Для успешной деятельности в любой сфере жизни и PR-деятельности в частности необходимо обладать определенными навыками, умениями и способностями. В этом параграфе автор проанализировал мнения Г.Н. Королько, Э. Бернайза, С. Блэка и Х.Бенсона с целью выяснить, какие из них являются первостепенными для специалиста по связям с общественностью.
Однако прежде всего необходимо установить связь между понятиями «способности», «умения», «навыки», а и лишь затем переходить к вопросу, какие из них являются необходимыми для успешного специалиста по связям с общественностью.
Интернет-энциклопедия «Википедия» приводит такие определения:
Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. [18]
Что касается умений, то здесь приводится даже несколько определений различных авторов.
Умение — способность выполнять действия, приобретенная в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык.
— Способность к целенаправленной и результативной деятельности (Н. А. Лошкарева, А. М. Новиков, А. В. Усова, Д. Б. Эльконин)
— Возможность эффективно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать
— Освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков (Педагогический энцеклопедический словарь, Б. М. Бим-Бад)
|
— Отдельная деятельность, направленная на достижение определенной цели (В. В. Давыдов, К. К. Платонов) [18]
Все эти определения объединяет то, что умение тесно связано с деятельностью, является ее необходимым составляющим.
И наконец, Навык — автоматизированное действие, подконтрольное сознанию и выработанное путем упражнений. При длительном отсутствии упражнений навык постепенно утрачивается. [18]
Итак, можно резюмировать, что способности – это некие изначально заложенные в нас качества, возможности, предрасположенности; в результате развития, обучения и жизненной практики они могут переходить в умения; в свою очередь умения в результате постоянных тренировок автоматизируются и становятся навыками.
Например, ребенку с детство присуща способность грамотно с композиционной точки зрения строить вою речь, еще не осознавая этого, своей лепет от неизменно строит по схеме завязка-кульминация-развязка, хотя и не вполне соблюдает пропорции между частями рассказа и допускает другие простительные для маленького оратора ошибки. В ходе обучения в школе и университете, написания сочинений и подготовки устных выступлений, он приобретает умение осознанно и правильно выстраивать композицию, сначала путем раздумий и составления планов, но постепенно это умение переходит в навык, доводится до автоматизма, и садясь писать, например, пресс-релиз, этот человек уже не задумывается о правильности построения текста – благодаря навыку это происходит словно само собой.
|
Названные в начале параграфа перечисляют множество навыков, умений и способностей, личных качеств, необходимых специалисту по связям с общественностью, а также личных качеств, необходимых PR-специалисту – однако при этом не разделяют их, приводя единым списком.
Ниже автор сравнивает точки зрения четырех авторов по этому вопросу.
Г.Н. Королько [14] | Э. Бернайз [14] | С. Блэк [14] | Х Берсон [ 5.с 14] |
исследовательские качества; лидерские качества; способности к грамотному планированию; терпимость; способность критически оценивать ситуацию; умение работать в команде; умение принимать решения; умение быстро реагировать в условиях кризиса. | Сильный характер, честность и прямота. Здравый смысл и логичность суждений. Способность творчески и нестандартно мыслить. Правдивость и рассудительность Объективность. Глубокая заинтересованность в разрешении проблемы. Широкая культурная подготовка. Интеллектуальная пытливость. Способность к анализу и синтезу. Интуиция. Знание социальных технологий связей с общест венностью | Здравый смысл; отличные организаторские способности; ясность суждений,объективность и критичность восприятия; богатое воображение и способность понимать точку зрения другого; стойкость характера; исключительное внимание к деталям; живой пытливый ум; старательность, склонность к длительной самостоятельной и творческой работе; оптимизм, чувство юмора; гибкость и умение одновременно иметь дело с разными проблемами. Кроме этих качеств, пиэрмену необходимо также хорошо писать, редактировать и вычитывать написанное другими; обладать приятным голосом и ораторскими способностями; иметь презентабельную внешность. | Находчивость, обучаемость, умение правильно задавать вопросы, внушают доверие, умеют держаться с людьми, эмоционально невозмутимы; стремятся вперед, находят творческие решения; инстинктивно знают, что делать; не боятся начинать сначала; умеют писать; формулируют мысли в убедительной форме. |
|
В вопросе личных и профессиональных требований к специалисту в области паблик рилейшнз различные авторы проявляют удивительное единодушие.
Обобщая таблицу, можно сказать, что PR-специалист должен: обладать такими способностями, как: ораторские способности, способность к грамотному планированию, способность контролировать эмоции, способность критически оценивать ситуацию, способность творчески и нестандартно мыслить, способность к синтезу и анализу, организаторские способности; такими умениями как: умение быстро реагировать в условиях кризиса, умение находить нестандартные решения, умение правильно задавать вопросы, умение держаться с людьми, умение писать, умение формулировать мысли в убедительной форме; такими навыками, как навык хорошего письма и редактирования, навыки убеждения, организаторские навыки, навыки работы с несколькими проблемами одновременно
В предыдущем параграфе были рассмотрены различные направления PR-деятельности, и встает закономерный вопрос – различаются ли навыки, умения, способности, которыми должен обладать специалист, работающий в каждой из них?
Автор считает, что основные навыки, умения и способности, необходимые PR-специалисту, требуются ему, где бы он ни работал. Однако в любом из направлений существует своя специфика, делающая те или иные умения особенно важными.
Ниже автор постаралась привести их в табличной форме.
Направление PR-деятельности | Особенно важные | ||
навыки | умения | способности | |
связи с государственными структурами | работы с бюрократическим аппаратом | умение правильно задавать вопросы, умение держаться с людьми, умение добиваться конкретных результатов | способность контролировать эмоции |
связи со СМИ | навыки хорошошего письма и редактирования, навыки убеждения, навыки | умение хорошо говорить и писать, умение держаться с людьми | ораторские способности |
кризисный PR | навык работы с несколькими проблемами одновременно | умение быстро реагировать в условиях кризиса | способность к грамотному планированию, способность критически оценивать ситуацию |
связи с инвесторами | навыки убеждения | умение убедительно формулировать свои мысли | способность внушать доверие |
специальные мероприятия | организаторские навыки | умение работать в команде | творческие способности, организаторские способности |
корпоративные коммуникации | навыки убеждения, навык работы одновременно с несколькими проблемами | умение внушать доверие, умение работать в команде | организаторские способности |
связи с местным сообществами | навыки убеждения, навык работы одновременно с несколькими проблемами | умение внушать доверие, умение ясно и убедительно формулировать свои мысли | ораторские способности, способность контролировать эмоции |
Можно сделать вывод, что для успешной профессиональной деятельности специалисту по связям с общественностью требуется обладать многими навыками, умениями и способностями, однако различные направления деятельности будут делать те или иные умения и способности особенно важными.