Налогообложение получателей пожертвований




В п. 1 ст. 582 ГК РФ указано: "пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ".

Из этого следует, что практически все НКО вправе получать пожертвования. Кроме того, согласно п. 1 ст. 26 Закона N 7-ФЗ для всех НКО в качестве источника формирования имущества названы "добровольные имущественные взносы и пожертвования". Действие данного Закона не распространяется лишь на потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (с 1 января 2019 г. - товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества - п. 3 ст. 1 Закона N 7-ФЗ).

Таким образом, все НКО, кроме вышеупомянутых, имеют право получать пожертвования и, значит, не облагать их налогом на прибыль на основании подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ.

Действительно ли это так, если НКО созданы во имя интересов коммерческих организаций (например, СРО, некоммерческие партнерства, союзы, ассоциации, созданные коммерческими фирмами для представления своих интересов)? Либо зарегистрированы некоммерческими в силу закона? Например, для получения лицензии на образовательную или медицинскую деятельность долгое время требовалось, чтобы организации были только в форме НКО. При этом они могут не иметь бесплатной деятельности, а заниматься только предпринимательством, указав это в уставе.

Будут ли их пожертвования облагаться налогом на прибыль? Вопрос спорный. С одной стороны, деятельность этих НКО полностью направлена на предпринимательство, и является ли она общеполезной, законодательство умалчивает.

С другой стороны, при буквальном прочтении норм Гражданского и Налогового кодексов можно сделать вывод, что пожертвования такие организации получать вправе, поскольку прибыль от предпринимательства они могут использовать лишь в уставной деятельности что, следовательно, дает им право не облагать пожертвования налогом на прибыль.

Причем данную позицию поддерживает и Минфин России. В своем Письме чиновники разрешают не облагать пожертвования налогом на прибыль и в этом случае (см. Письмо от 16.12.2011 N 03-11-06/2/179).

В то же время, если под пожертвованиями скрывается плата за оказание услуг НКО, полученные деньги необходимо признавать выручкой и отражать для налогообложения в общем порядке (см. Письма ФНС России от 01.07.2015 N ГД-4-3/11408@, от 16.01.2015 N ГД-4-3/269@).

Может ли пожертвование быть не в денежной, а в натуральной форме?

Да, может. И это прописано в ст. 251 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 09.04.2018 N 03-03-06/3/23273).

Также жертвователи могут пожертвовать в адрес НКО работы, услуги (см. Письма Минфина России от 23.03.2015 N 03-03-06/4/15749, от 29.10.2013 N 03-03-06/4/46052), труд граждан-добровольцев (Письмо Минфина России от 29.12.2009 N 03-03-06/4/112).

Нужен ли договор на получение пожертвования?

Законодательство этого не требует. Гражданский кодекс РФ называет такие сделки односторонними и не обязывает оформлять их в письменном виде. Ведь чтобы сделать пожертвование, не нужно согласие получателя (п. 2 ст. 582 ГК РФ).

Тем не менее, так как договор пожертвования - это разновидность договора дарения, его придется оформить письменно в двух случаях:

- даритель - юридическое лицо и стоимость дара превышает 3 000 рублей;

- договор содержит обещание дарения в будущем (п. 2 ст. 574 ГК РФ).

Кроме того, передача пожертвования без оформления договора, а только на основании какого-либо письма или вообще без документов чревата налоговыми последствиями. Например, НКО будет трудно доказать, что поступившее от родителей имущество не является родительской платой за обучение, а подарок от предприятия - не спонсорский взнос.

В договоре обязательно должны быть указаны безвозмездность (бескорыстность) передачи имущества и права сторон, а также общественно полезные цели, на которые должно быть направлено пожертвованное имущество. Даритель имеет право оговаривать в договоре использование имущества по конкретному назначению.

Как оформить получение?

Если организация получает пожертвование наличными, то заполняется приходный кассовый ордер, а его номер, дата оформления и оприходованная сумма записываются в кассовую книгу.

Если деньги перечисляют через банк, то бухгалтер приходует средства на основании банковской выписки и платежного поручения. Если же передают не деньги, а какое-либо имущество, то составляется акт приема-передачи.

Полученное имущество должно быть отражено в учете НКО по рыночной стоимости. Ее определяют по ценам, которые используются обычно при сделках купли-продажи такого же или схожего имущества либо с помощью независимого оценщика.

Еще один документ, который может быть связан с пожертвованием, - отчет перед жертвователем. Необходимость его составления, содержание и порядок представления должны быть указаны в договоре. При этом если договор не содержит обязательности составления отчета, его можно не делать, так как ст. 582 ГК РФ представление такого отчета не предусмотрено (см. Письмо Минфина России от 03.06.2013 N 03-03-06/4/20195).

В случае получения анонимного пожертвования для подтверждения источника поступления составляют акт о принятии анонимного пожертвования на содержание и ведение уставной деятельности. Форма такого акта должна быть утверждена в качестве приложения к приказу об учетной политике организации. Как первичный учетный документ, форма которого не предусмотрена в альбомах унифицированных форм, он должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона о бухучете.

 

3.2.2.3. Пожертвования на формирование целевого капитала

 

В соответствии с подп. 13 - 15 п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль НКО не учитываются целевые поступления в виде денежных средств, полученных некоммерческими организациями:

- на формирование целевого капитала;

- собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал;

- от специализированных организаций управления целевым капиталом.

Под целевым капиталом понимается сформированная за счет пожертвований в виде денежных средств (в рублях или иностранной валюте) часть имущества НКО, переданная в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности организации. Данное определение дается Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".

Существует два варианта формирования целевого капитала. Рассмотрим каждый из них.

Вариант 1: целевой капитал накапливает сама НКО

Первый вариант предполагает право собственности на целевой капитал у той организации, которая является одновременно получателем его доходов (см. рис. 3).

 

Формирование целевого капитала НКО

 

Пожертвования

┌──────────────┐ на формирование ┌───┐ ┌───────────────┐

│БЛАГОТВОРИТЕЛЬ│ целевого капитала │НКО│ Целевой капитал │ УПРАВЛЯЮЩАЯ │

│ (ДОНОР) ├───────────────────>│ ├────────────────>│ КОМПАНИЯ │

└──────────────┘ └─┬─┘ └───────┬───────┘

/│\ │

└───────────────────────────┘

Доходы от управления

Целевым капиталом

 

Рис. 3

 

Накопление средств происходит следующим образом. Вначале НКО принимает решение о формировании целевого капитала. Для этого она в течение одного года со дня поступления на банковский счет первого пожертвования создает совет по использованию целевого капитала (ч. 12 ст. 6, ч. 1 ст. 9 Закона N 275-ФЗ).

Он состоит из следующих лиц:

- представителей некоммерческой организации - собственника целевого капитала;

- представителей получателей дохода от целевого капитала;

- жертвователей или их представителей;

- граждан и представителей юридических лиц, имеющих заслуги перед обществом, авторитет и (или) достижения в области деятельности, соответствующей целям деятельности некоммерческой организации (ч. 5 и 6 ст. 9 Закона N 275-ФЗ).

К полномочиям совета согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 275-ФЗ относят:

- предварительное согласование финансового плана некоммерческой организации и изменений в него;

- определение назначения и целей использования дохода от целевого капитала, а также получателей дохода от целевого капитала, срока, на который сформирован целевой капитал, объема выплат за счет дохода от целевого капитала, периодичности и порядка их осуществления в случаях, если договором пожертвования или завещанием не определены указанные условия;

- предварительное одобрение стандартной формы договора пожертвования, заключаемого с жертвователями при публичном сборе денежных средств на формирование или на пополнение целевого капитала;

- утверждение внутреннего документа, определяющего порядок осуществления контроля за выполнением финансового плана некоммерческой организации, в том числе порядок и сроки рассмотрения поступающих жалоб, обращений и заявлений, формы и сроки представления отчетных документов;

- подготовка предложений о полномочиях совета по использованию целевого капитала и их представление в высший орган управления некоммерческой организации для утверждения;

- контроль за выполнением финансового плана некоммерческой организации и подготовка предложений о внесении в него изменений;

- одобрение договора пожертвования, на основании которого на пополнение целевого капитала передаются ценные бумаги, недвижимое имущество, и решения о принятии наследства, в составе которого на пополнение целевого капитала передаются по завещанию ценные бумаги, недвижимое имущество;

- иные предусмотренные законом и уставом некоммерческой организации полномочия.

В течение одного года (со дня поступления на банковский счет первого пожертвования на формирование целевого капитала) организация осуществляет сбор таких пожертвований. Ей нужно набрать минимум 3 миллиона рублей (ч. 9, 12 ст. 6 Закона N 275-ФЗ).

Основанием для такого сбора является договор пожертвования или завещание, которые должны соответствовать нормам гражданского законодательства о дарении или о наследовании (ч. 1 ст. 4 Закона N 275-ФЗ). Обязательное требование - в договоре пожертвования или завещании должно содержаться указание на то, что денежные средства передаются на формирование целевого капитала. В противном случае при отсутствии такого указания отношения, возникающие по поводу этих денежных средств, регулируются иным образом, например как по обычным пожертвованиям. Такое условие содержит ч. 6 ст. 4 Закона N 275-ФЗ.

Наряду с предметом договора в нем должны быть указаны:

- цели, для достижения которых будет использоваться доход от целевого капитала;

- порядок распоряжения целевым капиталом при его расформировании.

 

Обратите внимание! НКО не вправе пользоваться и распоряжаться полученными денежными средствами на формирование целевого капитала (за исключением внесения на депозитные счета в кредитных организациях) до их передачи в доверительное управление управляющей компании (ч. 8 ст. 6 Закона N 275-ФЗ).

 

Далее в течение двух месяцев со дня, когда сумма пожертвований составит 3 миллиона рублей, НКО передает денежные средства в доверительное управление управляющей компании. Такое требование указано в ч. 9 ст. 6 Закона N 275-ФЗ. Причем делает это на срок не менее чем 10 лет (ч. 11 ст. 6 Закона N 275-ФЗ).

Дополнительные пожертвования, полученные после передачи целевого капитала, НКО также передает в доверительное управление управляющей компании в течение 30 дней со дня их получения. При получении ценных бумаг, недвижимого имущества на пополнение целевого капитала некоммерческая организация обязана передать это имущество в доверительное управление управляющей компании также в течение 30 дней со дня перехода права собственности на это имущество (ч. 10 ст. 6 Закона N 275-ФЗ).

Как быть, если в течение года организация не набрала 3 миллионов рублей? Ответ на данный вопрос содержит ч. 12 ст. 6 Закона N 275-ФЗ.

В этом случае НКО возвращает поступившие денежные средства, за исключением тех случаев, когда договором пожертвования предусмотрено иное или денежные средства получены ею в порядке наследования.

Также возврат следует произвести, если организация не создает совет по использованию целевого капитала.

Что будет, если НКО возврат денег жертвователям не произведет? В этом случае инспекторы могут обложить полученные пожертвования налогом на прибыль на основании п. 14 ст. 250 НК РФ как средства, использованные не по целевому назначению.

Налогообложение также возникнет и в том случае, если НКО не вправе получать пожертвование на формирование целевого капитала. Ведь такая возможность, согласно п. 4 ст. 2 Закона N 275-ФЗ, есть только у организаций, зарегистрированных в форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации.

НКО, работающие как ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства, потребительские кооперативы, не формируют целевой капитал.

Они могут быть лишь получателями дохода от инвестирования целевого капитала, полученного от фондов управления целевым капиталом. В отношении государственных корпораций и политических партий действует еще более жесткое ограничение: данные организации не вправе ни формировать в собственности целевой капитал, ни получать доходы от инвестирования целевого капитала. Такое условие следует из п. 7 ст. 2 Закона N 275-ФЗ.

К управляющим компаниям тоже есть определенные требования - они указаны в п. 8 ст. 2, а также в ст. 17 Закона N 275-ФЗ. Например, такие компании должны иметь лицензии на ведение деятельности по управлению ценными бумагами либо инвестиционными фондами, ПИФами и негосударственными пенсионными фондами (НПФ). А также проходить обязательный годовой аудит бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, которые связаны с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал, и с выплатой дохода от целевого капитала. Это необходимо делать, если балансовая стоимость находящегося в доверительном управлении управляющей компании имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 45 миллионов рублей. Копию аудиторского заключения управляющая компания должна предоставлять некоммерческой организации - собственнику целевого капитала.

Вариант 2: целевой капитал накапливает специализированная НКО

Накапливать целевой капитал могут лишь НКО, созданные в форме фонда с целью формирования целевого капитала, использования и распределения дохода от целевого капитала в пользу иных получателей (п. 5 ст. 2 Закона N 275-ФЗ). Именно он получает пожертвования от благотворителей, направляет их в управляющую компанию и затем распределяет НКО - получателям целевого дохода (см. рис. 4).

 

Формирование целевого капитала фондом управления

целевым капиталом

 

Пожертвования ┌──────────┐

┌──────────────┐ на формирование │ ФОНД │ Целевой ┌───────────┐

│БЛАГОТВОРИТЕЛЬ│ целевого капитала │УПРАВЛЕНИЯ│ капитал │УПРАВЛЯЮЩАЯ│

│ (ДОНОР) ├───────────────────>│ ЦЕЛЕВЫМ ├─────────────>│ КОМПАНИЯ │

│ │ │ КАПИТАЛОМ│ │ │

└──────────────┘ └─┬─────┬──┘ └─────┬─────┘

\│/ /│\ │

┌─┴─┐ └───────────────────────┘

│НКО│ Доходы от управления

└───┘ целевым капиталом

 

Рис. 4

 

Поступившие деньги из управляющей компании НКО может использовать только в следующих сферах (ч. 1 ст. 3 Закона N 275-ФЗ):

- образование;

- наука;

- здравоохранение;

- культура;

- физическая культура и спорт (за исключением профессионального спорта);

- искусство;

- архивное дело;

- социальная помощь (поддержка);

- охрана окружающей среды;

- оказание гражданам бесплатной юридической помощи и осуществление их правового просвещения;

- в целях функционирования общероссийского обязательного общедоступного телеканала общественного телевидения.

Данный перечень целей является исчерпывающим, поэтому формирование целевого капитала и использование дохода от целевого капитала на иные цели чем те, которые указаны, не допускаются.

Что касается административно-управленческих расходов, связанных с формированием целевого капитала и осуществлением деятельности, финансируемой за счет дохода от целевого капитала, то необходимо отметить следующее. Специализированная НКО (фонд) вправе потратить не более 15% суммы дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, или не более 10% суммы дохода от целевого капитала, поступившего за отчетный год.

Такими расходами являются: оплата аренды, расходы на приобретение основных средств и материалов, проведение аудита, выплату заработной платы, управление некоммерческой организацией или ее отдельными структурными подразделениями, приобретение услуг по управлению некоммерческой организацией или ее отдельными структурными подразделениями. Данные ограничения прописаны в ч. 3 ст. 3 Закона N 275-ФЗ.

Далее остановимся на особенностях бухгалтерского учета пожертвований на формирование целевого капитала и поступлений от управляющей компании.

В соответствии с ч. 5 ст. 6 Закона N 275-ФЗ некоммерческая организация обязана вести обособленный бухгалтерский учет всех операций, связанных с получением имущества на формирование и пополнение целевого капитала, передачей имущества, составляющего целевой капитал, в доверительное управление управляющей компании, с использованием дохода от целевого капитала, распределением такого дохода в пользу иных получателей дохода от целевого капитала.

Для осуществления расчетов, связанных с получением денежных средств на формирование и пополнение целевого капитала, их передачей в доверительное управление управляющей компании, использованием дохода от целевого капитала, распределением такого дохода в пользу иных получателей дохода от целевого капитала, НКО открывает отдельный банковский счет. При этом для учета прав на ценные бумаги, переданные на пополнение целевого капитала, до их передачи в доверительное управление, а также для учета прав на ценные бумаги, входящие в состав целевого капитала, при возврате имущества управляющей компанией некоммерческая организация открывает отдельные лицевые счета в реестре владельцев ценных бумаг или отдельные счета депо в депозитарии, осуществляющем учет прав на такие ценные бумаги, с указанием индивидуального обозначения, идентифицирующего целевой капитал (ч. 5.1 ст. 6 Закона N 275-ФЗ).

Также все поступления НКО учитывает на отдельном субсчете, открытом к счету 86 "Пожертвования на формирование целевого капитала".

Кроме того, НКО - собственник целевого капитала должна составить и утвердить годовой отчет о формировании и пополнении целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала. Таково требование ч. 1 ст. 12 Закона N 275-ФЗ. Срок представления отчетности в инспекцию - не позднее шести месяцев после окончания отчетного года (как правило, ее сдают вместе с годовой отчетностью).

Годовой отчет, в соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона N 275-ФЗ, должен содержать информацию:

- о стоимости имущества, находящегося в доверительном управлении управляющей компании, составляющего целевой капитал, на конец отчетного года;

- о сумме денежных средств, поступивших для формирования или пополнения целевого капитала за отчетный год;

- о первоначальной оценке ценных бумаг, недвижимого имущества, поступивших на пополнение целевого капитала за отчетный год;

- о доходе от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, за отчетный год;

- об использовании дохода от целевого капитала за отчетный год с указанием общей суммы денежных средств, направленных на административно-управленческие расходы некоммерческой организации, а также общей суммы денежных средств, направленных получателям дохода от целевого капитала;

- об общей сумме расходов управляющей компании, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал, за отчетный год, а также о размере вознаграждения, выплаченного управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал;

- о выявленных за отчетный год нарушениях при формировании и пополнении целевого капитала, а также при использовании, распределении дохода от целевого капитала.

Организация сама формирует форму отчета. Например, он может содержать такие части:

- отчет о формировании и пополнении целевого капитала. В нем указывают данные об организации - собственнике целевого капитала; о цели сформированного целевого капитала; о создании совета по использованию целевого капитала; об открытии отдельного банковского счета, а также сведения об управляющей компании, действующей на основании договора доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал;

- отчет о доходах, связанных с формированием, пополнением и управлением целевым капиталом. В нем указывают сведения о стоимости имущества и денежных средств, находящихся в доверительном управлении, о доходе от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, за отчетный год;

- отчет об использовании дохода от целевого капитала, от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал. В нем указывают сведения об общей сумме расходов управляющей компании, связанных с управлением целевым капиталом (в том числе о размере ее вознаграждения); сумме и порядке распределения дохода между организациями - получателями дохода от целевого капитала. Также отражают сведения о суммах и видах расходов, направленных на административно-управленческие расходы НКО, а также общей сумме денежных средств, направленных получателям дохода от целевого капитала.

Отчет составляют по принципу: один целевой капитал - один отчет. Одна организация при наличии нескольких целевых капиталов представляет отчет по каждому целевому капиталу. Он должен быть размещен НКО на сайте в сети Интернет в течение 10 дней с даты утверждения или внесения в него изменений (ч. 1, 3 ст. 12 Закона N 275-ФЗ).

 

Обратите внимание! В некоторых случаях, помимо тех, что описаны на с. 123, НКО придется проходить обязательный аудит.

Так, в соответствии с ч. 6 ст. 6 Закона N 275-ФЗ годовая бухгалтерская отчетность НКО, связанная с формированием и пополнением целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, подлежит ежегодному обязательному аудиту, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 миллионов рублей.

А в ч. 2 ст. 7 Закона N 275-ФЗ требование проводить аудит указано для не являющегося собственником целевого капитала получателя дохода от целевого капитала. Проверке подлежит порядок использования дохода от целевого капитала, если размер финансирования этого получателя дохода от целевого капитала за счет дохода от целевого капитала в течение отчетного года составляет более 5 миллионов рублей.

 

3.2.2.4. Благотворительные взносы

 

Зачастую в благотворительных организациях встречается такой вид пожертвований, как благотворительные взносы. Данные суммы в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ не облагаются налогом на прибыль, так как относятся к целевым поступлениям, в виде средств и иного имущества, имущественных прав, которые получает НКО на осуществление благотворительной деятельности. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Благотворительными считаются взносы и имущество, добровольно и безвозмездно переданные в НКО. Так сказано в ст. 1 Закона N 135-ФЗ. Благотворительной деятельностью считаются и работы, которые благотворитель выполняет бескорыстно для другой организации или граждан, а также услуги, оказанные этим гражданам или организациям либо оказание иной поддержки.

При этом более узкое понятие, чем благотворительная деятельность - добровольческая (волонтерская) деятельность. Под ней понимается лишь безвозмездное выполнение работ или оказание услуг в определенных целях.

Значит ли это, что любое пожертвование в благотворительную организацию либо выполнение работ, услуг можно считать благотворительностью? Нет. Например, далеко не всякая бескорыстная передача денег или имущества является благотворительностью. Ею признаются пожертвования на строго определенные цели, перечисленные в п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ.

Благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в целях <*>:

- социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

- подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

- оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

- содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

- содействия защите материнства, детства и отцовства;

- содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

- содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

- содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;

- охраны окружающей среды и защиты животных;

- охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;

- подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

- социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

- содействия добровольческой (волонтерской) деятельности;

- участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;

- содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;

- поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;

- содействия деятельности по производству и распространению социальной рекламы;

- содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.

--------------------------------

<*> На наш взгляд, данный перечень отражает в том числе цели, на которые можно тратить полученные пожертвования, если иное не отражено в договоре с жертвователем.

 

Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются (п. 2 ст. 2 Закона N 135-ФЗ).

 

Обратите внимание! Очень важно отличать благотворительность от спонсорства. Если НКО не рекламирует жертвователя, то помощь является благотворительностью. Если рекламирует, то это спонсорство, которое подлежит обложению налогом на прибыль и НДС. Также согласно п. 3 ст. 2 Закона N 135-ФЗ запрещается проводить одновременно с благотворительной деятельностью агитацию перед выборами и по вопросам референдума.

 

3.2.2.5. Вступительные и членские взносы

 

К целевым поступлениям на содержание НКО и ведение уставной деятельности относятся вступительные и членские взносы, паевые вклады. Как вы понимаете, они формируются у НКО, организованных на основе членства (некоммерческих партнерств, ассоциаций, союзов, общественных организаций и т.д.).

И не облагаются налогом на прибыль согласно подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ.

Порядок их поступлений от учредителей (участников, членов), размер и периодичность определяют учредительными документами НКО. К ним можно отнести: положение о членстве в НКО, положение о созыве общего собрания членов. Там же указывают условия и порядок приема в члены некоммерческой организации. Факт принятия лица в члены НКО фиксируется документально (например, в протоколе заседания органа управления).

Размер вступительных и членских взносов может быть изменен, если на это будет решение органа управления НКО и данное условие зафиксируют в учредительных документах (см. Письмо Минфина России от 19.11.2008 N 03-03-06/4/81).

Разово менять сумму членских взносов по отношению только к одному члену нельзя. Такие дополнительные взносы могут быть расценены инспекторами получением налогооблагаемого дохода.

Дело в том, что дополнительные членские взносы законом не установлены. Ведь члены НКО - физические и юридические лица имеют равные права и несут равные обязанности. Кроме того, в ст. 251 НК РФ дополнительные членские взносы не поименованы. А средства, безвозмездно полученные некоммерческими организациями и не перечисленные в ст. 251 НК РФ, признаются внереализационным доходом и облагаются налогом на прибыль на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.

Сложности могут возникнуть и в том случае, если денежные средства передают лица, не являющиеся членами НКО. Речь идет о так называемых добровольных взносах. Особенно данная проблема актуальна для автономных НКО, чье имущество полностью формируется за счет таких поступлений.

Добровольные взносы, полученные ими, облагаются налогом на прибыль, так как в ст. 251 НК РФ такие поступления не поименованы (см. Письма Минфина России от 16.04.2007 N 03-03-06/4/49, от 27.04.2006 N 03-03-04/4/79). Исключение составляют те случаи, когда добровольные взносы признаны пожертвованиями (данный факт необходимо отразить документально). Тогда налог на прибыль с них платить не надо (Письма Минфина России от 19.08.2015 N 03-11-06/2/47934, от 22.04.2014 N 03-03-06/4/18560, от 28.03.2014 N 03-11-06/2/13904 и др.).

Как поступить, если полученные членские взносы даны на ведение уставной деятельности НКО и конкретных целей и срока траты не имеют? Зачастую у бухгалтеров возникает вопрос: должна ли организация их потратить в течение года?

Нет, делать это не обязательно, так как деятельность НКО одним годом не ограничивается. При этом остаток взносов необходимо предусмотреть в смете этого года и входящим сальдо следующего.

И наоборот, если за счет членских взносов НКО будет проводить конкретные мероприятия и программы, взносы также не учитываются для налогообложения, если подобная трата денег соответствует уставной деятельности организации (Письмо ФНС России от 05.03.2014 N ГД-4-3/3986@).

Можно ли получать взносы наличными деньгами? Да, можно, причем не пробивая чек ККМ. Бухгалтеру необходимо выписать только приходный кассовый ордер (см. Письма Минфина России от 07.09.2017 N 03-01-15/57417, от 04.09.2017 N 03-01-15/56625).

Если взносы перечисляются по безналу, особенно когда член НКО - юридическое лицо, бухгалтер часто сталкивается с проблемой: какой документ выписать. Ведь счет на оплату в той форме, которую предлагают бухгалтерские программы, выписывать некорректно, так как в нем говорится о наименовании товаров, работ, услуг. Правильно оформлять уведомление (в виде письма, сообщения) о наступлении срока оплаты членских взносов с предоставлением реквизитов для оплаты.

Также важно, что при получении членских взносов никакие акты на оказанные услуги выписывать не надо. Если член НКО попросит документ, подтверждающий его членство в организации, ему достаточно предоставить выписку из реестра членов, свидетельство или справку с необходимой информацией (подтверждение членства может быть оформлено и иными документами в соответствии с уставом и положением о членстве в НКО).

 

3.2.2.6. Иные целевые поступления

 

С 2011 года в п. 2 ст. 251 НК РФ уточнено, какие поступления для целей налогообложения относятся к целевым.

Напомним, что в расчет налоговой базы они не включаются, но налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Итак, целевыми поступлениями признаются:

- доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ);

- отчисления на формирование в установленном ст. 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся ТСЖ, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, ЖСК или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ);

- целевые поступления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (подп. 1.1 п. 2 ст. 251 НК РФ);

- имущественные права, переходящие некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования (подп. 2 п. 2 ст. 251 НК РФ);

- имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (подп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ);

- использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям (подп. 7 п. 2 ст. 251 НК РФ);

- отчисления адвокатских палат субъектов РФ на общие нужды Федеральной палаты адвокатов в размерах и порядке, которые определяются Всероссийским съездом адвокатов; отчисления адвокатов на общие нужды адвокатской палаты соответствующего субъекта РФ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: