение имеет субъективная информированность ребенка, иными словами, дети выбирают для общения тех сверстников, которые обладают какими-то интересными знаниями и умеют ими поделиться.
Для проверки этой гипотезы было проведено специальное исследование. На первом этапе изучались межличностные предпочтения в дошкольных группах (в том числе и описанным ниже социометрическим методом "Поздравь товарища") и устанавливался статус, уровень положения каждого ребенка. На втором этапе детей, которые занимали в группе неблагоприятное положение, "наделяли" новой интересной информацией (рассказывали им незнакомые другим сказки, обучали новым играм и т. д.) и учили приемам ее передачи сверстникам. После того как, по нашим наблюдениям, дети стали применять полученные знания в повседневном общении с другими детьми, был проведен контрольный социометрический эксперимент, результаты которого свидетельствовали о правильности гипотезы: положение дошкольников, ранее находившихся в неблагоприятном положении, значительно улучшилось. (Исследование Я. Л. Коломинского.)