Глава 4. ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА НДС




 

НКО, как и большинство коммерческих организаций, являются плательщиками НДС. Это означает, что даже при отсутствии объекта обложения они представляют в налоговые органы декларацию по НДС не реже одного раза в квартал (ст. 174 НК РФ).

Как считают налог? Рассмотрим подробнее.

 

4.1. Какие поступления облагаются НДС?

 

НДС облагаются только операции по предпринимательской деятельности. А именно: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

С целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, которые не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) и использованы по назначению, НДС не исчисляют (см. Письма Минфина России от 27.05.2013 N 03-03-06/4/18923, УФНС России по г. Москве от 09.02.2007 N 19-11/12142).

О том, как бухгалтеру НКО правильно определить, являются ли поступления для его организации целевыми, мы подробно писали в главе, посвященной налогу на прибыль.

Кроме того, НДС не облагаются средства, полученные некоммерческой организацией в качестве внереализационного дохода.

Например, для НКО, работающих в области спорта, речь идет о компенсациях за переход игроков в другие спортивные клубы. На то, что такая выплата реализацией не признается и НДС в связи с этим не облагается, указал Минфин России в Письме от 22.11.2010 N 03-07-07/74 со ссылкой на Постановление ВАС РФ от 27.02.2007 N 11967/06.

С другой стороны, если некоммерческая организация имеет имущество (основные средства, материалы), пусть даже используемое для уставной деятельности, и принимает решение продать его, то НДС с такой продажи заплатить придется (Письмо Минфина России от 07.10.2013 N 03-07-11/41428).

Как и коммерческие организации, НКО имеют право принимать НДС к вычету. Но только если товары (работы, услуги) приобретены за счет предпринимательской деятельности и будут использоваться в предпринимательстве и при этом выполняются все требования ст. 171 и 172 НК РФ:

- есть счет-фактура с выделенным НДС;

- товары (работы, услуги) приняты к учету;

- товары (работы, услуги) будут использованы в деятельности, облагаемой НДС.

А для принятия НДС к вычету по авансам уплаченным - если есть правильно оформленный счет-фактура на аванс и договор.

НДС, уплаченный поставщикам при приобретении за счет целевых средств товаров (имущества, работ, услуг), к вычету не принимается. Суммы "входного" налога НКО включаются в стоимость товаров (работ, услуг) на основании подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ. Фактически суммы налога покрываются за счет целевых средств и закладываются в смету.

НДС по расходам, которые невозможно разделить между видами деятельности (коммунальные платежи, арендная плата и пр.), к вычету также не принимается.

Это связано с тем, что порядок деления налога не предусмотрен Кодексом. А считать пропорцию исходя из выручки, как этого требует п. 4 ст. 170 НК РФ, организация не имеет права. Поскольку у НКО в рамках основной (уставной) деятельности отсутствует понятие "отгруженные товары (работы, услуги)". Об этом говорится в Письмах МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@, от 16.07.2003 N 03-1-08/2209/16-Ю169.

Если же НКО наперекор инспекторам будет считать пропорцию по доле поступлений от коммерческой деятельности в суммарном объеме всех поступлений и закрепит данный порядок в учетной политике, свою правоту ей, возможно, придется отстаивать в суде.

В случае если организация готова к спорам, учтите следующее!

Распределяется только НДС, относящийся к общехозяйственным (общепроизводственным) расходам, которые невозможно непосредственно отнести к облагаемой или не облагаемой налогом продукции. Это правило касается и налога в составе стоимости приобретенных основных средств, нематериальных активов и материалов.

На практике раздельный учет означает следующее:

- выделение в первичных учетных документах (счетах, актах выполненных работ, накладных, приходных кассовых ордерах и т.п.) и регистрах синтетического учета (мемориальных ордерах, бухгалтерских записях, журналах, книгах, ведомостях, оборотно-сальдовых ведомостях, главной книге и др.) сумм НДС по облагаемым операциям;

- наличие в первичных учетных документах записи "НДС не облагается" (в регистрах синтетического учета суммы НДС по необлагаемым операциям, естественно, не выделяются);

- отражение облагаемых и необлагаемых операций по отдельным субсчетам соответствующего балансового счета.

На счете 19 следует выделить отдельный субсчет для учета сумм НДС по товарам, работам и услугам, используемым для осуществления облагаемых и не облагаемых налогом операций.

В течение налогового периода на этом субсчете накапливаются суммы "входного" НДС, относящиеся к товарам (работам, услугам), принятым к учету (приобретены) в данном налоговом периоде, которые будут использованы для осуществления как облагаемых, так и не облагаемых НДС операций. По окончании налогового периода НКО рассчитывает пропорцию и определяет долю налога, которая приходится на облагаемые и необлагаемые операции. Но еще раз напомним: не исключено, что данную позицию по разделению НДС придется доказывать в суде.

И еще один спорный момент по НДС.

Если организация отдает безвозмездно ценности (кроме денег) либо оказывает безвозмездно услуги, ей тоже придется заплатить налог (Письма Минфина России от 30.04.2015 N 03-03-06/4/25270, от 26.08.2014 N 03-07-11/42598, от 17.01.2013 N 03-07-08/04). Исключение: обязанность отдать подарок являлась целью благотворительной или иной программы, соответствующей уставу НКО (Письмо Минфина России от 27.11.2017 N 03-07-07/78250).

В связи с этим НКО выгодно вести предпринимательскую деятельность, которая имеет льготы по НДС, или вообще получить освобождение от уплаты этого налога.

 

4.2. Льготы по НДС

 

НКО имеют право на льготы по НДС в случаях, перечисленных в ст. 149 НК РФ.

Но даже при применении льготы они обязаны ежеквартально представлять в налоговый орган по месту учета декларацию по НДС.

Перечень заполняемых разделов декларации по НДС может быть различным.

Так, например, организация, осуществляющая только льготируемые операции, заполняет разд. 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика" и разд. 7 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)...".

Рассмотрим, какие льготы имеют некоммерческие образовательные организации, ТСЖ и ЖСК, благотворительные и религиозные НКО, государственные и автономные учреждения.

 

4.2.1. Льготы для образовательных организаций

 

От НДС освобождаются услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

При этом реализация товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретенных на стороне подлежит обложению НДС вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Читая буквально указанные нормы, понятно, что освобождение от налогообложения предоставляется НКО только по образовательным услугам, указанным в лицензии. Поэтому при оказании услуг, не названных в лицензии, льгота не предоставляется.

Однако в части дополнительных образовательных программ в соответствии с п. 4 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам указывается только подвид дополнительного образования без приведения всего перечня реализуемых дополнительных профессиональных программ.

При этом на основании п. 6 ст. 76 Федерального закона N 273-ФЗ дополнительные образовательные программы разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Таким образом, образовательные услуги по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, оказываемые некоммерческими образовательными организациями на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительному профессиональному образованию, освобождаются от обложения НДС при условии соответствия таких услуг направленности дополнительных профессиональных программ, разработанных и утвержденных данной организацией (Письмо ФНС России от 01.08.2017 N СД-4-3/15051@).

При этом учтите: если образовательные программы не требуют лицензирования, но соответствуют уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, они также подлежат освобождению от уплаты НДС (см. Письма Минфина России от 27.04.2018 N 03-07-11/28714, ФНС России от 04.12.2015 N СД-4-3/21268@).

Это значит, что, если, например, НКО проводит семинары, мастер-классы и лекции, даже без выдачи документа об образовании, в случае если указанные услуги соответствуют уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, с их реализации можно не платить НДС.

Услуги, указанные в подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ, освобождаются от НДС также в том случае, если оказываются некоммерческими образовательными организациями с привлечением других образовательных организаций (см. Письма Минфина России от 18.10.2012 N 03-07-08/296, от 22.02.2012 N 03-07-07/27).

Такие НКО имеют право не составлять счета-фактуры и, соответственно, не вести книгу продаж в отношении операций по реализации услуг, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Данный вывод подтверждается Письмом Минфина России от 23.01.2018 N 03-07-09/3206.

 

4.2.2. Льготы для ТСЖ, ЖСК, жилищных и иных

потребительских кооперативов (управляющих организаций)

 

От обложения НДС освобождаются следующие услуги ТСЖ, ЖСК, жилищных и иных потребительских кооперативов (управляющих организаций):

- реализация коммунальных услуг, приобретаемых у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций (подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ);

- реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме при условии, что управляющая организация приобретает такие услуги у непосредственных исполнителей (подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Кроме того, согласно п. 3 ст. 162 НК РФ в налоговую базу по НДС не включаются:

1) денежные средства, полученные на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на формирование фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

2) денежные средства на формирование фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, или обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Налогообложение деятельности ТСЖ, ЖСК, жилищных и иных потребительских кооперативов (управляющих организаций) зависит от того, как заключен договор.

Так, например, в том случае, если предметом данного договора является деятельность по закупке коммунальных услуг, а также работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по поручению собственника, предпринимательскую деятельность НКО можно признать посреднической, осуществляемой за агентское или иное аналогичное вознаграждение (Письма Минфина России от 11.07.2016 N 03-11-06/2/40349, от 23.05.2016 N 03-03-07/29345, от 10.02.2010 N 03-11-06/2/16, от 04.05.2009 N 03-11-06/2/77).

Деятельность по данным договорам регулируется главой 52 "Агентирование" ГК РФ, в соответствии с которой управляющая сторона (агент) обязуется по поручению другой стороны (принципала) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет принципала.

В этом случае по сделке, совершенной агентом с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным принципал, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 1005 ГК РФ). По нашему мнению, так как в указанном случае НКО не осуществляет реализацию коммунальных услуг, а также работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, то льготы, предоставляемые подп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, к ней неприменимы.

При этом у НКО облагается НДС только сумма дохода, полученная в виде вознаграждения (п. 1 ст. 156 НК РФ). Соответственно, денежные средства, поступившие от потребителей коммунальных услуг и работ для возмещения затрат, произведенных посредником, при определении налоговой базы по НДС не учитываются.

Другой случай - когда предметом договора, заключенного с жильцами, является оказание коммунальных услуг и услуг по содержанию имущества многоквартирного дома. Иными словами, НКО не является посредником в передаче коммунальных ресурсов и услуг, а как исполнитель коммунальных услуг приобретает коммунальные ресурсы, реализует их населению и, кроме того, несет ответственность перед собственниками жилья за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. В связи с этим считаем, что действие данных договоров подпадает под положения главы 39 "Возмездное оказание услуг" ГК РФ и под действие льгот ст. 149 НК РФ.

Напомним, что согласно п. 4 ст. 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями ст. 149 НК РФ, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

Отметим, что в случае, если раздельный учет вести затруднительно, то можно воспользоваться положениями п. 5 ст. 149 НК РФ, согласно которому налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Но необходимо учесть, что такой отказ или приостановление возможны только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п. 3 ст. 149 НК РФ. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Не допускаются отказ от освобождения от налогообложения операций или приостановление освобождения на срок менее одного года.

В случае отказа в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ от освобождения от обложения НДС вышеназванных операций налогообложение и налоговые вычеты по товарам (работам услугам), приобретаемым для осуществления этих операций, следует производить в общеустановленном порядке.

По применению п. 3 ст. 162 НК РФ в Письме Минфина России от 23.12.2009 N 03-07-15/169 (а также в Письме ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/8909@) разъяснено, что в налоговую базу по НДС не включаются денежные средства, полученные на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. При этом освобождение от обложения НДС ремонтных работ, оплачиваемых за счет средств данного резерва, НК РФ не предусмотрено.

То есть подрядчики, выполняющие работы по проведению текущего и капитального ремонта, должны выставлять счета-фактуры с выделенной суммой НДС.

 

4.2.3. Льготы для благотворительных организаций

 

Льготу имеют и благотворительные организации. Она установлена подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ. В нем говорится, что на территории Российской Федерации передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", за исключением подакцизных товаров, не облагается НДС.

В своем Письме от 02.08.2005 N 19-11/55153 Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве разъяснило порядок и условия применения данной льготы. Она применяется при условии представления в налоговые органы следующих документов:

- договора (контракта) налогоплательщика с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания благотворительной деятельности;

- копий документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

- актов или других документов, свидетельствующих о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).

Если получателем благотворительной помощи является физическое лицо, в налоговый орган представляется документ, подтверждающий фактическое получение этим лицом товаров (работ, услуг).

Аналогичная позиция содержится в Письмах Минфина России от 26.10.2011 N 03-07-07/66, УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 N 16-15/126825, УФНС России по г. Москве от 05.03.2009 N 16-15/019593.1.

Однако суды придерживаются иного мнения, согласно которому оказание услуг в рамках благотворительной деятельности возможно в одностороннем порядке без заключения договора, на основании соответствующих распоряжений и писем (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.08.2005 N А58-5044/04-Ф02-3966/05-С1, Западно-Сибирского округа от 17.04.2006 N Ф04-10064/2005(20874-А27-37)).

Таким образом, если придерживаться позиции, изложенной в судебной практике, организации будет достаточно для подтверждения правомерности применения льготы по подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ представить в налоговый орган соответствующие распоряжения и письма, подтверждающие осуществление благотворительной деятельности, но такую позицию, вероятно, придется отстаивать в судебном порядке.

 

4.2.4. Льготы для религиозных организаций

 

Согласно подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС:

- операции по организации и проведению религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;

- операции по реализации (передаче для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы в рамках религиозной деятельности, которые включены в Перечень предметов религиозного назначения и религиозной литературы, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья.

Предметы и литература должны быть произведены:

- религиозными организациями (объединениями);

- организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения),

и реализованы:

- религиозными организациями (объединениями);

- организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения);

- иными религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения).

Если одно из вышеназванных условий не выполняется, то льгота, предусмотренная подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ, применяться не может.

В случае невозможности подтверждения факта производства приобретенных товаров религиозного назначения и религиозной литературы религиозными организациями или организациями, единственными учредителями которых являются религиозные организации, данные операции облагаются НДС (Письмо Минфина России от 07.09.2007 N 03-07-07/28). Для применения льготы организация должна иметь подтверждающий документ.

Религиозные организации вправе отказаться от рассмотренной выше льготы по НДС. Для этого необходимо представить заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого организация намерена отказаться от льготы. Заявление составляется в произвольной форме. В нем в обязательном порядке указываются перечень операций, освобождаемых от налогообложения, в отношении которых организация отказывается от использования льготы, и срок, в течение которого не будет применяться льгота (не менее года).

Освобождение от НДС не предусмотрено при оказании религиозными организациями паломнических услуг, а именно паломничества с посещением и поклонением религиозно почитаемых (святых) мест (Письма Минфина России от 01.02.2012 N 03-07-07/14, УФНС России по г. Москве от 23.01.2009 N 19-11/004721).

Не предусмотрено освобождение операций по реализации колец с молитвами, так как данный предмет религиозного назначения отсутствует в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31.03.2001 N 251 (Письмо Минфина России от 12.09.2007 N 03-07-07/30). Аналогичная позиция отражена и в Письме ФНС России от 18.10.2007 N ШТ-6-03/788@.

 

4.2.5. Льготы для государственных и автономных учреждений

 

Не облагаются НДС выполнение работ и оказание услуг казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Причем автономные и бюджетные учреждения не должны уплачивать НДС, только если выполняют работы (оказывают услуги) в рамках государственного или муниципального задания, источником финансирования которого является бюджетная субсидия (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

 

4.2.6. Иные льготы для НКО

 

Для некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, предусмотрены льготы по НДС.

Во-первых, не облагаются налогом:

- услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми (подп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ);

- услуги по присмотру и уходу за детьми организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);

- реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, в этих организациях (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Во-вторых, не облагаются НДС оказываемые некоммерческими организациями услуги:

- в сфере культуры и искусства, указанные в подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. К организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, океанариумы, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки;

- по социальному обслуживанию несовершеннолетних, граждан пожилого возраста и инвалидов, а также по подбору и подготовке лиц, желающих стать опекунами или попечителями (подп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ).

В-третьих, безвозмездная передача имущественных прав в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом N 135-ФЗ не облагается НДС, как и передача товаров, выполнение работ, оказание услуг (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).

И последнее. От обложения НДС освобождается безвозмездное оказание услуг по изготовлению или распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством о рекламе (подп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ). Такая социальная реклама должна соответствовать одному из следующих условий:

- при распространении в радиопрограммах продолжительность упоминания о спонсорах должна составлять не более трех секунд;

- при распространении в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании продолжительность упоминания о спонсорах должна составлять не более трех секунд и ему может быть отведено не более 7% площади кадра;

- при распространении иными способами информации о спонсорах может быть отведено не более 5% рекламной площади (пространства).

Установленные требования к информации о спонсорах не касаются упоминаний об органах государственной власти и местного самоуправления.

 

4.3. Освобождение от уплаты НДС

 

От обязанностей плательщика НДС могут быть освобождены некоммерческие организации с небольшими оборотами реализации по предпринимательской деятельности. Общая сумма их выручки за три предшествующих последовательных календарных месяца не должна превысить 2 миллиона рублей без учета НДС (п. 1 ст. 145 НК РФ).

При этом выручку определяют исходя из всех доходов, которые связаны с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг) и получены как в денежной, так и в натуральной форме, включая оплату ценными бумагами. Об этом говорится в п. 2 ст. 153 НК РФ. Целевые поступления в лимит в 2 миллиона рублей не включают, так как они выручкой не признаются.

О своем намерении не платить НДС некоммерческая организация уведомляет налоговую инспекцию по месту учета не позднее 20-го числа месяца, с которого начала использовать освобождение. При этом контролерам представляют следующие документы:

- уведомление об использовании права на освобождение по форме, утвержденной Приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342;

- выписку из бухгалтерского баланса (с указанием выручки без НДС за три месяца с разбивкой по месяцам, можно также представить копии баланса и отчета о финансовых результатах);

- выписку из книги продаж.

Для организаций, перешедших с упрощенной системы на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН.

Такой перечень утвержден п. 3 и 6 ст. 145 НК РФ.

Формы выписок ни Налоговым кодексом РФ, ни каким-либо иным документом не установлены. Поэтому они могут быть представлены НКО в произвольной форме. Главное, чтобы из указанных документов была видна сумма выручки, отдельно можно указать сумму целевых поступлений и их расходование.

Все документы лучше представить в инспекцию лично. Если же НКО решила все-таки отправить бумаги по почте заказным письмом, днем их представления будет считаться только шестой рабочий день со дня отправления (п. 7 ст. 145 НК РФ). Поэтому отправить документы следует за шесть рабочих дней до истечения срока.

 

Обратите внимание! Если выручка от предпринимательской деятельности НКО за какие-либо три месяца подряд превысит 2 миллиона рублей, организация утратит право на освобождение. Это случится с 1-го числа месяца, в котором произошло превышение (п. 5 ст. 145 НК РФ).

 

4.4. НКО - налоговый агент по НДС

 

НКО является налоговым агентом по НДС в случаях, предусмотренных ст. 161 НК РФ. Чаще всего:

- при приобретении товаров, работ, услуг у иностранцев, не состоящих на учете в налоговых органах (п. 1, 2 ст. 161 НК РФ);

- при аренде (покупке) имущества у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ).

 

Обратите внимание! Если арендодателем является балансодержатель имущества, который не относится к органам государственной власти и управления или органам местного самоуправления, то обязанностей налогового агента не возникает.

 

Кроме того, согласно п. 4 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами признают организации, уполномоченные осуществлять реализацию конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству.

Наиболее распространенная операция - это аренда государственного имущества. Поэтому расскажем о ней подробнее.

Итак, в соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ НКО, арендующая имущество у органов государственной или местной власти, признается налоговым агентом. Следовательно, она должна удерживать налог из арендной платы и перечислять его в бюджет. Причем делать это следует даже, если заключен трехсторонний договор аренды: между арендодателем, арендатором и балансодержателем имущества.

Сумму НДС в соответствии с указанной нормой, а также п. 4 ст. 161 НК РФ налоговый агент рассчитывает по формуле:

 

┌───────────────────┐ ┌──────────────┐ ┌──────────────────────────┐

│ НДС, удерживаемый │ │Сумма арендной│ │ Расчетная ставка НДС │

│ налоговым агентом │ = │ платы, руб. │ x │ ((18/118) - в 2018 г.; │

│ │ │ │ │ (20/120) - в 2019 г.) │

└───────────────────┘ └──────────────┘ └──────────────────────────┘

 

Что еще входит в обязанности налогового агента кроме удержания и перечисления НДС?

Он составляет счета-фактуры на суммы арендной платы, регистрирует их в книге продаж и книге покупок, формирует декларацию по налогу на добавленную стоимость.

В такой ситуации бухгалтер заполняет титульный лист и разд. 2 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента" декларации по налогу на добавленную стоимость.

Раздел 2 формируют отдельно по каждому арендодателю (органу государственной власти и управления и органу местного самоуправления, предоставляющему в аренду государственное имущество).

При наличии нескольких договоров с одним арендодателем (органом государственной власти и управления и органом местного самоуправления) указанный раздел декларации заполняют на одной странице.

Рассмотрим порядок заполнения разд. 2 на конкретном примере.

 

Пример 4.1. АНО "Школа управления" в 2019 г. арендует помещение в здании администрации г. Нижний Новгород. Сумма арендной платы составляет 240 000 руб. (в т.ч. НДС - 40 000 руб.), уплачивается ежеквартально.

В конце каждого квартала бухгалтер выписывает счет-фактуру (мы приводим лишь табличную часть документа) и регистрирует его в книге покупок и книге продаж.

 


Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права Код вида товара Единица измерения Количество (объем) Цена (тариф) за единицу измерения Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без налога - всего В том числе сумма акциза Налоговая ставка Сумма налога, предъявляемая покупателю Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с налогом - всего Страна происхождения товара Номер таможенной декларации
код условное обозначение (национальное) цифровой код краткое наименование  
                    10а  
Аренда муниципального имущества - - - - - 200 000 - 20/120 40 000 240 000 - - -
Всего к оплате   х      

 

Кроме того, бухгалтер ежеквартально заполняет декларацию по НДС (мы приводим только фрагмент разд. 2) и перечисляет налог в бюджет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: