В этой главе автор курсовой работы рассматривает практическую деятельность специалиста по связям с общественностью на примере магазина-клуба «Гильдия», опираясь на результаты проведенного интервью, а также выносит свои рекомендации.
Магазин-клуб исторической реконструкции и ролевых игр «Гильдия» был открыт в Санкт-Петербурге в 2006 году и расположен по адресу ул. Маршала Захарова, 13.. На его прилавках можно найти оружие, одежду, предметы быта стилизованные под ту или иную эпоху и пользующиеся спросом у людей, занимающихся исторической реконструкцией. Здесь же можно заказать необходимые предметы, связаться с мастерами-изготовителями, выставить на продажу свои изделия, ознакомиться с вывешенной на стенах информацией соответствующей тематики и вступить в клуб, посвященный истории и реконструкции Германии средних веков.
Несмотря на малый штат сотрудников и специфичность деятельности, «Гильдия» имеет собственного специалиста по связям с общественностью, и мне представляется интересным и полезным рассмотреть его деятельность в данной курсовой работе.
Причины появления соответствующей должности в клубе Анастасия Андреева, штатный специалист по связям с общественностью, студентка третьего курса СПбГУ, называет в первую очередь необходимость заявить о себе, привлечь клиентов, партнеров, поставщиков.
Ситуацию первых месяцев существования «Гильдии» Анастасия называет ужасающей – создатели магазина-клуба, молодые люди, мастера средневекового оружия и антуража, не сочли нужным не то что создать свой сайт в Интернете, но даже упомянуть о существовании магазина-клуба на форумах, где традиционно общаются потенциальные клиенты и поставщики. Фактически, весь информационный поток ограничивался «сарафанным радио» (пусть и достаточно эффективным в среде субкультурного характера), а каждому, зашедшему в магазин выдавалась стопка визиток с просьбой передать своим друзьям и знакомым. Естественно, такой способ распространения информации оказался малоэффективным, и создатели магазина-клуба были вынуждены обратиться за помощью к Анастасии. Обращение в агентство или к стороннему консультанту было невозможно по многим причинам, но главным явилось незнание сторонним специалистом специфики работы в субкультурой среде и отсутствие денег.
|
Ее основная цель в настоящее время - сформировать информационный поток, наладить контакты с нужными людьми, мастерами, редакторами изданий соответствующей тематики. В настоящее время важнейшим средством информирования выступает интернет – информация о магазине-клубе регулярно выкладывается в различных сообществах портала www.livejournal.com. Большие надежды Анастасия возлагает на ежегодный фестиваль реконструкции и ролевых игр «Блинком», который стоится в Санкт-Петербурге в середине декабря, где у «Гильдии» будет свой стенд.
Магазин-клуб «Гильдия» ориентирован на достаточно специфическую аудиторию, и это не может не сказываться на трудностях работы специалиста по связям с общественностью. В среде, где каждый знает каждого, оказалось непросто убедить клиентов в целесообразности пользования услугами именно этого магазина-клуба, а не частных мастеров – с которыми «Гильдии» пришлось тесно сотрудничать, так как вскоре стало ясно, что только своими силами здесь не обойтись. Ничуть не меньшую трудность представляет нехватка финансов, позволить себе затратные мероприятия магазин-клуб не может, и Анастасии приходится искать окольные пути.
|
Например, несколько месяцев назад встал вопрос о желательности публикации в ведущем российском журнале о фантастике (с которой и реконструкция, и ролевые игры достаточно тесно связаны) «Мир фантастики» (официальный сайт - www.mirf,.ru), на рекламу в котором средств не было. Анастасией были направлены в редакцию несколько «писем от читателей», просивших рассказать о том, где можно найти необходимую атрибутику или связаться с ее изготовителями, спрашивалось, существуют ли магазины (в Москве таковых насчитывается четыре). Как отмечает Анастасия, после этого с ней связался один из сотрудников журнала, и ответа на читательские письма – и, следовательно, публикации - можно будет ждать в самом скором времени.
Кроме того, к магазину проявили неожиданный интерес подростки его района, уже около дюжины мальчиков записалось в посвященный реконструкции средневековый Германии клуб, члены которого и явились создателями магазина.
Что же до работы специалиста по связям с общественностью внутри магазина-клуба, то Анастасия отмечает, что ее практически нет. «Гильдия» изначально создавалась группой энтузиастов, друзей, отношения в коллективе прекрасные, да и сам он достаточно мал. Единственное, что организация (главным образом поиск помещения и придумывание программы) больших праздников и ежегодных собраний клуба теперь так же легко на плечи Анастасии.
|
«Главное – это человек», - говорит Анастасия в ответ на вопрос образовании специалиста по связям с общественностью. Она считает, что роль высшего образования – заложить самые базовые знания, но главное – научить работать с информацией, самостоятельно думать и искать решения, выход из любой ситуации, работать напряженно («как в авральном режиме перед сессией», - смеется она). Никакие знания не сделают из человека специалиста, если у него нет нужных качеств, свободы мышления, силы воли и стремления к работе. И тем более незаменимым является практический опыт. Что же до навыков, умений и способностей, то Анастасия говорит, что больше всего ей пригодились дисциплины, посвященные грамотному письму и взаимодействием со СМИ – в основном в этом и состоит ее работа сегодня.
Рекомендации
Таким образом, магазин-клуб «Гильдия» образовался меньшего года назад, и появление в штате его сотрудников специалиста по связям с общественностью было прежде всего вызвано необходимостью привлечь к нему внимание общественности, наладить контакты с партнерами и поставщиками.
Однако очевидно, что уже сейчас в работе специалиста по связям с общественностью возникают новые, отличные от взаимодействия со СМИ, направления, и существующих практических навыков Анастасии может не хватить. С ростом магазина-клуба и коллектива усложнится внутрифирменный PR. Уже сейчас возникает насущная необходимость в организации праздников и специальных мероприятий.
В последние полгода ролевые игры и реконструкторское движение получили широкий общественный резонанс – в прессе появились статья как негативного, так и позитивного характера; одна и ролевых игр в июле этого года была запрещена властями – родители одного из малолетних участников обвинили – как было доказано, безосновательно - представителей ролевого движения в эксримизме и сатанизме. Все это свидетельствует о том, что одним из направлений деятельности PR-специалиста в магазине-клубе «Гильдия» может стать взаимодействие с местными сообществами, требующее новых навыков и опыта. Кроме того, Анастасии можно порекомендовать уже сейчас собирать информацию и улучшать имидж и общественное восприятие «Гильдии» и ролевого движения в целом.
«Гильдия» существует в достаточно специфической среде, но тем не менее его создателям и самой Анастасии Андреевой можно порекомендовать уделять больше внимания не только специфическим узконаправленным изданиям и сайтам, как происходит сейчас, размещать информацию о своем магазине-клубе на стендах в кафе, в профильных (например, музыкальных) журналах. Больше внимания следует уделять и людям, не относящимся (возможно, только пока) к реконструкторско-ролевой среде. Кроме того, насущной необходимостью можно назвать создание своего сайта в Интернете.
На настоящий момент «Гильдия» обрела твердую почву под ногами, проведенная Анастасией работа помогла ей избежать закрытия, однако автор данной курсовой работы считает, что останавливаться на достигнутом нельзя, и многие проблемы и возможности еще впереди.
Приложение 1. Вопросы интервью.
1. Расскажите, пожалуйста, об истории и специфике Вашего магазина-клуба.
2. Каковы были причины появления должности штатного специалиста по связям с общественностью?
3. Какая основная цель, какие задачи стоят перед Вами?
4. Какие направления PR-деятельности вы реализуете?
5. Что Вы можете сказать об особенностях внутреннего PR в магазине-клубе?
6. С какими трудностями Вам приходится сталкиваться?
7. Как вы считаете, навыками, умениями, способностями он должен обладать?
8. Как вы считаете, какое образование должен иметь специалист по связям с общественностью?
9. Какие полученные знания больше всего помогли вам в работе?
Заключение.
При подготовке данной курсовой работы автор изучил теоретические основы связей с общественностью, главными источниками послужили книги А.Н. Чумикова и М.П. Бочарова, Э.В. Кондратьева и Р.Н. Абрамова, М.И. Шишкиной, В.Г. Королько, Э.А. Галумова, С. Катлиппа, а. Сентера и Г. Брума, У. Аги, Г. Кэмерона, Ф. Олта и других. Кроме того, была проанализирована практическая деятельность специалиста по связям с общественностью на примере магазина-клуба исторической реконструкции «Гильдия».
1. Автор проанализировал подходы к определению PR А.Н. Чумикова и М.П. Бочарова, Э.В. Кондратьева и Р.Н. Абрамова, В.Г. Королько, М.И. Шишкиной, и пришел к выводам: во-первых, что в основе любой классификации лежит критерий, во-вторых, что любое определение PR найдет свое место в каждой классификации.
2. Автор проанализировал различные определения деятельности и пришел к выводу, что все они объединены понятием цели, а также вывел определение PR-деятельности. Автор рассмотрел и уяснил для себя, каковы цели и задачи PR-деятельности. Кроме того, автор сопоставил, какие направления PR-деятельности приводят У. Аги с соавторами, А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров и Э. В..Кондратьев и Р.Н. Абрамов, и пришел к выводу, что их перечни схожи, и шесть направлений названы единодушно.
3. Автор сравнил функции и роли PR-специалиста, рассмотрел основные роли PR-специалиста в коллективе по Э.В. Кондратьеву и Р.Н. Абрамову и С. Катлиппу. А. Сентуру, Г. Бруму, и пришел к выводу, чем они различаются. Роль связана с позицией, местом в организации, значением, статусом сотрудника. Одна и та же функция может иметь различный вес ля специалиста, играющего различные роли.
4. Автор дал определения навыкам, умениям и способностям и установил взаимосвязь между ними, а также уяснил, опираясь на мнение В.Г. Королько, Э. Бернайза, С.Блэка И Х. Беросна, какими навыками, умениями и способностями должен обладать PR-специалист, и какие из них будут наиболее значимыми в различных направлениях деятельности.
5. Автор проанализировал вопросы образования PR-специалиста, опираясь на а) мнения авторов-теоретиков, приведенные в учебной литературе б) государственный стандарт образования в) мнение практикующих специалистов, пришел к выводу, что существует две точки зрения на образование в области паблик рилейшнз и рассмотрел доводы за и против каждой из них.
6. Автор изучил PR-отделы: причины их появления, структуру, достоинства и недостатки, взаимосвязь с PR-агентствами, и пришел к выводам, что создание PR-отдела может быть вызвано различными причинами, от необходимости реагирования на кризис до моды; структура PR-отдела зависит от роли, которую он играет в организации; PR-отдел обладает как рядом достоинств, так и недостатками; целесообразность содержания штатного PR-отдела или обращения в специализированные агентства зависит от специфики фирмы, однако иметь штатного PR-специалиста с возможностью прямого выхода на руководство, необходимо.
7. Автор взял интервью у штатного PR-специалиста магазина-клуба исторической реконструкции и ролевых игр «Гильдия», проанализировал его результаты, сделал выводы и вынес рекомендации.
Таким образом можно утверждать, что поставленные перед работой цель и задачи были успешно выполнены.