Участие в политической деятельности




Согласно п. 6 ст. 2 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, если она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:

- участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

- участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

- публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

- распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

- формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

- вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;

- финансирование указанной деятельности.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

 

1.3.4.2. Дополнительные обязанности иностранных агентов

 

Наделение НКО статусом организации, выполняющей функции иностранного агента, возлагает на нее дополнительные обязанности, в частности (п. 1 ст. 24, п. 3, 3.2 ст. 32 Закона N 7-ФЗ):

- представление в уполномоченный орган отчета о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов - один раз в полгода;

- представление в уполномоченный орган документов о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально;

- представление в уполномоченный орган аудиторского заключения - ежегодно;

- размещение в Интернете или предоставление СМИ для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган, - один раз в полгода;

- указание в материалах, издаваемых и (или) распространяемых НКО - иностранным агентом, в том числе через СМИ и (или) с использованием Интернета, что эти материалы изданы и (или) распространены НКО - иностранным агентом.

Кроме того, некоммерческая организация, намеревающаяся осуществлять функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в Минюст РФ заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (п. 7 ст. 32 Закона N 7-ФЗ).

В случае если выявлено, что НКО, выполняющая функции иностранного агента, не подала заявление о включении ее в реестр, уполномоченный орган самостоятельно включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр. Такое решение может быть обжаловано в суд.

Однако неоднократное невыполнение обязанностей НКО, в том числе иностранных агентов, является основанием для обращения Минюста России или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации на основании п. 7.1 ст. 32 Закона N 7-ФЗ.

 

1.3.4.3. Внеплановые проверки

 

Для проведения внеплановой проверки НКО - иностранного агента п. 4.2 ст. 32 Закона N 7-ФЗ установлен отдельный перечень оснований:

- истечение содержащегося в ранее внесенном предупреждении уполномоченного органа срока устранения нарушения;

- поступление информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и о наличии в ее деятельности признаков экстремизма;

- поступление в уполномоченный орган представления избирательной комиссии о проведении проверки в соответствии с п. 4 ст. 35 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях", п. 13 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

- наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалами обращениям;

- поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об осуществлении НКО деятельности в качестве иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;

- поступление в уполномоченный орган заявления от некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об исключении этой некоммерческой организации из указанного реестра в связи с прекращением ею деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

 

1.3.4.4. Ответственность НКО - иностранных агентов

 

Злостное уклонение НКО - иностранных агентов от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения организации в реестр, наказывается штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок (ст. 330.1 УК РФ).

Кроме того, установлена и административная ответственность за нарушение законодательства, регулирующего деятельность НКО, выполняющих функции иностранного агента. Так, за непредставление такими НКО необходимой информации в соответствующий государственный орган предусмотрен штраф: для должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей, для юридических лиц - от 100 000 до 300 000 рублей (ст. 19.7.5-2 КоАП РФ).

В случае если НКО - иностранный агент не состоит в специальном реестре таких организаций, штраф для должностных лиц составит от 100 000 до 300 000 рублей, для юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей.

Такие же штрафы предусмотрены в случае, когда указанные НКО размещают в СМИ или Интернете информацию без упоминания о том, что она исходит от иностранного агента (ст. 19.34 КоАП РФ).

Наконец, если НКО - иностранный агент продолжает работать, несмотря на решение о приостановлении ее деятельности, организаторов работы могут оштрафовать на сумму от 30 000 до 50 000 рублей, а участников такого НКО - от 3 000 до 5 000 рублей (п. 2 ст. 20.28 КоАП РФ).

Кстати, данные штрафные санкции можно попытаться оспорить.

Дело в том, что Постановлением от 08.04.2014 N 10-П Конституционный Суд РФ признал положение ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, предусматривающее минимальные размеры административного штрафа для юридических и должностных лиц, не соответствующим Конституции РФ, поскольку оно не позволяет назначить наказание ниже низшего предела. Однако не исключено, что оспорить санкции получится только в суде.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: