Реорганизация и ликвидация




Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы (ст. 13.1 Закона N 125-ФЗ).

Но она может быть ликвидирована по основаниям, указанным в п. 1 ст. 14 Закона N 125-ФЗ:

- по решению учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;

- решению суда. В частности, в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

 

1.3. Как зарегистрировать НКО и изменения

в учредительных документах

 

Правила регистрации некоммерческих организаций прописаны в ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ. Естественно, знать о них следует и бухгалтерам. Поэтому об основных моментах, на которые нужно обратить внимание при регистрации НКО, а также при внесении изменений в учредительные документы, мы расскажем подробнее.

 

1.3.1. Порядок регистрации новой НКО

 

Некоммерческая организация может быть специально учреждена, а также создана в результате реорганизации существующей НКО.

Учреждение некоммерческой организации осуществляется по решению учредителей. При ее создании должны быть разработаны и утверждены учредительные документы <*>, которыми являются:

- устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения;

- устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, положение, утвержденные соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для казенного учреждения;

- учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза.

--------------------------------

<*> Особенности регистрации и состав учредительных документов религиозной организации описан в разд. 1.2.3 "Религиозные организации".

 

Также учредители (участники) некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор.

В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида и типа (п. 1 ст. 14 Закона N 7-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 14 Закона N 7-ФЗ в учредительных документах определяют следующие элементы:

- наименование НКО, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;

- место нахождения;

- порядок управления деятельностью;

- предмет и цели деятельности;

- сведения о филиалах и представительствах;

- права и обязанности членов;

- условия и порядок приема в члены НКО и выхода из нее (если организация имеет членство);

- источники формирования имущества;

- порядок внесения изменений в учредительные документы;

- порядок использования имущества в случае ликвидации и иные положения, предусмотренные законодательством.

В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.

Устав фонда также должен содержать наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Учредительные документы ассоциации (союза), некоммерческого партнерства также должны содержать условия о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза), некоммерческого партнерства.

Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

Документы на регистрацию нужно подавать в Министерство юстиции Российской Федерации (п. 4 Указа Президента РФ от 12.05.2008 N 724). Также Минюстом России по согласованию с ФНС России издан Приказ от 12.11.2010 N 343, которым утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций.

Бухгалтеру необходимо учесть, что срок подачи документов на регистрацию ограничен тремя месяцами со дня вынесения решения о создании организации (п. 4 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ).

Перечень документов, необходимых для регистрации НКО (п. 5 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ):

- заявление, подписанное заявителем и заверенное нотариально, с указанием его Ф.И.О., места жительства и телефонов;

- учредительные документы в трех экземплярах;

- решение о создании НКО и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

- сведения об учредителях в двух экземплярах;

- документ об уплате госпошлины в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ в сумме 4 000 рублей;

- сведения об адресе (местонахождении) постоянно действующего органа;

- при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;

- выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица;

- заявление о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Приказом Минюста России от 07.05.2013 N 68 "Об определении форм документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций" разъяснено, что для государственной регистрации некоммерческих организаций используются формы документов, утвержденные Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".

Сначала документы подаются в Минюст РФ, а затем направляются им в налоговую инспекцию для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц. И только после этого Минюст выдает свидетельство о государственной регистрации.

Непосредственно процедура государственной регистрации включает следующее:

1) уполномоченный орган (его территориальный орган) при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации НКО не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации и направляет сведения и документы в налоговый орган;

2) налоговый орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее одного рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в уполномоченный орган (его территориальный орган);

3) уполномоченный орган (его территориальный орган) не позднее трех рабочих дней со дня получения от налогового органа информации о внесении в ЕГРЮЛ соответствующей записи выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации НКО (п. 8 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ).

Могут ли отказать НКО в регистрации?

Да, при этом основания для отказа могут быть следующими (п. 1 ст. 23.1 Закона N 7-ФЗ):

1) если учредительные документы и иные представленные для государственной регистрации документы противоречат законодательству РФ;

2) если ранее была зарегистрирована НКО с таким же наименованием;

3) если наименование оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства;

4) если документы представлены не полностью, либо неправильно оформлены, либо представлены не в тот орган;

5) если выступившее в качестве учредителя лицо не может быть учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации. Например, учредителями НКО не могут быть иностранцы, лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания на территории России, лица и организации, связанные с отмыванием денежных средств или финансированием экстремистских организаций.

6) если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации;

7) если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения;

8) в случае неустранения оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации НКО, в установленный указанным решением срок.

Решение об отказе в государственной регистрации НКО или о приостановлении регистрации должно быть принято не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения представленных документов.

Об отказе Минюст России должен сообщить НКО в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием причин отказа (п. 3 ст. 23.1 Закона N 7-ФЗ).

 

1.3.2. Регистрация изменений в документах НКО

 

Аналогично порядку регистрации новой НКО регистрируют и изменения в учредительных документах. Сведения об изменениях следует подать в Минюст России в течение трех дней со дня наступления таких изменений (п. 7 ст. 32 Закона N 7-ФЗ). Таким образом регистрируют изменения в сведениях и документах НКО, перечисленные в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей":

- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование;

- организационно-правовая форма;

- адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица;

- адрес электронной почты юридического лица (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации);

- сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения;

- способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

- сведения об учредителях (участниках) юридического лица;

- подлинник или засвидетельствованная нотариально копия учредительного документа либо сведения о том, что НКО действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом;

- сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации, для НКО, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

- способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа);

- сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

- сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве, о проводимых в связи с этим процедурах;

- фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени НКО, а также его паспортные данные или данные иных документов, удостоверяющих личность, ИНН налогоплательщика при его наличии;

- сведения о лицензиях;

- сведения о филиалах и представительствах;

- ИНН, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;

- коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

- номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя в фондах;

- сведения о том, что НКО находится в процессе реорганизации.

Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы НКО, в регистрирующий орган представляются в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

- решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

- изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы в новой редакции;

- документ об уплате государственной пошлины.

Из положений подп. 1 и 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ следует, что за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, государственная пошлина уплачивается в размере 800 рублей (4 000 руб. x 20%).

 

1.3.3. Отчетность перед регистрирующим органом

 

1.3.3.1. Сдача отчетности в Минюст РФ

 

В соответствии с п. 3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ, а также п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 по окончании года (в срок до 15 апреля) НКО обязаны представлять в регистрирующий орган:

- документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов;

- документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников;

- некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых НКО, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании.

Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно.

Формы отчетов утверждены Приказом Минюста России от 29.03.2010 N 72. А для НКО, выполняющих функции иностранного агента, - Приказом Минюста России от 16.04.2013 N 50.

Методические рекомендации по заполнению и представлению в Министерство юстиции РФ и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций, утверждены Приказом Минюста России от 17.03.2011 N 81.

В этих формах НКО должна выделить источники формирования ее имущества. В отчете предложены следующие источники:

- членские взносы;

- целевые поступления от российских физических лиц;

- целевые поступления от иностранных физических лиц и лиц без гражданства;

- целевые поступления от российских коммерческих организаций;

- целевые поступления от российских некоммерческих организаций;

- целевые поступления от иностранных некоммерческих неправительственных организаций;

- целевые поступления от иных иностранных организаций;

- гранты, техническая или гуманитарная помощь от иностранных государств;

- средства федерального бюджета, субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований;

- доходы от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг;

- иные источники формирования имущества (иные средства (доходы)).

Как правило, формирование счета 86 включает аналитику по источникам поступления, однако при заполнении статей отчета по расходам НКО могут возникнуть трудности. Детализация расходования целевых денежных средств формой предусмотрена, но выбор статей (наименование расходов) закон оставляет за НКО.

Отчет о расходовании НКО денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, требует расшифровки расходов в рамках российских и иностранных поступлений. Бухгалтеру следует разделить расходование:

- целевых и иных денежных средств;

- поступлений - на иностранные или российские.

Также Минюст вправе запрашивать у НКО для контроля и другую информацию, например:

- распорядительные документы;

- информацию о финансово-хозяйственной деятельности;

- информацию о проводимых мероприятиях (п. 5 ст. 32 Закона N 7-ФЗ).

Данные формы в Минюст России представляют все НКО. Но есть и исключения.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до 3 миллионов рублей, представляют в Минюст только заявление, подтверждающее их соответствие настоящим требованиям, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом. Такое право им дает п. 3.1 ст. 32 Закона N 7-ФЗ.

 

1.3.3.2. Обязательная публикация отчетности,

специальная отчетность

 

Некоммерческие организации обязаны каждый год (некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода) размещать в Интернете или средствах массовой информации отчет о своей деятельности в объеме сведений, которые представляются в Минюст России или его территориальный орган. Об этом говорится в п. 3.2 ст. 32 Закона N 7-ФЗ.

И лишь некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до 3 миллионов рублей, публикуют сообщение о продолжении своей деятельности.

Порядок и сроки размещения этих отчетов и сообщений утвержден Приказом Министерства юстиции РФ от 07.10.2010 N 252 "О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций".

Кроме того, существует достаточно много специальных требований представления и публикации отчетности в зависимости от формы НКО.

Так, общественные объединения, в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", обязаны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом. Помимо этого, они обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения:

- о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименовании и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц;

- об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- об изменении регистрационных сведений.

Религиозные организации, получившие в течение одного года денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, обязаны публиковать отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании). Такая обязанность закреплена и за религиозными организациями (п. 3 ст. 25.1 Закона N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях").

Благотворительные организации, также являясь некоммерческими организациями, в соответствии с п. 2 ст. 19 Закона N 135-ФЗ, обязаны ежегодно представлять в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет, содержащий следующие сведения:

- о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований данного Закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

- персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

- составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

- содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

- нарушениях требований указанного Закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

При этом согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона N 135-ФЗ благотворительная организация обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам.

Некоммерческие фонды, в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона N 7-ФЗ, обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

В случае выявления нарушений регистрирующий орган вправе вынести НКО письменное предупреждение с указанием нарушения и срока его устранения. При выявлении постоянных нарушений организация может быть ликвидирована, но только по решению суда (п. 3 ст. 61 ГК РФ).

 

1.3.4. Если НКО - иностранный агент

 

1.3.4.1. Статус иностранного агента

 

Статус иностранного агента введен п. 6 ст. 2 Закона N 7-ФЗ.

Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская НКО, которая получает денежные средства и иное имущество:

- от иностранных государств, их государственных органов;

- международных и иностранных организаций;

- иностранных граждан;

- лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц;

- российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники).

Также, для того чтобы считаться иностранным агентом, НКО должна участвовать:

- в интересах иностранных источников,

- политической деятельности, осуществляемой на территории РФ.

 

Примечание. Для признания организации иностранным агентом необходимо наличие обоих признаков одновременно.

 

Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Поступления

О том, какие именно поступления от иностранных источников необходимо получить НКО, чтобы стать иностранным агентом, законодательство умалчивает. Однако в п. 1 ст. 26 Закона N 7-ФЗ указаны источники формирования имущества НКО, которые, на наш взгляд, можно к таковым и отнести:

- регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

- добровольные имущественные взносы и пожертвования;

- выручка от реализации товаров, работ, услуг;

- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

- доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

- другие не запрещенные законом поступления.

Источниками формирования имущества государственной корпорации могут являться регулярные и единовременные поступления (взносы) от юридических лиц, для которых обязанность осуществлять эти взносы определена федеральным законом.

То есть, если НКО получает, скажем, пожертвования от иностранной организации, ей необходимо проверить, выполняется ли другое условие, чтобы признать ее иностранным агентом.

Кроме того, возникает ситуация, когда некоммерческая организация не только обязана определять гражданство контрагента - физического лица (что не всегда возможно с практической точки зрения, например, при приеме пожертвований), но и выяснять порядок формирования имущества своих российских контрагентов, так как поступления от российских лиц, имеющих источники за рубежом, также могут привести к статусу иностранного агента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: