Старая Англия сквозь уменьшительное стекло




(По роману Д. Свифта "Путешествие Гулливера")

Великий английский сатирик Джонатан Свифт прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Жители Ирландии относились к нему с уважением и считали его своим защит­ником. Именно тесное общение с бедными ремесленниками и сельскими жителями дало писателю возможность понять, что народ является создателем истории.

В известном романе "Путешествие Гулливера" Джонатан Свифт в виде сказки, но остро, сатирично описал жизнь, кото­рая его окружала. "Путешествие Гулливера" — это рассказ о современной для писателя Англии в аллегорической форме. Свифт открыто показал, какими в действительности являют­ся король, парламент, мораль и привычки представителей выс­шего общества. Современники увидели в описании выдуман­ной страны Лилипутии множество тонких намеков на анг­лийскую общественность начала XVIII века. Например, чита­тели легко угадывали в войне между Лилипутией и Блефуску напряженные отношения между Англией и Францией, в ли­липутском императоре — короля Георга I, а также многих известных деятелей Англии того времени.

Свифт выдумал маленькую страну, чтобы легче было показать несовершенство государственных устоев Англии. Свифт как писатель-просветитель заявляет, что современная ему Англия — далека от идеала державы. Он сделал смеш­ным лилипутского императора с его претензиями на миро­вое господство. Сквозь физическую уменыпенность этих


людишек острее проступают их жестокость, коварство и сытое довольство собой. Эти черты характера вполне соот­ветствуют императорам и министрам. Например, на высокие посты в Лилипутии назначаются те претенденты, которые выигрывают в соревнованиях танцев на канате, а не те, кто честен, доблестен и честолюбив. Автор очень умело сравни­вает лилипутскую политическую партию с лидерами анг­лийской партии. Политики различаются между собою лишь высотой каблуков, зато ведут жаркую борьбу друг с другом. Еще одна пародия присутствует в этой части "Путешествия Гулливера" — высмеивание протестантской и католической церквей. Они уподобляются сектам, которые спорят, с какой стороны разбивать яйцо.

Гулливер, попав в Лилипутию, сразу же капитулирует: не сопротивляется, позволяет заковать себя в цепи, разговари­вает вежливо, склоняет голову перед императором. Но любая власть не является справедливой. Гулливера обвиняют в измене, и лилипутское правосудие выносит приговор — ос­лепить Человека-Гору. Гулливеру удается бежать. Свифт подчеркивает, что человек, который покорился обстоятель­ствам, превращается в духовного лилипута. Это касается даже одаренных людей. К концу путешествия Гулливер приходит к выводу, что герои человечества — это те, кто борется с тиранией: "С наибольшим удовольствием я ос­танавливал взгляд на людях, которые уничтожали тиранов и узурпаторов, и на тех, кто освобождал угнетенный и обманутый народ".

Никто так строго, как Свифт, не критиковал пороки тех, кто правит миром. Но писатель не видел той силы, которая могла бы преодолеть тягу к злу и насилию. Великий сатирик видел обнищание родной Ирландии и верил в простой народ, в его ум, честность, энергию. В современной Ирландии все происходит "не по Свифту", но это уже другая история.

<* ->


СОЧИНЕНИЯ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ

Наша квартира

(сочинение-описание)

Я живу с родителями в большом новом доме на седьмом этаже. Переехали мы сюда недавно, но уже привыкли к ново­му помещению: оно намного лучше прежнего.

Когда входишь в квартиру, сразу оказываешься в боль­шой и просторной прихожей. Возле одной стены — вешалка и шкаф, возле другой — трюмо. Рядом — дверь в кухню, а с другой стороны, справа, вход в нашу комнату и спальню роди­телей.

Детская комната у нас просторная и светлая, с выходом на лоджию. Хозяйничаем в" детской мы с братом вдвоем. В нашей комнате стоят две кровати: моя и Митина. Левый угол занимают платяной шкаф и шкаф для игрушек и книжек. У нас хорошая библиотека, где собраны самые интересные книжки. Возле стены, справа, стоят письменный стол с книжными полками и тумбочка для магнитофона и телевизора.

За письменным столом я делаю уроки, рисую; честно го­воря, он не всегда выглядит опрятно, поэтому мама иногда сердится на меня.

На книжных полках стоят учебники и книжки из серии "Детская энциклопедия", которые я время от времени люблю перелистывать. Среди книг есть немного свободного места, там у меня лежат- красивые камешки, найденные в горах, горная осока, листья разных растений из Никитского ботани­ческого сада. Все это аккуратно расставлено, и каждое утро, открывая глаза, я вижу эту красоту, которая напоминает, что лето вскоре вернется и мы всей семьей опять поедем к ласко­вому морю.

Еще в нашей комнате много игрушек, которые я подарил Мите, но он никак не привыкнет к тому, что их нужно убирать.


Теперь вы представляете, как выглядит моя квартира. Приходите к нам в гости и увидите, как у нас чисто и уютно.

Комната моей подруги

(сочинение-описание)

Мы с Оксаной, моей одноклассницей, дружим уже восемь лет, и я часто хожу к ней в гости. Мне очень нравится бывать у нее дома, потому что там я чувствую себя спо­койно и уютно.

Комната Оксаны аккуратная, светлая, скромно меблиро­ванная. Возле окна стоит письменный стол и два стула. На столе - вазочка с карандашами и фломастерами, фотогра­фия в старинной рамке, несколько тетрадей и любимая книга. Недалеко от двери - швейная машинка, ведь Окса­на — настоящая мастерица. С первого класса она шьет и моделирует одежду. Сначала она делала это для кукол, а теперь — и для себя. Напротив машинки — диван-кровать, застеленная синим покрывалом. На диване сидит любимая кукла Маша, с которой Оксана уже давно не играет, но продолжает шить ей красивые наряды.

В левом углу комнаты стоит старинный книжный шкаф, на полках которого аккуратно сложены учебники, художе­ственные книги, альбомы с фотографиями.

В правом углу - платяной шкаф. На полу лежит темно-зеленый ковер, на котором Оксана часто раскладыва­ет свои выкройки, рисунки новых моделей одежды и жур­налы.

Окна комнаты украшают шторы из прозрачной голубой ткани. Мне кажется, что все здесь соответствует характеру хозяйки, поэтому в комнате так уютно.

•$■■»♦


Дыхание осени

(сочинение-описание)

Незаметно промелькнуло беззаботное знойное лето, и сен­тябрь стал полноправным хозяином в лесах, полях, на реч­ках и озерах. Ранним утром уже очень холодно, а днем сол­нышко еще пригревает, напоминая о лете. Отдыхают после продолжительной тяжелой работы поля. Отдали хозяевам свой щедрый урожай сады. Во всем чувствуется холодное дыхание осени.

Серое нёбо все чаще затягивают тучи, и накрапывает мел­кий надоедливый дождь.

Словно о чем-то задумавшись, стоит грустный и молча­ливый лес. Вскоре деревья лишатся своего пышного убран­ства и откроют свои ветви холодным дождям и вьюгам. Медленно кружится в воздухе кленовый листок. Старый дуб печально поскрипывает на опушке, как будто задумался перед продолжительным зимним сном. Возле покрытого мхом трухлявого пенька выстроились в ряд стройные опя­та. Здесь их видимо-невидимо, и все так и просятся в корзину.

Трава пожелтела и наклонилась к земле, только малень­кие бледно-красные звездочки вереска радуют глаз.

Высоко в небе делают прощальный круг стаи журавлей. Они летят на юг и печально курлычут, напоминая в послед­ний раз, что пришла осень.

В такую минуту к нам в душу заглядывает светлая пе­чаль, и мы грустим и думаем о смысле жизни и своем пред­назначении на этой удивительной земле.

Летний день

(сочинение-описание)

Восход солнца летом ранний. От прикосновения солнеч­ных лучей пробуждается природа: весело щебечут птицы, ли­ства разворачивает к солнцу свои ладони, радостно порхают


яркие бабочки, начинают работу муравьи, жучки. Плоды по­крываются румянцем от соприкосновения с теплыми и лас­ковыми лучами. И травы, питаясь земными соками, набирают силу, поднимаются к солнцу.

К середине дня солнце зависает в зените, воздух раска­ляется, поэтому лучше играть в тени или же купаться в водоеме.

К вечеру жара спадает. Солнышко устало и уходит, усту­пает место раннему месяцу. Они некоторое время видны на небе одновременно. Затем к месяцу постепенно присоединя­ются первые звезды, небо становится темнее, глубже. Легкий ветерок убаюкивает листву до завтрашнего рассвета, птицы и дневные бабочки, жучки и муравьи прячутся, а на смену им вылетают ночные бабочки и комары.

В. Васнецов. "Богатыри*'

(сочинение по картине)

Виктор Михайлович Васнецов — знаменитый русский ху­дожник-передвижник, автор жанровых картин, лирических и монументально-эпических полотен на тему русской истории, народных былин и сказок. Одним из наиболее известных произведений Васнецова является картина "Богатыри".

Художник изобразил на картине трех былинных богаты­рей — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Попови­ча. Они стоят в конном дозоре, оберегая Русь от нашествия врагов -кочевников.

Каждого из персонажей картины Васнецов наделил ха­рактером, каждому придал индивидуальные черты. Вот в центре Илья Муромец, в кольчуге и шлеме, вооруженный железной палицей, копьем и щитом. Из-под рук* зорко всматривается богатырь в степные просторы. Могуч Илья Муромец, могуч его вороной конь. Справа от Ильи — любимец русского народа Добрыня Никитич. Он одет очень нарядно: у него узорчатый шлем, шитые сапоги, сверкающие доспехи, червленый щит, меч. Богатырь нетерпеливо сжимает руко-


ятку меча: быть бранной потехе! Слева от Ильи самый младший из трех богатырей - Алеша Попович. Юный богатырь держит наготове лук, снаряженный стрелой. Но не только воин Алеша Попович - на боку у него гусли. В краткие минуты отдыха Алеша радует побратимов веселы­ми звонкими песнями.

В образе трех богатырей Васнецов воплотил извечную мечту русского народа о непобедимом и справедливом защитнике. Множество былин сложено об Илье Муромце, Добрыне Ники­тиче и Алеше Поповиче. Каждый, кто читает их, по-разному представляет себе героев-богатырей. И только огромный та­лант Виктора Михайловича Васнецова позволил нам как бы воочию увидеть мужественных бесстрашных богатырей, обра­зы которых с такой художественной силой воплощены в рус­ском фольклоре.

И. Левитан. "Золотая осень"

(сочинение по картине)

В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан во­шел прежде всего как пейзажист. Левитан — создатель так называемого "пейзажа настроения". Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почув­ствовать всю прелесть окружающего мира.

На картине "Золотая осень" мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряет­ся река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими ли­стьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки — ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляют­ся осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое не­бо с белыми облаками. Осенний день, изображенный худож­ником, полон света. В картине преобладают жизне­радостные светлые тона. Почти на линии горизонта за-


метны очертания далеких строений, леса, полей, засеянных озимью.

Пейзаж "Золотая осень" изображает самое лирическое из времен года. "Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса", — так сказал о золотой осени Алек­сандр Сергеевич Пушкин. Наверное, именно эти сроки повто­рял про себя Исаак Левитан, работая над своими знамениты­ми пейзажами. Художник понимал осень прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не на­вевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть.

Глядя на картину "Золотая осень", зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе, дарящей нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

Горе-рыбак и рыбачка

(сочинение-рассказ)

Как-то летом мы всей семьёй поехали на рыбалку. Пока мы с папой разбирали снасти, мама собирала поблизости хворост. Папа расставил удочки, а мы с мамой развели костер.

Рассвет уже отступил, уводя за собой туман. Поплавки мирно покачивались на воде, не предвещая никакой поклев­ки. Я немного заскучал и пошел к костру. Мама сидела на берегу, любуясь яркими солнечными бликами на воде, а папа периодически проверял наживки на крючках и называл нас горе-рыбаками. А потом мама попросила у папы удочку, на­садила на крючок наживку и забросила в воду. Не прошло и минуты, как поплавок требовательно запрыгал на воде, мы подбежали к маме, подсказывая ей, как подсечь рыбу. И мама вытащила небольшого карася, возмущенно бьющего хвостом. Папа немного подумал и предложил маме насадить наживку на все крючки. Вот тут-то и началась у нас настоящая ры­балка.


Вечером, когда мы ели настоящую уху, приготовленную на костре, папа сказал, что больше без мамы на рыбалку не по­едет, так как он и раньше слышал, что женщины — удачли­вые рыболовы, а сегодня в этом убедился.

Удивительное — рядом

(сочинение-рассказ)

Летом я с родителями отдыхал в лесу. Мы поселились на базе отдыха. Наш домик находился среди сосен, их лапы заглядывали в наши окна. Выглянув рано утром в окно, я видел рыжих белок, перескакивающих с сосны на сосну. Если они были голодны, то опускались на землю.

Каждый раз, когда мы отправлялись в глубь леса на поиски грибов и ягод, птицы тревожно вскрикивали, и по макушкам елей звук уходил далеко-далеко, передаваясь по цепочке. Я предположил, что птицы, которые находятся ближе к нам, предупреждают других, что в их направлении движутся люди. Они подают сигнал тревоги. Мама с папой подтвердили мою мысль. А папа сказал, что люди часто из-за своей халатности устраивают лесные пожары или разоряют птичьи гнезда, поэтому лесные жители боятся человека.

Мне было обидно и больно за людей, которые делают это, но я был рад, что заметил беспокойное поведение птиц. В дальнейшем я постараюсь их не пугать и не тревожить. На­блюдать за природой можно, не разрушая ее.

Мой друг Алеша

(сочинение-заметка в газету)

У меня есть друг Алеша, который с семи лет занимает­ся боксом. Он намного сильнее и выше меня. В нашем дворе мальчики его не трогают, но со всеми остальными задираются.

е-


Однажды вечером я возвращался от бабушки, и в под­воротне встретил Шурку с ватагой. Они отобрали у меня бабушкины гостинцы, рассыпали пирожки и стали подбра­сывать их ногами. Я бросился на Шурку, забыв о страхе. Просто я представил мою бабушку, которая простояла це­лый день на кухне, сколько труда она вложила в гостинец. На помощь мне пришел Алешка. Опомнился я только тогда, когда мальчишки разбежались, а рядом со мной возились Шурка с Алешкой. Алеша держал Шурку за шиворот, приговаривая, что чужой труд нужно уважать, а хлеб — беречь. Когда зареванный Шурка убежал, мы молчали, нам не нужны были слова, мы друг друга понимали.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: