Психотип - совокупность индивидуальный черт личности, которые определяют стиль общения. Основу псхотипа составляет темперамент.
Темперамент - совокупность врожденных, динамических(скорость двигательных реакций, скорость переключения с одной деятельности на другую, эмоциональность, быстро или медлительность речи) особенностей поведения.
Темперамент зависит от типо центральной нервной системы(Павлов в 19веке)
- сила процессов возбуждения процессов возбуждения и торможения. Сильная и слабая
Типы нервной системы:
-слабая, меланхолик()
-сильная неуравновешенная, основа холерического (конфликты, эмоциональны, экстраверты)
-сильная уравновешенная, подвижная, сангвиники(всегда что-то новое, живые, экстраверты)
-сильная уравновешенная, неподвижная, флегматики(спокойные, уравновешенные, трудолюбивые, интроверт)
Темперамент можно определять в процессе общения, он проявляется и может быть измерен. - активность или пассивность
- эмоциональность
-экстраверсия или интроверт(ориентирован на субъект)
Характер и акцентуация характера.
Их влияние на психотип.
В отличие от темперамента характер – это устойчивые типичные характерные для человека способы поведения и психического реагирования. Формируется под влиянием:
- темперамента
- воспитания, образования
- окружающей среды
- самовоспитания!
Существует базовая классификация характеров, автором которых является Карл Юнг. Он исходил из того, что характер зависит от определяющей или ведущей в определение человека психической активности. В соответствие с этим он выделяет 4 типа характера:
1. Мыслительный (ведущая активность мышление)
|
2. Эмоциональный (эмоции, чувства – оценка происходящего)
3. Ощущающий (ощущение)
4. Интуитивный (интуиция)
Классификация людей на экстравертов (ориентирован на объект) и интровертов (на себя).
Классификация по трём векторам:
- отношение к другим (эгоист – альтруист, коммуникабельный – замкнуты, добрый – злой, щедрый - скупой)
- отношение к делу (ответственный – безответственный, дилетант – компетентный и т.д.)
- отношение к самому себе (завышенная самооценка, заниженная, адекватная -реалистичная)
Групповая оценка личности, как он сам себя оценивает. Выше групповой – завышенная.
Классификация с точки зрения акцентуации характера.
Предложена Карлом Леонгардом.
Акцентуация – это выраженность, заострённость черт характера в приделах нормы.
Встаёт проблема отличия акцентуации от психопатии.
1. Акцентуации в отличие от психопатии возникает в определённые периоды жизни, т.е. она предсказуема.
2. акцентуация может исчезнуть бесследно (в результате воспитания и самовоспитания), психопатию нужно лечить.
3. акцентуация не затрудняет социальной адаптации, т.е. приобщения к обществу.
Вид акцентуации:
- Гипертивность (гипертим) - сверхактивность
- дистимность (дистим) – крайняя степень пассивности, угрюмость
- циклоидность (циклоид) – колеблется от гипертивности до дистимности
- демонстративность (демонстративный тип) – стремление во чтобы то ни стало быть в центре внимания
- застревание (застревающий тип) – стойкость переживаний, трудно перейти с одной деятельности на другую.
- сензетивный – повышенная робость, плаксивость, обидчивость.
|
- экзальтированность (экзальтация) – яркое выражение эмоций, доведение эмоций до аффекта.
21 гипертивность 12 возбудимость 9 плаксивость обидчивость 15 пендантичность 6 тревожность 18 циклоиды 14 демонстративны 12 аффективные 3 дистимность 18 экзальтация |
1.+ 1 2.- 3 – 4. – 5. + 6. – 7. + 8. + 9. – 10.+ 11.+ 1 12.+ 13 + 3 14 – 15 – 16 – 17 – 18 + | 19 + 20 – 21 – 22 + 23 + 1 24 + 2 25 + 26 – 27 – 28 + 29 – 30 + 31 + 32 + 33 + 1 34 + 2 35 – | 36 – 37 + 2 38 – 39 + 40 + 41 + 42 – 43 - 44 – 45 + 1 46 + 47 + 48 + 49 + 3 50 + 51 + 52 + | 53 + 54 – 55 + 1 56 + 2 57 – 58 +_ 59 – 2 60 – 61 – 62 – 63 + 64 + 65 + 66 – 67 + 1 68 + 2 69 + 70 – | 71 – 72 + 73 + 74 - 75 + 76 + 77 + 78 - 79 - 80 – 81 - 82 – 83 – 84 + 85 + 86 – 87 – 88 – |
Тип личности.
- социальные общественные свойства человека, связана с выполнением социальных ролей. Социальная роль – эталонная совокупность требований какому-то социальному статусу.
Личность – совокупность всех социальных ролей и как мы их исполняем. Совокупность ролей образует статус положения в обществе.
Престиж – оценка нас как личности, со стороны общества.
Личность формируется в результате социализации (вхождение в общество) – усвоение норм культуры и социальных ролей.
Этапы социализации:
- раннее детство (усвоение культурных норм и социальных ролей в процессе игры, на основе подражания и моделирования ролей)
- от 7 до 13 лет (процесс обучения и воспитание, важно разностороннее воспитание, интеллектуальное, моральное, эстетическое, трудовое, физическое)
- с 13 до 16 (самоопределение, начинает выделять себя, присущи акцентуации)
- с 17 и всю жизнь (интеграция, слияние с обществом)