Благородство против подлости




(По роману А. С. Пушкина "Дубровский")

А. С. Пушкин, всю жизнь ненавидевший несправедли­вость, пустоту и "дикость" дворянства, в романе "Дубров­ский" выдвинул на первый план одного из представителей провинциального дворянства — честолюбивого, благородно­го повстанца, пострадавшего от своего же сословия, молодо­го Дубровского.

Самодурство и деспотизм знатного барина Троекурова при­водит к тому, что старый барин Андрей Гаврилович Дубров­ский умирает. Его имение незаконно присуждается Троекуро­ву. С этого момента развивается конфликт, в душах крестьян Дубровского назревает бунт. Молодой Владимир Дубровский идеализирован Пушкиным. Таким он видит героя-освободи­теля, борца за правду и справедливость. Молодой дворянин наделен чертами типичного романтического героя: умен, об­разован, благороден, храбр, добр, статен, красив. Его отноше­ния с крестьянами построены на преданности и доверии. Про­тест крестьян против самодурства Троекурова находит отклик в сердце Дубровского. Ими движет чувство мести за смерть Андрея Гавриловича Дубровского, им ненавистны государственные чиновники, способные работать только на богатых, нечистых на руку местных "идолов".

Бунт в душе народа почти всегда выливается в реальную борьбу. Поэтому, по законам авантюрно-приключенческого жанра, народное восстание приобретает подпольный характер, неизвестная шайка благородных разбойников грабит и сжи­гает помещичьи усадьбы.

2. 600 СйВр. соч. по рус. И мир. лит. 5-11 ХА- Л

О о


Владимир Дубровский влюблен в дочь своего врага, поэто­му отказывается от мести Троекурову. Пушкин усугубляет конфликт свадьбой Маши Троекуровой и пожилого князя Верейского и поддержкой этого брака отцом девушки. Дуб­ровский отчаянно пытается отвоевать свою любовь, но опаз­дывает. Маша обвенчана, Дубровский ранен. Последняя де­таль служит сюжетным оправданием для того, чтобы война повстанцев приняла массовый характер.

А. С. Пушкин изобразил быт и нравы провинциального дворянства с идеализированными моральными и нравствен­ными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность — подлости, щедрость — жадности, любовь — ненависти, сдержанность — разгулам.

В романе раскрыта паразитическая сущность чиновниче­ства, его бесполезность, трусость и извращенность. Добро и благородство, как в сказках, должно побеждать, поэтому Пуш­кин заканчивает роман исчезновением шайки разбойников, оставляя шанс, что, когда время придет, она опять встанет на защиту угнетенных.

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

Тема свободы и изгнания

(По стихотворениям М. Ю. Лермонтова "Тучи" и "Три пальмы")

В стихотворениях М, Ю. Лермонтова "Тучи" и "Три паль­мы" особенно остро чувствуется одиночество от обладания свободой. А что такое свобода? Возможно, это несогласие с тем, что тебя окружает; возможно, холодный и трезвый взгляд на общество и несогласие жить, как все, думать, как все, совер­шать поступки, как все. Это свобода мыслить, свобода дей­ствовать, свобода мечтать и летать. М. Ю. Лермонтов сравни­вает себя с тучами-странниками, но если тучи мчатся над просторами бесцельно, куда гонит ветер, то поэта мчит изгна-


ние. Поэт перечисляет причины, которые могут изгонять сво­бодного:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба лъ открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?

Но нет ответа, и поэт понимает, что только скука и внут­ренний холод гонят тучи, а это, по-моему, не свобода, а прозя­бание.

Восточное сказание "Три пальмы" также пронизано свобо­дой, только три пальмы и ручей не оценили ее:

И стали три пальмы на бога роптать: "На то лъ мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор?.. Не прав твой, о небо, святой приговор!"

Мне кажется, что М. Ю. Лермонтов хотел здесь раскрыть чувства забвения, заброшенности и отчаяния от невостребо­ванности. Бог услышал негодование оазиса, тут же появился большой и яркий караван, гости утолили жажду студеной водой из ручья, отдохнули в тени пальм, а к вечеру, когда "сумрак на землю упал, по корням упругим топор засту­чал, и пали без жизни питомцы столетий!" Насладившись теплом костра, наутро караван отправился в путь.

И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный...

...Иныне все дико и пусто кругомНе шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он проситЕго лишь песок раскаленный заносит...

■Почему пострадали пальмы и ручей, который высохнет?


Потому что всегда нужно ценить свободу, потому что никто со стороны ее не оценит, скорее, уничтожит или искалечит. Внутренняя свобода должна быть тайной одного человека, а не показным достоянием всего общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: